Автор: Проскурина Марина Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика проявления музыкальной одаренности в детском возрасте"
Раздел: дополнительное образование
Специфика проявления музыкальной одаренности
в детском возрасте
Проскурина Марина Владимировна,
преподаватель по классу фортепиано
МАУДО «Детская музыкальная школа №1»
г. Набережные Челны
Одаренность – от слова «дар»; ее понимают по-разному: «Божий дар»,
дар природы, дар, переданный генетически из поколения в поколение. Это
возможности, которые даны человеку сверх жизненно важных функций,
возможности
редкие,
уникальные,
отличающие
его
от
«среднестатистической» личности [12, 42].
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех учащихся,
которые в силу неординарных способностей демонстрируют высокие
достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах.
Их перспективы определяются уровнем достижений и (или) потенциальными
возможностями в одной или нескольких сферах. Одаренность – «качественно
своеобразное
сочетание
способностей,
обеспечивающее
успешность
выполнения деятельности; совокупность задатков, природных данных,
характеристика
степени
выраженности
и
своеобразия
природных
предпосылок способностей; талантливость, наличие внутренних условий для
выдающихся
достижений
в
деятельности;
целостная
индивидуальная
характеристика познавательных возможностей и способностей к учению» [9,
с. 247].
Одаренность может проявиться в разном возрасте. Особое внимание
психологов и педагогов привлекается к сложности феномена детской
одаренности, специфике проявления одаренности в детском возрасте
1
:
детская
одаренность
может
проявляться
как
закономерность
возрастного развития, поскольку каждый детский возраст имеет свои
предпосылки развития способностей, а возрастной фактор может создавать
видимость
одаренности
в
виде
ускоренного
развития
определенных
психических функций, специализации интересов;
одаренные
дети
далеко
не
всегда
стремятся
показывать
свои
достижения перед окружающими; она часто проявляется в успешности
деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер;
одаренность,
проявляемая
ребенком,
не гарантирует проявления
одаренности во взрослом возрасте; детская одаренность может «угаснуть»
под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного
поведения, типа семейного воспитания;
детская одаренность нередко проявляется в виде неравномерности
(рассогласованности) психического развития: по одним признакам ребенок
1 Рабочая концепция одаренности. / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др.
– 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая
программа «Одаренные дети». – 2003. – С. 8-11.
может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в
психическом развитии;
проявление детской одаренности часто трудно отличить от степени
социализации, которая является результатом более благоприятных условий
жизни конкретного ребенка.
Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило,
до семи лет: у одаренных детей они наиболее часто проявляются между
тремя и пятью годами, у способных (обладающих хорошими музыкальными
данными) – обычно между пятью и семью годами. Так, С. Рахманинов в
четыре года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Рихард
Штраус в четыре года начал учиться на фортепиано, а в шесть был уже
автором увертюры для оркестра.
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально
одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого
раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении
любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо
различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно
интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и
выучиваются писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот,
интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты
с
листа,
притом
воспроизведение
нотного
текста
сразу
отличается
осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми,
нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих
музыкальных предпочтениях [8, 284-285].
Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с
абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей
абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех
случаях у одаренного ребенка вырабатывается индивидуализированное,
тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.
Одаренные
дети
способны
с
необычайной
интенсивностью
концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том
числе и общение с окружающими.
Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и
прочным запоминанием музыки. У них рано проявляется способность
подбирать на инструменте по слуху. К четырем годам такие дети зачастую
играют по слуху сразу двумя руками (с гармонизацией). Для всех
музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лет характерно
стремление воспроизводить на инструменте все слышимое (композитор А.
Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году
жизни, а говорить начал поздно – на шестом году) [8, 285].
Сравнительно
легко
одаренные
дети
овладевают
двигательной
техникой,
зачастую
на
нескольких
музыкальных
инструментах
одновременно.
С
четырех-пяти
лет
у
них
наблюдается
склонность
импровизировать (фантазировать за инструментом). Вскоре после начала
систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои
сочинения.
Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в
отличие от других детей) начинают остро чувствовать различие между
прекрасным и приятным. Примерно к этому же возрасту они отдают себе
отчет в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального
дарования.
Важно
то,
что
музыкальные
проявления
одаренных
детей
самопроизвольны
и
практически
никак
не
связаны
со
специальным
обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает
толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.
Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные
дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они
выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По
внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые; они
скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели
обгоняют его.
Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами,
которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью,
рефлексивностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной
зависимостью от матери (от отца, от педагога). Музыкально одаренные
девочки,
напротив,
чаще
обладают
чертами
«мальчишескими»:
они
независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению [8,
286-287].
Спокойные,
эмоционально
сдержанные
дети
при
блестящих
музыкальных способностях иногда могут быть равнодушны к музыке и
музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в
подростковом возрасте. Эмоционально неуравновешенные дети, наоборот,
могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» –
ребенка очень возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми
он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне. Это
заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.
В музыке труднее, чем в других видах деятельности, принять за яркую
одаренность специфическую одаренность детства с присущим ей сочетанием
двигательной пластичности, эмоциональной реактивности, обучаемости
ребенка, буйного воображения и стремления выразить себя. Хотя исключить
этого нельзя. Нельзя отрицать и того, что в музыкально одаренных детях
ярко индивидуальное и раннее проявление музыкальной одаренности
сочетается с такого рода одаренностью детства [8, 293-294].
Среди музыкально одаренных детей выделяются два типа: виртуозно
одаренные и музыкально одаренные. Термины условные – это не означает,
что маленькие виртуозы не музыкальны. Просто их отличает почти
феноменальная музыкально-двигательная обучаемость. Но в собственно
музыкальном отношении их исполнение может быть поверхностным,
подражательным, имитирующим глубокое музыкальное чувствование и
понимание. Музыкально одаренные дети второго типа феноменально
музыкальны и могут не иметь ярко выраженного виртуозного дарования,
хотя по темпам освоения инструмента они, как правило, опережают своих
сверстников.
При той невероятной обучаемости, которой отличаются музыкально
одаренные дети, именно характер и процесс обучения таят в себе
потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе
оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не
игнорировались, но и не эксплуатировались. Успешность и уровень
достижений одаренного ребенка часто превышают все ожидания взрослых.
Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую
направленность. Педагоги стремятся максимально раскрыть и развить все
потенциальные возможности ребенка в данной области, не замечая, как от
интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое
ограничение развития; узко направленное и чрезмерно интенсивное обучение
подавляет обучаемость.
Еще одна важная проблема обучения музыкально одаренных детей
коренится
в
объективном
разрыве
между
их
«хронологическим»
и
«профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает
над труднейшими произведениями, которые намного выше его – не
технических и даже художественных – а личностно-психологических,
духовных возможностей. Отсюда одаренное имитаторство часто остается
единственным выходом из скрытого тупика. Здесь способности в своем
развитии слишком рано подгоняются к профессиональным требованиям
деятельности. Рано или поздно узко сфокусированное обучение вынужденно
обнаруживает
«предел»
музыкально-профессионального
развития.
В
искусстве
же
человек
не
должен
приспосабливаться
к
требованиям
деятельности. Он должен искать себя в ней, отталкиваясь не от предела и
наличного уровня своих способностей, о от любви к своему делу и желания
совершенствовать его, а не себя [8, 298-299].
Грамотная работа с одаренными детьми, создание оптимальной среды
для обучения и развития творческой личности очень значимы, чтобы не
«потерять» одаренных детей, а в будущем – талантливых взрослых.
Главное в работе с одаренными детьми – это понять и принять их
такими, какие они есть, – с талантами и недостатками, позволить им
поделиться с педагогом своими открытиями, сомнениями и трудностями.
Использованная литература
1. Артамонова Е.Г. Груз избранности или дар во благо? // Народное
образование. №6, 2013. – С. 53-56.
2. Беляев А.В. Социализация и воспитание детей опережающего
развития // Педагогика. №2, 2013. – С. 67-73.
3. Габдулхаков В.Ф. Одаренный школьник и современный учитель:
технологии и модели взаимодействия // Народное образование. №1-2, 2018. –
С. 71-75.
4. Запалацкая В.С.
Работа с одаренными детьми в контексте
полисубъектного подхода // Педагогика. № 8, 2015. – С. 122-124.
5. Запалацкая В.С., Сергеева Т.Ф. Проблема одаренности в контексте
современных психологических теорий // Педагогика. №4, 2017. – С. 28-33.
6.
Мылова
И.Б.
Одаренные
дети:
современная
отечественная
методология // Народное образование. № 4-5, 2016. – С. 178-188.
7. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
8. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса.
– М.: Академия, 1996. – 416 с.
9. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – М.: Политиздат,1990. – 494 с.
10. Сусликова О.Н. Подготовка педагогов к работе с одаренными
детьми // Народное образование. №8, 2014. – С. 168-173.
11. Цветочникова Т.П. Система работы с одаренными учащимися //
Начальная школа. №12, 2012. – С. 60-62.
12. Щербакова М. Виды художественной одаренности. Из опыта
занятий по художественной росписи ткани // Искусство в школе. №4, 2012. –
С. 42-45.