Автор: Прокопенко Галина Анатольевна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МОУ "Тимоновская СОШ"
Населённый пункт: с. Тимоново, Валуйского района, Белгородской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Из опыта работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике
Раздел: полное образование
Из опыта работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике
«Никогда путь к доброму знанию не пролегает
по шелковой мураве, усеянной лилиями;
всегда человеку приходиться взбираться по голым скалам».
Английский писатель Джон Рёскин
Сейчас знания физики востребованы как никогда. Это и развитие
нанотехнологий,
и
создание
высокоэкономичных
энергосберегающих
установок, и обеспечение современным оборудованием всех отраслей
хозяйства. В последние годы всё большее и большее количество учащихся
выбирают для итоговой аттестации физику.
На сдачу экзаменов ЕГЭ и ОГЭ можно смотреть пессимистическим и
оптимистическим взглядом. Мы – учителя, и поэтому нам всем, конечно же,
присущ оптимизм.
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой
аттестации и как эффективнее её провести?
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ - это длительная и кропотливая
работа не только для выпускника, но и для учителя. Привести весь
изучаемый материал по предмету в единую систему, которая поможет
ученику восстановить знания с самых азов, показать способы максимально
быстрого решения, разработать методы работы с однотипными заданиями, и
т.д.
Сложность и объем заданий, включаемый в КИМы и особенно в ЕГЭ,
чрезвычайно
стали
завышены
по
сравнению
с
заданиями,
которые
включались в выпускные экзамены ранее. Таким образом, ОГЭ и ЕГЭ по
физике предъявляет большие требования к знаниям физического материала.
Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой
зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во
внеурочной деятельности.
В выступлении я расскажу о своей сложившейся системе работы,
направленной на эффективную подготовку и успешную сдачу учащимися
ЕГЭ и ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не даст высоких результатов, если
готовиться к ним только 1 год или полгода. Поэтому я стараюсь, как можно
раньше провести работу с детьми по определению места предмета физики в
их дальнейшей жизни: нужно ли будет им сдавать предмет на выходе из
школы или это для них обычный школьный предмет. С ребятами, которые
определились в выборе физики, у меня складываются особые отношения. Я
стараюсь держать связь с их родителями, чтобы не только дети, но и их
родители знали о ходе подготовки. Большое внимание я уделяю проведению
индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ проходит систематическая тренировка по
материалам ЕГЭ (ОГЭ) прошлых лет, проведение в течение года «школьных
ЕГЭ».
В большом количестве информации, описании методик, способов и
приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их
основе строить собственную систему. Идеального варианта подготовки нет,
каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои
методики, способы и приёмы.
Подготовку к итоговой аттестации обязательно начинаю со знакомства
учащихся с формой проведения ЕГЭ и ОГЭ, КИМами, бланками, критериями
оценивания.
Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по
подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-
тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на
данном сайте, как выполнять тест.
В сети Интернет имеется большое количество онлайн-тестов с
образовательных сайтов.
Ребята выполняют задания и сразу получают оценку «независимого
лица».
Оценка подготовки предполагает выявление уровня обученности
учащихся по предмету. Выявить реальный уровень подготовки мне помогают
репетиционные экзамены по текстам-аналогам КИМов. Тексты работ нахожу
в Интернете.
Экзамен в форме ОГЭ отличается от ЕГЭ практической частью. Поэтому
большое
внимание
уделяю
проведению
опытов,
экспериментов,
лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать».
Экзамен в форме ЕГЭ или ОГЭ имеет ряд существенных особенностей,
которые нужно обязательно учитывать при подготовке. Но самое главное
условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это
овладение основными физическими понятиями, понимание физических
законов и умение применять их на практике.
В своей методике подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) я использую следующие
принципы:
1.Многократное
повторение
учебного
материала.
2.Выделение
главного
при
изучении
темы.
3.Развитие
чувства
реальности,
ориентирование
в
величинах.
4.Самостоятельная
деятельность
учащихся.
5.Систематический
опрос
и
проверка
усвоения
материала.
На дополнительных занятиях подготовка условно проходит в 4 этапа:
1.
Повторение и изучение тематического материала.
Проводится повторение (изучение) материала из блока «Модули по
физике для подготовки к ЕГЭ». Учащиеся рассматривают тематический
материал
модуля,
выясняют
под
руководством
учителя,
что
им
непонятно. Учитель, по ситуации, проводит экспресс-проверку материала
темы.
2.
Интерактивное повторение (изучение) тематического материала.
По мере необходимости материал темы повторяется и изучается с
помощью сайта. В данном случае применяется кодификатор вопросов
для подготовки к ЕГЭ – «Темы для теоретической подготовки к ЕГЭ».
3.
Обучающее тестирование по тематическому материалу.
Проводится
тестирование
в
письменной
форме
рассмотренного
тематического материала, для этого применяется обучающий тест из
блока «Модули по физике для подготовки к ЕГЭ».
4.
Интерактивное тестирование по рассмотренному тематическому
материалу.
Для работы в интерактивном тестировании необходимо перейти на сайт т
Гущина Д.Д.
На сайте «Решу ЕГЭ» можно пройти тренировочное тестирование в
тематическом
и
полном
режимах,
посмотреть
решения
заданий,
отработать навыки сдачи ЕГЭ.
Для предварительной оценки уровня
подготовки
после
прохождения
тестирования
сообщается
прогноз
тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.
Большая трудность при подготовке к ЕГЭ (ОГЭ)
по физике
заключается ещё в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по
математике:
не могут из одной формулы вывести другую,
перевести единицы измерения,
привести число к стандартному виду,
округлить число,
прочитать или построить график,
а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат —
нужно уверенно владеть математическими знаниями.
Знать действия над векторами, выразить нужную величину из
формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора,
теоремы синусов и косинусов и т. д. Именно поэтому, необходимо так же
повторять основные математические знания и отрабатывать их на практике.
И
всё же, овладение учащимися основными физическими и
математическими понятиями, понимание физических законов и умение
применять их на практике является необходимым, но не достаточным
условием успешной сдачи ЕГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без
опыта выполнения тестов. Решать нужно много, обосновывая своё решение и
применяя теорию.
А вот далее предоставляется свобода ученику в самостоятельной
деятельности – повторении и воспроизведении теоретического материала,
решении задач. На этом этапе
могут использоваться интернет-ресурсы.
Именно самостоятельная деятельность позволяет
ученику раскрыться,
лучше
использовать
свой
творческий
потенциал,
научит
применять
теоретическую базу при решении различных задач.
Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки
учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) сегодня необходимо:
осуществлять выбор содержания и способов обучения;
повышение сложности учебного материала;
поддержка индивидуального развития ребенка;
сотрудничество учителя, ученика, родителей.
Необходимо
активизирующее
воздействие
на
учащихся,
систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной
позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических
умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на
какой-то успех.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и
обучить может лишь того, кто хочет учиться.