Автор: Хайлова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: г.Александров Владимирской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок русского языка (для обучающихся с целью углубления изучения предмета), 3 класс.
Раздел: начальное образование
Урок русского языка (для обучающихся с целью углубления
изучения предмета), 3 класс.
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»
УМК «Перспектива»
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г
Данный конспект урока адресован учителям начальных
классов общеобразовательных школ и может
использоваться на практике.
Тема урока
Обобщение знаний об имёнах
существительных.
Цель урока
-обобщить знания учащихся о
постоянных и непостоянных
признаках имени существительного,
-закрепить умение определять род,
склонение, имён существительных,
-продолжать работать по
формированию умения сравнивать,
обобщать, группировать,
анализировать; формулировать свои
мысли, высказывать их вслух.
-развивать мышление, память,
внимание, культуру речи учащихся,
обогащать и активизировать
словарный запас
-воспитывать интерес к предмету,
коммуникативные способности,
культуру поведения.
Задачи
Организовать наблюдение над
существительными через выведения
учащимися на необходимость
использования их в речи.
Формировать работу в парах
постоянного состава
Развитие речи, внимания, умения
анализировать, классифицировать,
развитие навыков самооценки,
самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения
доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная
мотивация, мотивационная основа
учебной деятельности, учебно-
познавательный интерес, адекватное
понимание причин успеха / неуспеха в
учебной деятельности.
Регулятивные: волевая
саморегуляция, контроль, коррекция,
осуществление самоконтроля по
результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
классификация, аналогия,
структурирование знаний, построение
логической цепи рассуждений,
постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности,
самостоятельный учет установленных
ориентиров действия в новом учебном
материале, построение речевых
высказываний, использование общих
приемов решения задач,
использование знаково-символических
средств, подведение под понятие,
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества, достаточно
полное и точное выражение своих
мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации,
формулирование и аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации, учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве
разных позиций.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Вы услышали звонок, он позвал нас на урок!
- Урок русского языка!
-Чтобы грамотным стать, надо многое знать.
-А что значит быть грамотным? Хотите ли вы быть грамотными?
(слушаются ответы детей, уточняется о грамотности относительно русского
языка)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Открыли тетради, записали число (семнадцатое февраля). Кто готов,
сигналит.
-Ребята, скажите, какой частью речи является слово «семнадцатое»?
-А какое числительное? (порядковое)
Фонетическая разминка.
-На экране записаны транскрипции, а вам нужно записать слова.
[груст], [лэст](запятой обозначены мягкие согласные)
-Проверьте ребята, кто уже справился(дети ходят по классу и проверяют
друг у друга )
-Сколько слов получилось? (выслушиваются ответы детей ). Должно
получиться 4 слова: грусть, груздь, лесть, лезть. Запишите недостающие
слова. Объяснение слова «лесть». Можно использовать словарь В.Даля.
-Какое фонетическое явление встречается во всех словах? (оглушение)
-Что скажете про количество звуков и букв ?(дети называют количество
звуков и букв в каждом слове)
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
1.-Какое лишнее слово? Почему? (лезть - глагол, а остальные имена
существительные).
-Ребята, давайте произведем морфемный разбор слова «лезть».
2.-Найдите лишнее слово. На экране записаны слова: определение,
существительное, сказуемое, обстоятельство (лишнее – существительное).
-Здесь лишнее, а на уроке не лишнее.
-Попробуйте сформулировать тему урока? Чем будем заниматься?
-Какие цели перед собой ставим?
Прогнозируют результат и планируют свою деятельность.
4.Включение в систему знаний.
Работа по карточкам (приложение 1). У детей карточки с именами
существительными.
-Попробуйте разделить слова на группы. Посмотрим, сколько групп у вас
получиться.
-Кто сделает первым - осуществляйте проверку друг у друга. Кому нужна
помощь - обращайтесь.
-Выделяем группы:
1.одушевленные и неодушевленные
2.по родам
3.по склонениям
4.нарицательные и собственные
Дети зачитывают, объясняют. Самопроверка и оценка результата своей
деятельности. Похвалить детей за работу.
-Что мы знаем о существительном? На экране во время ответов детей
появляется кластер (приложение 2).
5.Физкультминутка.
Запретное движение.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Записанные на карточке слова (приложение 3) записать и определить
склонение.
После выполнения работы контроль в форме сличения результата с
эталоном, коррекция.
7.Закрепление знаний и способов действий.
1.На экране записаны существительные (приложение 4), дети подходят к
доске и определяют склонение и падеж - по цепочке. Анализируем ответы,
проверяем.
2.-Записываем предложения с разбором орфограмм, с проверочными
словами.
-Разбор предложений по членам предложения и по частям речи (приложение
5).
-Грамматические признаки существительного мы повторили, а теперь
посмотрим, каким членом предложения может быть существительное.
Выслушиваются ответы детей. Делаем вывод (существительное может быть
подлежащим, дополнением, обстоятельством).
-А каким еще - нам предстоит узнать (задать вопрос детям, возможно, кто-
то сможет ответить).
3.-Пожалуйста, дайте характеристику второго предложения.
(повествовательное,невосклицательное,простое,распростран.,не осложнено)
-Ребята, давайте обобщим наши знания об имени существительном.
Работа по кластеру.
8.Выполнение мини-теста на индивидуальных компьютерах (после
выполнения заданий учащиеся получают оценку за работу)
В приложении 7 приводится примерный тест.
9.Рефлексивно-оценочный.
У детей в руках мячик. Его передают друг другу, когда заканчивается
музыка, тот, у кого в руках мячик, оценивает свою работу на уроке или
ставит оценку, работающим у доски и обосновывает ее. Делать так, чтобы
несколько раз мячик попал к учителю, для оценки более слабых ребят.
-Мне сегодня было легко….
-Мне сегодня было трудно…
- Оцените себя по нашей лесенке.
-Я похвалил себя…
10.Домашнее задание (приложение 6)
У детей на столах лежат жетоны разных цветов. Синий – первая карточка,
желтый – вторая карточка, красный – третья карточка (жетоны перед началом
урока разложил учитель)
-Спасибо всем за работу.