Автор: Тхакохова Алина Ауесовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Решение тригонометрических уравнений"
Раздел: среднее образование
Открытый урок
«Решение
тригонометрических уравнений»
Учитель математики МБОУ СОШ №22
Тхакохова А.А.
Тема урока
:
«Решение тригонометрических уравнений»
Тип урока: урок-консультация.
Цели и задачи урока:
1) образовательные – отработать умения систематизировать, обобщать знания, полученные
в процессе изучения темы, применять их к решению задач; решать тригонометрические урав-
нения, используя различные приемы и способы; отработать умение применять справочные
материалы;
2) развивающие – развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, уме-
ние делать выводы и обобщения;
3) воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство
ответственности, умение видеть и достигать цель.
Оборудование урока: магнитная доска, карточки; компьютер для демонстрации презента-
ций; тетради; таблицы по тригонометрии:
а) таблица значений тригонометрических функций некоторых углов;
б) формулы решения простейших тригонометрических уравнений (в том числе частные про-
стейшие тригонометрические уравнения);
в) основные формулы тригонометрии.
Содержание урока.
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
I.
Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место,
внешний вид); организация внимания.
Готовятся к уроку.
II.
Исторические сведения.
Задача: поддержать интерес к изучаемому предмету.
Слово тригонометрия происходит от двух греческих слов: тригонон – треугольник
и метрейн – измерять и в буквальном переводе означает измерение треугольников.
Градусное измерение углов возникло в Древнем Вавилоне (в середине II тысячеле-
тия до нашей эры). Вавилонская система измерения углов оказалась достаточно удобной,
и ее применяли и сохранили математики Древней Греции и Рима (Гиппарх, Птолемей,
Пифагор).
Принятая сегодня система обозначения величин углов получила широкое распро-
странение на рубеже XVI–XVII веков; ею уже пользовались известные астрономы Нико-
лай Коперник и Тихо Браге.
Синус – латинское слово и означает изгиб, кривизна; косинус – «дополнительный
синус» или синус дополнительной дуги
. Термины «тангенс» (в
буквальном переводе – «касающийся») и «котангенс» произошли от латинского языка и
появились в Европе значительно позднее. Среднеазиатские ученые называли соответ-
ствующие линии «тенями»: котангенс – «первой тенью», тангенс – «второй тенью».
Современный вид тригонометрия получила благодаря крупнейшему математику
XVIII столетия Леонарду Эйлеру (1707 – 1783), швейцарцу по происхождению. Долгие
годы он работал в России и являлся членом Петербургской Академии наук. Именно Эй-
лер впервые ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматри-
вать функции произвольного угла, получил формулы приведения.
В настоящее время тригонометрия является одним их основных разделов совре-
менной математической науки.
III.
Актуализация опорных знаний и умений.
Задачи: повторить основные понятия, связанные с решением тригонометрических
уравнений; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в области решения
тригонометрических уравнений.
1.
А теперь мы проведем небольшую устную разминку. Послушайте предысторию:
«Ученик решил отправить на автобусе за город в лес. Прибыв на место он пустился на
поиски грибов. Вечерело. Стало темнеть, и он стал плутать». У вас на столе лежит карта
местности, по которой бродил ученик. Ваша задача состоит в том, чтобы решая пример
за примером и двигаясь в том направлении, угол который вы найдете, выяснить, куда же
вышел горе-путешественник.
2.
Обратим свое внимание на опорный конспект. С помощью этого конспекта
определите, какие из предложенных вам уравнений не имеют корней и почему?
1) sin x = 0; 2) cos x =
; 3) tg x = 2; 4) sin x = 1,5; 5) cos x = -2.
3. Давайте обратим внимание на решения уравнений, которые вам предложены. Пра-
вильно ли решено это уравнение?
Пример 1.
.
Разделим обе части уравнения на 4.
,
.
Пример 2.
.
Разделим обе части уравнения на
.
,
,
уравнение не имеет корней, так как
.
Учитель предлагает найти ошибку при решении этих уравнений и исправить ее, выясня-
ет в каком случае можно производить деление на
без потери корней.
Учащиеся работают в
парах.
Учащиеся поднимают
руки и дают ответы с
комментариями.
Ошибка заключена в
делении на 4.
Ошибка заключена в
делении на выраже-
ние, содержащее
переменную.
IV.
Постановка учебной задачи.
Задача: повторить методы решения тригонометрических уравнений.
Обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с запи-
сью тригонометрических уравнений, и предлагает учащимся назвать способы решения
уравнений.
По способу решения тригонометрические уравнения можно классифицировать
следующим образом:
- уравнения, сводящиеся к квадратным;
- уравнения, решаемые путем разложения на множители;
- однородные тригонометрические уравнения;
- уравнения, решаемые с помощью тождественных преобразований.
Учащиеся перечисля-
ют способы решения
тригонометрических
уравнений.
V.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
Задача: проверить умение учащихся решать тригонометрические уравнения, выби-
рая оптимальный способ решения.
Решите уравнение:
I ряд.
(МГУ, геологический ф-т, 2004 г.)
II ряд.
(ЕГЭ, 2002 г.)
III ряд.
(учебно-тренировочные материалы к ЕГЭ, 2004 г.)
IV ряд.
(ЕГЭ, 2003 г.)
Решение уравнений проверяются с помощью компьютера.
Учащиеся решают
самостоятельно, затем
выполняется проверка
с помощью компью-
тера.
VI.
Изложение нового материала.
Задачи: показать учащимся нетрадиционный способ решения тригонометрических
уравнений.
Пример 1.
Предлагаю решить вам следующее уравнение
.
Изложение учителя.
Использование тригонометрических формул не упростит уравнение.
Решение некоторых тригонометрических уравнений может быть основано на неравен-
ствах
,
.
Так как наибольшее значение, которое могут принять функции
и
равно
1, то уравнение равносильно системе уравнений
Решим каждое уравнение.
,
,
.
.
Все корни первого уравнения являются корнями второго (
).
,
,
,
.
Следовательно, решением исходного уравнения является множество
.
Ответ:
.
Таким образом, тригонометрические уравнения можно решать с помощью оценки их
левой и правой частей.
Пример 2.
Решим уравнение
.
Решение. О.Д.З.:
,
.
Упростим исходное уравнение, применив тригонометрические формулы.
,
,
,
,
.
Это уравнение может иметь решение только в том случае, когда
.
1)
Если
, то
, тогда
.
2)
Если
, то
, тогда
, а
.
Таким образом, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений
и
.
Следовательно, корнями исходного уравнения являются числа
.
Ответ:
.
Пример 3.
Решите уравнение
.
Решение. Заметим, что
.
Поэтому, если
, то
.
Тогда исходное уравнение примет вид:
,
,
,
Учащиеся отвечают
на текущие вопросы.
,
.
1)
Если
, то
.
,
,
,
.
2)
Если
, то
.
.
Аналогично:
,
,
.
Ответ:
;
.
Таким образом, при решении тригонометрических уравнений иногда используют такую
замену переменной, как
или
.
VI.
Закрепления нового материала.
Задачи
:
закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.
Предлагает учащимся назвать вид уравнения и способ решения уравнений:
а)
; – однородное уравнение (
).
б)
; – ур-е, решаемое путем разложения на
множ.
в)
; – ур-е, сводящееся к квадратным (замена
пер.).
г)
; – ур-е, решаемое с пом. триг. преобразова-
ний
д)
. – однородное уравнение (
).
Учащиеся называют
вид уравнения и
способ решения.
VII. Постановка домашнего задания.
Задача: закрепить умение решать тригонометрические уравнения, выбирая подхо-
дящий способ решения.
Решите уравнения:
1.
.
2.
.
3. Подберите уравнение, которое имеет нестандартный способ решения и решите его.