Автор: Кравченко Марина Сергеевна
Должность: методист (по воспитательной работе) отдела воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Технология "Дебаты" как метод формирования коммуникативных универсальных учебных действий"
Раздел: среднее образование
Технология «Дебаты» как метод формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
Одной
из
задач
образования
и
воспитания
в
Краснодарском
президентском кадетском училище
является создание условий для
успешной адаптации и самореализации кадета в современном мире.
В
настоящее
время
в
обществе
сложилось
новое
понимание
основной
цели
образования.
Согласно
ФГОС
основного
общего
образования преподаватель в первую очередь должен заботиться о
формировании
у
воспитанника универсальных
учебных
действий.
Одним
из
видов
УУД
является коммуникативные
универсальные
у ч е б н ы е
д е й с т в и я ,
к о т о р ы е обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную
ориентацию
воспитанников
на
позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или
деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Научить
этому
воспитанников
мы
можем,
применя я
инновационные
образовательные
технологии,
в
том
числе
и
технологию «дебаты».
Дебаты
–
форма
обучения
общению
воспитанников,
способ
организации воспитательной работы, имеющий целью тренировать
навыки
самостоятельной
работы
с
литературой
и
источниками,
отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной
точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже
имеет право на существование.
Данная технология стала распространяться у нас в стране в 90-х
годах, как реализация международной программы «Дебаты». Были
опубликованы методические разработки по организации школьных
«дебатов» в так называемом формате К. Поппера.
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои
аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса,
чтобы убедить судей в их правильности.
1.
Тема
должна
быть
актуальной,
затрагивать
значимые
проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные
варианты.
2.
Утверждающая
сторона
пытается
убедить
судью
в
правильности своих позиций относительно формулировки темы.
3.
Отрицающая
сторона
пытается
убедить
судью
в
том,
что
позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация
имеет недостатки.
4.
Каждая
команда
с
целью
доказательства
создает
систему
аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее
позиция является наиболее правильной.
5.
Вместе с аргументами участники дебатов должны представить
свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их
позицию.
В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут
приобретать различные формы:
1. «Классические» дебаты - это собственно формат дебатов, в
которых участвует 6 человек (2 команды по 3 человека), а остальные
воспитанники
являются
либо
«рецензентами»,
либо
пассивными
слушателями.
Игра
стоится
на
заранее
подготовленных
командах,
имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемому вопросу.
Такому
мероприятию
предшествует
определенная
подготовка.
Минимум
6
человек
(либо
все
кадеты)
получают
опережающее
задание – подготовиться к дебатам.
2. Экспресс – дебаты
по мини-проблемам - это дебаты, в которых
фаза
ориентации
и
подготовки
сведены
к
минимуму.
Подготовка
осуществляется непосредственно во время проведения мероприятия.
3. «Модифицированные» дебаты - это использование отдельных
элементов
формата
дебатов
или
дебаты,
в
которых
допущены
некоторые изменения правил.
В условиях Краснодарского президентского кадетского училища
дебаты
могут
применяться
как
на
уроках,
так
и
во
внеурочной
деятельности.
Как
учебная
технология,
дебаты
обогащают
образование, как игра - доставляют удовольствие.
Решению
освоить
и
применять
на
классных
часах
и
других
мероприятиях
педагогическую
технологию
дебаты
послужил
тот
факт,
что
данный
вид
деятельности
способствует
развитию
креативности, расширению кругозора, интеллектуальному развитию и
формированию
положительной
мотивации
к
познавательной
деятельности, навыков публичного выступления. Учить дебатировать
необходимо
начинать
примерно
с
12-13
лет.
В
этом
возрасте
происходит
становление
личности,
это
время
поисков
ответов
на
многие вопросы, поиск самого себя.
Классный
час
в
форме
дебатов
–
несомненно,
является
эффективным средством обучения и воспитания кадет умению ясно и
логично
формулировать
свою
позицию,
находить
убедительные
факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в
способности
повлиять
на
общественное
мнение
или
изменить
сложившуюся ситуацию.
Классный
час
по теме: «Прозвище – это скверно» проходил с
использованием экспресс - дебатов. После того как воспитанники
познакомились с
историей
возникновения
прозвищ
им
было
предложено
обсудить
в
форме
дебатов
является
ли прозвище
оскорбительным.
Подготовка осуществлялась непосредственно на классном часе.
Дебаты проходили в 4 этапа:
1 этап - повторение правил ведения дебатов.
2 этап - деление на команды.
3
этап
-
работа
в
командах.
Подбор
аргументов
и
проведение
перекрестных вопросов.
4 этап - обсуждение, подведение итогов, принятие решения по теме
дебатов.
Экспресс - дебаты успешно используются как элемент «обратной
связи»,
закрепления
материала
либо
как
форма
активизации
познавательной деятельности.
В
7
классе
было
проведено
мероприятие
с
использованием
модифицированной формы дебатов по теме: « Компьютерные игры в
качестве досуга «за» и «против».
Воспитанникам
заранее
была
озвучена
тема
для
обсуждения.
После
распределения
на
команды
кадетам
было
предложено
выстроить
аргументированный ответ в защиту своей точки зрения
(материал воспитанники подбирали из библиотечных источников, а
так
же
пользовались
ресурсами
информационных
сетей).
В
заключение обсуждения проблемы обе команды огласили выводы.
Результатом
проведенных
мероприятий
с
использованием
технологии «Дебаты», является то, что у воспитанников развиваются
коммуникативные универсальные действия: они активно включаются
в обсуждение, аргументированно подтверждают свою точку зрения,
уважительно слушают оппонента, логически выстраивают свою речь.
После
проведенных
классных
часов
с
использованием
технологии
«дебаты»
воспитанники
отмечают,
что
узнают
много
нового
и
интересного.
Участники
дебатов
демонстрируют
свои
способности,
реализуют
свой
творческий
потенциал.
В
ходе
подготовки
к
дебатам
кадеты
изучают
большое
количество
литературных источников.