Напоминание

"Специфика проявления музыкальной одаренности в детском возрасте"


Автор: Проскурина Марина Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика проявления музыкальной одаренности в детском возрасте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика проявления музыкальной одаренности

в детском возрасте

Проскурина Марина Владимировна,

преподаватель по классу фортепиано

МАУДО «Детская музыкальная школа №1»

г. Набережные Челны

Одаренность – от слова «дар»; ее понимают по-разному: «Божий дар»,

дар природы, дар, переданный генетически из поколения в поколение. Это

возможности, которые даны человеку сверх жизненно важных функций,

возможности

редкие,

уникальные,

отличающие

его

от

«среднестатистической» личности [12, 42].

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех учащихся,

которые в силу неординарных способностей демонстрируют высокие

достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

Их перспективы определяются уровнем достижений и (или) потенциальными

возможностями в одной или нескольких сферах. Одаренность – «качественно

своеобразное

сочетание

способностей,

обеспечивающее

успешность

выполнения деятельности; совокупность задатков, природных данных,

характеристика

степени

выраженности

и

своеобразия

природных

предпосылок способностей; талантливость, наличие внутренних условий для

выдающихся

достижений

в

деятельности;

целостная

индивидуальная

характеристика познавательных возможностей и способностей к учению» [9,

с. 247].

Одаренность может проявиться в разном возрасте. Особое внимание

психологов и педагогов привлекается к сложности феномена детской

одаренности, специфике проявления одаренности в детском возрасте

1

:

детская

одаренность

может

проявляться

как

закономерность

возрастного развития, поскольку каждый детский возраст имеет свои

предпосылки развития способностей, а возрастной фактор может создавать

видимость

одаренности

в

виде

ускоренного

развития

определенных

психических функций, специализации интересов;

одаренные

дети

далеко

не

всегда

стремятся

показывать

свои

достижения перед окружающими; она часто проявляется в успешности

деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер;

одаренность,

проявляемая

ребенком,

не гарантирует проявления

одаренности во взрослом возрасте; детская одаренность может «угаснуть»

под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного

поведения, типа семейного воспитания;

детская одаренность нередко проявляется в виде неравномерности

(рассогласованности) психического развития: по одним признакам ребенок

1 Рабочая концепция одаренности. / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др.

– 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая

программа «Одаренные дети». – 2003. – С. 8-11.

может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в

психическом развитии;

проявление детской одаренности часто трудно отличить от степени

социализации, которая является результатом более благоприятных условий

жизни конкретного ребенка.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило,

до семи лет: у одаренных детей они наиболее часто проявляются между

тремя и пятью годами, у способных (обладающих хорошими музыкальными

данными) – обычно между пятью и семью годами. Так, С. Рахманинов в

четыре года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Рихард

Штраус в четыре года начал учиться на фортепиано, а в шесть был уже

автором увертюры для оркестра.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально

одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого

раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении

любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо

различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно

интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и

выучиваются писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот,

интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты

с

листа,

притом

воспроизведение

нотного

текста

сразу

отличается

осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми,

нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих

музыкальных предпочтениях [8, 284-285].

Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с

абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей

абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех

случаях у одаренного ребенка вырабатывается индивидуализированное,

тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одаренные

дети

способны

с

необычайной

интенсивностью

концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том

числе и общение с окружающими.

Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и

прочным запоминанием музыки. У них рано проявляется способность

подбирать на инструменте по слуху. К четырем годам такие дети зачастую

играют по слуху сразу двумя руками (с гармонизацией). Для всех

музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лет характерно

стремление воспроизводить на инструменте все слышимое (композитор А.

Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году

жизни, а говорить начал поздно – на шестом году) [8, 285].

Сравнительно

легко

одаренные

дети

овладевают

двигательной

техникой,

зачастую

на

нескольких

музыкальных

инструментах

одновременно.

С

четырех-пяти

лет

у

них

наблюдается

склонность

импровизировать (фантазировать за инструментом). Вскоре после начала

систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои

сочинения.

Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в

отличие от других детей) начинают остро чувствовать различие между

прекрасным и приятным. Примерно к этому же возрасту они отдают себе

отчет в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального

дарования.

Важно

то,

что

музыкальные

проявления

одаренных

детей

самопроизвольны

и

практически

никак

не

связаны

со

специальным

обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает

толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные

дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они

выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По

внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые; они

скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели

обгоняют его.

Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами,

которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью,

рефлексивностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной

зависимостью от матери (от отца, от педагога). Музыкально одаренные

девочки,

напротив,

чаще

обладают

чертами

«мальчишескими»:

они

независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению [8,

286-287].

Спокойные,

эмоционально

сдержанные

дети

при

блестящих

музыкальных способностях иногда могут быть равнодушны к музыке и

музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в

подростковом возрасте. Эмоционально неуравновешенные дети, наоборот,

могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» –

ребенка очень возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми

он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне. Это

заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.

В музыке труднее, чем в других видах деятельности, принять за яркую

одаренность специфическую одаренность детства с присущим ей сочетанием

двигательной пластичности, эмоциональной реактивности, обучаемости

ребенка, буйного воображения и стремления выразить себя. Хотя исключить

этого нельзя. Нельзя отрицать и того, что в музыкально одаренных детях

ярко индивидуальное и раннее проявление музыкальной одаренности

сочетается с такого рода одаренностью детства [8, 293-294].

Среди музыкально одаренных детей выделяются два типа: виртуозно

одаренные и музыкально одаренные. Термины условные – это не означает,

что маленькие виртуозы не музыкальны. Просто их отличает почти

феноменальная музыкально-двигательная обучаемость. Но в собственно

музыкальном отношении их исполнение может быть поверхностным,

подражательным, имитирующим глубокое музыкальное чувствование и

понимание. Музыкально одаренные дети второго типа феноменально

музыкальны и могут не иметь ярко выраженного виртуозного дарования,

хотя по темпам освоения инструмента они, как правило, опережают своих

сверстников.

При той невероятной обучаемости, которой отличаются музыкально

одаренные дети, именно характер и процесс обучения таят в себе

потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе

оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не

игнорировались, но и не эксплуатировались. Успешность и уровень

достижений одаренного ребенка часто превышают все ожидания взрослых.

Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую

направленность. Педагоги стремятся максимально раскрыть и развить все

потенциальные возможности ребенка в данной области, не замечая, как от

интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое

ограничение развития; узко направленное и чрезмерно интенсивное обучение

подавляет обучаемость.

Еще одна важная проблема обучения музыкально одаренных детей

коренится

в

объективном

разрыве

между

их

«хронологическим»

и

«профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает

над труднейшими произведениями, которые намного выше его – не

технических и даже художественных – а личностно-психологических,

духовных возможностей. Отсюда одаренное имитаторство часто остается

единственным выходом из скрытого тупика. Здесь способности в своем

развитии слишком рано подгоняются к профессиональным требованиям

деятельности. Рано или поздно узко сфокусированное обучение вынужденно

обнаруживает

«предел»

музыкально-профессионального

развития.

В

искусстве

же

человек

не

должен

приспосабливаться

к

требованиям

деятельности. Он должен искать себя в ней, отталкиваясь не от предела и

наличного уровня своих способностей, о от любви к своему делу и желания

совершенствовать его, а не себя [8, 298-299].

Грамотная работа с одаренными детьми, создание оптимальной среды

для обучения и развития творческой личности очень значимы, чтобы не

«потерять» одаренных детей, а в будущем – талантливых взрослых.

Главное в работе с одаренными детьми – это понять и принять их

такими, какие они есть, – с талантами и недостатками, позволить им

поделиться с педагогом своими открытиями, сомнениями и трудностями.

Использованная литература

1. Артамонова Е.Г. Груз избранности или дар во благо? // Народное

образование. №6, 2013. – С. 53-56.

2. Беляев А.В. Социализация и воспитание детей опережающего

развития // Педагогика. №2, 2013. – С. 67-73.

3. Габдулхаков В.Ф. Одаренный школьник и современный учитель:

технологии и модели взаимодействия // Народное образование. №1-2, 2018. –

С. 71-75.

4. Запалацкая В.С.

Работа с одаренными детьми в контексте

полисубъектного подхода // Педагогика. № 8, 2015. – С. 122-124.

5. Запалацкая В.С., Сергеева Т.Ф. Проблема одаренности в контексте

современных психологических теорий // Педагогика. №4, 2017. – С. 28-33.

6.

Мылова

И.Б.

Одаренные

дети:

современная

отечественная

методология // Народное образование. № 4-5, 2016. – С. 178-188.

7. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

8. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса.

– М.: Академия, 1996. – 416 с.

9. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.

Ярошевского. – М.: Политиздат,1990. – 494 с.

10. Сусликова О.Н. Подготовка педагогов к работе с одаренными

детьми // Народное образование. №8, 2014. – С. 168-173.

11. Цветочникова Т.П. Система работы с одаренными учащимися //

Начальная школа. №12, 2012. – С. 60-62.

12. Щербакова М. Виды художественной одаренности. Из опыта

занятий по художественной росписи ткани // Искусство в школе. №4, 2012. –

С. 42-45.



В раздел образования