Напоминание

урок биологии в 6 классе


Автор: Маркова Галина Геронтьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Ишлейская СОШ"
Населённый пункт: с. Ишлеи Чебоксарский район ЧР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок биологии в 6 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципaльное бюджетное общеобрaзовательное учреждение «Ишлейская средняя общеобрaзовательная

школа» Чебоксарского района ЧР

Методическaя разрaботка урока по биологии для 6 классa

Тема урока: Корень, его строение и знaчение.

Разрaботaла: учитель биологи

МБОУ «Ишлейская СОШ»

Маркова Галина Геронтьевна

Предмет – биология

Время проведения 40 мин.

2022 г

Тема урока

:

Корень, его строение и знaчение.

Цель:

познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

Образовательные:

1.

Продолжить знакомство учащихся с органами растения.

2.

Позaкомить

школьников

с

функциями

корня,

сформировать

у

школьников

представление

о

многофункциональности этого органа,

3.

Покaзать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,

4.

Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

1.

Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

1. Показать значимость корневой системы для растения.

2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

Личностные

Регулятивные:

1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

Познавательные:

1. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные:

1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать,

наблюдать, делать выводы и заключения.

2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое

целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Тип урока: Комбинированный.

Методы:

Беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;

Рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня. Самостоятельная работа учащихся с

гербарным материалом.

Методические приемы: Демонстрация гербарных материалов, презентация .

Оборудование:

Демонстрационное:

Презентация по теме « Корень, его строение и значение»

Раздаточное:

Гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;

Таблица с понятиями и определениями

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Структура урока

Этапы урока

Временная реализация

1.

Организационный момент

1 мин

2.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной

2– 3мин

деятельности

3.

Изучение нового материала

25 мин

4.

Закрепление

7 мин

5.

Рефлексия

2мин

6.

Домашнее задание

1 мин.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие:

Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.

2.Изучение нового материала.

Активизация учащихся к изучению новой темы

Слайд №1

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить,

что нового мы узнаем.

Стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрaли маки жаркие,

Много незaбудок голубых.

А потом цветов нaм стало жaлко,

Сновa в землю посaдили их.

Только ничего не получaется:

От любого ветерка кaчaются!

Почему осыпaлись и вянут?

Без корней рaсти и жить не стaнут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Ан

a

лиз стихотворения по вопрос

a

м:

Какова главная мысль стихотворения?

Можем ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?

Слайд№ 2

Правильно, сегодня тема нашего урока «Корень, его строение и значение». Запишем тему урока в учебно-

методической карте

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? Запишем в методическую

карту

( +

лучшие задачи,

выдвинутые учениками записать на доске)

Учитель: все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность,

сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все

живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды –

особые вещества, которые убивают микробов).

Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников)

Можем ли мы предположить какие Функции выполняют корни?

Слайд№ 3

Пункт №1.

Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом ( параграф 7 стр. 37), познакомьтесь

с функциями корня.

Слайд№ 4 «Функции корня»

Учитель:

1-я функция опорная. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна,

чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана!

Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень

крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и

идут они далеко вглубь и вширь.

2-я функция минеральное питание растения. Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах

необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни.

Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

3-я функция запасает вещества. Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и

другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые

растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные

вещества.

Что же такое корень? (дайте определение)

Корень – это подземная часть растения!

Слайд№ 5

Учитель: Все корни растения образуют корневую систему.

(

система всех корней растений) Запишем определение в

методическую карту!

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Слайд№ 6. Как вы понимаете выражение:

“Смотреть в корень”,

“Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”

Теперь мы должны разобрать, какие же бывают корни.

Обратите ваше внимание на учебно – методическую карту,

Слайд№ 7.

Пункт №2.

Пункт №2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф7, стр38),

познакомьтесь с разновидностями корня. Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней:

главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Слайд№ 8

Виды корней

Виды корней

главные

придаточные

боковые

развивается из зародышевого образуются на стеблях отходят от

корешка главного и придаточного

Сейчас мы выполним лабораторную работу, которая называется “Типы корневых систем ”.

Слайд№ 9

Пункт №3.

на учебно – методической карте

Лабораторная работа. “Строение корня проростка ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

1.

Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Прочитайте в учебнике (параграф7

) какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой

системы

Вывод:

Какие типы корневых систем различают?

Чем они отличаются?

Чем схожи?

Слайд №10

-

12

стержневая корневая система, мочковатая корневая система, виды корневых систем.

Динамическая пауза:

Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы (мочковатую и стержневую

на выбор)

Слайд 13

3.

Закрепление.

Пункт №4. Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

Г

В

Д

Ж

Е

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные

соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система-

Б)система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В)- корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая

система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковата корневая

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

система

4.

Рефлексия:

Учитель подводит итоги урока:

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Ребята, мы выполнили задачу урока?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

Слайд№.15

5.

Домашнее задание: параграф №7,

ответить на вопросы 1-4 после параграфа письменно.

Творческое задание со свободным выбором:

составить кроссворд;

сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;

Пункт №5 Оценивание своей работы

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

2.Выберите понравившееся предложение и допишите его.

1.

На уроке я узнал….

2.

На уроке мне понравилось……

3.

Мне было трудно………….

4.

Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Похвалите себя!!!



В раздел образования