Автор: Воронина Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №85
Населённый пункт: г. Ульяновска, Ульяновской области
Наименование материала: урок по математике 5 класс
Тема: " Задачи на движение по реке"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по теме «Задачи на движение по реке»
(урок изучения новой темы)
«Математика, 5 класс»
Цель : Сформировать способность к решению задач на движение по реке.
Задачи:
1.
Создание условий для развития мышления, логики, познавательного
интереса, способности к конструктивному творчеству.
2.
Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели,
ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению
товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи,
поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, направленных на развитие
представлений о числе и числовых системах;
- понимание смысла поставленной задачи;
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной речи.
3.
83
Метапредметные результаты
познавательные
-
умение работать с различными источниками информации, включая
цифровые;
-
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
регулятивные
-
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
коммуникативные
-
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей
позиции;
-
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты
в познавательной (интеллектуальной) сфере
-
применять навыки: устного счета и рациональных вычислений; записывать
условие задачи в виде краткой записи и с помощью обозначений; перевода из
одних единиц измерения в другие.
в ценностно-ориентационной сфере
-
применение новых знаний в новой ситуации;
-
объяснение того, что показывает схема или чертеж.
Учебное оборудование
Мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
(сигнальные карточки, памятки, карточки для проверочной работы)
План урока:
1.
Самоопределение к деятельности. 3мин
2.
Устные упражнения. 5мин
3.
Изучение новой темы . 10мин
4.
Релаксирующая деятельность. 2 мин
5.
Закрепление, решение задач и упражнений.8 мин
6.
Диагностика качества. 7мин
7.
Подведение итогов, домашнее задание. 5мин
Конспект:
Технология изучения темы
Этап 1. Самоопределение к деятельности.
Цель: Настроить учащихся на работу в классе через задачу занимательного
характера.
Форма работы:
Проблемная ситуация:
- Здравствуйте, садитесь! Дорогие ребята все вы когда-нибудь отдыхали в
лагерях или в домах отдыха расположенных у водоема. Представьте себе,
что мы сейчас в таком доме отдыха. И нам предложили совершить прогулку
по водоему, но предупредили, чтобы не опаздывали к ужину, где будет
много разных сладостей. И перед вами теперь стоит выбор… какой?
Ответ детей:
-либо поехать, либо остаться.
Учитель:
-верно. Но если мы останемся, то скучно проведем время до ужина, а если
поедим, то повеселимся и если успеем к ужину, то и полакомимся. Как мы
можем определить, сколько времени займет прогулка?
Ответ детей:
-спросить у капитана или еще кого-нибудь.
Учитель :
- но они могут знать только примерное время. Но на время движения влияет
много факторов: по озеру или по реке будет прогулка, если по реке, то по
течению или против течения будем двигаться.
Устный счет:
Цель: формировать навык.
Форма работы:
При выполнении устного счета открывается тема урока.
- Но прежде чем мы узнаем тему нашего урока, проведем устный счет.
- Зная, что
, вычисли рационально:
Задачи на движение по водоему
Этап 2. Учебно-познавательная деятельность.
Цель:
Научить школьников:
• видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации;
• приводить примеры из повседневной жизни;
• понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Форма работы:
Изучение новой темы:
- Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю,
вы сформулируете сами.
Фронтальная беседа:
Какие водоемы бывают?
Где купались?
В чем различие водоемов?
Где больше усилий прилагаешь?
Плывешь сам или тебе что-то помогает?
Куда происходит движение и как быстро?
Что есть движение? Течение?
Какие объекты могут двигаться по воде?
Введение обозначений:
-собственная скорость объекта,
-скорость течения реки,
-скорость объекта по течению,
-скорость объекта против течения.
Как вы понимаете, что такое собственная скорость лодки?
Как найти скорость против течения?
Как определяется скорость по течению?
Как определить скорость течения реки, если дана собственная скорость и
скорость по течению или скорость против течения?
Закрепление:
Цель : первичное закрепление
Форма работы: фронтальная
Запись в тетрадь.
Пример 1: (решаем письменно в тетради с краткой записью и с опорой на
формулы)
Дано:
Найти:
№224 (устно):
Лодка отплыла то пристани по реке, которая течет со скоростью 3,2 км/ч. Будет
ли двигаться лодка и в какую строну, если она поплывет:
1)
по течению со скоростью 4,5 км/ч;
2)
против течения со скоростью 4,5 км/ч;
3)
против течения со скоростью 3,2 км/ч;
4)
против течения со скоростью 2,5 км/ч
Этап 3. Релаксирующая деятельность.
Цель: Снять напряжение с глаз, предупреждение гиподинамии.
«Физкультминутка».
Форма работы:
Выполнение упражнений физминутки.
Выполнение упражнений:
Цель: закрепление
Форма работы: индивидуальная
№221 (письменно в тетради, 2 ученика у доски):
1.
Мальчик сделал игрушечный парусник и пусти его по ручью. Парусник
проплыл за 15 минут расстояние, равное 300м. Найди скорость, с
которой течет ручей и вырази ее в км/ч.
2.
Скорость течения реки 2,4 км/ч. За сколько времени по этой реке
проплывет плот расстояние, равное 10,2 км?
№222 (самостоятельно, с последующей проверкой у доски):
Скорость движения парохода по озеру
км/ч, а скорость течения реки
км/ч. С
какой скоростью будет двигаться пароход:1) по течению; 2) против течения.
Составь выражение и найди его значение при
.
Вернемся к задаче, поставленной в начале урока.
Теплоход, на котором мы плывем, двигается по озеру со скоростью 15,4 км/ч, а
его скорость против течения реки 12,1 км/ч. С какой скоростью течет река?
Какова скорость теплохода по течению реки? За какое время теплоход проплывет
расстояние в 24,86 км?
Ответ: 1,4 ч
Успеем ли мы к ужину, если он начнется через 2,5 часа?
Этап 5. Диагностика качества освоения темы.
Цель
Научить школьников:
• понимать смысл поставленных математических задач;
• использовать средства наглядности (рисунок) для иллюстрации предложенных
задач;
• контролировать процесс и результат своей учебной деятельности;
• работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Форма работы: Проверочная работа с взаимопроверкой.
Собственная скорость катера равна
15,4 км/ч, а его скорость против течения
реки 12,1 км/ч. С какой скоростью течет
река? Какова скорость катера по
течению реки? Какое расстояние
проплывет катер, если будет двигаться
1,4 ч по течению реки?
Собственная скорость парохода 32,2 км/
ч, а его скорость против течения реки
28,7 км/ч. С какой скоростью течет
река? Какова скорость парохода по
течению реки? Какое расстояние
проплывет пароход, если будет
двигаться 0,7 ч против течения реки?
15,4-12,1= 3,3 км/ч –течение реки
15,4+3,3=18,7 км/ч –скорость по
течению
18,7*3,3=61,71 км –расстояние по
течению
32,2-28,7=3,5 км/ч –течение реки
32,2+3,5=35,7 км/ч –скорость по
течению
28,7*0,7=20,09 км –расстояние против
течения
Этап 5. Рефлексивная деятельность
Цель:
Научить школьников:
• соотносить полученный результат с поставленной целью;
• верно определять степень усвоения нового материала;
• оценивать результат учебной деятельности.
1. Как вы понимаете, что такое собственная скорость лодки?
2. Как найти скорость против течения?
3. Как определяется скорость по течению?
4. Как определить скорость течения реки, если дана собственная скорость и
скорость по течению или скорость против течения?
Форма работы:
Ученики демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной речи с применением новых математических терминов.
9Ученики высказывают свое отношение к уроку, деятельности своих товарищей,
благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Полезны ли сведения, полученные на уроке?
Что узнали нового?
Что в уроке тебе было больше всего интересно?
Что в уроке больше всего понравилось?
Был ли ты активен в уроке?
Что на уроке для тебя было особенно трудно?
Что было наиболее легко и просто?
За что на уроке ты мог бы себя похвалить?
Какие личные задачи ты смог на уроке решить?
Домашнее задание: п.2 учебника (стр57-58), №№245,253,255.
Выставление отметок.