Напоминание

Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры Акбузат


Автор: Шабанова Азалия Азатовна
Должность: педагог ДО
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДЮТТ "Вектор"
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка учебного занятия по лепке из глины
Тема: Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры Акбузат
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка учебного занятия по лепке из глины.

1. Ф.И.О. педагога - Шабанова Азалия Азатовна

2. Название объединения – Чудо-лепка

3. Год обучения - первый год обучения

4. Возраст учащихся – 8-10 лет

5. Дата, время, место проведения занятия

6. Тема занятия - Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры

Акбузат

7. Вид занятия – учебное занятие + практическая работа

8. Тип занятия – комбинированное занятие

9. Цель – познакомить с технологией изготовления и декорирования

объемной глиняной фигуры на примере коня Акбузата.

10. Задачи:

1) Обучающие:

-Познакомить с видом декоративно-прикладного искусства – керамика;

-Ознакомить со схемой лепки коня Акбузата;

-Ознакомить с основными правилами работы с глиной;

-Обучить видам декорирования.

2) Развивающие:

-Развивать творческие способности и мышление, творческую

самостоятельность, познавательный интерес к лепке из глины;

-Развивать мелкую моторику руки.

3) Воспитывающие:

-Способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывать

любовь и бережное отношение к животным, формировать мотивацию к

чтению сказок и рассказов.

11. Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Форма проведения занятия: ознакомление с новым видом деятельности.

12. Методы, используемые на занятии –наглядный метод обучения,

словесный метод обучения, метод практико-ориентированной деятельности;

проведение занятия с использованием средств искусства (музыка, ДПИ).

13. Средства обучения - таблица схема лепки объемной глиняной фигуры

Акбузат, компьютер для показа слайда «Акбузат», классическая музыка во

время лепки и физкультминутки; фартуки с надписью «Чудо-лепка» ЦДЮТТ

«Вектор», наклейки- бейджики, фломастеры; плотная ткань, картонные

тарелочки подставки, заготовки фигур коней, глина, стеки, кисти, губки,

шликер, ажурная тесьма и чеснокодавка для введения нового способа

декорирования крыльев, гривый, хвоста Акбузата, все инструменты по

количеству участников

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

14. Ход занятия

1 этап. Организационно-подготовительный

Педагог: -Здравствуйте ребята! Очень рада нашей встрече и надеюсь, что у

вас прекрасное настроение. Меня зовут Азалия Азатовна Шабанова. Я

руководитель объединения «Чудо-лепка», где мы лепим из пластилина,

соленого теста и из глины. Давайте поиграем в ассоциации: какие образы,

мысли приходят у вас к слову ГЛИНА? (ответы детей: природа - природный

материал, изделия из глины, маска для лица)

Как вы думаете, человек, какой профессии использует в своей работе этот

материал?

Ответы детей: Скульптор, строитель, дизайнер, художник.

Педагог: Да, молодцы. Мы с вами сегодня станем керамистами, и явас

приглашаю удивительный, волшебный мир керамики. Значит, что же такое

керамика?

Керамика - это изделия, слепленные из природного материала из глины,

высушенные на воздухе и самое главное, прошедшие обжиг при высокой

температуре. Уже много тысячелетий керамические изделия постоянно

служат людям. Теперь подумайте? Что у вас дома есть из керамики? (ответы

детей)

Ответы детей: посуда, статуэтки, керамические плитки, керамические

раковины.

*Перед началом работы. Давайте проведем небольшое посвящение в

керамисты и запомним технику безопасности. Вы уже заранее

подготовились, надели фартуки - защитили одежду, а это самый первый шаг

в работе с глиной, если глина попадет на одежду, не переживайте она

отстирывается; при лепке не нужно трогать глаза глиняными руками; со

стеками работаем осторожно.

*У каждого из вас на столе лежат бейджики. Предлагаю всем написать свое

имя в визитке и прикрепить к вашим фартукам. Поздравляю Вас теперь вы

стали еще ближе к профессии керамист.

Добытая из недр земли земля,

Которую мы глиной называем,

В свободных, чистых формах оживает,

Чтобы, застыв, опять уйти в века!

2 Этап. Постановка целей и задач.

Художники, скульпторы, керамисты в своих работах изображают красоту

окружающего мира: природу, людей, птиц, животных. Одним из самых

почитаемых благородных является образ коня. В каких сказках встречаются

кони? Какие памятники вы знаете?

Педагог: Предлагаю вам поближе познакомиться с героем, которого мы с

вами будем лепить. Посмотрите, пожалуйста, на экран, (показ видео об

Акбузате)

Вопрос: Кто сможет сказать – кого мы будем лепить?

Педагог

:

Правильно, у нас в конце занятия должен получиться крылатый

конь Акбузат. Акбузат–герой башкирского мифологического эпоса

(легенды), сказочный конь, который помогает своему хозяину - Урал- батыру

(богатырю) в борьбе со злом за счастье людей, торжество справедливости.

Педагог: Вы уже догадались? Чем мы будем заниматься? (ответы детей-

будем лепить крылатого коня из глины)

Да. Сейчас мы с вами познакомимся с технологией изготовления объемной

фигуры Акбузата, а самое главное научимся декорировать фигуру

необычным образом. Значит, что у нас должно получиться?

Ответы детей: В конце занятия должен получиться крылатый конь Акбузат.

Тема: «Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры Акбузат»

Физкультминутка

Педагог: Перед тем как приступить к работе, давайте поиграем.

Ветер дует нам в лицо (Машем кистями рук, по направлению к лицу).

- И качает деревцо! (Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону).

- Ветерок все тише, тише, (Качаемся медленнее, затем останавливаемся).

- Деревцо все выше, выше! ( Поднимаем руки, тянемся вверх).

Так как у нас времени немного, я вам дам заготовки фигур лошадей,

вам нужно будет дополнить свою работу деталями: грива, хвост и уши. И,

конечно же, крылья. Эта основная деталь, которая отличает нашего героя от

коней.

А чтоб запомнить, как сделана фигура коня, посмотрите на экран. Показ

схемы на экране.

Из глины лепим таким же способом, как и из пластилина, но главное

правило – это все детали заглаживать, чтоб они не отвалились при сушке. Не

торопиться. И подойти к делу с хорошим настроением.

На схеме показываем. Обратите внимание, какой формы глина? (первый

валик) Сгибаем его дугой, затем нижние части мы делим пополам, чтобы

получились пары ног – передние и задние. Верхнюю часть (второй валик)

глины мы оттягиваем, сначала шею, потом придаем форму голове (Немного

удлиненная и заостренная).

Практическая часть:

Педагог лепит вместе с детьми.

Делим кусок глины на 3 части для гривы, хвоста и ушей. Из одной части

скатываем столбик, делим пополам, сплющиваем и немного заостряем – это

уши. Из второй тоже скатываем столбик, сплющиваем, по длинной стороне

оттягиваем и прищипываем, придаем форму гривы. Таким образом, делаем и

хвост. Также хвост и гриву можно сделать из косичек. Показано на экране.

Присоединим все к туловищу с помощью клея - жидкой глины, которая

называется, шликер. Теперь остается самое интересное. Покажу вам

интересный способ. Крылья - вы можете сделать обычным способом, а

можно их задекорировать кружевными салфетками. Показ на слайде и лепка.

3 этап. Контрольный. Все готовые работы рассмотреть с детьми. Задать

вопросы:

-В каком месте лучше получилась твоя работа?

-Где было сложно?

-Каким интересным способом мы сделали крылья коню?

-Кого мы лепили?

- Ребята, из какого материала мы лепили?

-Что такое керамика?

-Про какие профессии вы узнали?

-Понравилось ли вам лепить из глины?

(Ответы детей)

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите, каких замечательных Акбузатов мы с вами вылепили

из глины. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же

материала. Но крылатые кони получились разные. Это говорит о том, что все

мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из

нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши

работы,сделанные своими руками. Хотелось бы, чтоб ваш Акбузат– конь-

символ добра и силы - приносил вам удачу.

5 этап. Информационный. Через 2-3 дня ваши работы высохнут, вы

можете расписывать работы акриловыми красками. Если будет возможность,

можно и обжечь, тогда ваша работа станет еще крепче. Всем спасибо за

участие. До свидания.



В раздел образования