Автор: Сальникова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Косулинская СОШ №8"
Населённый пункт: Белоярский район,с. Косулино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родной русский язык
Раздел: среднее образование
ФИО:Сальникова Татьяна Александровна МАОУ «Косулинская СОШ №8»
Предмет: «Русский родной язык»
Класс:5
Тема урока: «Наш родной русский язык»
Перспективная цель: формирование способности у обучающихся к использованию знаний об особенностях и
ценностях русского языка во время учебной деятельности и жизни
Актуальная цель: формирование представления у обучающихся о ценности русского языка и положительного
отношения к нему.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
Обучающая - создать условия для ознакомления с новым материалом.
Развивающая - развивать память, мышление, внимание, речь, познавательную активность
Воспитательная - воспитывать коммуникативные умения, умение работать в группе, паре; интерес к предмету,
патриотизм, любовь и уважение к родине
Личностно значимая проблема: нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания о русском языке,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
Учебно-методическое оснащение: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования;учебник «Русский родной язык» Александрова О.М. и др.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Основные понятия: «Родной язык» «государственный язык» и «язык межнационального общения»
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): познакомятся с основными понятиями русского
языка,
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников),при этом выполняя познавательную задачу;
самостоятельно ставить цели перед собой на урок,
Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух
последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, объективное оценивание
собственных результатов
Коммуникативные:: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия
коллективных решений, воспитание чувства патриотизма
Личностные: нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный
выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Конструкт урока
Этапы урока открытия
новых знаний
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Используемые приемы
\оборудование
1.
Этап активного
целеполагания
Задача: подготовка
учащихся к работе на уроке
Приветствие: Доброе утро, меня
зовут Татьяна Александровна и
сегодня я проведу у вас урок
родного русского языка.
Для того, чтобы наш урок прошел
хорошо, предлагаю вам написать,
нарисовать на солнышках что-то
приятное на это занятие у вас 1
минута (раздаточный материал)
Теперь обменяйтесь с соседом по
парте и прочитайте пожелания.
Вот с таким положительным
настроем мы и начнем наш урок!
Доброжелательный настрой на урок
Приветствуют, садятся на места
Рисуют, пишут
«Эмоциональное
вхождение в урок»
«Солнышко»-
раздаточный материал
2.Актуализация знаний и
целеполагание
Задача: актуализация ранее
изученного материала,
способов действий,
необходимых на этом уроке
Посмотрите внимательно на слайды(
презентация) и пока ничего не
говорите.
(На слайдах изображены богатства
России)
С чем у вас ассоциируются данные
изображения?
Отлично, за что вы любите нашу
-учащиеся смотрят
-с природой, с Россией, родиной и т.д
-учащиеся отвечают по поднятой руке.
Компьютер, доска
«проблемная ситуация»
«поводящий диалог»
страну?
Разбейтесь на небольшие группы
(можно работу выполнять в паре) и
возьмите листочки.
К слову родина вы составите
небольшой кластер, ответив на
вопрос: что объединяет людей,
которые считают Россию родиной?
После прочитаете, что у вас
получилось.
Вы все оказались правы ,
прозвучали интересные варианты.
Мне бы хотелось остановиться на
языке, на котором мы с вами сейчас
разговариваем. Как вы думаете
важно ли понимать и слушать друг
друга и возможно ли это сделать на
разных языках?
Как вы думаете о чем пойдет речь на
нашем уроке?
Цель учащиеся формулируют после
вопроса о значимости русского
языка. Зачем нам нужен русский
Кластер - читают вслух
-гордятся своей страной, ее историей
-родились в России
-любовь к традициям, природе
-говорят на русском языке
-нет, мы не сможем понимать друг
друга, говоря на разных языках
-о русском языке
-предполагают: русский язык нам
нужен для развития речи, для умения
красиво формулировать мысли,
понимать и слушать друг друга и т.д
язык? Для чего его нужно изучать?
4.Открытие нового знания
и закрепление
Задача: создание условий
для изучения нового знания,
применения нового способа
действия
Сейчас
мы
с
вами
продолжим
работать в группах, откройте свои
учебники на стр 5. №1.
Задание одинаково для всех.
Прочитать текст, подумать и понять
о
чем
текст
и
привести
доказательства к 3-м утверждениям
Защита в группах.
Обсуждение.
Посмотрите
на
№2,
прочитайте
задание
Ответьте на вопрос- какой признак
родного
языка
подчеркивается
в
русском, а какой в изучаемом вами
иностранном языке?
Разделение класса на 2 группы.
Упражнение №3( только 1-ый и 3-й
тексты)
Прочитайте самостоятельно, после
обсудите текст в группе и ответьте
на
вопрос(
+
процитируйте
из
учебника)
С чем писатели сравнивают русский
Выполнение задания, защита в
группах(выход к доске)
Выполнение №2
Работа вгруппе
Учебник, тетрадь
«выход из затруднения»
язык?
В чем писатели видят богатство
языка?
5.Рефлексия
Задачи: рефлексию учебной
деятельности, и самоанализ,
и рефлексию чувств и
эмоций.
Подведение итогов урока с точки
зрения развития личности
обучающихся.
Продолжите фразы
-сегодня я узнал..
-было интересно узнать..
-мне пригодятся эти знания в..
-цель сегодняшнего урока…
Используйте раздаточный материал.
Перед вами«спидометр успеха»
нарисуйте стрелочку в зеленой зоне,
если считаете что вы хорошо
усвоили тему сегодняшнего урока и
верно выполнили все задания, в
красной зоне, если вы не до конца
усвоили тему и в выполнении
заданий часто допускали ошибки, в
желтой зоне, если тема вам ясна,
Помогают учителю подвести итоги.
Рефлексия.
-продолжают фразы, подводя итог
урока
«спидометр успеха»
«продолжи фразу»
6. Инструктаж по
выполнению домашнего
задания
Задача: обеспечение
Проведение инструктажа
-найти пословицы, поговорки стихи
русском языке.
-подумайте и напишите небольшое
Записывают домашнее задание в
дневник
сочинение-рассуждение
понимания учащимися цели,
содержания и способ
выполнения домашнего
задания
сочинение-рассуждение на тему «
что произойдет, если мы перестанем
понимать друг друга ?»
Прочитай слова,
подчеркни местоимения:
Они,один, мы, ты, но,як,
у тебя,выли, окна, ток, со
мной
2. Самопроверка по
листам. Проверка.
Самооценка