Автор: Орехова Екатерина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Золотые зёрнышки" НСП "Соловушка"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Профессия метеоролог"
Раздел: дошкольное образование
Описание: лето прекрасная пора для наблюдений за окружающим миром. Дети много времени прово-
дят на свежем воздухе. Много путешествуют с родителями. Вот в это чудесное тёплое время, предла-
гаю познакомить детей с интересной и незнакомой профессией. На прогулке с детьми можно провести
познавательную беседу о профессии метеоролога. Материал будет полезен воспитателям, учителям
начальных классов, руководителям экологических кружков, родителям и просто любознательным де-
тям. Возрастная категория 5-10 лет. Здесь вы найдёте информацию о профессии метеоролога, о при-
борах помогающих определить погоду, о растениях-синоптиках.
Цель: познакомить детей с профессией метеоролога, помочь понять её значение.
Задачи: продолжать развивать любознательность, кругозор детей. Обогащение словаря. Создание
условий для наблюдательности, умения замечать малейшие изменения в природе. Развивать комму-
никативные качества общения.
Материалы и оборудование: компьютер или ноутбук, картинки или фото цветов-барометров.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята давайте вспомним, как раньше люди узнавали погоду?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно с помощью растений и поведения животных. В современном мире, просыпа-
ясь утром, нет необходимости наблюдать за растениями и смотреть в окно. Можно узнать о погоде из
интернета, по радио или телевизору, лёжа в постели.
Воспитатель. А как вы думаете, кто нам прогнозирует погоду?
Ответы детей.
Правильно, есть такая профессия. Люди этой профессии, занимаются изучением показателей различ-
ных приборов, и на основе результатов прогнозируется погода. Называется эта профессия - метеоро-
лог.
По всей нашей огромной стране и даже в космосе работают метеостанции.
Воспитатель. Почему метеостанции разбросаны по всей стране?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, страна наша большая и погода везде разная. Если в нашем городе солнеч-
но и жарко, то в северных регионах, может быть холодно и дождливо.
Учёные изобрели приборы, которые помогают определить погоду.Раньше, метеорологи ходили и за-
писывали данные в журнал. Сейчас данные поступают в системный блог компьютера и передаются в
гидромедцентр автоматически . В центре на основании собранной информации с различных прибо-
ров, прогнозируется погода, какая она будет в ближайшие дни и даже месяц. С некоторыми из множе-
ства приборов, мы сегодня познакомимся.
А начнём мы с самого простого и знакомого всем, это – термометр. На метеостанциях для него сдела-
на специальная будка, которая скрывает его от прямых солнечных лучей.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего это нужно?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, если термометр открыт солнечным лучам, то он будет перегреваться и не-
правильно показывать температуру воздуха.
Воспитатель. Где мы можем встретить термометр в жизни?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, когда мы болеем, мы измеряем температуру тела, и на окне у многих есть
термометр.
Следующий прибор - барометр.
Он измеряет атмосферное давление. Чем оно выше, тем менее вероятность дождя.
Направление ветра помогают определить флюгер и компас. Благодаря им, мы знаем, откуда дует ве-
тер.
Но мало знать направление ветра, необходимо знать его скорость. А скорость ветра измеряют прибо-
ром, который называется анемометром.
Следующий прибор – нефоскоп, предназначен для определения относительной скорости движения
облаков и направления их движения.
Термограф - прибор-самописец, непрерывно регистрирует температуру воздуха и записывающий её
изменения в виде кривой. Термограф располагается на метеостанции в специальной будке.
Гигрометр – прибор для измерения влажности воздуха.
Осадкометр – прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадко-
мер представляет собой цилиндрическое ведро строго определённого сечения.
Ну вот, мы с вами познакомились с новой профессией, с приборами которые помогают метеорологам
изучать и составлять прогноз погоды
Физминутка.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибаем один пальчик)
А за нею шмель – шмелёк,
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Как фонарики глаза.
Пожжужали полетали (Машут ладошками)
От усталости упали (Опускают ладошки)
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, можно без специальных приборов предвидеть и составить
прогноз погоды?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, совершенно верно. Можно определить какая будет погода по поведению животного
и растительного мира.
Например, клевер луговой.
Перед дождём опускает головки соцветий и складывает вокруг них зонтиком верхушечные листья.
Растение Мать - и - мачеха
В ясные весенние дни цветы мать-и –мачехи горят золотыми звёздочками, но стоит показаться дожде-
вой тучке, как цветочки закрываются.
Растение мальва
Перед дождём её цветы поникают, и издали кажется, будто они завяли.
Хорошими синоптиками зарекомендовали себя пчёлы.
Если пчёлы стремительно летаю – день будет солнечным. Если же они бастуют, не летят за нектаром,
то обязательно через 6-8 часов будет дождь.
Не уступают пчёлам и муравьи.
Если муравьи среди дня заделывают ходы в муравейник, то жди дождя.
Воспитатель. Вот с такой замечательной и увлекательной профессией, мы ребята сегодня позна-
комились. Каждая профессия необходима. Все люди хотят планировать свои выходные, отпуск, знать
брать ли им зонтик или будет солнечная погода. Профессия метеоролога помогает чувствовать себя
комфортно в любую погоду.
Рефлексия.
Как называются люди, которые работают на метеостанции?
Какие приборы помогают определять погоду, что им измеряют?
Какие растения и насекомые предупреждают нас о дожде?
Можно ли нам обходится без прогноза погоды?