Авторы: Червева Наталия Михайловна, Комарова Евгения Ивановна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин, преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пикалёвская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пикалёво, Ленинградская область
Наименование материала: проект
Тема: "Музыка П.И. Чайковского для детей"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Пикалевская детская школа искусств»
Проект
Музыка П.И. Чайковского для детей
Авторы: Червева Наталия Михайловна
преподаватель хоровых дисциплин
(высшая категория)
Комарова Евгения Ивановна
преподаватель по классу фортепиано,
музыкальной литературы и слушанию музыки
(высшая категория)
Пикалево 2019 г.
Содержание проекта
1. Введение 3
2. Паспорт проекта 5
3. Описание работы над проектом 9
Введение.
Роль музыки в воспитании ребенка необычайно велика. Приобщая
детей к миру музыки, мы способствуем воспитанию у них нравственно-
этических
чувств,
формированию
взглядов,
убеждений
и
духовных
потребностей. В настоящее время каждый педагог понимает, что необходимо
уделять большое значение духовному развитию личности. Правильно
организованный образовательный процесс создает условия для выработки и
проявления у учащихся норм поведения, учит общению с другими детьми,
воспитывает трудолюбие, дисциплину, волю, внимание, усидчивость. Дети
начинают
осознавать
значимость
совместного
творчества.
Все
это
способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности
ребенка. Поэтому, перед педагогом стоит задача – сформировать у
подрастающего поколения высокие духовные потребности и разносторонние
художественные способности. Чтобы развить эти способности, необходимо
научить детей эмоционально откликаться на различные музыкальные
произведения, понимать их содержание, чувствовать характер. Выдающийся
советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умение слушать и понимать
музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без
которого невозможно представить полноценного воспитания». Развивая у
детей способности воспринимать прекрасное в природе, в произведениях
искусства и в окружающей действительности, мы развиваем у них
способности к творчеству, к желанию создавать это прекрасное. В общении
с настоящей классической музыкой дети постигают многое об окружающем
мире, развиваясь в эмоциональном и художественном отношении.
Решающую роль в развитии личности играет любая творческая
деятельность – пение в хоре, игра в ансамбле, занятия живописью и др. Легче
решить
поставленную
задачу
помогает
коллективное
музицирование,
совместная концертная деятельность. Все это невозможно без необходимых
умений и навыков. С самых первых занятий музыкой необходимо привить
ребенку любовь к музыке, чтобы в дальнейшем она стала ему другом,
помогающим идти по жизни. Для того чтобы ребенок понимал и любил
музыку современному педагогу необходимо использовать новые формы
обучения. В последние годы произошли изменения в практике образования.
Новой школе понадобились такие методы, которые формировали бы
активную
и
самостоятельную
позицию
каждого
учащегося
в
образовательном процессе, развивали исследовательские умения и навыки,
реализовывали связь обучения с жизнью. Ведущая роль среди различных
методов сегодня принадлежит методу проектов. Цель метода проектов - это
направить учебно-познавательную деятельность учащихся на результат,
который
получается
при
решении
практической
или
теоретической
проблемы.
Метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, -
действенное средство музыкально-творческого развития учащихся. Проект
ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно
приобретать
знания,
получать
опыт
познавательной,
учебной
и
исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети
приобретают умения коллективного планирования, делового партнерского
общения. Учатся анализировать собственную деятельность, принимать
решения, отстаивать свою точку зрения. Работа над проектом основывается
на принципе сотрудничества и совместного коллективного творчества.
Проект «Музыка П.И. Чайковского для детей» дает каждому участнику
возможность проявить свои интеллектуальные способности в области
музыкального
искусства,
продемонстрировать
уровень
своего
исполнительского мастерства, учащиеся получают возможность попробовать
свои силы в различных областях и жанрах музыкального искусства.
Паспорт проекта
Название проекта: Музыка П.И. Чайковского для детей.
Руководители проекта: Червева Наталия Михайловна,
Комарова Евгения Ивановна.
Консультанты: преподаватели вокально-хорового отделения МБОУ ДО
«Пикалевская детская школа искусств».
Учебные предметы: хор, постановка голоса, фортепиано, слушание музыки,
музыкальная литература.
Возраст участников: 9-17 лет.
Состав проектной группы: преподаватели и учащиеся вокально- хорового и
инструментального (фортепиано) отделения.
Тип проекта: творческий.
Уровень творчества: исполнительский.
По содержанию: межпредметный.
Срок реализации: с января по май 2019 года.
Заказчик проекта: МБОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств».
Актуальность проекта: В связи с тем, что за последние годы снизился
общий уровень эстетической культуры, возникла острая необходимость
воспитания
нравственно-этических
чувств,
формирования
взглядов,
убеждений и духовных потребностей у подрастающего поколения.
Цель проекта: создание условий для максимального раскрытия творческого
потенциала каждого ученика.
Задачи.
Образовательные:
- формировать вокально-хоровые навыки, культуру звука
- расширить и разнообразить репертуар учащихся
Развивающие:
-
развить
творческие
способности
учащихся
путем
использования
разнообразных вокально-хоровых навыков
- формировать потребности учащихся в творческом самовыражении
Воспитательные:
- расширить музыкальный кругозор учащихся
- воспитать устойчивый интерес к музыке как выразительному искусству
Ресурсное обеспечение проекта:
- Наглядный материал
- Технические средства
- Нотные сборники
Методическое сопровождение проекта
- Конспекты занятий
- Консультативный материал для родителей
- Подборка стихов
- Рисунки
Продукт проекта: концерт «Музыка П.И. Чайковского для детей»
Проект основан на применении знаний и умений, приобретенных на
занятиях хора, постановки голоса, музыкального инструмента (фортепиано),
слушание музыки, музыкальной литературы.
План работы над проектом
№
Месяц
Деятельность
1.
Январь
2019г.
Встреча с родителями и учениками по вопросам
реализации проекта.
2.
Февраль
2019 г.
Разработка структуры проекта и организация работы
учащихся над творческим проектом.
Реализация 1 этапа проекта
3.
Март
2019 г.
Проведение занятий, тренингов, консультаций.
Реализация 2 этапа проекта, начало работы над 3 этапом.
4.
Апрель
2019 г.
Контрольные прослушивания, коррекция работы с
учащимися. Реализация 3 этапа проекта.
5.
Май
2019 г.
Концерт «Музыка П.И. Чайковского для детей»
Этапы работы над проектом:
1.
Подготовительный
2.
Поисково-исследовательский
3.
Практический
4.
Заключительный
Ожидаемый результат:
- развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о
музыке
- положительно – эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным
произведениям классической музыки
- вовлечение каждого участника в творческую деятельность
Описание работы над проектом
I этап. Подготовительный.
Воспитанники вокально-хорового отделения часто выступают со своими
хоровыми коллективами на различных площадках, но не имеют такой же
возможности реализовать свои навыки в сольном исполнительстве. На
первом этапе совместной работы над проектом была определена проблема,
связанная
с
возможностью
демонстрации
уровня
исполнительского
мастерства
каждого
учащегося.
Школьникам
была
предоставлена
возможность самим определить пути решения данной проблемы. Авторами
проекта были заданы вопросы относительно актуальности проекта, выбора
темы, определения целей и формулировки задач. Дети вместе с педагогами
обсудили заданные вопросы. Также определили список литературы и
возможные информационные источники, необходимые для реализации
проекта. Установили сроки и график выполнения работы. Из множества
названий проекта было утверждено название «Музыка П.И. Чайковского для
детей».
После определения названия, целей и задач проекта учащиеся включились
в проектную деятельность и разработали план действий по реализации
проекта. Одним из первых предложений была выдвинута идея оформления
выставки рисунков. Каждый участник проекта придумал рисунок на
любимое произведение, выученное на занятиях хора, постановки голоса,
прослушанное на уроках музыкальной литературы. В выставке были
представлены работы учащихся, выполненные на уроках слушания музыки.
Старшие учащиеся помогали младшим в оформлении работ. Далее для
написания сценария дети решили найти подходящие стихотворения о
природе, лучшие из них прозвучали в праздничном концерте.
Так как работа над проектом предполагает коллективное сотрудничество,
преподавателями были проведены игры и тренинги на умение работать в
команде: игра «Веревочка», «33», «Счет до 21». В этих тренингах
определились явные лидеры. Эти ребята были поставлены главными
координаторами в различных группах:
- художественная группа (учащиеся и родители)
- литературная группа (учащиеся)
- музыкальные редакторы (учащиеся и преподаватели)
- организаторская группа (руководители проекта и старшеклассники).
II этап. Поисково-исследовательский.
В процессе проектной деятельности формируются общеучебные умения и
навыки: рефлексивные умения, коммуникативные умения, презентационные
умения
и
навыки,
навыки
оценочной
самостоятельности,
поисковые
(исследовательские)
умения.
Поисково-исследовательская
деятельность
формирует умение самостоятельно генерировать идеи, самостоятельно
искать недостающую информацию, находить разные решения проблемы и
т.д..
На данном этапе учащиеся разбились на группы, которые определились в
подготовительной работе над проектом. Каждая группа занималась сбором
информации,
анализировала
ее.
Исходя
из
полученной
информации,
вырабатывалась определенная схема действий.
Литературная группа занималась поиском информации о поэтах, отбором
стихотворений, высказываний о музыки и музыкантах. Дети учились
добывать информацию из различных источников (читали книги, посмотрели
в интернете, спрашивали у педагогов или родителей). Литературная группа
отвечала за написание сценария концерта «Музыка П.И. Чайковского для
детей».
Музыкальные редакторы отбирали музыкальный материал для концерта,
посещали контрольные уроки учащихся отделения. В группу редакторов
входили воспитанники и преподаватели вокально-хорового отделения,
постоянно принимающие участие в различных вокальных,
инструментальных и хоровых конкурсах.
Художественная группа определила тему выставки, наметила сроки сдачи
иллюстративного материала, собирала информацию об организации и
оформлении выставок (в художественном отделении школы, в интернете,
телевидении и в книгах).
Организаторы проекта собирали информацию от лидеров групп и решали
вопросы, возникающие в процессе деятельности участников проекта,
помогали с организацией оформления выставки, оказывали по мере
необходимости помощь участникам проекта, были связующим звеном между
группами.
III этап. Практический.
В практическом этапе группы объединились. Все отобранные материалы
были собраны в папку для написания сценария. Была создана новая группа, в
которую вошли сценаристы и музыкальные редакторы. Задача этой группы
состояла в том, чтобы написать сценарий для концерта и интересно
расположить музыкальный и литературный материал.
Были изучены все
материалы, и на их основе написан сценарий концерта. Художественная
группа провела конкурс рисунков, лучшие работы были представлены на
выставке.
Определили
дату
проведения
концерта
«Музыка
П.И.
Чайковского для детей» (16 мая 2019 года).
IV этап. Заключительный.
Заключительный этап проекта концерта «Музыка П.И. Чайковского для
детей» помог участникам проекта сформировать умения выступать перед
публикой, сформировать и совершенствовать исполнительское мастерство.
16 мая 2019 года в здании вокально-хорового отделения состоялся концерт
«Музыка П.И. Чайковского для детей».
Маленький зал отделения был полностью наполнен родителями
учащихся, их родственниками и друзьями, преподавателями вокально-
хорового и инструментального отделения. Все артисты ждали этот день,
были воодушевлены и радостны. Много теплых слов прозвучало в адрес
выступающих, много аплодисментов подарено благодарными слушателями.
Заключение.
В процессе проектной деятельности учащиеся расширили свой
музыкальный кругозор, захотели выучить много других произведений, а
также
научились сочувствовать и переживать за своих товарищей,
радоваться успехам друг друга. Стали принимать участие в концертах
инструментального отделения школы. Родилась идея провести такой же
концерт в детских садах и в сельской школе. Больше появилось желающих
участвовать
в
районных
конкурсах
инструментальных
ансамблей,
аккомпанемента и фортепиано. В работе над подготовкой к проекту
помогали родители учащихся. Они же были и главными слушателями на
концерте. Совместная деятельность взрослых и детей помогает сближению и
способствует взаимопониманию.
Список литературы.
1.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – Москва, 2000г.
3.
Гульчевская
В.Г.
Что
должен
знать
педагог
о
современных
образовательных технологиях. - издательство «Аркти» Москва, 2011г.
4.
Кирнарская Д.Л. Музыкальные способности. М., 2004 г.
5.
Проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийск,
2002 г.
6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся -
издательство «Аркти» Москва,2012г.
7.
Алябушева
Г.В.
Педагогические
условия
формирования
познавательных интересов школьника. // Проблемы педагогического
образования:
сб.
научн.
статей
/Под
ред.
В.А.Сластенина,
Е.А.Левановой. – Выпуск 36. – М.:МПГУ, 2010.
8.
Пахомова
Н.Ю.
Учебный
проект:
методология
поиска
/
Н.Ю.
Пахомова // Учитель. — 2010. — № 1.
9.
Полат Е.С., Иосо Рао. Методология учебного проекта. Материалы
городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2011 г.
10.Стрельцова О. Использование проектной деятельности в учебно-
методическом комплекте «Планета знаний» / О. Стрельцова //
Начальная школа. – 2009. - №12.
11.Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от
обязанностей
всезнающего
оракула
/
И.Д.
Чечель
//
Директор
школы. — 2011. — № 3.
12.Интернет – ресурсы.