Автор: Губайдуллина Раиля Юсуповна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Лесхозская СОШ"
Населённый пункт: п. Урняк, Арский район,РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: УРОК по технологии смешанного обучения: модель « Смена рабочих групп».
Раздел: начальное образование
Открытый урок во 2а классе
Дата:
Предмет: математика
Тема: «Старинные меры длины»
Провела: Губайдуллина Р.Ю. учитель высшей квалификационной
категории
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Форма проведения урока: технология смешанного обучения: модель «
Смена рабочих групп».
Целевые установки урока: ученик получит возможность применять знания,
умения измерять длины предметов, пользуясь старинными мерами длины
(шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь);
продемонстрировать способы формирования универсальных учебных
Прогнозируемые результаты
Личностные умения:
— проявлять творческое отношение к процессу измерения длины предмета;
- саморефлексия на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания и умения для измерения длины
предмета в практической деятельности;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью самостоятельного изучения урока;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и
информацию, полученную дома и на уроке;
-делать выводы о результатах совместной и индивидуальной работы;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия
способов и условий действия;
- моделирование;
- подведение под понятие, выделение следствия.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль, оценка, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание, используя математические термины.
- построение бесконфликтного взаимодействия с другими участниками
образовательного процесса.
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с изученным
материалом
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- учиться работать в паре, группе;
Предметные умения:
- познакомить с понятием – старинные меры длины,
— измерять длину предмета, используя старинные меры величины
выполнять вычисления на основе знания устной и письменной нумерации
двузначных чисел; решать простые и составные текстовые задачи,
сравнивать и составлять задачи по краткой записи.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы: проектор, ноутбуки с интерактивным тестом, карточки с
заданиями для групп, карта успешности
Этапы
Формировани
е УУД
Деятельность
ученика
Деятельность учителя
Обучающие и
развивающие задания
Комментарии
I этап.
Организацион
ный момент.
Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
осуществить
межличностн
ый
контакт;
создать
комфортную
психологическ
ую атмосферу.
КУУД: уметь
совместно
договариваться
о правилах
поведения на
уроке и
следовать им;
уметь
оформлять
свои мысли в
устной форме.
ЛУУД:
проявление
доброжелател
ьного
отношения к
сверстникам
Здороваются
Отвечают на
вопросы
Слушают и
рассматривают
Активизирует
уже
имеющиеся знания по
самостоятельно
изученной дома теме
в
соответствие
с
инструкцией,
пробуждает интерес
к
обсуждению
проблемы.
.
Организует уточнение
шагов
учебной
деятельности.
Поздоровались, сели
.
Класс заранее
делится на три
рабочие зоны:
онлайн зона, зона
работы с учителем
и зона групповой
работы.
маршрутный
лист.
II этап.
Актуализация
знаний и
постановка
учебной
задачи.
Цель –
определить
вместе с
учеником
тему и цель
урока;
нацелить
каждого
ученика на
решение
учебной
задачи урока.
ПУУД: учить
преобразовыва
ть
информацию
из одной
формы в
другую:
ориентировать
ся в своей
системе
знаний:
отличать новое
от уже
известного с
помощью
учителя
РУУД:
научится
определять и
формулировать
тему и цель на
Видео – урок
Мультфильм.
Учебник.
Толковый
словарь
Пытаются
ответить на
поставленный
вопрос.
Просмотр м/ф
.
Организует
подводящий диалог к
формулированию
темы урока
Организует
мотивационный
момент
Ребята, вы готовы к
уроку?
Расскажите, как вы к нему
готовились
Были трудности?
Остались у вас
непонятные вопросы.
Да. Конечно.
С какой целью вы
пришли на урок
математики
Чтобы полученные дома
знания, закрепить и
проверить себя, всё ли я
уроке с
помощью
учителя;
КУУД:
научится
оформлять
свои мысли в
устной форме,
высказывать
предположения
Формулируют
цели урока.
Читают ,
объясняют и
делают вывод
Чтение
пословиц
понял
Давайте узнаем, с какой
просьбой обратился
однажды Удав к своим
друзьям?
.-Какое желание возникло у
Удава? (узнать свою длину)
-Смогли ли друзья помочь
Удаву? (да)
-Каким образом? (Они
измерили его в попугаях)
В мартышках
В слоненках
Смогли они точно
определить его длину
Нет
-А как можно точно
От горшка три
вершка, а уже
указчик.
молодой
человек, не
имеющий
жизненного опыта,
но самонадеянно
Ит.д. с другими
пословицами
Старинные
меры длины
Показывают на
себе
Организует проверку
знаний по изученному
дома нового
материала
измерить длину удава ?( с
помощью метровой
линейки)
-А как вы думаете, в старину
были ли эти предметы?
-Как же люди измеряли
тогда
Шагами. Локтями,
Саженями,
Пядями Молодцы!
Прочитаем хором первую
пословицу.Как вы её
понимаете?
Какие слова мы редко
употребляем в современной
речи ? Подчеркнём их.
Что эти слова обозначают?
(Величины).
Как их по другому
называют?
поучающий всех
Семь пядей во
лбу.( про умного
человека)
Нос с локоть, а
ум с ноготь.( так
говорили о
глупом)
На три аршина в
землю видит.
внимательном,
прозорливом
человеке, от
которого ничего
невозможно
утаить.
Косая сажень в
плечах.
широкоплечий,
высокого роста
человек.
Старинные меры длины
Итак, вершок , покажите
мне
Вершок -определялся
длиной двух фаланг
указательного пальца, а это
приблизительно 4см 5 мм
Пядь
•
Малая
пядь
–
расстоянием
между
концами
растянутых
большого
и
указательного
пальцев, примерно 18
см.
•
Великая
пядь
-
расстоянию
между
концами
большого
пальца
и
мизинца,
От слова до дела -
целая верста.
так говорят, чтобы
человек хвастался
сделанным делом,
а не словами
.
примерно 23 см.
Локоть –
•
расстояние
от
локтевого
сгиба
до
конца
вытянутого
среднего
что
составляло примерно
45 см
большой локоть, равен
длине руки от основания
плеча до большого пальца, а
это приблизительно 54 см
Аршин- равен длине руки –
от основания плеча до
кончика вытянутого
среднего пальца, примерно
71см
- расстояние от носка левой
ноги до конца среднего
пальца поднятой вверх
правой руки ;длина такой
сажени примерно 248 см.
Маховая сажень-
расстояние между
концами пальцев
распростертых рук , ее
длина 3 аршина или 213
см.
Это ещё не все старинные
меры длины.
Есть ещё верста
Верста – это путевая длина ,
равен примерно 1км 67м
Дюйм- мерка,
первоначально равная
длине фаланги большого
пальца, что составляет
примерно 2 см 5 мм
Ладонь – ширина 4-х
пальцев.
Старинных мер измерения
величин очень много.
Изучая математику, вы
раскроете все её тайны и
секреты
Работа в рабочих зонах (7-8 минут)
Группа 1 зона работа с учителем Группа 2 зона онлайн Группа 3 зона групповой работы
ΙIΙ.
Совместное
закреплени
е знаний.
(работас
учителем)
Цель –
обобщение
знаний
детей о
порядке
КУУД: научится
слушать и
понимать речь
других;
вступать в
диалог.
ЛУУД:
проявлять
интерес к
математике ;
осваивать роль
Сортируют
примеры по
ступеням
Организует
выполнение
задания.
Итак, ребята начинаем работу по
зонам
Группа 1
зона работа с учителем
Давайте проведём разминку
“Математическое домино”
Открыли тетради, записали число.
В зоне работы с
учителем
результат:
выполнение
задания в
тетрадь.
выполнения
действий
ввыражени
ях без
скобок.
ученика на
основе
выполнения
правил
поведения на
уроке и
взаимодействи
я с учителем и
одноклассника
ми
П.
ориентироваться
в своей системе
знаний
(определять
границы знания/
незнания)
Р. высказывать
свое
предположение
на основе
учебного
Работают по
учебнику
Измеряют
предметы
различными
старинными
мерами длины.
самостоятельно
Классная работа
Открыли учебники , нашли №4,
прочитаем задачу, составим
краткую запись и решим
№7, составим задачи по данной
краткой записи и решим
Группа 2 зона онлайн
1.
Пройди тест
2.
Результат
3.
Выполни логические задания по
«Учи.ру»
Каждый ученик работает на
ноутбуке. (выполняет
интерактивный тест, в результате
получает отметку).
Группа 3 зона групповой работы
Заполняют таблицу измерений
(Проводят измерения, сравнивают и
Результат в зоне
онлайн: после
прохождения
теста ученик
узнает:
количество
правильных,
ошибочных
ответов и
оценку.
Самооценка
материала
К. точно и полно
выражать свои
мысли
-инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
выборе
информации;
-умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли
Результат
вывешивают на
доску.
Оценивают
свою работу в
листах
самооценки.
Переходят в
следующую
рабочую зону
самостоятельно
результаты вписывают в табличку)
Звучит сигнал
Работа в рабочих зонах (7 минут)
Группа1 зона онлайн Группа 2 зона групповой работы Группа 3 с учителем
КУУД: научится
слушать и
понимать речь
других;
вступать в
диалог.
ЛУУД:
проявлять
интерес к
математике;
осваивать роль
ученика на
основе
выполнения
Составляют
таблицу,
проводят
статистический
анализ
Результат
вывешивают на
доску.
Самостоятель
но
Группа 2 зона групповой
работы
Составление проектной работы
Приложение 1 Измерим в
сантиметрах мерками
После заполнения таблицы ,
сделайте анализ,
статистическую обработку
результатов
Приложение
правил
поведения на
уроке и
взаимодействи
я с учителем и
одноклассника
ми;
ПУУД:
закреплять
полученные
знания:
находить ответы
на вопросы,
используя свой
жизненный опыт
и информацию,
полученную на
уроках, делать
выводы.
Играют в домино
Решают задачу с
комментирпован
ием
Решают примеры
с круглыми
числами
Выполняют тест.
В лист
самооценки
вносят результат.
Переходят в
следующую
рабочую зону
Организует
выполнение
задания.
( Результаты запишите в
табличку)
Группа 3 зона работа с учителем
Откройте теради. Запишите
число. Классная работа.
Нашли №6 9(1 столбик) , решим
примеры с комментированием
№ 4 с составлением схемы к
задаче
Группа 3 зона онлайн
1.
Пройди тест
В зоне работы с
учителем результат:
выполнение задания
в тетрадь.
Результат в зоне
онлайн: после
прохождения теста
ученик узнает:
количество
правильных,
ошибочных ответов и
оценку.
Звучит сигнал
2.
Результат
Каждый ученик работает на
ноутбуке (выполняет
интерактивный тест, в
результате получает отметку)
Работа в рабочих зонах (7 минут)
Группа 3 зона онлайн Группа 1 зона групповой работы Группа 2 зона работа с учителем
КУУД: научится
слушать и
понимать речь
других;
вступать в
диалог.
ЛУУД:
проявлять
Измеряют
Группа 3 зона онлайн
1.
Пройди тест
2.
Результат
Каждый ученик работает на
ноутбуке (выполняет
интерактивный тест, в
результате получает отметку)
Результат в зоне
онлайн: после
прохождения теста
ученик узнает:
количество
правильных,
ошибочных ответов и
оценку.
интерес
кматематике ;
осваивать роль
ученика на
основе
выполнения
правил
поведения на
уроке и
взаимодействи
я с учителем и
одноклассника
ми
ПУУД:
закреплять
полученные
знания:
находить ответы
на вопросы,
используя свой
жизненный опыт
и информацию,
полученную на
длины лент,
длину пианино и
высоту стакана
разными
старинными
мерками,
результаты
фиксируют в
таблице
Группа 1 зона групповой работы
Перед вами таблица .
Выполните измерения и
заполните таблицу
Результаты
измерений запишите в таблицу.
Измерить длину пианино
ладонью
Измерить высоту стакана в
дюймах
Разгадывают кроссворд
Группа 2 зона работа с учителем
№7 устное составление задач по
схемам
№8 задача повышенной
трудности
самооценка
уроке, делать
выводы.
Звучит сигнал
№6 (1 столбик)
В зоне работы с
учителем результат:
выполнение задания
в тетрадь.
IV этап.
Самооценка
и
самоконтро
ль
Итог урока.
Рефлексия
деятельност
Р. осмысление
начальных форм
познавательной
рефлексии
К. умение
договариваться
о
распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности
Проводят
самоконтроль и
самооценку
результатов
своей учебной
деятельности
Высказывают
свое мнение
Создает
ситуацию для
осмысления
Группы представьте
свои результаты
Группа №3
Странно, вы точно пользовались
одинаковыми единицами
измерения? Но почему длина
одних и тех же предметов
получилась разной?
(высказываются предположения)
- Ребята, знаете такой факт, что:
купцы, для продажи тканей
приглашали людей маленького
роста и с короткими руками.
и
Р. умение
соотносить свои
всей работы на
уроке.
- Как вы думаете, почему?
Меньше товара продавалась, но
больше денег получали
- Какой же вывод мы можем
сделать?
Старинными мерами мерить
получалось примерно. Не точно
Вспомните ( про удава) попугаем
38. Мартышкой намного меньше
Слоном ещё меньше
Группа №2
Мы выполнили
измерения и провели
анализ данных
Взяли такие зарактеристики
характеристики, как
приблизительное значение
величины и моду , которая нам
понравилась по своему
названию, это те числа, которые
действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
решения
учебной задачи.
Л. определение
границ
собственного
знания и
незнания,
формирование
учебной
мотивации.
наиболее часто встречаются.
Результаты представили в
таблице
Группа №1
Мы тоже измеряли разные
предметы старинными мерами
длины и мерками. Сравнили
результаты и записали в таблицу
. также нам удалось разгадать
кроссворд
Молодцы!
Я вижу вам понравилась
работать над данной темой, со
мной все три группы тоже
работали активно, работу на
компьютере я посмотрю дома и
оценю вас, посмотрите
электронныйжурнал.
Зачином урока пусть станут
такие пословицы
Все хорошо в меру.
Каждый купец на свой аршин
меряет – каждый судит по
своему, односторонне, исходя из
собственных интересов.
На три аршина в землю
видит
–
о
внимательном
человеке, от которого ничего
нельзя утаить
Спасибо
вам
всем
за
сотрудничество!
Листы
самооценки сдать!
Приложение к уроку №1
Группа №3
Результаты измерений
ФИО
Локоть красная
пряжа
__________
ФИО
Фут
ширина двери
_______
ФИО
Локоть красная
пряжа
ФИО
Фут
ширина двери
_______
________
ФИО
Локоть
синяя пряжа
_________
ФИО
Пядь
длина парты
______
ФИО
Локоть
синяя пряжа
_________
ФИО
Пядь
длина парты
________
Группа №2
1. Мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца
1.
Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки
3. Величина, равная длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого
среднего пальца
4. Косая ………… в плечах
Разгадайте кроссворд
Группа №3
ФИО
участников
урок (уч-ся, гости)
Вершок, см
Пядь, см
Локоть , см
Аршин, см
Вершок ( длина ленты)
______________
Пядь (длина классной доски)
( пядью) _______________
(меркой) ______________
Локоть (длину верёвки)
(локотью)____________
(меркой)____________
Ладонь (длина парты)
(ладонью)
(меркой)
Приложение 2.
Цель станции « Работа с учителем»: предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. На этой станции у
учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные
особенности за счет деления на группы и уменьшения числа детей в группе.
Цель станции « Онлайн-работы»: дать каждому ребенку возможность развить навыки самостоятельной работы,
личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. Здесь учащиеся получают доступ к материалам
не только одного урока, но и целой темы для того, чтобы дать возможность каждому ребенку идти в своем темпе. На
этой станции обратную связь дети получают от компьютера.
Цель станции « проектная работа»: дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях,
развить коммуникативные компетенции получить обратную связь от одноклассников. Формы применения знаний и
навыков могут быть следующие:
- групповые практико-ориентированные задания;
-небольшие исследования;
-квесты;
-настольные игры по изучаемой теме;
-мини-соревнования и др.