Напоминание

"Технология "Дебаты" как метод формирования коммуникативных универсальных учебных действий"


Автор: Кравченко Марина Сергеевна
Должность: методист (по воспитательной работе) отдела воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Технология "Дебаты" как метод формирования коммуникативных универсальных учебных действий"
Раздел: среднее образование





Назад




Технология «Дебаты» как метод формирования

коммуникативных универсальных учебных действий

Одной

из

задач

образования

и

воспитания

в

Краснодарском

президентском кадетском училище

является создание условий для

успешной адаптации и самореализации кадета в современном мире.

В

настоящее

время

в

обществе

сложилось

новое

понимание

основной

цели

образования.

Согласно

ФГОС

основного

общего

образования преподаватель в первую очередь должен заботиться о

формировании

у

воспитанника универсальных

учебных

действий.

Одним

из

видов

УУД

является коммуникативные

универсальные

у ч е б н ы е

д е й с т в и я ,

к о т о р ы е обеспечивают

социальную

компетентность

и

сознательную

ориентацию

воспитанников

на

позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или

деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном

обсуждении

проблем,

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Научить

этому

воспитанников

мы

можем,

применя я

инновационные

образовательные

технологии,

в

том

числе

и

технологию «дебаты».

Дебаты

форма

обучения

общению

воспитанников,

способ

организации воспитательной работы, имеющий целью тренировать

навыки

самостоятельной

работы

с

литературой

и

источниками,

отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной

точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже

имеет право на существование.

Данная технология стала распространяться у нас в стране в 90-х

годах, как реализация международной программы «Дебаты». Были

опубликованы методические разработки по организации школьных

«дебатов» в так называемом формате К. Поппера.

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои

аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса,

чтобы убедить судей в их правильности.

1.

Тема

должна

быть

актуальной,

затрагивать

значимые

проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные

варианты.

2.

Утверждающая

сторона

пытается

убедить

судью

в

правильности своих позиций относительно формулировки темы.

3.

Отрицающая

сторона

пытается

убедить

судью

в

том,

что

позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация

имеет недостатки.

4.

Каждая

команда

с

целью

доказательства

создает

систему

аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее

позиция является наиболее правильной.

5.

Вместе с аргументами участники дебатов должны представить

свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их

позицию.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут

приобретать различные формы:

1. «Классические» дебаты - это собственно формат дебатов, в

которых участвует 6 человек (2 команды по 3 человека), а остальные

воспитанники

являются

либо

«рецензентами»,

либо

пассивными

слушателями.

Игра

стоится

на

заранее

подготовленных

командах,

имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемому вопросу.

Такому

мероприятию

предшествует

определенная

подготовка.

Минимум

6

человек

(либо

все

кадеты)

получают

опережающее

задание – подготовиться к дебатам.

2. Экспресс – дебаты

по мини-проблемам - это дебаты, в которых

фаза

ориентации

и

подготовки

сведены

к

минимуму.

Подготовка

осуществляется непосредственно во время проведения мероприятия.

3. «Модифицированные» дебаты - это использование отдельных

элементов

формата

дебатов

или

дебаты,

в

которых

допущены

некоторые изменения правил.

В условиях Краснодарского президентского кадетского училища

дебаты

могут

применяться

как

на

уроках,

так

и

во

внеурочной

деятельности.

Как

учебная

технология,

дебаты

обогащают

образование, как игра - доставляют удовольствие.

Решению

освоить

и

применять

на

классных

часах

и

других

мероприятиях

педагогическую

технологию

дебаты

послужил

тот

факт,

что

данный

вид

деятельности

способствует

развитию

креативности, расширению кругозора, интеллектуальному развитию и

формированию

положительной

мотивации

к

познавательной

деятельности, навыков публичного выступления. Учить дебатировать

необходимо

начинать

примерно

с

12-13

лет.

В

этом

возрасте

происходит

становление

личности,

это

время

поисков

ответов

на

многие вопросы, поиск самого себя.

Классный

час

в

форме

дебатов

несомненно,

является

эффективным средством обучения и воспитания кадет умению ясно и

логично

формулировать

свою

позицию,

находить

убедительные

факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в

способности

повлиять

на

общественное

мнение

или

изменить

сложившуюся ситуацию.

Классный

час

по теме: «Прозвище – это скверно» проходил с

использованием экспресс - дебатов. После того как воспитанники

познакомились с

историей

возникновения

прозвищ

им

было

предложено

обсудить

в

форме

дебатов

является

ли прозвище

оскорбительным.

Подготовка осуществлялась непосредственно на классном часе.

Дебаты проходили в 4 этапа:

1 этап - повторение правил ведения дебатов.

2 этап - деление на команды.

3

этап

-

работа

в

командах.

Подбор

аргументов

и

проведение

перекрестных вопросов.

4 этап - обсуждение, подведение итогов, принятие решения по теме

дебатов.

Экспресс - дебаты успешно используются как элемент «обратной

связи»,

закрепления

материала

либо

как

форма

активизации

познавательной деятельности.

В

7

классе

было

проведено

мероприятие

с

использованием

модифицированной формы дебатов по теме: « Компьютерные игры в

качестве досуга «за» и «против».

Воспитанникам

заранее

была

озвучена

тема

для

обсуждения.

После

распределения

на

команды

кадетам

было

предложено

выстроить

аргументированный ответ в защиту своей точки зрения

(материал воспитанники подбирали из библиотечных источников, а

так

же

пользовались

ресурсами

информационных

сетей).

В

заключение обсуждения проблемы обе команды огласили выводы.

Результатом

проведенных

мероприятий

с

использованием

технологии «Дебаты», является то, что у воспитанников развиваются

коммуникативные универсальные действия: они активно включаются

в обсуждение, аргументированно подтверждают свою точку зрения,

уважительно слушают оппонента, логически выстраивают свою речь.

После

проведенных

классных

часов

с

использованием

технологии

«дебаты»

воспитанники

отмечают,

что

узнают

много

нового

и

интересного.

Участники

дебатов

демонстрируют

свои

способности,

реализуют

свой

творческий

потенциал.

В

ходе

подготовки

к

дебатам

кадеты

изучают

большое

количество

литературных источников.



В раздел образования