Автор: Завьялова Татьяна Николаевна
Должность: Иппотерапевт, релаксотерапевт
Учебное заведение: КСК Новополье
Населённый пункт: Дер Новополье, Ломоносовский район, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Релаксотерапия на лошади как психосоматическая коррекция здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития.
Раздел: дополнительное образование
Релаксотерапия на лошади как психосоматическая коррекция
здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями
развития.
В рамках Президентского гранта
Актуальность
По данным статистики количество детей-инвалидов в России за
последние пять лет существенно выросло. Соответственно растет и
количество родителей воспитывающих таких детей.
В настоящее время педагоги, психологи, реабилитологи говорят о
необходимости работы с родителями детей с отклонениями в состоянии
здоровья. По мнению авторов [
Корельская Н.Г. Особенности работы с родителями
детей- инвалидов. М.: Советский спорт, 2007. С. 444-462; Левченко И.Ю., Ткачева В.В.
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии:
Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с
],
изменения в таких семьях
проявляются
на
трех
уровнях:
психологическом,
социальном
и
соматическом, что соответственно требуют комплексного подхода в том
числе и в процессе физической реабилитации.
Одним из комплексных методов коррекции является иппотерапия.
Положительный эффект использования лошади в реабилитационных целях
состоит в совместной активности, физической коммуникации и, особенно,
в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке (
Спинк Дж. Развивающая
лечебная верховая езда. Принципы создания терапевтической команды: пер. с англ. -
М.: МККИ, 2001.- 196 с.
).
Примерно 40 процентов детей с отклонениями в состоянии здоровья
– это дети с тяжелыми
нарушениями развития.
Под тяжелыми
нарушениями развития в данной работе понимаются - сложные формы
детского церебрального паралича сами по себе или в сочетании с
умственной отсталостью, множественные нарушения развития, синдром
Дауна в сочетании с тяжелыми двигательными нарушениями.
Психосоматическое состояние родителей таких детей носит более
сложный характер и потому требует более внимательной комплексной
работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что мы через
психосоматическую коррекцию здоровья родителей, воспитывающих
детей с тяжелыми нарушениями развития на основе иппотерапии
улучшаем качество детско-родительских отношений. Испытывая на себе
эффект от занятий, родитель лучше понимает состояние ребёнка.
Практическая значимость: разработанная методика может быть
использована специалистами в области иппотерапии непосредственно на
занятиях со взрослыми и в совместной работе с родителями, детей с
отклонениями в состоянии здоровья.
Цель – теоретически и экспериментально обосновать эффективность
применения
разработанной
методики,
направленной
на
психосоматическую коррекцию здоровья родителей, воспитывающих
детей с тяжелыми нарушениями развития на основе иппотерапии.
В программе гранта участвовало 33 семьи, проведено 1386 занятий
иппотерапией с детьми и их родителями. Занятия проводились на базе
КСК
«Новополье»,
деревня
Новополье,
Ломоносовский
район,
Ленинградская Область.
В процессе работы по теме исследования и анализе
научной и
методической
литературы
мы
определили,
что
психосоматическое
здоровье родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями
развития носит сложный характер и требует комплексного подхода. В
качестве такого метода мы выбрали иппотерапию. Опираясь на авторскую
методику, основанную на иппотерапии, коррегирующей гимнастике и
принципах йоги мы затронули аспекты психосоматической коррекции
здоровья таких родителей. И предположили, что она положительно
скажется на детско-родительских отношениях.
По результатам работы мы сделали следующие выводы:
1.
Проведенный
анализ
существующих
методик
и
программ,
направленных
на
коррекционную
работу
с
родителями
детей
с
отклонениями в состоянии здоровья, позволяет сделать вывод, о том, что
исследователи склоняются к пониманию необходимости коррекционного
воздействия как комплекса мер. Однако
исследования, посвященные
коррекции детско-родительских отношений в сфере иппотерапии сводятся
к привлечению родителей к участию в занятиях рядом с ребенком, а не к
переживанию личного опыта занятий.
2.
Первичное тестирование групп родителей воспитывающих детей с
тяжёлыми нарушениями развития выявило повышенный или заниженный
уровень тревожности, наличие стресса, усталости, преобладание тонуса
симпатической нервной системы, преобладание нарушения ощущения
собственного тела и его границ. Анкетирование показало невнимательное
отношение к себе у большинства испытуемых. Первичное тестирование
групп детей, с тяжелыми нарушениями развития, выявило высокий
уровень тревожности.
3.
Авторская
методика
психосоматической
коррекции
здоровья,
родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями развития
на
лошади, названая нами «Релаксотерапия на лошади»
состоит из трех
этапов в которые включены специально разработанные физические
упражнения и двигательные действия, адаптированые к применению их в
процессе
занятий
иппотерапией.
Использовались
смена
положения
всадника на спине лошади, упражнения для коррекции осанки, на развитие
равновесия,
внимания,
координацию
движений,
упражнения
«сбивающего»
характера,
упражнения
с
закрытыми
глазами,
на
расслабление,
дыхательные
упражнения,
упражнения
и
игры
с
предметами.
4.
При анализе данных полученных в результате тестирования
после прохождения курса коррекции
были отмечены значительные
изменения
параметров.
Достоверно
значимые
различия
между
исследуемыми показателями после эксперимента (P<0,05) отмечаются во
всех тестах соответственно показывают снижение уровня тревожности и
стресса,
улучшение
ощущения собственного тела и его границ
у
родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития,
снижение тревожнсти у детей,
что подтверждает эффективность
проведения
занятий
с
использованием
авторской
методики
психосоматической коррекции здоровья на лошади.
По результатам
проделанной работы подтвердилась выдвинутая
гипотеза,
что
посредством
авторской
методики
психосоматическая
коррекция здоровья родителей, воспитывающих детей с тяжелыми
нарушениями развития на основе иппотерапии положительно скажется на
развитии и качестве детско-родительских отношений.
Литература:
1.
Завьялова, Т.Н. Коррекция психофизического состояния родителей,
воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями на занятиях по
иппотерапии/ Т.Н. Завьялова, Е.В. Запорожец //
Иппотерапия.
Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы: Материалы
Международной
научно-практической
конференции.
–
СПб.:
Издательство«Лема». - 2015.- С 21-26
2.
Корельская,
Н.Г.
Особенности
работы
с
родителями
детей-
инвалидов / Н.Г. Корельская //Частные методики адаптивной
физической культуры: учебник/ Под ред. Л. В. Шапковой. — М.:
Советский спорт, 2007. — 463 с.
3.
Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие/ И.Ю.
Левченко, В.В. Ткачева. ––М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
4.
Ростомашвили, Л.Н. Влияние иппотерапии на состояние сердечно-
сосудистой системы родителей, воспитывающих детей с тяжелыми
нарушениями
развития/
Л.Н.
Ростомашвили,
Т.Н.
Завьялова//
Физическая
реабилитация
в
спорте,
медицине
и
адаптивной
физкультуре: материалы III
Всероссийской научно-практической
конференции:
16-17
июня
2017-
СПб.:
Издательство
Политехнического университета. - 2017.- С. 55-61.
5.
Спинк, Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы
создания терапевтической команды: пер. с англ. /Дж. Спинк. - М.:
МККИ, 2001.- 196 с.