Напоминание

"От звукоподражания к слову"


Автор: Марцимова Екатерина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Городского округа Анадырь"
Населённый пункт: город Анадырь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "От звукоподражания к слову"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Альбом

звукоподражаний

и слов

I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

- Покажи маму (папу).

-

Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).

-

Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги

указанную фотографию).

2.

- Кто это?

-

Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному

высказыванию: «Мама, на!»).

-

Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).

-

Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному

произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).

-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в

заданном направлении).

II СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

- Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»

-Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному

звукоподражанию)

2.

- Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой

картинку).

-

Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

-

Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению

слов «да», «нет»).

3.

- Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).

-

Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

-

Положи малышу игрушку. Как он просит ?

4.

-«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или

совмещенным движениям рукой в заданном направлении).

5.

- Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.

-Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

6.

Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи,

рассказы):

взрослый

читает

стихотворение

несколько

раз,

интонационно

выделяя

звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным

приемом

является

многократное

прослушивание

ребенком

магнитофонной

записи

стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.

УА Наш малыш кричит с утра:

Уа - уа, уа - уа!

Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить:

«Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит:

«Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова:

«Уа-уа!»

АУ Заблудились мы в лесу,

Закричали все: Ау-ау-ау!

Мы в лес пойдем, Ребят

громко позовем: Ау - ау -

ау!

Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.

Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!

В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»

И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»

Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.

III СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).

-

Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание

звукоподражаний «мяу», «му»);

-

Кто кричит: «Му» («Мяу»)?

2.

- Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)

-

Видишь корову (кошку)?

(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).

-

Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

3.

- Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую

картинку).

4.

- Подари:

а)

кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),

б)

коровке одну палочку, а кошке много палочек.

-

Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).

-

У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?

(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).

5.

- «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).

-

Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном

направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).

-

Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному

звукоподражанию).

6.

Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

МУ

Му - му!

Ой, бычок, ты бычок,

Молока кому?

Золотистый бочок.

Не бодайся, не мычи:

Ты иди, не топочи,

Му - му!

МЯУ

Мяу - мяу! - кот пищит,

Сидит на окошке

У меня живот болит.

Маленькая кошка:

Мяу - мяу!

IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ

ДЕЙСТВИЙ

(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

- Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или

звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).

- Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).

- Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к

произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).

- Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и

побуждает малыша к имитирующим действиям).

- Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).

- Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая

умывается. Дай ей одну палочку и т.п.

-

Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает

часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.

V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

- Покажи, где собачка кушает?

- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)

2.

-Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»).

Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).

3.

- Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?

(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).

4.

- «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?

(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и

имитационным движениям).

5.

- Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).

(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).

5.

Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному

звукоподражанию.

VI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И

НЕСЪЕДОБНОГО.

Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:

Картинки рассматриваются парами.

-

Где чашка?

-Покажи арбуз.

-

Что можно скушать?

VII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.- Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).

2.- Что гудит: «Би-би»?

-Что звучит: «Бом-бом»?

3 .

- Спрячь барабан. Как гудит машина?

-Спрячь машину. Как звучит барабан?

-Что спрятала?

- Куда пошла куколка

9

(Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной

картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).

4.- Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает

ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием;

количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от

1 до 3).

5.- На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).

- На чем куколка поиграет ?

6.- Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).

7.- Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.

8.- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать

соответствующую картинку).

9.Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:

бом - бом

попеременные движения раскрытой ладонью по столу

би - би

сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание

10.

Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к

произвольному или отраженному звукоподражанию

С барабаном мы идем,

Би-би-би! - гудит машина,

Громко песенки поем;

Не поеду без бензина.

Бом - бом, бом - бом!

VIII СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ

ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ,

СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И

МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.

2.

Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».

Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее:

«Барабан».

3.

- Найди барабан? Сколько? (Один).

- Покажи барабаны? Сколько? (Много).

Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя

пальчиком ребенка нужную картинку.

4.

- Где один барабан?

- Покажи много барабанов.

5.

- Спрячь барабан (барабаны).

Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую

картинку (барабаны), задает вопросы:

-

Ты видишь барабан? (Нет).

-

Ты видишь барабаны? (Да).

Затем открывает первую картинку и просит показать

барабан. Аналогичная работа проводится с

изображениями машин.

IX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

- Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).

-Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению

звукоподражания).

2.

- Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?

-Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).

3.

- Положи одну (две)мозаику около больного малыша.

(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего

количества звукоподражаний).

4.

- Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.

-Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда

привел? (Вызов звукоподражаний).

5.

Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими

действиями:

бай - бай

движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху

бо - бо

движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту

6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к

произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:

Миша, Мишенька,

Мальчик плачет и кричит:

Бай-бай!

Ручка у меня болит:

Спи скорее, засыпай

Бо-бо, бо-бо

X СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.

-Где мышка?

-Найди пистолет.

-Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).

2.

- Спрячь мышку (мячик, пистолет).

-Кого (что) спрятала?

3.

- Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).

-Найди, кто пищит. Как?

-Покажи, что прыгает. Как?

4.

- Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает

соответствующие картинки).

5.

- Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).

-Найди животное. Как пищит?

6.

- Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).

-Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению

к заданной картинке).

7.

Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп»

-движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» -

руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.

8.

Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному,

отраженному или сопряженному звукоподражанию

:

Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»

XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ

СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

- Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и

называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия.

Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).

2.

- Где мячик?

-Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или

рукой).

3.

- Спрячь мячик. Спрячь мячики.

-

Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда пустился вскачь?

«Оп- оп - оп - оп!»

-

Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.

3.

- Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.

XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ

СЛОГОВ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:

-Это папа.

-Это дочка. Ее зовут Поля.

-Это сынок. Его зовут Паша.

(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению

слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного

произнесения звуков).

2.

- Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).

-Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).

3.

- Дай Поле одну конфетку, Паше - две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к

произнесению фразы: «Поля, на!»)

-Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.

(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на

мозаики).

4.

- Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле,

папу к Паше).

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от

картинки к картинке).

-Позови Полю: «Поля, иди».

-Позови Пашу: «Паша, иди».

-Позови папу: «Папа, иди».

6.

- Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).

XIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,

2.

- Покажи дудочку (домик, дедушку).

3.

Спрячь домик (дедушку, дудочку).

-Что (кого) спрятала?

4.

- На чем поиграем: «Ду - ду!»

-Покажи старенького человека.

-Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает

домик, выделяя его части)?

5.

- Позови дедушку.

-Поиграй на дудочке.

-Какую картинку не назвали.

6.

- Положи рядом с дудочкой одну мозаику.

Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит

рядом с картинкой.

7.

- Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

8.

- Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).

9.

Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или

отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:

Ду-ду-ду-ду!

Потерял Ваня дуду.

А я дудочку нашла,

ДУ-ДУ

И Ванюше отдала:

Ду - ду - ду - ду!

Ай, ду-ду! Ай, ду-ду!

Сидит ворон на дубу

XIV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ

ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ

ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-

ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом.

Маленький домик».

Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.

Закрой дом. Закрой домик.

Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком

вторую картинку - домик:

Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).

Проводи матрешку в дом, а куколку - в домик.

Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку - в домик.

XV СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец

звукоподражания.

2.

Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:

- Спрячь поезд (молоток, часы).

- Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).

- Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).

3.

- Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).

- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает

соответствующую картинку).

4.

- На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту - ту»).

- Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук - тук»).

- Что тикает? Как? («Тик-так»).

5.

Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и

побуждая ребенка к

аналогичным действиям:

тук - тук

движения кулаком сверху вниз

ту - ту

руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад

тик - так

руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и

левому плечу

6. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или

произвольному произнесению звукоподражаний:

ТУ-ТУ

Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту - ту , ту - ту, ту - ту! А в

поезде этом ребята сидят. Ту - ту, ту - ту, ту - ту!

ТУК-ТУК

Строим, строим новый дом: Тук - тук молотком.

ТИК-ТАК

Наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

XVI СТРАНИЦА - РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ,

ТОМА ЛЕЖИТ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и

его действие.

- Это Тата. Тата идет.

- Это Толя. Толя сидит.

- Это Тома. Тома лежит.

2.

- Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?

- Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?

- Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?

- Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?

3.

- Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).

- Дай Толе печенье.

- Дай Тате яблочко.

4.

- Кто ушел? (Одна - две картинки закрываются листом бумаги).

5.

- Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или

совмещенных со взрослым действий).

6.

- Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).

- Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).

XVII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.

2.

- Спрячь гулю (гуся, лошадь).

- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

3.

- Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?

- У кого есть хвост и грива?

- У кого есть клюв и крылья?

- Кто летает?

- Кто бежит?

4.

Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или

кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает

звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно

использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).

5.

- Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.

(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).

6.

- Угости лошадь печеньем, а голубя - хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу:

«Гуля, на!»)

- Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю - желтую. (Предлагаемая

фраза: «Га - га, на! Гуля, на!»)

7.

- Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»

- Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!

8.

Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному,

отраженному или произвольному

звукоподражанию:

ГА-ГА

Гуси - гуси! Га - га - га. Есть

хотите? Да, да, да.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: Га - га - га!

ГУЛЯ-ГУЛЯ

Прилетели гули, гули - голубочки:

Гуля - гуля - гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля - гуля - гуля.

ГОП-ГОП

Гоп - гоп ! Конь живой

И с хвостом, и с гривой...

Он качает головой,

Вот какой красивый! Гоп - гоп - гоп!

XVIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и

звукоподражание.

2.

- Спрячь курочку (кукушку, ворону).

- Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению

звукоподражаний.

3.

- Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).

- Как кричит ворона (кукушка, курочка)?

4.

- Угадай, кто позвал: «Кар - кар!» (ку - ку, ко - ко).

5.

- Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке - две, кукушке - три. (Побуждать к произнесению фразы:

«На, ко-ко!»).

6.

- Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и

пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении

от картинки к картинке.

7.

- Построй дорожку (в заданном направлении).

8.

Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

кар - кар

движения туловищем вперед с наклонами головы

к у - к у

пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз

ко - ко

пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим

9. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или

произвольному звукоподражанию:

КУ-КУ

Считать кукушка

научилась.

На том ученье

прекратилось.

Ку - ку, ку - ку.

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опутдке,

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку - ку, ку - ку!»

КО-КО

Куры крыльями махали:

Ко - ко, ко - ко!

Куры клювами стучали:

Ко - ко, ко- ко!

Курочка прыг на крыльцо,

Она снесла тебе яйцо:

Ко - ко - ко, к о - к о - ко!

XIX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец

звукоподражаний.

- Это сова. Она кричит: «Ух - ух - ух!»

- Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха - ха - ха!»

- Девочка увидела сову и испугалась: «Ох - ох - ох!»

Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на

картинках (смеется, плачет).

2.

- Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).

- Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному

звукоподражанию).

3.

Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова

Тата, Тома, Ляля и др.).

- Угости Тату....На, Тата....

4.

- Как смеется Ляля?

- Как плачет Тата?

- Как кричит сова?

6.

- Построй дорожку (в заданном направлении).

Сводная таблица звукоподражаний

Звук

Звукоподражани

я голосам

животных и

подзывы

Звукоподражания

бытовым,

транспортным и

музыкальным шумам

Эмоциональные

восклицания

Слова

М

МУ - корова

АМ - собачка

МЯУ - кошка

МЕ - коза

АМ - ребенок ест

Мама, Маша, мой, Мила,

мыло

П

ПИ - цыплята,

мышка, птичка

ПУХ - ружье,

хлопушка

ОП, ПРЫГ - мячик

прыгает

Папа, Поля, Паша, пила

Б

БЕ - овечка

БОМ - барабан

БИ-БИ - гудит машина

БУЛЬ - чайник

БАЙ - пора спать

БО-БО - у ребенка

болит ушко, ручка,

носик

БУХ - упал

Баба

Д

ДУ-ДУ - дудочка

ДИНЬ - колокольчик,

ложка в стакане

ДА - выражение

согласия

Дай, деда, домик (дом)

Т

ТУ - поезд, пароход

ТУК - молоток

ТЮК - топор

ТИК-ТАК - часы

ТОП - малыш топает

Тата, Толя, Тома, тетя

Н

НО - лошадка

НА

Ната

К

КУ - кукушка

КО - курочка

КАР - ворона

КРЯ - уточка

КУ-КУ - малыш

спрятался

КАЧ - на качелях

КАП - вода из крана

Катя, Котя, киса (котик),

Коля

Г

ГА-ГА - гусь

ГУЛЯ - позови

голубя

ИГО-ГО - лошадь

ГОП - едем на лошадке

Галя

X

УХ - сова

АХ - упал

ОХ - болит

УХ - прыгают

Л

ЛЯ-ЛЯ - песня

Ляля, Оля, Лёля



В раздел образования