Автор: Лисенкова Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Ларьянская школа- интернат"
Населённый пункт: Ленинградская область Бокситогорский район п. Ларьян
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективные логопедические технологии логопедической ритмики
Раздел: начальное образование
Эффективные логопедические технологии логопедической
ритмики.
Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и
воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с
речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика,
являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на
моторику и речь.
Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения
путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью
определяются основные задачи логоритмики: коррекционные,
образовательные и воспитательные.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного
речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также
развитие и совершенствование основных психомоторных качеств
(статической и динамической координации, переключаемости движений,
мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во
всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и
артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием
движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о
пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах
при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп,
регистр).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства
ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,
воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически
относится к своим движениям и к речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики
осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие
двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все
навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на
речевом материале.
Для понимания содержания понятия логопедической ритмики
необходимо определить, что такое ритмика вообще и для чего она нужна.
В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно
и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения
лежат двигательное умение и двигательный навык.
Двигательное умение - это степень овладения техникой действия,
которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных
частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык - высокая степень овладения техникой
действия, при которой управление движением происходит
автоматизированно и отличается высокой надежностью.
Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие
“ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение:
ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен
года, дня и ночи, ритм работы. Ритм характеризуется основным
признаком - это временной или пространственный порядок предметов,
явлений, процессов.
В педагогическом аспекте ритмика - это система физических
упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических
занятиях развивается чувство ритма - способность улавливать
чередование сильных и слабых долей музыкального метра и
воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой,
качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не
может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и
эмоциональную природу. Музыкально - ритмическое воспитание строится
на основе развития музыкально-ритмического чувства - способности
активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального
произведения.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал
швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз в 1912 г. Он
предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой
основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия
по преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г.
и получила высокую оценку специалистов.
В статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская
в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической
ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.
Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала
и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье "Ритмика с
логоневротиками дошкольного возраста". Она
классифицировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения
моторики заикающихся детей и определила основные принципы
проведения занятий. В. А. Гринер разработала практический материал для
заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие
логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в
том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.
В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как
необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией.
Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к
расстройствам музической стороны речи (просодия речи).
В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в
системе устранения заикания у детей. В 1958 г. переиздается работа В. А.
Гринер "Логопедическая ритмика для дошкольников". В 1960 г. В. И.
Рождественская в работе "Воспитание речи у заикающихся
дошкольников" подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с
движением. Ритм производимых движении способствует нормализации
речи. В работах Е. Ф. Шершневой, Е. Ф. Рау отмечается значение
логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного
возраста.
Логопедическая ритмика в 70-80-е гг. привлекает внимание
исследователей по-прежнему лишь в отношении заикающихся.
Н. А. Тугова в 1968г. разрабатывает систему коррекционно -
воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с
заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и
поведения.
В. И. Дресвянников в 1972г., исследуя особенности моторики
заикающихся школьников VI - VIII классов, выявляет зависимость между
развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и
степенью нарушения моторики и предлагает систему
физических упражнений для устранения заикания у школьников 12-15 лет.
В 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообразный
логоритмический материал, который можно использовать в различных
реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге "Логопедическая
ритмика" была дана методика занятий при разных формах нарушений
речи.Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по
преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А.
Рычкова в 80-е годы и предлагает приемы
обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.
Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются
также А. В. Крапухин и А. А. Высоцкая.
Логопедическая ритмика широко представлена в работах Е. В.
Оганесяна при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у
взрослых.
В ряде наших работах мы подчеркивали значение теории Э. Жака –
Далькроза, которые легли в основу музыкально-ритмического и
логоритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной
системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей
осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств -
на занятиях по физической культуре.
В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое,
целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого
ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение,
слушание музыки, музыкально - ритмические упражнения, игра на
детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных
занятий - это воспитание и интереса к музыке, к произведениям разного
жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха;
совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.
Музыкально - ритмические движения тесно связаны с общими
движениями, которые развиваются воспитателем на занятиях по
физической культуре. Основными задачами занятий являются развитие
основных качеств общей моторики - мышечного тонуса, координации
движений, переключаемости, двигательной памяти. Умение владеть своим
телом развивается с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений,
спортивных игр.
Задачи по развитию физических умений и ритмических
способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного
возраста - с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе.
Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают
психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в
начальной школе.
У детей с нарушениями речи, в отличии от детей с нормальным
речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и
психомоторном развитии.
В группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием
речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с
дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики.
Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная
моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая
моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен,
нарушена статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны
для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и
артикуляционной.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики
характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью,
нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные
умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения
ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость,
снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация
движений, в большей степени страдает координация движений.
Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных
коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями
речи. Наиболее эффективным средством развития психической и
моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
Лечение посредством движения предполагает применение
различных видов движений в кинезитерапии. С помощью системы
физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в
коррекционно - лечебных целях.
Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики,
базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.
Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной
терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную
методику воспитания, лечения и обучения людей с различными
аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.
Самая важная проблема в современных условиях дошкольного
воспитания-сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Выбор
здоровье сберегающих технологий, соответствующих дошкольному
возрасту, устраняющих перегрузки воспитанников является
приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В
последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения
состояния здоровья детей, снижения уровня психического и физического
развития. В настоящее время одной из актуальных проблем является
постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения.
Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств
речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии
необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой
при выборе профессии, обучении и в личной жизни. В своих
исследованиях Р. Е. Левина, С. В. Леонова, В. И. Селивёрстов, Н. А.
Чевелёва констатируют, что заикание часто формирует у человека черты
характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих
силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии
обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, оно вызывает,
особенно у детей более впечатлительных, болезненные переживания:
боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети
начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное
переживание отрицательно действуют на психику, изменяет характер
ребёнка. Различные речевые нарушения у заикающихся детей быстрее и
легче преодолеваются с помощью курса логопедической ритмики.
Исследованием речевого развития детей с заиканием посредством
логопедической ритмики занимались Г. А. Волкова (1986), В. А. Гринер
(1990), В. И. Дресвянников (1982), Г. Р. Шашкина (2005).
Логопедическая ритмика одно из средств развития и совершенствования
речи и моторики старших дошкольников с заиканием. Занятия
логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося
отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную
установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с
ними. Логоритмические занятия дают возможность в рече-двигательной
форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в
активном, инициативном поведении. Целенаправленная работа по
коррекции речевых нарушений у дошкольников с заиканием, развитие
темпо-ритмических способностей, развитие коммуникативной функции
речи, мы решаем посредством логопедической ритмики, которая
способствует быстрому и эффективному преодолению речевых
нарушений в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики
расстройства, этапов логопедической работы, развитию мыслительной
деятельности, коррекции двигательной сферы, неречевых психических
функций. В ходе специального обучения нами осуществляется
постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания
речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путём
механических тренировок, а благодаря системе упражнений,
предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и
формирования навыков пользования детьми доступными формами
ситуативной речи с последующим усложнением и переходом к
контекстной речи. Речевые упражнения с этой целью мы проводим в
специально организованных условиях общения. Для этого мы создали
специально организованную среду в группе, которая является
мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов
коррекционной работы и от года обучения, их возраста и половой
принадлежности, по методике Н.А. Коротковой. Занятия по логоритмике
проводим в музыкальном зале 1 раз в неделю. Каждое занятие посвящено
одной лексической теме. Планирование логоритмических занятий
осуществляется на основе принципов, разработанные Г. А. Волковой.
Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности,
регулярности, планомерности коррекционного процесса.
Принцип сознательности и активности заключается в сознательном
и активном отношении ребенка к своей деятельности.
Принцип наглядности должен реализовываться как путем
непосредственного показа педагогом движений, так и использованием
зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова
педагога.
Принцип доступности и индивидуального
подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей
детей.
Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного
построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого
расстройства, поэтому занятия сроятся по-разному. Например, при
заикании логоримические занятия направлены на коррекцию моторных
нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного
поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с
соответствующими специфическими средствами воздействия на речь
заикающегося, а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию
слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания,
снятию назализации и т. д.
Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические
возможности детей с речевой патологией, наличием парезов при
дизартрии. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая
нагрузка.
Принцип этапности, определяет логическую последовательность
приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса
знаний, умений и навыков. В его основу положен принцип от простого к
сложному. Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся
дошкольников являются: нормализация темпа и ритма движений и речи,
обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные,
образовательные (познавательные), воспитательные,
коррекционные. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного
аппарата; развитие дыхания (диафрагмально-рёберного); воспитание
правильной осанки, походки; укрепление сердечно-сосудистой системы,
эндокринной и т. д. В образовательные задачи входит знакомство с
разнообразием движений, формирование двигательных навыков и
умений, пространственных представлений и способности свободно
передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;
Воспитание таких параметров моторики как объём движений, точность,
переключаемость, длительность удерживания движений; координация
движений; Знакомство с некоторыми музыкальными терминами при
формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).
Развитие словестно-логического мышления.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие
чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма
движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и
критически относится к своим движениям и к речи.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного
речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и
совершенствование основных психомоторных качеств (статической и
динамической координации, переключаемости движений, мышечного
тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах
моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Содержание логопедической ритмики зависит от этапа логопедической
работы. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические
технологии формирования плавной речи, дифференцированными
являются и средства логопедической ритмики.
I этап ограничения речи. На логоритмических занятиях в это время
вводятся неречевые средства-упражнения на различные виды ходьбы и
бега, упражнения на развития дыхания, мышечного тонуса,
произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической
моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием
музыкальных отрывков-инструментальной или вокальной музыки. Темы
музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических
занятий.
II этап сопряжённой и отражённой речи. На логоритмических
занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой
нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для
развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и
артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.
III этап диалогической речи. На логоритмических занятиях
продолжается формироваться развитие просодической стороны речи и
предлагаются упражнения для развития голоса, упражнения на
координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением,
счётные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.
IV этап самостоятельной речи. В логоритмические занятия
включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального
сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и
речевым сопровождением.
V этап спонтанной эмоциональной речи и общения. В
логоритмические занятия включают творческие задания с элементами
театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры,
инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под
музыкальное сопровождение. Т. о. к этапу спонтанной речи и общения, у
детей с заиканием формируется основные качества во всех видах
моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой
речевой сложности.
Средства и методы логопедической ритмики:
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть им
очень просто-для этого не требуется специального образования и даже
природного дара.
Рекомендации по проведению расслабляющих упражнений с
детьми:
-Вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а
также закрепить в сознании детей необходимость пользоваться
мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в
любой ситуации.
-Использование средства на протяжении всего курса занятий сразу
после ходьбы и маршировки.
- Совершенствование умений управлять своими движениями.
Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся
с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.
- При выполнении упражнений можно использовать спокойные
шумовые фоны или медленную музыку.
В книге для логопедов «Устранение заикания у дошкольников в
игре» 1984 И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской
предлагается комплекс расслабляющих упражнений, в основе которых
использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора
Джекобсона.
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три
этапа:
I этап мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Расслабление мышц рук: «Коготки и лапочки», «Лимон», «Олени»,
«Драка», «Кулачки». Расслабление мышц шеи: «Испуганная черепаха»,
«Любопытная варвара» Расслабление мышц ног: «Кораблик»,
«Пружинки». Расслабление мышц корпуса и всего тела: «Штанга»,
«Марионетки», «Сосулька», «Мяч и насос», «Снежная баба», «Ленивый
кот». Упражнения, направленные на эмоциональное расслабление:
«Птички», «Ленивый кот», «Воздушный шарик», «Загораем»,
«Волшебный сон»: «Путешествие в волшебный лес», «Тихое озеро», «На
пляже», «На лесной опушке».
II этап мышечная релаксация по представлению. Внушение
состояния покоя и расслабленности; Расслабление мимических мышц:
«Муха», «Удивился», «Рассердился», «Испугался». Расслабление мышц
речевого аппарата (губ, челюсти, языка): «Лягушка», «Орешек»,
«Хоботок», «Грибок», «Сердитый язычок», «Горка», Рот на замочке»,
слоговая гимнастика «Твёрдо- мягко».
III этап внушение мышечной и эмоциональной релаксации.
Введение формул правильной речи.
Метод рисования песком. Работая с песком на плоскости, движения
рук становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.
Рисовать можно и двумя руками одновременно, что способствует
межполушарному взаимодействию (элементы кинезиологии). При
рисование песком решается ряд коррекционно-образовательных,
коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач,
проводится работа по профилактике дисграфии и дислексии. А при
рисование песком под музыку включаются в работу одновременно
несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный,
речедвигательный, что помогает развивать мелкую моторику, улучшает
память, пластику движений, работу мозга, способствует коррекции
темпо-ритмической организации речи, нормализации мышечного тонуса,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а в последствии и
закрепить удлинённый выдох (пропевание гласных звуков на одном
выдохе). Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность
по-настоящему расслабится и отдохнуть. Именно в таком состоянии
лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят многие
речевые и психологические проблемы. Рисование на песке помогает
корректировать проблемы поведения детей: агрессивность,
непослушание, гиперактивность; эмоциональные проблемы:
неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность,
страхи, ночные кошмары; семейные проблемы: развод, появление
младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства;
коммуникативные проблемы: поступление или смена детского сада,
трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Метод рисования
на песке полезен людям, которые много времени проводят за
компьютером и даже пожилым людям, т. к. с возрастом у людей
снижается чувствительность рук.
Биоэнергопластика - синхронизация работы над речевой и мелкой
моторикой с помощью которой совершенствуется регулирующая и
координирующая функции нервной системы, сокращает время занятий,
улучшает их результативность.
«Шагистика». С помощью специальных упражнений замедляется
темп речи, задаётся нужный ритм, развивает речевое дыхание, а также
проводится работа над слоговой структурой слова. Упражнения
производятся синхронно под счёт: шаг-цифра. Ребёнок шагает по следам
на дорожке или перешагивает через ленты (один шаг-один слог или одно
слово, или шагает только на ударный слог в словах, предложениях).
Прошагивать слова или считать цифры на одном выдохе очень хорошо
развивает речевое дыхание в процессе произнесения прозаического
текста.
Речь, ритм, движение. Большое значение для нормализации темпа и
ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с
использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба,
притопывание, прыжки, перешагивание). Допускается отстукивание
ритма ногами, отхлопывание руками или кистью одной рукой или
пальцами ведущей руки по какому-нибудь предмету, например, по столу,
по колену в положении сидя» или по бедру в положении «стоя» с
помощью специально подготовленных тренажёров: мягкой груши,
бельевых прищепок, парных пуговиц, пластмассовых крышек, слоговой
лесенке, «игровой ладошки», мяча, «верёвочных узелков», используя
метроном, с помощь пальцев ведущей руки (метод Л.З.Андроновой-
Арутюнян), используя рече-ручной-режим (Р-Р-Р) имитация игры на
пианино, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному
слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар
ногой по полу, неударному тихий. Один слог-одно движение.
Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы с
помощью ритмических рисунков и сознательно подчинять им свои
движения, что положительно сказывается на качестве речи. Упражнение
«узелки» (ритмический перехват).
Формирование речевого дыхания - важная составляющая
коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми и одно из
условий речевого общения.
1 этап. Цель: Развитие ощущений движения органов дыхания,
главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что
соответствует грудобрюшному типу дыхания.
2 этап цель: Дальнейшее развитие сократительной активности
диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений
между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или
конечностей.
3 этап. Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
4 этап: Цель: Развитие собственного речевого дыхания.
5 этап. Цель: Тренировка речевого дыхания в процессе
произнесения прозаического текста.
Оздоровительные задачи по речевому дыханию: Тренируется
диафрагма, создавая так называемую дыхательную опору
голосообразования;
Усиливается вентиляция бронхов, лёгочной ткани;
Увеличивается жизненная лёгкость лёгких;
Повышается усвояемость кислорода тканями;
Развивается подвижность и выносливость голосовых связок;
Формируется ритмичность физиологического дыхания с
оптимальной пластичностью дыхательных движений.
Вырабатывается новый динамический стереотип речевого дыхания
(быстрый, достаточный по глубине вдох и удлинённый, замедленный
речевой выдох)
Устанавливается оптимальный по силе, звучанию, мелодике голос;
Нормализуются темпо-ритмические показатели речеведения.
Участие в театральных инсценировках даёт возможность
перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить
свободно и выразительно, действовать раскованно. В играх
драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи и
уверенного общения в коллективе, а затем включаются в программу
праздничных утренниках.
В логоритмические занятия включают творческие задания с элементами
театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры,
инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под
музыкальное сопровождение.
Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют
перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту,
сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с
окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия
дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные
ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать
коллектив на группы и т. д. дают возможность в рече-двигательной
форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в
активном, инициативном поведении.
Практика использования логопедической ритмики показывает
положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми
нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими
отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения
содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в
соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае
они дают коррекционный эффект. Мы кратко рассказали о системе
коррекционной работы, в её основе лежит комплексный подход, а
поставленные задачи решаются нами через создание мобильной
коррекционно- развивающей среды, применение современных
коррекционно-развивающих технологий в работе с заикающимися
дошкольниками, в частности логоритмики, дающей стабильные,
положительные результаты в нашей деятельности.