Автор: Гумерова Венера Ранисовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ 3"
Населённый пункт: г. Нурлат, Нурлатский муниципальный район
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы преподавания права в старших классах в современной школе
Раздел: среднее образование
Актуальные проблемы преподавания права в старших классах
в современной школе
Изучение права в современной школе занимает не менее важную нишу, чем
изучение истории, математики и прочих базовых предметов. Так, основными
целями правового образования являются: развитие личности в ответственный
период социального взросления человека, формирование правосознания и правовой
культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам и т.д. Элементарные правовые знания необходимы и для решения
различных жизненных ситуаций. Особенно важны эти знания для подростков в
качестве предотвращения совершения ими различных правонарушений.
Однако в процессе реализации целей и задач правового обучения, которые
заложены в федеральных государственных образовательных стандартах, возникают
некоторые проблемы, которые я хотела бы сегодня озвучить.
1.
Во-первых, предмет «Право» преподается на базовом (один час в
неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание
ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности
обучающихся. Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной
направленности)
—
получение
компетентностей
для
последующей
профессиональной деятельности. Однако, в большинстве случаев преподавание
права в старших классах сводится к банальной подготовке учащихся к сдаче
государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание», при этом
делается упор на тех детей, кто этот предмет непосредственно сдает. Те учащиеся,
которые не сдают вышеуказанный предмет, относятся к изучению правовых знаний
поверхностно, считая, что им эти знания просто не пригодятся. Итогом является
утрата ценности в получении правовых знаний. Не обеспечивается в полной мере
богатейший воспитательный потенциал, заложенный в праве, правоведении,
основах права, как учебной дисциплине. В связи с этим возникает вопрос: Как
вызвать неподдельный интерес учащего к изучения права? Ведь у учащихся, у
многих из них нет особой мотивации в изучении данного предмета.
Я бы
предложила на первом вводном уроке попросить учащихся написать минисочинение
1
или назовем его рассказ, в котором необходимо изложить о правовой ситуации,
которая имела место быть в его семье, семье родственников, друзей, где он
непосредственно либо принимал участие, либо был свидетелем. Поверьте, эти
истории будут и не одни. То есть у них у каждого должна возникнуть мотивация
(проблемная ситуация).
2.
Во-вторых,
сердцевиной,
основой
правового
обучения
является
соответствующий уровень общетеоретической подготовки. Большинство учебников
представляет
собой
минипрограмму,
в
которой
в
самом
общем
виде
рассматриваются основы правовых знаний. На изучение теоретических основ
правовых знаний было бы не плохо отводить только половину учебного времени.
Мы, учителя обществознания, в основном, на уроках права, ввиду того, что учебник
в основном содержит теоретический материал, забываемся и отводим теории
больше времени. В результате, получив хорошую «порцию» знаний, учащиеся не
приобретают главного – «чувства права и законности на практике». Только в
правильном сочетании теории и практики учащиеся смогут осознать ценность права
в целом. Если мы возьмем стандартные 35 часов в год, отведенных на право, то
можно разделить: первая половина – теория, вторая половина – практика. Но это
сложнее, лучше сочетать два этих компонента непосредственно на уроке. Например:
возьмем
тему
«Права
и
обязанности
налогоплательщиков».
С
учетом
продолжительности урока 40 минут, 5 мин на орг.момент, 10 минут на дом задание,
5
минут
на
закрепление
изученного
материала.
Здесь
прослеживается
межпредметная связь с экономикой.
3.
В-третьих, необходимо грамотно подходить к процессу распределения
тем между классами основной и старшей школы. Нужно, чтобы учащиеся шли при
изучении права от простых и доступных тем к более сложным, где необходимо уже
все чаще обращаться к первоисточникам.
4.
В-четвертых, работа с нормативно-правовыми актами вызывает у
многих учащихся проблемы. Иногда для раскрытия тех или иных тем, необходимо
изучать по несколько глав (даже не статей) того или иного закона. Это очень сложно
и муторно. Целесообразно было бы учителю, изучив НПА предварительно, дать
2
только сжатую информацию по нему. Можно использовать при этом слайды для
наглядности, а также различные техники
(сократить статью НПА до самого
основного). Например: возьмем все тот же Налоговый кодекс, пункт 1 статьи 21.
1.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в
письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также
получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Напечатанный текст по правам и обязанностям налогоплательщиков выйдет на
1
странице.
Дополнительно
детей
необходимо
познакомить
с
источником
Консультант плюс, ознакомление статей Налогового Кодекса РФ.
5.
В-пятых, правовые знания, которые преподаются на уроках права, и те
нормативно-правовые акты, с которыми работают учащиеся, должны быть
актуальны в настоящее время, когда учитель непосредственно ведет урок. Это
значит, что на уроках должна преподаваться лишь та правовая информация, которая
соответствует
нынешнему
положению
законодательства
РФ.
Нельзя
давать
учащимся
знания,
которые
базируются
на
устаревшей
информации,
не
соответствуют действительности. Эту проблему решить достаточно легко. Просто
каждый педагог, работающий с правовой информацией, обязан перед уроком
проверить ее актуальность. Для этого существуют правовые базы Консультант
Плюс, Гарант.
6.
Главная и основная роль в решении этих проблем принадлежит
учителю. Современный учитель права должен владеть юридическими знаниями,
уметь использовать их в нестандартных ситуациях, уметь работать с нормативно-
правовыми актами. Для этого необходима постоянная работа по самообразованию,
знакомство с юридической литературой, новыми законами, комментариями к ним. К
сожалению, учителя права это те же учителя обществознания и истории, которые в
основной своей массе имеют педагогическое образование еще постсоветских вузов,
где правоведение практически не изучалось. Отсутствует единый методический
механизм работы с правовыми источниками, учителя вынуждены импровизировать,
3
используя кустарные методы. Возникает еще одна проблема – нехватка времени,
даже дополнительного (элективы, консультации, к тому же их посещают только те
учащиеся, кто сдает ГИА по обществознанию), в сельской местности зачастую
возникают проблемы с интернетом (для просмотра НПА).
4