Напоминание

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в свет реализации ФГОС ОО»


Автор: Лошакова Марина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 27 им.А.А. Дейнеки"
Населённый пункт: город Курск,Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в свет реализации ФГОС ОО»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в

свет реализации ФГОС ОО»

ФГОС ОО – это совокупность требований обязательных при реализации

основной

образовательной

программы.

Одно

из

основных

требований

стандартов второго поколения имеет идеологическую основу. Идеологической

основой является концепция духовно – нравственного развития учащихся.

Она определяет:

- систему базовых национальных ценностей;

- современное национальное воспитание идеалов.

Цели и задачи данного развития в единстве учебной и внеурочной

деятельности.

Базовой национальной ценностью Российского общества являются труд и

творчество.

И этой теме мы посвятим сегодняшний семинар.

Целью современного образования является воспитание и педагогическая

поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,

инициативного и компетентного гражданина России.

Традиционно на уроках учитель показывает приёмы работы, а ученик

повторяет эти действия. Такая деятельность носит репродуктивный характер и

не способствует развитию творческих способностей учащихся.

Современная система образования выдвигает перед учителем задачу

воспитания

свободной

творческой,

культурной,

и

активной

личности.

Большоеместо в этом отводится школе. И именно на уроках технологии эти

задачи наиболее выполнимы, так как эти занятия позволяют воспитывать

творческое отношение к труду, любовь к делу, стремление к познанию его

особенностей, побуждают учащихся попробовать свои силы, добиться успеха. В

процессе формирования творческого отношения к труду вырабатывают такие

качества,

как

настойчивость,

любознательность,

целеустремлённость,

инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод

выполнения работы, без этих качеств невозможен процесс творчества.

Для формирования творческой личности необходимо:

-развивать творческую активность;

-включать учащихся в творческий процесс;

-вносить проблемность в учебный процесс;

-развивать самостоятельность и критичность мышления.

Развитию творческих способностей учащихся способствуют:

-мотивация к творческой деятельности;

-стремление к самообразованию и самовоспитанию;

-приоритет творческой деятельности;

-согласование педагогического процесса и индивидуальных особенностей

учащихся;

-выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество

учащихся.

Какими

качествами

должен

обладать

человек,

чтобы

стать

творческой личностью?

-уметь поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её

достижению;

-планировать и осуществлять самоконтроль;

-находить и решать возникшую проблему.

Вот эти качества и надо развивать для раскрытия творческого потенциала

учащихся.

Каким образом в своей педагогической деятельности я стараюсь развить в

учащихся эти качества?

Последние годы характеризуются движением за возрождение лучших

традиций национальной культуры, в

основе которой лежит народное

творчество. В основе моей деятельности – концепция развития и воспитания

личности посредством приобщения к искусству русского народного творчества.

Такие виды деятельности, как народная вышивка, вязание, лоскутная техника,

знакомство с русским женским национальным костюмом дают возможность

достичь цели и решить задачи, позволяющие формировать у детей нравственные

личностные качества, развивать творческие способности, воспитывать любовь к

предмету и родине, творческому выполнению работы. В результате такого

воспитания закладывается фундамент будущего процветания, растут творческие,

инициативные, приспособленные к жизни и работе граждане.

Учебный воспитательный процесс организую в сочетании основного и

дополнительного образования (фильм).

Через формирование положительной мотивации учебной деятельности

учащихся на уроках технологии. Для этого использую наглядные пособия,

образцы готовых изделий, сделанные

моими руками и руками учащихся.

Наибольший интерес вызывают, конечно, изделия,выполненные руками детей

(слайды образцов изделий). Демонстрация детских работ помогает ребёнку

утвердиться в своих силах, т.е. «я тоже смогу это сделать!» Очень хорошо

помогает в работе в этом направлении дни «самоуправления», когда дети

старших классов дают уроки младшим. Такой приём помогает мотивировать

учеников посещать кружки и внеурочные занятия, где учащиеся старших

классов могут работать вместе с младшими. По моему мнению, приём обучения

«дети-детям» самый лучший для достижения цели – мотивации. Детям очень

интересно общаться. При таком общении старшие самоутверждаются в своей

деятельности, а для младших появляется хорошая мотивация для дальнейшей

работы.

Я работаю с детьми разных возрастов от 5 до 8 класса на уроках и от 5 до

11 на внеурочных занятиях. В этом возрасте у ребёнка есть сильные мотивы,

вызывающие

желание

учиться,

преодолевать

трудности

и

настойчиво

продвигаться вперёд. Заинтересовать подростков, ввести их в мир труда и

творчества. На уроках технологии это возможно, выполняя творческие задания

по созданию материальных ценностей.

В чём же ценность тех материальных благ, которые изготавливают

учащиеся?

На уроках и внеурочных занятиях по технологии учащиеся выполняют

творческие проекты, которые имеют социальную значимость.

(слайды,

концертные костюмы, коллекция.)

Учащиеся

старших

классов

создают

костюмы

для

выступлений

хореографического ансамбля младших классов, для сказок, которые ставят для

младшей школы, для проведения линеек, выпускных вечеров, концертов для

взрослых («День матери»).

В процессе работы над костюмами дети получают консультации у

учителей-предметников, (фрагмент фильма) например, при работе над эскизами

к костюмам получают консультацию учителя ИЗОо том, какой цвет подобрать

для отделки, как выполнить эскиз для вышивки и т.д.

Создавая

материальные

блага,

костюмы,

учащиеся

погружаются

в

творческий процесс, в ходе которого они учатся ставить цели и задачи, решать

их,

планировать,

учатся

задавать

вопросы

и

получать

ответы

через

сотрудничество с учителями, учатся работать в коллективе разного возраста,

помогая нам, учителям, воспитывать и обучать младших детей, так как работает

система: научился сам – научи другого.

Принимая участие в работе программы «Дети – детям» мы получаем ответ

на поставленный вопрос о создании материальных благ – это творческая работа

на благо общества, получем от этого духовное удовлетворение.



В раздел образования