Авторы: Китаева Татьяна Константиновна, Татьяна Константиновна Китаева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 23" им. А.В. Бедарева
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение ИКТ - технологий для развития функциональной грамотности обучающихся
Раздел: среднее образование
Выступление на МО 25.11.2021
Данная тема актуальна , так как из года в год учащиеся показывают
затруднения и слабые умения в выполнении заданий с текстом на ЕГЭ и
ВПР.
В методические рекомендациях по результатам ЕГЭ по обществознанию
2020
Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывают
затруднения:
– в раскрытии смысла понятия, использовании понятия
в заданном контексте
– в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий
социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 39,4% (27,8%);
задание 26 – 30,8% (31,4%));
– в составлении плана ответа по конкретной теме
(задание 28 – 28,6% (24,7%) по критерию 28.1 и 10,1% (18,4 %) по критерию
28.23 );
– в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения
по определенной проблеме (процент выполнения задания 24 по тексту
и мини-сочинения по критериям
Актуальна в связи с выполнением задач образования как социального
института:
Социальная функция образования связана с социализацией индивидов
на основе сложившихся
социальных ценностей и норм, приобретением индивидами определённых
статусов, возможностями
изменения социального положения человека
Культурно-гуманистическая функция заключается в развитии личности
на основе освоения
национального и мирового культурного наследия, проявлении творческих
способностей.
Образование
обеспечивает
человеку
возможность
самореализации в выбранной сфере
профессиональной деятельности.
Образование воспроизводит и при определённых условиях
способствует
развитию
социально-
профессиональной
структуры
общества – сейчас востребованы профессии связанные с умением создавать
сведения, информацию и передовать их через средства коммуникации
За ЧЕМ нужна работа с текстами ?
Получение навыков работы с такими видами текстов, которые
пригодятся для решения жизненных задач, — законами, статистическими
данными, программами кандидатов и т.д. + навык самостоятельного создания
необходимых текстов (заявления, запросы И . Т.Д)
Работа с разными текстами позволяет выявить их специфику и
понимать, насколько можно доверять социальной информации в том или
ином источнике.
Знакомясь с научными, философскими текстами, статистикой, учащиеся
осознают сущность самого обществоведческого курса.
Поскольку социальная информация быстро устаревает, организация
работы
с
текстами
средств
массовой
информации
позволяет
всегда
оперировать актуальными данными, обращать внимание на злободневные
проблемы современного общества.
Тексты способствуют лучшему усвоению обществоведческого
содержания,
так
как
углубляют
и
расширяют
изучаемый
материал,
конкретизируют его, обогащают примерами.
Личная и художественная литература, обладая высоким уровнем
эмоционального
воздействия,
помогают
эффективно
достигать
воспитательных результатов
В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ остановлюсь на приемах и методиках
применяемых в личной педагогической практике преподавания истории и
обществознания.
Интеллект – карта-
карта ума,
изображение информации при помощи
ассоциативных схем.
Тони Бьюзен автор методики запоминания, британский психолог
Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры. Кладем
лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное
понятие или анализируемую проблему (отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке,
план выступления, содержание статьи, и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок. От
центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия,
свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя
словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту,
применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. От каждой ветви
рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий,
детализация свойств,
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо
перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал:
"Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и
цвета интеллект-карта легко запоминается. Интеллект-карта помогает выявить недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути
решения задачи.
Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно
провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы
означать?
Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить
картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новы
Запоминание 1 час, 1 день, 1 неделя, 1 месяц
Локиго – смысловая модель- (ЛСМ)-
это конкретное представление знаний на естественном языке в виде образа – моде
ли. Применение ЛСМ обеспечивает более быстрое и качественное осмысление темы,
представленной моделью, за счет взаимодействия внутреннего плана