Напоминание

Тема: «Овладение приемам мнемотехники»


Автор: Минасян Амаля Татуловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: «Овладение приемам мнемотехники»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

Тема: «Овладение приемам мнемотехники»

Автор публикации:

Минасян Амаля Татуловна,

воспитатель ГОКУ СКШ № 12 г. Иркутска

Все жалуются на свою память,

но никто не жалуется на свой разум.

Ф. де Ларошфуко.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с

большим трудом усваивают несложные истины о буквах и словах, о цифрах и

о числах, так легко запоминают сотни мультфильмов с их самыми

разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно

запутанными отношениями между этими героями?

Как часто вы замечали, что после объяснения учителя: «В одно ухо

влетело – в другое вылетело»! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И

поняли как будто все! А через пять минут – ничегошеньки не помните!»

Актуальность выбранной темы очевидна. Люди получают за свою

жизнь огромное количество информации, однако, большую часть

указанного забывают.

Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову,

задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как

сэкономить время при запоминании? Оказывается, очень легко и просто!

Существует

множество

приемов

и

методов

для

улучшения

памяти,

основанные на принципах запоминания, хранения информации и ее

воспроизведения.

Одной

из

эффективных

технологий,

позволяющих

продуктивно использовать человеческую память, является мнемоника (или

мнемотехника). Энциклопедический словарь дает следующее определение

мнемотехники: «Мнемотехника или мнемоника (от греч. mnemonika –

искусство

запоминания)

-

совокупность

приемов

и

способов,

облегчаюших запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования искусственных ассоциаций».

Термин «мнемоника» был введен еще в VI

веке до н. э. великим

древнегреческим

философом,

математиком

и

политическим

деятелем

Пифагором Самосским.

Цицерону и Квинтилиану принадлежат труды по мнемонике, частично

дошедшие до наших дней. В дальнейшем мнемоническое искусство

развивали такие выдающиеся мыслители, как Аврелий Августин, Фома

Аквинский, Джордано Бруно, Томаззо Кампанелла, Готфрид Вильгельм

Лейбниц, Френсис Бэкон, Рене Декарт и многие другие.

Мы знаем из психологии, что виды памяти классифицируются по уровню

и специфике сохранения информации: сенсорной, кратковременной и

долговременной памяти. Существует еще одна классификация видов памяти

– по так называемым модальностям человека, т. е. по способам обработки

собственного внутреннего опыта. Модальности внутреннего опыта, как

правило, делят на три вида: визуальную (от лат. Visualis – зрительный),

аудиальную

( от лат.

Audio

слышу)

и кинестетическую

(от греч.

kinematos

– движение). И

исключительно редко встречаются люди с

синестетической

модальностью. Синестезия

(от греч.

synaisthesis

соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа

чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и

ощущения, соответствуюшие другому органу чувств (напр., «цветной слух» -

звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.)

Синестетики способны от звука: реально ощущать прикосновение, вкус,

запах, тепло или холод звука и видеть цвета.(Н. А. Римский-Корсаков, А. Н.

Скрябин, А. Рембо).

Отечественный психолог А. Р. Лурия посвятил одно из своих

произведений «Маленькая книжка о большой памяти» удивительному

человеку С. В. Шерешевскому, который

был синестетиком и самым

выдающимся мнемонистом XX

века. Например, забор – соленый и

шершавый.

Сегодня я предлагаю к рассмотрению новые приемы эффективного

запоминания посредством создания необычных, нестандартных образов.

Призыв:

«Не сопротивляйтесь простоте мнемонических методов, не

сопротивляйтесь психической деятельности основанной не на логическом

мышлении, а на воображении: позвольте себе вернуться в детство, в мир

причудливых фантазий и красочных образов!»

Первым методом, с которого можно начинать изучение мнемоники – это

метод ассоциативных связей. Этот метод самый простой и достаточно

эффективный для кодирования информации, для эффективного запоминания

и воспроизведения.

Итак

,

начинаем освоение метода

цепных

ассоциаций с простого

упражнения – с запоминания слов в парах или по одному слову, не составляя

пары.

Задание № 1. Предварительный тест для оценки работоспособности

мозга.

1. Сосчитайте громко вслух с максимальной быстротой от 1 до 120 (в

клеточках фиксируется время в секундах).

2.Запомните максимальное количество слов за 2 минуты.

НОЧЬ – ТОЧКА – ОТДЫХ

ГРУША – ОТДЕЛ – ОТЕЦ

СЕСТРА – МИНУТА – СЕКУНДА

КРУЖКА – ДЯДЯ – ЛАВКА

ЛИНЕЙКА – НОРА – СЧЕТ

КРАН – ДЕНЬ – ЯБЛОКО

МАТЬ – ТРУБА – УГОЛ

ПАПКА – РАССКАЗ – МУЗЫКА

СИРОП – БРАТ – ДОЧЬ

ЧАС – МАГАЗИН – КРОВАТЬ

На оборотной стороне страницы вписать данные слова в ячейки.

Количество записанных слов указать внизу страницы.

При

запоминании,

старайтесь

«работать»

во

всех

модальностях

одновременно. Формируя образы и ассоциативные связи, пытайтесь их

увидеть,

услышать

и

почувствовать.

Итак,

первое

слово

«кружка».

Представьте ее в своем воображении, но необычную кружку, а старинную

или детскую с разными рисунками, стоящую на столе (подоконнике, стуле,

прикроватной тумбочке), ощутите тяжесть ее (легкость), почувствуйте все

запах напитка в ней, посмотрите из чего сделана эта кружка ( стекло, фарфор,

бумага и т. д.). Чем более яркий образ будет создан, тем надежнее он будет

храниться в памяти.

Если Вам удалось представить этот образ так ярко, как будто Вы их не

воображали, а реально воспринимали, то данное слово запомнится навсегда!

Если через много лет Вас попросят дать ассоциацию на слово «кружка», то

первичной и непроизвольной ассоциацией, скорее всего, будет именно слово,

которое Вы представили себе на первом этапе мощности и яркости

запоминания.

Метод ассоциативных связей позволяет запоминать не только пары слов,

но и достаточно длинные ряды невзаимосвязанных слов. Кроме того, метод

ассоциативных связей входит в структуру более сложных мнемонических

методов, к примеру, таких, как метод «мест». Так, Цицерон,

для

оптимизации процесса использовал метод мест, который позволял «помнить

все».

При подготовке своих речей Цицерон ходил по своему дому, переходя из

комнаты в комнату, выделяя там те места или иные участки: предметы

мебели, украшения на стенах, двери, лестницы и т. п. При этом он

ассоциативно связывал фрагменты своей речи с теми или иными «местами»

своих комнат. Если мест не хватало в доме, он выходил на улицу и следовал

по маршруту хорошо знакомой дороги.

Итак, для использования метода «мест» необходимо предварительно

создать какую-либо мнемоническую матрицу. ( Рассказ о фрагментировании

маршрута на определенное количество участков. «Дорога»).

При освоении первичного опыта создания мнемонической матрицы

можно записать на бумаге порядок следования «мест». Но при выполнении

дальнейших упражнений желательно отказаться от каких-либо записей.

Ваша память намного лучше и надежнее, чем Вы привыкли ее

оценивать. Доверьтесь ей!



В раздел образования