Автор: Минасян Амаля Татуловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: «Овладение приемам мнемотехники»
Раздел: начальное образование
Статья
Тема: «Овладение приемам мнемотехники»
Автор публикации:
Минасян Амаля Татуловна,
воспитатель ГОКУ СКШ № 12 г. Иркутска
Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на свой разум.
Ф. де Ларошфуко.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с
большим трудом усваивают несложные истины о буквах и словах, о цифрах и
о числах, так легко запоминают сотни мультфильмов с их самыми
разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно
запутанными отношениями между этими героями?
Как часто вы замечали, что после объяснения учителя: «В одно ухо
влетело – в другое вылетело»! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И
поняли как будто все! А через пять минут – ничегошеньки не помните!»
Актуальность выбранной темы очевидна. Люди получают за свою
жизнь огромное количество информации, однако, большую часть
указанного забывают.
Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову,
задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как
сэкономить время при запоминании? Оказывается, очень легко и просто!
Существует
множество
приемов
и
методов
для
улучшения
памяти,
основанные на принципах запоминания, хранения информации и ее
воспроизведения.
Одной
из
эффективных
технологий,
позволяющих
продуктивно использовать человеческую память, является мнемоника (или
мнемотехника). Энциклопедический словарь дает следующее определение
мнемотехники: «Мнемотехника или мнемоника (от греч. mnemonika –
искусство
запоминания)
-
совокупность
приемов
и
способов,
облегчаюших запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций».
Термин «мнемоника» был введен еще в VI
веке до н. э. великим
древнегреческим
философом,
математиком
и
политическим
деятелем
Пифагором Самосским.
Цицерону и Квинтилиану принадлежат труды по мнемонике, частично
дошедшие до наших дней. В дальнейшем мнемоническое искусство
развивали такие выдающиеся мыслители, как Аврелий Августин, Фома
Аквинский, Джордано Бруно, Томаззо Кампанелла, Готфрид Вильгельм
Лейбниц, Френсис Бэкон, Рене Декарт и многие другие.
Мы знаем из психологии, что виды памяти классифицируются по уровню
и специфике сохранения информации: сенсорной, кратковременной и
долговременной памяти. Существует еще одна классификация видов памяти
– по так называемым модальностям человека, т. е. по способам обработки
собственного внутреннего опыта. Модальности внутреннего опыта, как
правило, делят на три вида: визуальную (от лат. Visualis – зрительный),
аудиальную
( от лат.
Audio
– слышу)
и кинестетическую
(от греч.
kinematos
– движение). И
исключительно редко встречаются люди с
синестетической
модальностью. Синестезия
(от греч.
synaisthesis
–
соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа
чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и
ощущения, соответствуюшие другому органу чувств (напр., «цветной слух» -
звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.)
Синестетики способны от звука: реально ощущать прикосновение, вкус,
запах, тепло или холод звука и видеть цвета.(Н. А. Римский-Корсаков, А. Н.
Скрябин, А. Рембо).
Отечественный психолог А. Р. Лурия посвятил одно из своих
произведений «Маленькая книжка о большой памяти» удивительному
человеку С. В. Шерешевскому, который
был синестетиком и самым
выдающимся мнемонистом XX
века. Например, забор – соленый и
шершавый.
Сегодня я предлагаю к рассмотрению новые приемы эффективного
запоминания посредством создания необычных, нестандартных образов.
Призыв:
«Не сопротивляйтесь простоте мнемонических методов, не
сопротивляйтесь психической деятельности основанной не на логическом
мышлении, а на воображении: позвольте себе вернуться в детство, в мир
причудливых фантазий и красочных образов!»
Первым методом, с которого можно начинать изучение мнемоники – это
метод ассоциативных связей. Этот метод самый простой и достаточно
эффективный для кодирования информации, для эффективного запоминания
и воспроизведения.
Итак
,
начинаем освоение метода
цепных
ассоциаций с простого
упражнения – с запоминания слов в парах или по одному слову, не составляя
пары.
Задание № 1. Предварительный тест для оценки работоспособности
мозга.
1. Сосчитайте громко вслух с максимальной быстротой от 1 до 120 (в
клеточках фиксируется время в секундах).
2.Запомните максимальное количество слов за 2 минуты.
НОЧЬ – ТОЧКА – ОТДЫХ
ГРУША – ОТДЕЛ – ОТЕЦ
СЕСТРА – МИНУТА – СЕКУНДА
КРУЖКА – ДЯДЯ – ЛАВКА
ЛИНЕЙКА – НОРА – СЧЕТ
КРАН – ДЕНЬ – ЯБЛОКО
МАТЬ – ТРУБА – УГОЛ
ПАПКА – РАССКАЗ – МУЗЫКА
СИРОП – БРАТ – ДОЧЬ
ЧАС – МАГАЗИН – КРОВАТЬ
На оборотной стороне страницы вписать данные слова в ячейки.
Количество записанных слов указать внизу страницы.
При
запоминании,
старайтесь
«работать»
во
всех
модальностях
одновременно. Формируя образы и ассоциативные связи, пытайтесь их
увидеть,
услышать
и
почувствовать.
Итак,
первое
слово
«кружка».
Представьте ее в своем воображении, но необычную кружку, а старинную
или детскую с разными рисунками, стоящую на столе (подоконнике, стуле,
прикроватной тумбочке), ощутите тяжесть ее (легкость), почувствуйте все
запах напитка в ней, посмотрите из чего сделана эта кружка ( стекло, фарфор,
бумага и т. д.). Чем более яркий образ будет создан, тем надежнее он будет
храниться в памяти.
Если Вам удалось представить этот образ так ярко, как будто Вы их не
воображали, а реально воспринимали, то данное слово запомнится навсегда!
Если через много лет Вас попросят дать ассоциацию на слово «кружка», то
первичной и непроизвольной ассоциацией, скорее всего, будет именно слово,
которое Вы представили себе на первом этапе мощности и яркости
запоминания.
Метод ассоциативных связей позволяет запоминать не только пары слов,
но и достаточно длинные ряды невзаимосвязанных слов. Кроме того, метод
ассоциативных связей входит в структуру более сложных мнемонических
методов, к примеру, таких, как метод «мест». Так, Цицерон,
для
оптимизации процесса использовал метод мест, который позволял «помнить
все».
При подготовке своих речей Цицерон ходил по своему дому, переходя из
комнаты в комнату, выделяя там те места или иные участки: предметы
мебели, украшения на стенах, двери, лестницы и т. п. При этом он
ассоциативно связывал фрагменты своей речи с теми или иными «местами»
своих комнат. Если мест не хватало в доме, он выходил на улицу и следовал
по маршруту хорошо знакомой дороги.
Итак, для использования метода «мест» необходимо предварительно
создать какую-либо мнемоническую матрицу. ( Рассказ о фрагментировании
маршрута на определенное количество участков. «Дорога»).
При освоении первичного опыта создания мнемонической матрицы
можно записать на бумаге порядок следования «мест». Но при выполнении
дальнейших упражнений желательно отказаться от каких-либо записей.
Ваша память намного лучше и надежнее, чем Вы привыкли ее
оценивать. Доверьтесь ей!