Напоминание

Релаксотерапия на лошади как психосоматическая коррекция здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития.


Автор: Завьялова Татьяна Николаевна
Должность: Иппотерапевт, релаксотерапевт
Учебное заведение: КСК Новополье
Населённый пункт: Дер Новополье, Ломоносовский район, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Релаксотерапия на лошади как психосоматическая коррекция здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Релаксотерапия на лошади как психосоматическая коррекция

здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями

развития.

В рамках Президентского гранта

Актуальность

По данным статистики количество детей-инвалидов в России за

последние пять лет существенно выросло. Соответственно растет и

количество родителей воспитывающих таких детей.

В настоящее время педагоги, психологи, реабилитологи говорят о

необходимости работы с родителями детей с отклонениями в состоянии

здоровья. По мнению авторов [

Корельская Н.Г. Особенности работы с родителями

детей- инвалидов. М.: Советский спорт, 2007. С. 444-462; Левченко И.Ю., Ткачева В.В.

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии:

Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с

],

изменения в таких семьях

проявляются

на

трех

уровнях:

психологическом,

социальном

и

соматическом, что соответственно требуют комплексного подхода в том

числе и в процессе физической реабилитации.

Одним из комплексных методов коррекции является иппотерапия.

Положительный эффект использования лошади в реабилитационных целях

состоит в совместной активности, физической коммуникации и, особенно,

в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке (

Спинк Дж. Развивающая

лечебная верховая езда. Принципы создания терапевтической команды: пер. с англ. -

М.: МККИ, 2001.- 196 с.

).

Примерно 40 процентов детей с отклонениями в состоянии здоровья

– это дети с тяжелыми

нарушениями развития.

Под тяжелыми

нарушениями развития в данной работе понимаются - сложные формы

детского церебрального паралича сами по себе или в сочетании с

умственной отсталостью, множественные нарушения развития, синдром

Дауна в сочетании с тяжелыми двигательными нарушениями.

Психосоматическое состояние родителей таких детей носит более

сложный характер и потому требует более внимательной комплексной

работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что мы через

психосоматическую коррекцию здоровья родителей, воспитывающих

детей с тяжелыми нарушениями развития на основе иппотерапии

улучшаем качество детско-родительских отношений. Испытывая на себе

эффект от занятий, родитель лучше понимает состояние ребёнка.

Практическая значимость: разработанная методика может быть

использована специалистами в области иппотерапии непосредственно на

занятиях со взрослыми и в совместной работе с родителями, детей с

отклонениями в состоянии здоровья.

Цель – теоретически и экспериментально обосновать эффективность

применения

разработанной

методики,

направленной

на

психосоматическую коррекцию здоровья родителей, воспитывающих

детей с тяжелыми нарушениями развития на основе иппотерапии.

В программе гранта участвовало 33 семьи, проведено 1386 занятий

иппотерапией с детьми и их родителями. Занятия проводились на базе

КСК

«Новополье»,

деревня

Новополье,

Ломоносовский

район,

Ленинградская Область.

В процессе работы по теме исследования и анализе

научной и

методической

литературы

мы

определили,

что

психосоматическое

здоровье родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями

развития носит сложный характер и требует комплексного подхода. В

качестве такого метода мы выбрали иппотерапию. Опираясь на авторскую

методику, основанную на иппотерапии, коррегирующей гимнастике и

принципах йоги мы затронули аспекты психосоматической коррекции

здоровья таких родителей. И предположили, что она положительно

скажется на детско-родительских отношениях.

По результатам работы мы сделали следующие выводы:

1.

Проведенный

анализ

существующих

методик

и

программ,

направленных

на

коррекционную

работу

с

родителями

детей

с

отклонениями в состоянии здоровья, позволяет сделать вывод, о том, что

исследователи склоняются к пониманию необходимости коррекционного

воздействия как комплекса мер. Однако

исследования, посвященные

коррекции детско-родительских отношений в сфере иппотерапии сводятся

к привлечению родителей к участию в занятиях рядом с ребенком, а не к

переживанию личного опыта занятий.

2.

Первичное тестирование групп родителей воспитывающих детей с

тяжёлыми нарушениями развития выявило повышенный или заниженный

уровень тревожности, наличие стресса, усталости, преобладание тонуса

симпатической нервной системы, преобладание нарушения ощущения

собственного тела и его границ. Анкетирование показало невнимательное

отношение к себе у большинства испытуемых. Первичное тестирование

групп детей, с тяжелыми нарушениями развития, выявило высокий

уровень тревожности.

3.

Авторская

методика

психосоматической

коррекции

здоровья,

родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями развития

на

лошади, названая нами «Релаксотерапия на лошади»

состоит из трех

этапов в которые включены специально разработанные физические

упражнения и двигательные действия, адаптированые к применению их в

процессе

занятий

иппотерапией.

Использовались

смена

положения

всадника на спине лошади, упражнения для коррекции осанки, на развитие

равновесия,

внимания,

координацию

движений,

упражнения

«сбивающего»

характера,

упражнения

с

закрытыми

глазами,

на

расслабление,

дыхательные

упражнения,

упражнения

и

игры

с

предметами.

4.

При анализе данных полученных в результате тестирования

после прохождения курса коррекции

были отмечены значительные

изменения

параметров.

Достоверно

значимые

различия

между

исследуемыми показателями после эксперимента (P<0,05) отмечаются во

всех тестах соответственно показывают снижение уровня тревожности и

стресса,

улучшение

ощущения собственного тела и его границ

у

родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития,

снижение тревожнсти у детей,

что подтверждает эффективность

проведения

занятий

с

использованием

авторской

методики

психосоматической коррекции здоровья на лошади.

По результатам

проделанной работы подтвердилась выдвинутая

гипотеза,

что

посредством

авторской

методики

психосоматическая

коррекция здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми

нарушениями развития на основе иппотерапии положительно скажется на

развитии и качестве детско-родительских отношений.

Литература:

1.

Завьялова, Т.Н. Коррекция психофизического состояния родителей,

воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями на занятиях по

иппотерапии/ Т.Н. Завьялова, Е.В. Запорожец //

Иппотерапия.

Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы: Материалы

Международной

научно-практической

конференции.

СПб.:

Издательство«Лема». - 2015.- С 21-26

2.

Корельская,

Н.Г.

Особенности

работы

с

родителями

детей-

инвалидов / Н.Г. Корельская //Частные методики адаптивной

физической культуры: учебник/ Под ред. Л. В. Шапковой. — М.:

Советский спорт, 2007. — 463 с.

3.

Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей

ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие/ И.Ю.

Левченко, В.В. Ткачева. ––М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

4.

Ростомашвили, Л.Н. Влияние иппотерапии на состояние сердечно-

сосудистой системы родителей, воспитывающих детей с тяжелыми

нарушениями

развития/

Л.Н.

Ростомашвили,

Т.Н.

Завьялова//

Физическая

реабилитация

в

спорте,

медицине

и

адаптивной

физкультуре: материалы III

Всероссийской научно-практической

конференции:

16-17

июня

2017-

СПб.:

Издательство

Политехнического университета. - 2017.- С. 55-61.

5.

Спинк, Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы

создания терапевтической команды: пер. с англ. /Дж. Спинк. - М.:

МККИ, 2001.- 196 с.



В раздел образования