Напоминание

Эффективные логопедические технологии логопедической ритмики


Автор: Лисенкова Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Ларьянская школа- интернат"
Населённый пункт: Ленинградская область Бокситогорский район п. Ларьян
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективные логопедические технологии логопедической ритмики
Раздел: начальное образование





Назад




Эффективные логопедические технологии логопедической

ритмики.

Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и

воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с

речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика,

являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на

моторику и речь.

Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения

путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью

определяются основные задачи логоритмики: коррекционные,

образовательные и воспитательные.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного

речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также

развитие и совершенствование основных психомоторных качеств

(статической и динамической координации, переключаемости движений,

мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во

всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и

артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием

движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о

пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах

при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп,

регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства

ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,

воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически

относится к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики

осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие

двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все

навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на

речевом материале.

Для понимания содержания понятия логопедической ритмики

необходимо определить, что такое ритмика вообще и для чего она нужна.

В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно

и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения

лежат двигательное умение и двигательный навык.

Двигательное умение - это степень овладения техникой действия,

которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных

частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык - высокая степень овладения техникой

действия, при которой управление движением происходит

автоматизированно и отличается высокой надежностью.

Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие

“ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение:

ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен

года, дня и ночи, ритм работы. Ритм характеризуется основным

признаком - это временной или пространственный порядок предметов,

явлений, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика - это система физических

упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических

занятиях развивается чувство ритма - способность улавливать

чередование сильных и слабых долей музыкального метра и

воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой,

качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не

может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и

эмоциональную природу. Музыкально - ритмическое воспитание строится

на основе развития музыкально-ритмического чувства - способности

активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального

произведения.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал

швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз в 1912 г. Он

предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой

основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия

по преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г.

и получила высокую оценку специалистов.

В статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская

в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической

ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.

Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала

и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье "Ритмика с

логоневротиками дошкольного возраста". Она

классифицировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения

моторики заикающихся детей и определила основные принципы

проведения занятий. В. А. Гринер разработала практический материал для

заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие

логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в

том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как

необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией.

Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к

расстройствам музической стороны речи (просодия речи).

В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в

системе устранения заикания у детей. В 1958 г. переиздается работа В. А.

Гринер "Логопедическая ритмика для дошкольников". В 1960 г. В. И.

Рождественская в работе "Воспитание речи у заикающихся

дошкольников" подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с

движением. Ритм производимых движении способствует нормализации

речи. В работах Е. Ф. Шершневой, Е. Ф. Рау отмечается значение

логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного

возраста.

Логопедическая ритмика в 70-80-е гг. привлекает внимание

исследователей по-прежнему лишь в отношении заикающихся.

Н. А. Тугова в 1968г. разрабатывает систему коррекционно -

воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с

заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и

поведения.

В. И. Дресвянников в 1972г., исследуя особенности моторики

заикающихся школьников VI - VIII классов, выявляет зависимость между

развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и

степенью нарушения моторики и предлагает систему

физических упражнений для устранения заикания у школьников 12-15 лет.

В 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообразный

логоритмический материал, который можно использовать в различных

реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге "Логопедическая

ритмика" была дана методика занятий при разных формах нарушений

речи.Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по

преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А.

Рычкова в 80-е годы и предлагает приемы

обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.

Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются

также А. В. Крапухин и А. А. Высоцкая.

Логопедическая ритмика широко представлена в работах Е. В.

Оганесяна при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у

взрослых.

В ряде наших работах мы подчеркивали значение теории Э. Жака –

Далькроза, которые легли в основу музыкально-ритмического и

логоритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной

системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей

осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств -

на занятиях по физической культуре.

В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое,

целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого

ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение,

слушание музыки, музыкально - ритмические упражнения, игра на

детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных

занятий - это воспитание и интереса к музыке, к произведениям разного

жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха;

совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.

Музыкально - ритмические движения тесно связаны с общими

движениями, которые развиваются воспитателем на занятиях по

физической культуре. Основными задачами занятий являются развитие

основных качеств общей моторики - мышечного тонуса, координации

движений, переключаемости, двигательной памяти. Умение владеть своим

телом развивается с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений,

спортивных игр.

Задачи по развитию физических умений и ритмических

способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного

возраста - с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе.

Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают

психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в

начальной школе.

У детей с нарушениями речи, в отличии от детей с нормальным

речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и

психомоторном развитии.

В группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием

речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с

дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики.

Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная

моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая

моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен,

нарушена статическая и динамическая координация движений,

переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны

для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и

артикуляционной.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики

характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью,

нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные

умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения

ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость,

снижены двигательная память и внимание.

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация

движений, в большей степени страдает координация движений.

Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных

коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями

речи. Наиболее эффективным средством развития психической и

моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия

логопедической ритмикой.

Лечение посредством движения предполагает применение

различных видов движений в кинезитерапии. С помощью системы

физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в

коррекционно - лечебных целях.

Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики,

базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.

Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной

терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную

методику воспитания, лечения и обучения людей с различными

аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.

Самая важная проблема в современных условиях дошкольного

воспитания-сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Выбор

здоровье сберегающих технологий, соответствующих дошкольному

возрасту, устраняющих перегрузки воспитанников является

приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В

последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения

состояния здоровья детей, снижения уровня психического и физического

развития. В настоящее время одной из актуальных проблем является

постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения.

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств

речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии

необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой

при выборе профессии, обучении и в личной жизни. В своих

исследованиях Р. Е. Левина, С. В. Леонова, В. И. Селивёрстов, Н. А.

Чевелёва констатируют, что заикание часто формирует у человека черты

характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих

силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии

обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, оно вызывает,

особенно у детей более впечатлительных, болезненные переживания:

боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети

начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное

переживание отрицательно действуют на психику, изменяет характер

ребёнка. Различные речевые нарушения у заикающихся детей быстрее и

легче преодолеваются с помощью курса логопедической ритмики.

Исследованием речевого развития детей с заиканием посредством

логопедической ритмики занимались Г. А. Волкова (1986), В. А. Гринер

(1990), В. И. Дресвянников (1982), Г. Р. Шашкина (2005).

Логопедическая ритмика одно из средств развития и совершенствования

речи и моторики старших дошкольников с заиканием. Занятия

логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося

отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную

установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с

ними. Логоритмические занятия дают возможность в рече-двигательной

форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в

активном, инициативном поведении. Целенаправленная работа по

коррекции речевых нарушений у дошкольников с заиканием, развитие

темпо-ритмических способностей, развитие коммуникативной функции

речи, мы решаем посредством логопедической ритмики, которая

способствует быстрому и эффективному преодолению речевых

нарушений в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики

расстройства, этапов логопедической работы, развитию мыслительной

деятельности, коррекции двигательной сферы, неречевых психических

функций. В ходе специального обучения нами осуществляется

постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания

речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путём

механических тренировок, а благодаря системе упражнений,

предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и

формирования навыков пользования детьми доступными формами

ситуативной речи с последующим усложнением и переходом к

контекстной речи. Речевые упражнения с этой целью мы проводим в

специально организованных условиях общения. Для этого мы создали

специально организованную среду в группе, которая является

мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов

коррекционной работы и от года обучения, их возраста и половой

принадлежности, по методике Н.А. Коротковой. Занятия по логоритмике

проводим в музыкальном зале 1 раз в неделю. Каждое занятие посвящено

одной лексической теме. Планирование логоритмических занятий

осуществляется на основе принципов, разработанные Г. А. Волковой.

Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности,

регулярности, планомерности коррекционного процесса.

Принцип сознательности и активности заключается в сознательном

и активном отношении ребенка к своей деятельности.

Принцип наглядности должен реализовываться как путем

непосредственного показа педагогом движений, так и использованием

зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова

педагога.

Принцип доступности и индивидуального

подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей

детей.

Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного

построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого

расстройства, поэтому занятия сроятся по-разному. Например, при

заикании логоримические занятия направлены на коррекцию моторных

нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного

поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с

соответствующими специфическими средствами воздействия на речь

заикающегося, а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию

слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания,

снятию назализации и т. д.

Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические

возможности детей с речевой патологией, наличием парезов при

дизартрии. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая

нагрузка.

Принцип этапности, определяет логическую последовательность

приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса

знаний, умений и навыков. В его основу положен принцип от простого к

сложному. Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся

дошкольников являются: нормализация темпа и ритма движений и речи,

обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные,

образовательные (познавательные), воспитательные,

коррекционные. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного

аппарата; развитие дыхания (диафрагмально-рёберного); воспитание

правильной осанки, походки; укрепление сердечно-сосудистой системы,

эндокринной и т. д. В образовательные задачи входит знакомство с

разнообразием движений, формирование двигательных навыков и

умений, пространственных представлений и способности свободно

передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

Воспитание таких параметров моторики как объём движений, точность,

переключаемость, длительность удерживания движений; координация

движений; Знакомство с некоторыми музыкальными терминами при

формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

Развитие словестно-логического мышления.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие

чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма

движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и

критически относится к своим движениям и к речи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного

речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и

совершенствование основных психомоторных качеств (статической и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного

тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах

моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Содержание логопедической ритмики зависит от этапа логопедической

работы. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические

технологии формирования плавной речи, дифференцированными

являются и средства логопедической ритмики.

I этап ограничения речи. На логоритмических занятиях в это время

вводятся неречевые средства-упражнения на различные виды ходьбы и

бега, упражнения на развития дыхания, мышечного тонуса,

произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической

моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием

музыкальных отрывков-инструментальной или вокальной музыки. Темы

музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических

занятий.

II этап сопряжённой и отражённой речи. На логоритмических

занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой

нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для

развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и

артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

III этап диалогической речи. На логоритмических занятиях

продолжается формироваться развитие просодической стороны речи и

предлагаются упражнения для развития голоса, упражнения на

координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением,

счётные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

IV этап самостоятельной речи. В логоритмические занятия

включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального

сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и

речевым сопровождением.

V этап спонтанной эмоциональной речи и общения. В

логоритмические занятия включают творческие задания с элементами

театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры,

инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под

музыкальное сопровождение. Т. о. к этапу спонтанной речи и общения, у

детей с заиканием формируется основные качества во всех видах

моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой

речевой сложности.

Средства и методы логопедической ритмики:

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть им

очень просто-для этого не требуется специального образования и даже

природного дара.

Рекомендации по проведению расслабляющих упражнений с

детьми:

-Вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а

также закрепить в сознании детей необходимость пользоваться

мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в

любой ситуации.

-Использование средства на протяжении всего курса занятий сразу

после ходьбы и маршировки.

- Совершенствование умений управлять своими движениями.

Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся

с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.

- При выполнении упражнений можно использовать спокойные

шумовые фоны или медленную музыку.

В книге для логопедов «Устранение заикания у дошкольников в

игре» 1984 И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской

предлагается комплекс расслабляющих упражнений, в основе которых

использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора

Джекобсона.

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три

этапа:

I этап мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

Расслабление мышц рук: «Коготки и лапочки», «Лимон», «Олени»,

«Драка», «Кулачки». Расслабление мышц шеи: «Испуганная черепаха»,

«Любопытная варвара» Расслабление мышц ног: «Кораблик»,

«Пружинки». Расслабление мышц корпуса и всего тела: «Штанга»,

«Марионетки», «Сосулька», «Мяч и насос», «Снежная баба», «Ленивый

кот». Упражнения, направленные на эмоциональное расслабление:

«Птички», «Ленивый кот», «Воздушный шарик», «Загораем»,

«Волшебный сон»: «Путешествие в волшебный лес», «Тихое озеро», «На

пляже», «На лесной опушке».

II этап мышечная релаксация по представлению. Внушение

состояния покоя и расслабленности; Расслабление мимических мышц:

«Муха», «Удивился», «Рассердился», «Испугался». Расслабление мышц

речевого аппарата (губ, челюсти, языка): «Лягушка», «Орешек»,

«Хоботок», «Грибок», «Сердитый язычок», «Горка», Рот на замочке»,

слоговая гимнастика «Твёрдо- мягко».

III этап внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Введение формул правильной речи.

Метод рисования песком. Работая с песком на плоскости, движения

рук становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.

Рисовать можно и двумя руками одновременно, что способствует

межполушарному взаимодействию (элементы кинезиологии). При

рисование песком решается ряд коррекционно-образовательных,

коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач,

проводится работа по профилактике дисграфии и дислексии. А при

рисование песком под музыку включаются в работу одновременно

несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный,

речедвигательный, что помогает развивать мелкую моторику, улучшает

память, пластику движений, работу мозга, способствует коррекции

темпо-ритмической организации речи, нормализации мышечного тонуса,

помогает выработать диафрагмальное дыхание, а в последствии и

закрепить удлинённый выдох (пропевание гласных звуков на одном

выдохе). Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность

по-настоящему расслабится и отдохнуть. Именно в таком состоянии

лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят многие

речевые и психологические проблемы. Рисование на песке помогает

корректировать проблемы поведения детей: агрессивность,

непослушание, гиперактивность; эмоциональные проблемы:

неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность,

страхи, ночные кошмары; семейные проблемы: развод, появление

младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства;

коммуникативные проблемы: поступление или смена детского сада,

трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Метод рисования

на песке полезен людям, которые много времени проводят за

компьютером и даже пожилым людям, т. к. с возрастом у людей

снижается чувствительность рук.

Биоэнергопластика - синхронизация работы над речевой и мелкой

моторикой с помощью которой совершенствуется регулирующая и

координирующая функции нервной системы, сокращает время занятий,

улучшает их результативность.

«Шагистика». С помощью специальных упражнений замедляется

темп речи, задаётся нужный ритм, развивает речевое дыхание, а также

проводится работа над слоговой структурой слова. Упражнения

производятся синхронно под счёт: шаг-цифра. Ребёнок шагает по следам

на дорожке или перешагивает через ленты (один шаг-один слог или одно

слово, или шагает только на ударный слог в словах, предложениях).

Прошагивать слова или считать цифры на одном выдохе очень хорошо

развивает речевое дыхание в процессе произнесения прозаического

текста.

Речь, ритм, движение. Большое значение для нормализации темпа и

ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с

использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба,

притопывание, прыжки, перешагивание). Допускается отстукивание

ритма ногами, отхлопывание руками или кистью одной рукой или

пальцами ведущей руки по какому-нибудь предмету, например, по столу,

по колену в положении сидя» или по бедру в положении «стоя» с

помощью специально подготовленных тренажёров: мягкой груши,

бельевых прищепок, парных пуговиц, пластмассовых крышек, слоговой

лесенке, «игровой ладошки», мяча, «верёвочных узелков», используя

метроном, с помощь пальцев ведущей руки (метод Л.З.Андроновой-

Арутюнян), используя рече-ручной-режим (Р-Р-Р) имитация игры на

пианино, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному

слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар

ногой по полу, неударному тихий. Один слог-одно движение.

Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы с

помощью ритмических рисунков и сознательно подчинять им свои

движения, что положительно сказывается на качестве речи. Упражнение

«узелки» (ритмический перехват).

Формирование речевого дыхания - важная составляющая

коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми и одно из

условий речевого общения.

1 этап. Цель: Развитие ощущений движения органов дыхания,

главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что

соответствует грудобрюшному типу дыхания.

2 этап цель: Дальнейшее развитие сократительной активности

диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений

между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или

конечностей.

3 этап. Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

4 этап: Цель: Развитие собственного речевого дыхания.

5 этап. Цель: Тренировка речевого дыхания в процессе

произнесения прозаического текста.

Оздоровительные задачи по речевому дыханию: Тренируется

диафрагма, создавая так называемую дыхательную опору

голосообразования;

Усиливается вентиляция бронхов, лёгочной ткани;

Увеличивается жизненная лёгкость лёгких;

Повышается усвояемость кислорода тканями;

Развивается подвижность и выносливость голосовых связок;

Формируется ритмичность физиологического дыхания с

оптимальной пластичностью дыхательных движений.

Вырабатывается новый динамический стереотип речевого дыхания

(быстрый, достаточный по глубине вдох и удлинённый, замедленный

речевой выдох)

Устанавливается оптимальный по силе, звучанию, мелодике голос;

Нормализуются темпо-ритмические показатели речеведения.

Участие в театральных инсценировках даёт возможность

перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить

свободно и выразительно, действовать раскованно. В играх

драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи и

уверенного общения в коллективе, а затем включаются в программу

праздничных утренниках.

В логоритмические занятия включают творческие задания с элементами

театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры,

инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под

музыкальное сопровождение.

Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют

перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту,

сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с

окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия

дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные

ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать

коллектив на группы и т. д. дают возможность в рече-двигательной

форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в

активном, инициативном поведении.

Практика использования логопедической ритмики показывает

положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми

нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими

отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения

содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в

соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае

они дают коррекционный эффект. Мы кратко рассказали о системе

коррекционной работы, в её основе лежит комплексный подход, а

поставленные задачи решаются нами через создание мобильной

коррекционно- развивающей среды, применение современных

коррекционно-развивающих технологий в работе с заикающимися

дошкольниками, в частности логоритмики, дающей стабильные,

положительные результаты в нашей деятельности.



В раздел образования