Автор: Шабанова Азалия Азатовна
Должность: педагог ДО
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДЮТТ "Вектор"
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка учебного занятия по лепке из глины
Тема: Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры Акбузат
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка учебного занятия по лепке из глины.
1. Ф.И.О. педагога - Шабанова Азалия Азатовна
2. Название объединения – Чудо-лепка
3. Год обучения - первый год обучения
4. Возраст учащихся – 8-10 лет
5. Дата, время, место проведения занятия
6. Тема занятия - Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры
Акбузат
7. Вид занятия – учебное занятие + практическая работа
8. Тип занятия – комбинированное занятие
9. Цель – познакомить с технологией изготовления и декорирования
объемной глиняной фигуры на примере коня Акбузата.
10. Задачи:
1) Обучающие:
-Познакомить с видом декоративно-прикладного искусства – керамика;
-Ознакомить со схемой лепки коня Акбузата;
-Ознакомить с основными правилами работы с глиной;
-Обучить видам декорирования.
2) Развивающие:
-Развивать творческие способности и мышление, творческую
самостоятельность, познавательный интерес к лепке из глины;
-Развивать мелкую моторику руки.
3) Воспитывающие:
-Способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывать
любовь и бережное отношение к животным, формировать мотивацию к
чтению сказок и рассказов.
11. Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Форма проведения занятия: ознакомление с новым видом деятельности.
12. Методы, используемые на занятии –наглядный метод обучения,
словесный метод обучения, метод практико-ориентированной деятельности;
проведение занятия с использованием средств искусства (музыка, ДПИ).
13. Средства обучения - таблица схема лепки объемной глиняной фигуры
Акбузат, компьютер для показа слайда «Акбузат», классическая музыка во
время лепки и физкультминутки; фартуки с надписью «Чудо-лепка» ЦДЮТТ
«Вектор», наклейки- бейджики, фломастеры; плотная ткань, картонные
тарелочки подставки, заготовки фигур коней, глина, стеки, кисти, губки,
шликер, ажурная тесьма и чеснокодавка для введения нового способа
декорирования крыльев, гривый, хвоста Акбузата, все инструменты по
количеству участников
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
14. Ход занятия
1 этап. Организационно-подготовительный
Педагог: -Здравствуйте ребята! Очень рада нашей встрече и надеюсь, что у
вас прекрасное настроение. Меня зовут Азалия Азатовна Шабанова. Я
руководитель объединения «Чудо-лепка», где мы лепим из пластилина,
соленого теста и из глины. Давайте поиграем в ассоциации: какие образы,
мысли приходят у вас к слову ГЛИНА? (ответы детей: природа - природный
материал, изделия из глины, маска для лица)
Как вы думаете, человек, какой профессии использует в своей работе этот
материал?
Ответы детей: Скульптор, строитель, дизайнер, художник.
Педагог: Да, молодцы. Мы с вами сегодня станем керамистами, и явас
приглашаю удивительный, волшебный мир керамики. Значит, что же такое
керамика?
Керамика - это изделия, слепленные из природного материала из глины,
высушенные на воздухе и самое главное, прошедшие обжиг при высокой
температуре. Уже много тысячелетий керамические изделия постоянно
служат людям. Теперь подумайте? Что у вас дома есть из керамики? (ответы
детей)
Ответы детей: посуда, статуэтки, керамические плитки, керамические
раковины.
*Перед началом работы. Давайте проведем небольшое посвящение в
керамисты и запомним технику безопасности. Вы уже заранее
подготовились, надели фартуки - защитили одежду, а это самый первый шаг
в работе с глиной, если глина попадет на одежду, не переживайте она
отстирывается; при лепке не нужно трогать глаза глиняными руками; со
стеками работаем осторожно.
*У каждого из вас на столе лежат бейджики. Предлагаю всем написать свое
имя в визитке и прикрепить к вашим фартукам. Поздравляю Вас теперь вы
стали еще ближе к профессии керамист.
Добытая из недр земли земля,
Которую мы глиной называем,
В свободных, чистых формах оживает,
Чтобы, застыв, опять уйти в века!
2 Этап. Постановка целей и задач.
Художники, скульпторы, керамисты в своих работах изображают красоту
окружающего мира: природу, людей, птиц, животных. Одним из самых
почитаемых благородных является образ коня. В каких сказках встречаются
кони? Какие памятники вы знаете?
Педагог: Предлагаю вам поближе познакомиться с героем, которого мы с
вами будем лепить. Посмотрите, пожалуйста, на экран, (показ видео об
Акбузате)
Вопрос: Кто сможет сказать – кого мы будем лепить?
Педагог
:
Правильно, у нас в конце занятия должен получиться крылатый
конь Акбузат. Акбузат–герой башкирского мифологического эпоса
(легенды), сказочный конь, который помогает своему хозяину - Урал- батыру
(богатырю) в борьбе со злом за счастье людей, торжество справедливости.
Педагог: Вы уже догадались? Чем мы будем заниматься? (ответы детей-
будем лепить крылатого коня из глины)
Да. Сейчас мы с вами познакомимся с технологией изготовления объемной
фигуры Акбузата, а самое главное научимся декорировать фигуру
необычным образом. Значит, что у нас должно получиться?
Ответы детей: В конце занятия должен получиться крылатый конь Акбузат.
Тема: «Лепка и декорирование объемной глиняной фигуры Акбузат»
Физкультминутка
Педагог: Перед тем как приступить к работе, давайте поиграем.
Ветер дует нам в лицо (Машем кистями рук, по направлению к лицу).
- И качает деревцо! (Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону).
- Ветерок все тише, тише, (Качаемся медленнее, затем останавливаемся).
- Деревцо все выше, выше! ( Поднимаем руки, тянемся вверх).
Так как у нас времени немного, я вам дам заготовки фигур лошадей,
вам нужно будет дополнить свою работу деталями: грива, хвост и уши. И,
конечно же, крылья. Эта основная деталь, которая отличает нашего героя от
коней.
А чтоб запомнить, как сделана фигура коня, посмотрите на экран. Показ
схемы на экране.
Из глины лепим таким же способом, как и из пластилина, но главное
правило – это все детали заглаживать, чтоб они не отвалились при сушке. Не
торопиться. И подойти к делу с хорошим настроением.
На схеме показываем. Обратите внимание, какой формы глина? (первый
валик) Сгибаем его дугой, затем нижние части мы делим пополам, чтобы
получились пары ног – передние и задние. Верхнюю часть (второй валик)
глины мы оттягиваем, сначала шею, потом придаем форму голове (Немного
удлиненная и заостренная).
Практическая часть:
Педагог лепит вместе с детьми.
Делим кусок глины на 3 части для гривы, хвоста и ушей. Из одной части
скатываем столбик, делим пополам, сплющиваем и немного заостряем – это
уши. Из второй тоже скатываем столбик, сплющиваем, по длинной стороне
оттягиваем и прищипываем, придаем форму гривы. Таким образом, делаем и
хвост. Также хвост и гриву можно сделать из косичек. Показано на экране.
Присоединим все к туловищу с помощью клея - жидкой глины, которая
называется, шликер. Теперь остается самое интересное. Покажу вам
интересный способ. Крылья - вы можете сделать обычным способом, а
можно их задекорировать кружевными салфетками. Показ на слайде и лепка.
3 этап. Контрольный. Все готовые работы рассмотреть с детьми. Задать
вопросы:
-В каком месте лучше получилась твоя работа?
-Где было сложно?
-Каким интересным способом мы сделали крылья коню?
-Кого мы лепили?
- Ребята, из какого материала мы лепили?
-Что такое керамика?
-Про какие профессии вы узнали?
-Понравилось ли вам лепить из глины?
(Ответы детей)
4 этап. Итоговый.
Ребята, посмотрите, каких замечательных Акбузатов мы с вами вылепили
из глины. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же
материала. Но крылатые кони получились разные. Это говорит о том, что все
мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из
нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши
работы,сделанные своими руками. Хотелось бы, чтоб ваш Акбузат– конь-
символ добра и силы - приносил вам удачу.
5 этап. Информационный. Через 2-3 дня ваши работы высохнут, вы
можете расписывать работы акриловыми красками. Если будет возможность,
можно и обжечь, тогда ваша работа станет еще крепче. Всем спасибо за
участие. До свидания.