Автор: Густова Ольга Анатольевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№506 с углубленным изучением иностранных языков
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "ФГОС третьего поколения: что нужно учитывать, чтобы подготовиться к переходу"
Раздел: среднее образование
"ФГОС третьего поколения: что нужно учитывать, чтобы подготовиться к переходу"
Что нам дают новые образовательные стандарты? Главная задача ФГОС третьего
поколения – конкретизировать требования к предметным результатам. Во второй
редакции ФГОС включали только общие установки на формирование, неоднозначные
для учителя. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому
образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были
детализированы. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным
результатам по каждой учебной дисциплине. Они, скорее, обновляют старые
стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются.
Как и всё новое, ФГОС третьего поколения имеют плюсы и минусы. Рассмотрим
основные из них. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области,
что можно назвать положительным. Это делает стандарты понятными для педагогов,
родителей и школьников. С другой стороны, жесткая фиксация предметного
содержания образования прошла в ущерб развитию проектной деятельности,
межпредметных и метапредметных навыков XXI века, междисциплинарных
технологий, в том числе умение учиться. Еще один минус – предметные результаты в
новых ФГОС не четко взаимосвязаны с требованиями преподавания некоторых
предметов. И поэтому учителям придётся перестраивать программы. Новые ФГОС
продолжают опираться на системно-деятельностный подход. В них конкретно
определили требования к личностным и метапредметным образовательным
результатам, сгруппировав по направлениям процесса воспитания. С таким подробным
описанием учителям будет проще организовать на уроках систему формирующего
оценивания. Учителям придется полностью переписать рабочие программы. Ранее
рабочая программа воспитания влияла только на содержание тематического
планирования. По новых ФГОС все рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности полностью должны
формироваться с учетом рабочей программы воспитания с указанием ЭОР по каждой
теме. Ещё одно новшество - вариативность образовательных программ. С одной
стороны, новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать,
как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как
считают нужным. Но эта свобода ограничена чёткими требованиями к предметным
результатам. С другой стороны, вариативность программ увеличивает объем
документов для учителей. Теперь второй иностранный язык перестал быть
обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности
школы.Старые ФГОС вынуждали преподавать второй иностранный язык по
остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у
которых не было возможности обеспечить большее количество уроков. Согласно
новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для
этого отсутствуют кадровые или иные условия. Это позитивное изменение. Ещё одним
из положительных новшеств является расширение требований к материально-
технической базе школ. Например, наличие концертного зала, помещения для
содержания и ремонта музыкальных инструментов; классы, оборудованные
балетными станками и другие нереалистичные вещи. При том, что большинство школ
не сможет обеспечить такие условия для реализации ФГОС. Краткие выводы.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны
понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. Среди новшеств
выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и
обучения и необязательность второго иностранного языка.