Автор: Козинская Любовь Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СШ № 3"
Населённый пункт: р.п.Елань,Еланский район, Волгоградская обл
Наименование материала: статья
Тема: Работа с рубрикой "Картинная галерея" на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Работа с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира
Работа с рубрикой « Картинная галерея» облегчает познание сложных обществоведческих
понятий, помогает наглядно представить изучаемые объекты, события, личностей.
Результатом этой деятельности является также умение эстетически воспринимать явления
природы и общественной жизни. Все люди по-разному воспринимают эти явления.
Возьмите в руку стакан простой воды и попросите детей рассказать , что они
знают о воде. Дети немало расскажут. А потом откройте рубрику «Картинная
галерея». Перед ними Айвазовский «Девятый вал» . Предложите детям внимательно
всмотреться в репродукцию и спросите теперь, что такое вода. И они вам скажут , что
вода - это стихия, сила, мощь! Этот вывод они сделали, только встретившись с картиной.
В процессе обучения младшие школьники получают научные сведения об объектах
окружающего мира, т.е. узнают точку зрения ученых.
Работая с рубрикой « Картинная галерея», дети видят, что есть и другое восприятие
природы, вещей и людей. Так, одно и то же явление природы ученый, поэт, художник,
композитор видят по-своему. Выстраивая работу с рубрикой «Картинная галерея»,
понимая важность, установить взаимосвязь разных способов познания мира, я вижу
свою задачу и в том, чтобы подвести детей к пониманию того, что люди смотрят на мир
«разными глазами» и изучают его по-разному. Есть взгляд ученого, для которого
особенно важны проверенные факты. Он открывает законы существования объектов
действительности с помощью научных методов (опыт, эксперимент, наблюдение). Есть
взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует другие стороны окружающего
мира, в результате чего рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются
эстетические и художественные достоинства объекта. Ведь каждый мастер — художник
особенный, неповторимый и видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что
он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.
Таким образом, любой объект окружающего мира может вызвать переживания,
всколыхнуть чувства, если посмотреть на него с разных точек зрения. Дети получают
возможность одни и те же явления изучать научно и на художественных образах.
Рубрика «Картинная галерея» формирует у школьников умение эмоционально
воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им
характеристику.
Приведу примеры из опыта работы .
1. Сравнение картин
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1
Кто ты
такой?
Сравнение
картин
А.Г. Венецианов
« Захарка »
И.Е. Репин Портрет
П.М. Третьякова
Познакомить с
создателем
основателем
Третьяковской
галереи.
Знакомство с
жанром
изобразительного
искусства.
Портрет.
О чем же нам
может рассказать
портрет?
Портретное
описание может
рассказать о
внешности,
возрасте,
характере и
переживаниях
человека.
Сравни портреты этих людей. Закончи предложения.
- На одном портрете изображен мальчик , а на другом ……..
-Герой одного портрета богат, а другого - ………….
-Взгляд Захарки любопытен, а Павла Михайловича ……
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
2
Наша
Родина:
от Руси
до России
Тема.
Екатерина
II
Великая
Сравнение
картин
разных
художников
Антропов Алексей
Петрович Портрет
Екатерины II
Боровиковский
Владимир Лукич
Екатерина II на
прогулке
Царскосельском
парке
Определение
жанра
картины
О чем же нам
может
рассказать
портрет?
Портретное
описание может
рассказать о
внешности,
возрасте,
характере и
переживаниях
человека.
Что ты можешь рассказать об этой императрице: как она одета, как выглядит?
Какой портрет можно назвать парадным?
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод обобщение
о замысле
художника
3
Россия
– твоя
Родина
Сравнение
картин
одного
художника
Аполлинарий
Михайлович
Васнецов
«Московский Кремль
при Иване Калите»
Аполлинарий
Михайлович
Васнецов
«Московский Кремль
при Дмитрии
Донском»
Показать вид
Кремля и
материал
используемый
при
строительстве.
Определение
жанра картины
Исторический
пейзаж
Картины на
исторические
темы дают
конкретное и
красочное
представление об
историческом
явлении, событии,
герое.
Обширное
строительство в
Кремле и за его
стенами
позволяют
сделать вывод об
усилении и
укреплении
Москвы и
Московского
княжества
Из какого материала строился Кремль?
Где идет строительство? Какой вывод, мы можем сделать?
2.Определение жанра картины.
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1
Царства
природы.
Грибы.
Определение
жанра
картины
Иван Трофимович
(Фомич) Хруцкий «
Натюрморт с
грибами»
Определение
жанра картины.
Показать, что
сбор грибов
любимое
занятие
грибников.
Использование
грибов
В подборе
предметов -
ярких садовых
цветов, красивых
плодов,
нарядной
посуды - и в их
трактовке
очевидно
стремление
живописца к
условной
праздничной
декоративности
Рассмотри картину И.Т.Хруцкого « Натюрморт с грибами»
Как ты думаешь, принести из леса такую корзину грибов – это удача для грибника?
Хотелось бы тебе собрать столько грибов?
Что, по – твоему , с ними можно было бы сделать?
3.Узнай название картины
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод обобщение о
замысле художника
1
Природные
сообщества.
Деревья
леса
Узнай
название
картины
(используя
подсказку)
1.Иван Иванович
Шишкин
«……………»
2. Архип Иванович
Куинджи
« …………. »
Показать
какие
бывают
деревья
леса.
Иван Иванович
Шишкин мастер в
написании природы.
Сосны показаны
мощными , прочными
и сильными. Главный
герой- солнце,
которое отражается
на всех персонажах
сюжета, оно создает
настроение и образ
всего, что там
изображено. Солнце
ласкает стволы
деревьев. Создается
впечатление, что мы
находимся там, в этой
чудной местности, из
которой не хочется
уходить.
Вокруг все спокойно
и тихо, в душе
селится радость и
восторг. И, кажется ,
что если
прислушаться, то
можно услышать
шелест листьев и
пение птиц, в
высокой мягкой
траве.Архип
Иванович Куинджи
показывает, как
прекрасен мир, как
чисто и ясно вокруг.
Какой лес изобразил художник? Сосновый лес.
Какими показаны сосны? Сосны показаны мощными , прочными и сильными.
Кто главный герой этой картины?
Иван Иванович Шишкин « Сосны ,освещенные солнцем»
2. Архип Иванович Куинджи « …………. »
Какой лес изобразил художник? Изображен уголок березового леса.
Какое время суток изобразил художник? Изображен яркий, лучезарный и сверкающими
солнечными лучами день.
Какое настроение создает картина ?
Архип Иванович Куинджи « Березовая роща»
4.Мысленное воспроизведение рассматриваемой картины.
№ Раздел,
тема
Прием работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1
Россия
– твоя
Родина
Тема.
Деревья
Мысленное
воспроизведение
рассматриваемой
картины.
Исаак Ильич
Левитан
«Вечерний звон»
Иван Иванович
Шишкин
«Корабельная
роща»
Развивать
воображение
детей.
Исаак
Ильич
Левитан
умел
находить
в
любом
пейзаже
необычайную
глубину,
гармонично
сочетая при этом
леса.
.
сложную
философию
человеческой
жизни
с
девственной
чистотой
русской
природы.
Художник
передал
свою
любовь
к
русской природе
и родному краю.
Вся
природа
купается в чуть
розоватых
солнечных
лучах: и хвойный
лес, освещенный
солнцем,
и
лесной пригорок,
и
прозрачный
лесной ручей с
каменистым
дном.
Живописец
проникновенно,
с
большой
любовью
передал
успокоенность
рощи,
ее
умиротворенную
тишину.
Поэт передает свою любовь к родине словами, композитор - мелодией, а художник –
красками.
Давай представим. Что мы сидим на берегу этой реки, слушаем волшебный колокольный
звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. О чем хочется думать?
Представь, что ты стоишь на опушке леса, вдыхаешь ароматный запах сосновых деревьев,
слушаешь журчание лесной речки. Что еще можно увидеть, если оглянуться по сторонам?
Почему И.И. Шишкин назвал свою картину « Корабельная роща»?
Иван Иванович Шишкин дал картине удивительное название: "Корабельная роща". Из
названия становится понятным, что эти сосны когда-то сослужат службу человеку -
пойдут на постройку кораблей, величественных зданий. Приметы лесной жизни:
вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами
пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Молодую поросль, идущую на
смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки.
5. Рассматривание репродукции под музыкальное сопровождение. Определение
жанра.
№ Раздел,
тема
Прием работы
Иллюстрированный
материал
Цели
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1.
Времена
года
Рассматривание
репродукции
без
предварительной
подготовки под
музыкальное
сопровождение.
Определение
жанра.
1.Василий
Дмитриевич
Поленов «Золотая
осень»
2.Исаак Ильич
Левитан
«Золотая осень»
3.Иван Иванович
Шишкин
« Золотая осень »
Подвести
детей к
пониманию
того что,
поэт передает
свою любовь
к родине
словами,
композитор -
мелодией, а
художник –
красками
Определение
жанра
картины
Очарование
огненно-
золотистого и
багряного
цветов на
картине
«Золотая
осень»
завораживает
нас. Мы
ощущаем
прозрачный ,бо
дрящий воздух.
Художник дает
нам
возможность
почувствовать
красоту жизни.
Прелесть осени
в полной ее
силе, в золотом
сиянии тихого
дня.
Что изобразили художники?
Как такие картины называются ?
Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?
Какие чувства , желания рождает у вас пейзаж?
6. Рассматривание репродукции И И Левитана «Золотая осень» и беседа по
содержанию. Упражнения по развитию речи.
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цели
Вывод обобщение о
замысле художника
1.
Времена
года
Анализ
картины
Исаак Ильич
Левитан
«Золотая осень»
Углубить
восприятие
произведения,
Очарование
огненно-
золотистого и
использовать
средства
выразительности,
позволяющие
более точно
описать картину.
багряного цветов
на картине
«Золотая осень»
завораживает нас.
Мы ощущаем
прозрачный
бодрящий воздух.
Художник дает нам
возможность
почувствовать
красоту жизни.
Прелесть осени в
полной ее силе, в
золотом сиянии
тихого дня.
1.Беседа по содержанию.
Что изобразил художник?
Как такая картина называется ?
Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?
Какие чувства , желания рождает у вас пейзаж?
Каков , по- вашему, замысел художника?
Почему она так названа?
Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой
остаются зелёными?
Прямо течет речка или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой?
Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?
Что видно на высоком берегу?
Почему крестьянские домики такие маленькие?
Вывод – обобщение о замысле художника (делает учитель)
2. Упражнения по развитию речи.
Подберите синонимы к словам: художник ( живописец, пейзажист, мастер кисти), создает
(пишет), картина ( полотно,репродукция).
Какие цвета и оттенки можно употребить при описании? ( жёлтый, золотистый,
багряный, красный, оранжевый, синий, голубой , тёмно-синий, бледно-голубой,
коричневый)
Найдите неточное употребленное слово и замените его.
Солнечные лучи ярко греют / освещают природу. Молодые березки сплошь накрыты
/покрыты золотой листвой.
7. Развитие коммуникативно-речевого умения. Составление описательного и
повествовательного рассказа.
№ Раздел,
тема
Прием работы
Иллюстрированн
ый
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1.
Животн
Составление текста –
И.И.Шишкин
Познакоми
Невыразиму
ые
леса
описания, текста -
повествования.описатель
ного и
повествовательного
рассказа.
« Утро в
сосновом лесу».
ть
учащихся
с
животным
и леса
ю любовь к
родной
природе он
перенес на
свои
полотна,
воспевая в
каждой
картине
красоту и
величие
бескрайних
русских
лесов. Глядя
на картину,
мы словно
оказываемся
погруженны
ми в
атмосферу
лесного
утра,
слышим
голоса птиц
и рев
медвежат,
вдыхаем
аромат
сосновой
коры и хвои.
И все это
благодаря
волшебной
кисти и
огромному
таланту
удивительно
го
художника
И. И.
Шишкина.
Почему художник так ее назвал? Выбери ,одного медвежонка и расскажи о нем: какой он,
что делает. Придумай ему кличку и объясни, почему эта кличка ему подошла бы.
Начни свой рассказ так: « Утро. Просыпается сосновый лес. Вышли на прогулку мама-
медведица и три ее медвежонка.
8.Развитие коммуникативно-речевого умения.
Восприятие готового текста
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод обобщение
о замысле
художника
1.
Растения
поля
Восприятие
готового
текста
Григорий
Григорьевич
Мясоедов «Косцы»
Познакомить
учащихся с
растениями
поля.
Постоим на краю
ржаного поля.
Оглядимся,
прислушаемся….
Шепчутся с
ветерком золотые
колосья, налитые
зерном. Помахивая
усатыми
головками,
благодарят солнце
за свет и тепло,
тучки - за дождик,
а человека – за
руки золотые.
Как красиво
работают косцы!
Аккуратными
рядами ложатся
снопы скошенной
ржи. Богатый
вырос урожай!
9. Сюжетные параллели картины и литературного произведения
№ Раздел,
тема
Прием работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1.
Тема.
Первые
русские
князья
Чтение
литературного
произведения,
беседа по
картинам.
Виктор
Михайлович
Васнецов «Встреча
Олега с
кудесником»
Виктор
Михайлович
Васнецов
«Прощание Олега с
конём»
Виктор
Михайлович
Васнецов
«Прощание Олега с
конём»
Показать
сюжетные
параллели
картины и
литературного
произведения
Умудренный
опытом, «в
мольбах и
гаданьях
проведший
весь век»,
старик знает и
прошлое, и
будущее.
Гордый старик
не боится
княжеского
гнева. Он
говорит
правду,
которую
увидел на лице
вещего Олега.
Ведь он
выполняет
волю небес.
Чувство
печали при
расставании.
Благодарность
за верную
службу.
Предсказание
сбылось.
1.Беседа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Встреча Олега с кудесником»
№ Вопрос
Ответы
1
Кто занимает центральное
место на картине Виктора
Михайловича Васнецова
«Встреча Олега с
кудесником»?
Центральное место на картине занимает князь Олег и
кудесник.
2
Кто изображен за князем?
За князем стоит русское войско, закаленное в боях и
походах. Рядом с опытными воинами еще совсем
молодые воины. Дружина замерла в ожидании ответа
старца.
3
Каким автор изобразил
князя?
Князь Олег внимательно слушает слова мудрого
старца. Его брови сурово нахмурены.
4.
Какие краски использовал
художник , изображая
фон, на котором
изображена дружина?
Светлые. Этим художник подчеркивает, главные
добрые дела дружины, защищать Родину.
5
Каким изображен
кудесник?
Величественным и грозным изображен старец.
6
Каким было его
предсказание?
Его предсказание страшно и неожиданно. Но не
поверить в него просто невозможно. Умудренный
опытом, «в мольбах и гаданьях проведший весь век» ,
старик знает и прошлое, и будущее. Гордый старик не
боится княжеского гнева. Он говорит правду, которую
увидел на лице вещего Олега. Ведь он выполняет волю
небес.
7.
Каким изображен лес за
кудесником?
Темный густой лес за спиной у кудесника придает еще
больше мрачности его предсказанию.
8
Какие краски создают
особый контраст картины?
Светлая даль за спиной у княжеской дружины и
темный лес создают особый контраст. Как
контрастно и то, что такой могучий и великий
воин, как вещий Олег, примет смерть от своего
любимца-коня.
2.Чтение литературного произведения беседа по картине.
3.Восприятие готового текста
Чтение статьи учебника, о прощании Олега с конем.
10.КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Выделение общего признака, связанного с темой урока.
№ Раздел,
тема
Прием
работы
Иллюстрированный
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1.
Тема. Дети в
изобразительном
искусстве.
Выделение
общего
признака,
связанного
с темой
урока.
Репродукции
художников с
изображением детей
Учить
выделять
общий
признак
11. Рассказ искусствоведа « История создания одного шедевра»
№ Раздел,
тема
Прием работы
Иллюстрированны
й
материал
Цель
Вывод
обобщение о
замысле
художника
1.
Тема.
Последни
й русский
император
Николай
II
Анализ
искусствоведческог
о
текста.
Перов Василий
Григорьевич
« Тройка»
« Ученики
мастеровые везут
воду»
Показат
ь
тяжёлые
условия
жизни.
Автор картины
«Тройка» с
помощью
художественных
средств
попытался
воссоздать
атмосферу
мрачной
обреченности,
царившей в мире
нищих и
обездоленных
Картина
написана в
мрачных серо-
коричневых
тонах. Даже снег
вокруг темный.
Картина
призывает нас
стать добрее,
терпимее,
внимательнее к
людям, быть
сострадательны
м, ведь самое
главное качество
любого человека
— это чело-
вечность.
12.Структура работы над картиной.
1.Краткая вступительная беседа
2. Название картины
3.Сведения о художнике
4.Самостоятельное рассматривание. Определение темы.
5. Чтение картины с учителем.
6.Словарная работа.
7. Средства выразительности.
8. Вывод обобщение о замысле художника
Чтобы учебная картина воспринималась детьми не как учебное пособие на куске
картона, а как живая сцена прошлого, как окно, открытое в прошлое необходимо
соблюдать методические рекомендации работы над картиной.
13. Методические рекомендации работы над картиной.
1.Картина должна быть показана учащимся лишь в нужный момент работы на уроке
после предварительной подготовки.
2. Показ и объяснения по картине должны быть последовательны и логичны.
3. Работая с историческим пейзажем, с изображением архитектурных памятников,
необходимо пользоваться указкой.
4.
Разбирая
событийную
или
типологическую
картину,
лучше
пользоваться
словесными указаниями: «прямо перед нами», «на ступенях» и т.д.
5.При показе портрета указкой не пользуются.
6.Процесс
учебного восприятия
картины ведется по формуле Яна Амоса
Коменского: «От целого — к частям и снова к целому».
В заключении мне хотелось привести замечательные слова Аркадия Александровича
Пластова:
«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно,
ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия — на все
его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к
человечеству всему. Вот для этого и существует живопись»