Автор: Дёмышева Юлия Эмилевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 33 с УИАЯ " г.Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Рабочая Магнитка в творчестве Б.А.Ручьева
Тема: Региональный компонент на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Экскурсия « Рабочая Магнитка в творчестве Б.А.Ручьева»
Задачи:
- Повысить интерес к творчеству писателя
- Привить интерес к труду и рабочим профессиям
-Показывать важность труда;
-Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
- Развивать чувство патриотизма
Целевая аудитория: ученики 11 классов.
Мероприятие проводится в форме экскурсии. Рекомендовано проводить урок накануне празд
ника труда 1-го мая. Ребята посещают Музей квартиру Бориса Ручьёва (мемориальный музей, яв
ляющийся литературным отделом Магнитогорского краеведческого музея). Содержит экспозиции,
посвящённые жизни и творчеству Бориса Ручьёва, а также истории и сегодняшнему дню литератур
ной жизни Магнитогорска.
Музей расположен по адресу пр. Ленина, дом 69, квартира 1.Это последний адрес по которо
му проживал писатель в г. Магнитогорске .Музей-квартира Бориса Ручьёва является первым мемори
альным музеем Челябинской области, а также единственным литературным музеем на Южном Ура
ле. В 1973 г., после смерти Бориса Ручьева (настоящ. фамилия Кривощеков), литературная обще
ственность выступила с инициативой увековечить память о поэте. Постановлением Магнитогорско
го городского Совета депутатов трудящихся от 15.11.1974 г. решено «открыть музей-квартиру Б.А.
Ручьева», а 25 июня 1975 г. музей распахнул свои двери для посетителей.
Экспозиция музея размещена в квартире, где в 1960–1973 гг. жил Б. А. Ручьев. Сюда он вер
нулся после реабилитации из ссылки. Здесь часто собирались писатели Магнитогорска. Разработчи
ками первой экспозиции были научные сотрудники Магнитогорского историко-краеведческого музея
Н. В. Богачева и О. А. Гакина при непосредственном участии вдовы поэта Л. Н. Ручьевой. Планиров
ка трехкомнатной квартиры площадью 72, 3 кв. м не изменена.
Ученики к занятию готовят стихотворения и отрывки стихотворений о Магнитогорске наи
зусть, экскурсия заканчивается поэтическими чтениями.
Ход занятия
1.
Мероприятие начинается с проверки присутствия студентов и с инструктажа.
2. Мотивация познавательной деятельности. В коридоре квартиры автора начинается экскур
сия .Учитель: «Ребята сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Я предлагаю вер
нуться в начало 20 го столетия и окунуться в Рабочую Магнитку , а сделать нам это поможет
творчество Бориса Александровича Ручьева!»
3.
Знакомство с экскурсоводом. Наталья Троицкая, заведующая литературным
отделом Магнитогорского историко-краеведческого музея. Наталья Троицкая связала
свою жизнь с литературным краеведением, а именно творчеством уральских поэтов,
еще работая во дворце пионеров и школьников. И вот уже десять лет назад она при
шла работать в музей-квартиру Бориса Ручьёва, являющийся литературным отделом
Магнитогорского краеведческого музея. Сегодня жизнь Натальи Григорьевны тесно
переплелась с судьбами многих магнитогорских поэтов. По ее мнению, именно в их
стихах отражена душа нашего города.
4.
Ознакомление с жизнью и творчеством автора.(«
Для того, чтобы понять о чем
пишет Борис Ручьев, нам нужно узнать его биографию...) Проводится экскурсоводом в комнате в
которой располагается Бюст Бориса Александровича.
5. Когда класс проходит в кабинет автора начинается разговор на основную тему. Учитель:
«Что же мы с вами можем сказать о творчестве поэта ,посвященному родному городу? В стихах
Бориса Ручьева одна из основных тем «Рабочая Магнитка» , у писателя ярко представлен главный
герой – это уральский труженик. Ребята подскажите кого же относит к труженикам Урала
поэт? Главные герои, люди труда, у Бориса Ручьева (какие?)» Ребята к уроку должны подготовить
стихотворения, исходя из этого , учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Далее экскурсовод приводит факты биографии, объясняющие обращение к теме тружеников.
Одновременно демонстрируя личную печатную машинку автора и прочие вещи.
6. Когда класс проследовал в библиотеку Бориса Александровича, экскурсовод плавно пере-
ходит на рассказы о ссылке Ручьева, о последних годах жизни поэта и о сборниках созданных твор-
цом.
7. Учитель, становясь возле экспоната-календаря, открытом на дате смерти Ручьева : «Для
того чтобы почтить память великого летописца нашего края, предлагаю вам ребята проде
монстрировать то ,что вы подготовили».
8. Экскурсия заканчивается поэтическими чтениями ребят следующих стихотворений: «Инду
стрия — вечный мой город...», « Баллада об экскаваторе», «Слово мастеру Джемсу», «Артель-бри
гада», «Атака», «Дополнение к анкете».
Учитель: «В произведениях , которые вы прочитали отчетливо ощущается внимание к вну
треннему миру человека труда, интерес к тем изменениям, которые происходят в сознании и психо
логии вчерашнего крестьянина, пришедшего на стройку. Лирический герой его произведений - рядо
вой труженик вместил в себя судьбу целого поколения .»
9. Ребята благодарят сотрудника музея. Урок заканчивается.