Напоминание

Конспект урока по химии в 11 классе "Скорость химических реакций"


Автор: Агеева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ рп Жадовка МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская область р.п.Жадовка
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока по химии в 11 классе "Скорость химических реакций"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока Химии в 11 классе по теме «Скорость химических реакций».

Цели урока:

Сформировать понятие о скорости химической реакции; факторах, влияющих на скорость

химической реакции: природа реагирующих веществ, температура, концентрация,

поверхность соприкосновения реагирующих веществ, катализаторы и ингибиторы.

Научить применять полученные знания в несложной ситуации на практике и уметь делать

выводы, обобщать результаты эксперимента.

Задачи урока:

Обучающая

Сформировать понятие о скорости химической реакции. Экспериментально выявить

некоторые факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Развивающая

Совершенствовать умение обрабатывать и анализировать экспериментальные данные,

выявлять сущность химической реакции, устанавливать взаимосвязь между скоростью

химической реакции и внешними факторами.

Воспитательная

Развивать коммуникативные умения в ходе индивидуальной, групповой, коллективной

работы.

Использовать средства химии к пониманию процессов, происходящих в

окружающем

мире.

Выработать

положительную

мотивацию

учения,

чувство

ответственности и уверенности в себе. Воспитывать интерес к учению, личностные

качества,

обеспечивающие

успешность

творческой

деятельности

(активность,

сообразительность, любознательность).

Формирование УУД:

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

Регулятивные:

целеполагание

планирование

интуиция

аналогия

самоконтроль

самооценка

взаимооценка

Личностные:

интерес и положительное отношение к учебе.

чувство взаимопомощи и товарищества;

навыки дружеского общения;

рефлексия.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования.

Метод обучения: частично поисковый, форма организации: индивидуальная, групповая,

фронтальная.

Средства обучения:

химические реактивы и оборудование для опытов, компьютер,

проектор, экран.

Структура урока.

I.

Организационный этап.

II.

Актуализация знаний (фронтальный опрос, задание по группам).

III. Подготовка к изучению нового материала (постановка цели и мотивация учебно-

познавательной деятельности учащихся).

IV. Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования,

сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента,

самооценка и групповая оценка).

V.

Закрепление знаний. Рефлексия (самооценка).

VI. Домашнее задание. Итог урока. Завершение работы.

Подготовка учащихся к уроку.

1.

На столах у учащихся подготовлены: Рабочая карта урока и Рабочая карта

«Рефлексия», которые заполняются на разных этапах урока.

2.

Группы

получают

инструкцию

по

ТБ,

инструкцию

по

выполнению

эксперимента, оборудование и реактивы для проведения эксперимента.

Ход урока

I.

Организационный этап. (слайд 1)

- Ребята, доброе утро! Рада видеть вас. Сегодня нас ждут открытия, которые помогут в

очередной раз понять, как устроен наш удивительный мир, и какое место мы занимаем в

нем. Вы готовы шагнуть со мной к новым вершинам знаний?

II.

Актуализация знаний

- Прежде чем перейти непосредственно к химии, посмотрите, что я сегодня принесла с

собой на урок. (Заварочный чайник).

- Для чего он? В чем его функция? (Заваривать чай)

- Заваривание чая это физический процесс или химический? (Физический)

- Ребята, а вы знали, что чай содержит в себе более 300 веществ? (слайд 2)

-У меня есть для вас интересные задания, давайте разделимся на 3 группы. (Каждая

группа получает задание. Приложение №1 включает задания для 3 групп).

- Внимательно ознакомьтесь с заданием, на выполнение 2-3 минуты. (После обсуждения в

группе с ответом выступает по одному представителю). (слайд 3-5)

После выполнения группами задания добавить в чай кусочек лимона и спросить, какие

изменения произошли с чаем, является ли процесс химическим.

- Так что же такое «химическая реакция»? (Ребята дают определение)

- Назовите, пожалуйста, основные признаки по которым классифицируют основные

химические реакции и основные типы?

III.Подготовка к изучению нового материала (постановка цели и мотивация

учебно-познавательной деятельности учащихся).

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно, на картинки представленные на экране (слайд

6). Что мы видим с вами картинках, и что их объединяет? Как вы думаете, о чем пойдет

речь сегодня? (Учащиеся высказывают свои предположения, дают ответ «скорость»)

- Правильно! А что вы знаете о скорости, на каких уроках вы уже знакомились с этим

понятием? (на уроках физики, математики).

Что такое скорость химической реакции и как она зависит от различных факторов –

вот основные вопросы, на которые нам предстоит дать ответ. (Слайд 7)

-Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению новой темы, я расскажу вам правдивую

и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил

большой бревенчатый дом. Обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон

поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой

акции он значительно разбогател… Как вы думаете, почему? (Высказывают свои

предположения). К концу урока мы с вами вернемся к этой загадке.

IV. Изучение

нового

материала

(диалогический

метод

с

элементами

исследования,

сочетание

фронтальной

и

групповой

форм

работы,

проведение эксперимента, самооценка и групповая оценка).

При изучении нового материала учащиеся пользуются опорным конспектом в Рабочей

карте урока. (Приложение №2)

Изучением скорости химической реакции, а также выявлением её зависимости от

условий проведения процесса

занимается наука - химическая кинетика.

(слайд 7)

Реакций, протекающих вокруг нас, огромное количество и протекают они с разной

скоростью.

Что же понимается под скоростью химической реакции?

- Предположим, что некоторое взаимодействие протекает по схеме:

А + В = С + D (слайд 8)

- Как мы называем вещества А и В? (исходные вещества).

- А вещества С и D? (продукты реакции).

- Что происходит с этими веществами в ходе химической реакции? (исходные

вещества взаимодействуют, образуя продукты реакции).

- Как называются реакции, которые протекают в однородной среде, например, в

растворе или газовой фазе? (Гомогенными), т.е. взаимодействие реагирующих веществ

происходит во всем объёме. (слайд 9)

- Давайте вспомним, что измеряют в физике, чтобы определить скорость движения

тела? (расстояние и время).

- А что изменяется при взаимодействии веществ? (количество исходных веществ и

продуктов реакции в единицу времени).

- Значит, как мы можем сформулировать определение скорости химической реакции?

υ гомогенной реакции определяется изменением количества вещества в единицу

времени в единице объёма. (слайд 10)

υ = ± Δ n / Δt ∙V

где Δ n – изменение числа молей одного из веществ (чаще всего исходного, но может

быть и продукта реакции), (моль);

Δt – интервал времени (с, мин);

V – объем газа или раствора (л)

Поскольку Δ n / V = ΔC (изменение концентрации), то

υ = ± Δ С / Δt ( моль/л∙ с) (слайд 11)

- Как называется реакция, которая идет между веществами, находящимися в разных

агрегатных состояниях (например, между твердым веществом и газом или жидкостью)

или между веществами, не способными образовывать гомогенную среду (например,

между двумя несмешивающимися жидкостями)? (Гетерогенная), т.е. она проходит только

на поверхности соприкосновения веществ. (слайд 12)

- Значит, как мы можем сформулировать определение скорости химической реакции?

υ гетерогенной реакции определяется изменением количества вещества в единицу

времени на единице поверхности соприкосновения веществ. (слайд 13)

υ = ± Δ n / Δt ∙ S

где Δ n – изменение количества вещества (реагента или продукта), (моль);

Δt – интервал времени (с, мин);

S – площадь поверхности соприкосновения веществ (см

2

, м

2

)

- И теперь, давайте подумаем, каким образом можно влиять на скорость реакции?

Предположите, какие факторы, т.е. условия, которые могут влиять на скорость реакций

(обсуждение в группе).

Факторы, влияющие на υ:

1) Температура: (слайд 14)

при ↑ t на каждые 10

0

С, υ ↑ в 2-4 раза (правило Вант-Гоффа).

υ

2

= υ

1

∙ γ

Δt/10

(слайд 15)

Чтобы убедиться в справедливости проводим демонстрационный опыт/видео-опыт.

(Выбрала взаимодействие CuO c H

2

SO

4

).

2) Концентрация: (слайд 16)

чем больше, тем чаще происходят соударения и υ ↑. При постоянной температуре для

реакции mA + nB = C по закону действующих масс:

υ = k ∙ С

A

m

∙ C

B

n

где k – константа скорости;

С – концентрация (моль/л)

Закон действующих масс:

Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций

реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении

реакции.

З.д.м. не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твердом

состоянии, т.к. они реагируют на поверхности и их концентрации обычно остаются

постоянными.

Чтобы убедиться в справедливости проводим демонстрационный опыт/видео-опыт.

(слайд 17) (Выбрала горение красного фосфора на воздухе и в кислороде).

3) Катализаторы – вещества, которые изменяют скорость реакции, но не входят в

состав продуктов реакции.

Ферменты – биологические катализаторы, по природе белки.

Ингибиторы – вещества, которые ↓ υ (слайд 18)

4) Площадь соприкосновения реагирующих веществ (для гетерогенных реакций)

5) Природа реагирующих веществ

- Как говорил М.В.Ломоносов: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не

видав самой практики, и не принимаясь за химические операции.» Поэтому давайте

приступим к практике и посмотрим, как различные факторы влияют на скорость

химических реакций.

На экран проецируем названия лабораторных опытов (Приложение № 4). (слайд 19)

Повторяем правила ТБ (Приложение №3) и приступаем к выполнению работы.

Во время выполнения учащимися экспериментов на экране спроецированы правила

техники безопасности (Приложение №3).

(слайд 20)

После выполнения экспериментальной части один из группы представляет перед

классом отчет о проделанной работе и вывод о влиянии фактора на скорость химической

реакции. (Приложение № 5). Ребята делают отметки в Рабочей карте урока.

V.

Закрепление знаний. Рефлексия (Приложение 6).

- Ребята, вперед вами Рабочие карты урока, просмотрите их внимательно. Давайте

вспомним основную информацию, которую узнали сегодня на уроке. (Учащиеся

вспоминают и обобщают материал урока)

- И теперь давайте вспомним загадку и постараемся ответить на вопрос «почему

крестьянин разбогател?» (Учащиеся высказывают свои предположения).

- Ребята, пришло время выставить себе итоговую отметку за работу на уроке,

заполните, пожалуйста, таблицу в Рабочей карте «Рефлексия». (Каждый учащийся

выставляет себе итоговую оценку за урок в Рабочей карте «Рефлексия»).

Итоговая оценка складывается из самооценки: проверка домашнего задания + работа

на уроке + работа в группе.

- Так же, в Рабочей карте «Рефлексия» заполните, пожалуйста, раздел «Оценка работы

учителя». В конце урока заполненные карты оставьте у меня на столе.

(Учащиеся оценивают работу учителя с помощью приема «Три М». Чтобы понять,

какие методы и приёмы являются наиболее эффективными и интересными для класса,

какие стоит исключить/доработать, отмечают 3 момента, которые показались в работе

учителя наиболее удачными, и один неудачный момент.)

*Если позволяет время можно решить задачу (слайд 21) или провести тестирование

(Приложение 7).

VI. Домашнее задание. Итог урока. Завершение работы.

- Давайте запишем Домашнее задание, обратите внимание на экран (слайд 22).

Домашнее задание: Изучить § 11, в.3 письменно, в.1,2,4-7 устно. *Подготовить сообщение

по теме «Применение ферментов в промышленности». (Записывают домашнее задание,

один из учащихся по желанию выбирает сообщение).

- Спасибо вам за продуктивную работу на уроке. До скорых встреч!



В раздел образования