Напоминание

Применение ИКТ - технологий для развития функциональной грамотности обучающихся


Авторы: Китаева Татьяна Константиновна, Татьяна Константиновна Китаева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 23" им. А.В. Бедарева
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение ИКТ - технологий для развития функциональной грамотности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на МО 25.11.2021

Данная тема актуальна , так как из года в год учащиеся показывают

затруднения и слабые умения в выполнении заданий с текстом на ЕГЭ и

ВПР.

В методические рекомендациях по результатам ЕГЭ по обществознанию

2020

Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывают

затруднения:

– в раскрытии смысла понятия, использовании понятия

в заданном контексте

– в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий

социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 39,4% (27,8%);

задание 26 – 30,8% (31,4%));

– в составлении плана ответа по конкретной теме

(задание 28 – 28,6% (24,7%) по критерию 28.1 и 10,1% (18,4 %) по критерию

28.23 );

– в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения

по определенной проблеме (процент выполнения задания 24 по тексту

и мини-сочинения по критериям

Актуальна в связи с выполнением задач образования как социального

института:

Социальная функция образования связана с социализацией индивидов

на основе сложившихся

социальных ценностей и норм, приобретением индивидами определённых

статусов, возможностями

изменения социального положения человека

Культурно-гуманистическая функция заключается в развитии личности

на основе освоения

национального и мирового культурного наследия, проявлении творческих

способностей.

Образование

обеспечивает

человеку

возможность

самореализации в выбранной сфере

профессиональной деятельности.

Образование воспроизводит и при определённых условиях

способствует

развитию

социально-

профессиональной

структуры

общества – сейчас востребованы профессии связанные с умением создавать

сведения, информацию и передовать их через средства коммуникации

За ЧЕМ нужна работа с текстами ?

Получение навыков работы с такими видами текстов, которые

пригодятся для решения жизненных задач, — законами, статистическими

данными, программами кандидатов и т.д. + навык самостоятельного создания

необходимых текстов (заявления, запросы И . Т.Д)

Работа с разными текстами позволяет выявить их специфику и

понимать, насколько можно доверять социальной информации в том или

ином источнике.

Знакомясь с научными, философскими текстами, статистикой, учащиеся

осознают сущность самого обществоведческого курса.

Поскольку социальная информация быстро устаревает, организация

работы

с

текстами

средств

массовой

информации

позволяет

всегда

оперировать актуальными данными, обращать внимание на злободневные

проблемы современного общества.

Тексты способствуют лучшему усвоению обществоведческого

содержания,

так

как

углубляют

и

расширяют

изучаемый

материал,

конкретизируют его, обогащают примерами.

Личная и художественная литература, обладая высоким уровнем

эмоционального

воздействия,

помогают

эффективно

достигать

воспитательных результатов

В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ остановлюсь на приемах и методиках

применяемых в личной педагогической практике преподавания истории и

обществознания.

Интеллект – карта-

карта ума,

изображение информации при помощи

ассоциативных схем.

Тони Бьюзен автор методики запоминания, британский психолог

Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры. Кладем

лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное

понятие или анализируемую проблему (отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке,

план выступления, содержание статьи, и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок. От

центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия,

свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя

словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту,

применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. От каждой ветви

рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий,

детализация свойств,

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо

перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал:

"Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и

цвета интеллект-карта легко запоминается. Интеллект-карта помогает выявить недостаток

информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути

решения задачи.

Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно

провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы

означать?

Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.

Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить

картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новы

Запоминание 1 час, 1 день, 1 неделя, 1 месяц

Локиго – смысловая модель- (ЛСМ)-

это конкретное представление знаний на естественном языке в виде образа моде

ли. Применение ЛСМ обеспечивает более быстрое и качественное осмысление темы,

представленной моделью, за счет взаимодействия внутреннего плана



В раздел образования