Напоминание

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике


Автор: Прокопенко Галина Анатольевна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МОУ "Тимоновская СОШ"
Населённый пункт: с. Тимоново, Валуйского района, Белгородской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Из опыта работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике
Раздел: полное образование





Назад




Из опыта работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике

«Никогда путь к доброму знанию не пролегает

по шелковой мураве, усеянной лилиями;

всегда человеку приходиться взбираться по голым скалам».

Английский писатель Джон Рёскин

Сейчас знания физики востребованы как никогда. Это и развитие

нанотехнологий,

и

создание

высокоэкономичных

энергосберегающих

установок, и обеспечение современным оборудованием всех отраслей

хозяйства. В последние годы всё большее и большее количество учащихся

выбирают для итоговой аттестации физику.

На сдачу экзаменов ЕГЭ и ОГЭ можно смотреть пессимистическим и

оптимистическим взглядом. Мы – учителя, и поэтому нам всем, конечно же,

присущ оптимизм.

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой

аттестации и как эффективнее её провести?

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ - это длительная и кропотливая

работа не только для выпускника, но и для учителя. Привести весь

изучаемый материал по предмету в единую систему, которая поможет

ученику восстановить знания с самых азов, показать способы максимально

быстрого решения, разработать методы работы с однотипными заданиями, и

т.д.

Сложность и объем заданий, включаемый в КИМы и особенно в ЕГЭ,

чрезвычайно

стали

завышены

по

сравнению

с

заданиями,

которые

включались в выпускные экзамены ранее. Таким образом, ОГЭ и ЕГЭ по

физике предъявляет большие требования к знаниям физического материала.

Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой

зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во

внеурочной деятельности.

В выступлении я расскажу о своей сложившейся системе работы,

направленной на эффективную подготовку и успешную сдачу учащимися

ЕГЭ и ОГЭ.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не даст высоких результатов, если

готовиться к ним только 1 год или полгода. Поэтому я стараюсь, как можно

раньше провести работу с детьми по определению места предмета физики в

их дальнейшей жизни: нужно ли будет им сдавать предмет на выходе из

школы или это для них обычный школьный предмет. С ребятами, которые

определились в выборе физики, у меня складываются особые отношения. Я

стараюсь держать связь с их родителями, чтобы не только дети, но и их

родители знали о ходе подготовки. Большое внимание я уделяю проведению

индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время

подготовки к ОГЭ и ЕГЭ проходит систематическая тренировка по

материалам ЕГЭ (ОГЭ) прошлых лет, проведение в течение года «школьных

ЕГЭ».

В большом количестве информации, описании методик, способов и

приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их

основе строить собственную систему. Идеального варианта подготовки нет,

каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои

методики, способы и приёмы.

Подготовку к итоговой аттестации обязательно начинаю со знакомства

учащихся с формой проведения ЕГЭ и ОГЭ, КИМами, бланками, критериями

оценивания.

Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по

подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-

тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на

данном сайте, как выполнять тест.

В сети Интернет имеется большое количество онлайн-тестов с

образовательных сайтов.

Ребята выполняют задания и сразу получают оценку «независимого

лица».

Оценка подготовки предполагает выявление уровня обученности

учащихся по предмету. Выявить реальный уровень подготовки мне помогают

репетиционные экзамены по текстам-аналогам КИМов. Тексты работ нахожу

в Интернете.

Экзамен в форме ОГЭ отличается от ЕГЭ практической частью. Поэтому

большое

внимание

уделяю

проведению

опытов,

экспериментов,

лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз

увидеть, чем сто раз услышать».

Экзамен в форме ЕГЭ или ОГЭ имеет ряд существенных особенностей,

которые нужно обязательно учитывать при подготовке. Но самое главное

условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это

овладение основными физическими понятиями, понимание физических

законов и умение применять их на практике.

В своей методике подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) я использую следующие

принципы:

1.Многократное

повторение

учебного

материала.

2.Выделение

главного

при

изучении

темы.

3.Развитие

чувства

реальности,

ориентирование

в

величинах.

4.Самостоятельная

деятельность

учащихся.

5.Систематический

опрос

и

проверка

усвоения

материала.

На дополнительных занятиях подготовка условно проходит в 4 этапа:

1.

Повторение и изучение тематического материала.

Проводится повторение (изучение) материала из блока «Модули по

физике для подготовки к ЕГЭ». Учащиеся рассматривают тематический

материал

модуля,

выясняют

под

руководством

учителя,

что

им

непонятно. Учитель, по ситуации, проводит экспресс-проверку материала

темы.

2.

Интерактивное повторение (изучение) тематического материала.

По мере необходимости материал темы повторяется и изучается с

помощью сайта. В данном случае применяется кодификатор вопросов

для подготовки к ЕГЭ – «Темы для теоретической подготовки к ЕГЭ».

3.

Обучающее тестирование по тематическому материалу.

Проводится

тестирование

в

письменной

форме

рассмотренного

тематического материала, для этого применяется обучающий тест из

блока «Модули по физике для подготовки к ЕГЭ».

4.

Интерактивное тестирование по рассмотренному тематическому

материалу.

Для работы в интерактивном тестировании необходимо перейти на сайт т

Гущина Д.Д.

На сайте «Решу ЕГЭ» можно пройти тренировочное тестирование в

тематическом

и

полном

режимах,

посмотреть

решения

заданий,

отработать навыки сдачи ЕГЭ.

Для предварительной оценки уровня

подготовки

после

прохождения

тестирования

сообщается

прогноз

тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.

Большая трудность при подготовке к ЕГЭ (ОГЭ)

по физике

заключается ещё в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по

математике:

не могут из одной формулы вывести другую,

перевести единицы измерения,

привести число к стандартному виду,

округлить число,

прочитать или построить график,

а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат —

нужно уверенно владеть математическими знаниями.

Знать действия над векторами, выразить нужную величину из

формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора,

теоремы синусов и косинусов и т. д. Именно поэтому, необходимо так же

повторять основные математические знания и отрабатывать их на практике.

И

всё же, овладение учащимися основными физическими и

математическими понятиями, понимание физических законов и умение

применять их на практике является необходимым, но не достаточным

условием успешной сдачи ЕГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без

опыта выполнения тестов. Решать нужно много, обосновывая своё решение и

применяя теорию.

А вот далее предоставляется свобода ученику в самостоятельной

деятельности – повторении и воспроизведении теоретического материала,

решении задач. На этом этапе

могут использоваться интернет-ресурсы.

Именно самостоятельная деятельность позволяет

ученику раскрыться,

лучше

использовать

свой

творческий

потенциал,

научит

применять

теоретическую базу при решении различных задач.

Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки

учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) сегодня необходимо:

осуществлять выбор содержания и способов обучения;

повышение сложности учебного материала;

поддержка индивидуального развития ребенка;

сотрудничество учителя, ученика, родителей.

Необходимо

активизирующее

воздействие

на

учащихся,

систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной

позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических

умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на

какой-то успех.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и

обучить может лишь того, кто хочет учиться.



В раздел образования