Автор: Маркова Галина Геронтьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Ишлейская СОШ"
Населённый пункт: с. Ишлеи Чебоксарский район ЧР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок биологии в 6 классе
Раздел: среднее образование
Муниципaльное бюджетное общеобрaзовательное учреждение «Ишлейская средняя общеобрaзовательная
школа» Чебоксарского района ЧР
Методическaя разрaботка урока по биологии для 6 классa
Тема урока: Корень, его строение и знaчение.
Разрaботaла: учитель биологи
МБОУ «Ишлейская СОШ»
Маркова Галина Геронтьевна
Предмет – биология
Время проведения 40 мин.
2022 г
Тема урока
:
Корень, его строение и знaчение.
Цель:
познакомиться с корнем, как функциональной системой.
Задачи урока:
Образовательные:
1.
Продолжить знакомство учащихся с органами растения.
2.
Позaкомить
школьников
с
функциями
корня,
сформировать
у
школьников
представление
о
многофункциональности этого органа,
3.
Покaзать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
4.
Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.
Развивающие:
1.
Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.
Воспитательные:
1. Показать значимость корневой системы для растения.
2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.
Личностные
Регулятивные:
1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы
Познавательные:
1. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)
Метапредметные:
1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, делать выводы и заключения.
2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое
целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
Тип урока: Комбинированный.
Методы:
Беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
Рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня. Самостоятельная работа учащихся с
гербарным материалом.
Методические приемы: Демонстрация гербарных материалов, презентация .
Оборудование:
Демонстрационное:
Презентация по теме « Корень, его строение и значение»
Раздаточное:
Гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;
Таблица с понятиями и определениями
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Структура урока
Этапы урока
Временная реализация
1.
Организационный момент
1 мин
2.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной
2– 3мин
деятельности
3.
Изучение нового материала
25 мин
4.
Закрепление
7 мин
5.
Рефлексия
2мин
6.
Домашнее задание
1 мин.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие:
Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, настраиваемся на урок.
2.Изучение нового материала.
Активизация учащихся к изучению новой темы
Слайд №1
Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить,
что нового мы узнаем.
Стихотворение В.Жака.
Мы в букет собрaли маки жаркие,
Много незaбудок голубых.
А потом цветов нaм стало жaлко,
Сновa в землю посaдили их.
Только ничего не получaется:
От любого ветерка кaчaются!
Почему осыпaлись и вянут?
Без корней рaсти и жить не стaнут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
Ан
a
лиз стихотворения по вопрос
a
м:
Какова главная мысль стихотворения?
Можем ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?
Слайд№ 2
Правильно, сегодня тема нашего урока «Корень, его строение и значение». Запишем тему урока в учебно-
методической карте
Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? Запишем в методическую
карту
( +
лучшие задачи,
выдвинутые учениками записать на доске)
Учитель: все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность,
сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все
живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды –
особые вещества, которые убивают микробов).
Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников)
Можем ли мы предположить какие Функции выполняют корни?
Слайд№ 3
Пункт №1.
Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом ( параграф 7 стр. 37), познакомьтесь
с функциями корня.
Слайд№ 4 «Функции корня»
Учитель:
1-я функция опорная. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна,
чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана!
Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень
крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и
идут они далеко вглубь и вширь.
2-я функция минеральное питание растения. Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах
необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни.
Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.
3-я функция запасает вещества. Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и
другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые
растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные
вещества.
Что же такое корень? (дайте определение)
Корень – это подземная часть растения!
Слайд№ 5
Учитель: Все корни растения образуют корневую систему.
(
система всех корней растений) Запишем определение в
методическую карту!
Где вы ещё могли слышать слово “корень”?
Русский язык: корень – основная часть слова.
Математика: корень уравнения.
Биология: часть волоса, зуба, ногтя.
Слайд№ 6. Как вы понимаете выражение:
“Смотреть в корень”,
“Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”
Теперь мы должны разобрать, какие же бывают корни.
Обратите ваше внимание на учебно – методическую карту,
Слайд№ 7.
Пункт №2.
Пункт №2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф7, стр38),
познакомьтесь с разновидностями корня. Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней:
главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.
Слайд№ 8
Виды корней
Виды корней
главные
придаточные
боковые
развивается из зародышевого образуются на стеблях отходят от
корешка главного и придаточного
Сейчас мы выполним лабораторную работу, которая называется “Типы корневых систем ”.
Слайд№ 9
Пункт №3.
на учебно – методической карте
Лабораторная работа. “Строение корня проростка ”.
Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем
Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы
1.
Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
Прочитайте в учебнике (параграф7
) какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой
6. Заполните таблицу.
7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
8. Заполните схему
Название растения
Тип корневой системы
Особенности строения корневой
системы
Вывод:
Какие типы корневых систем различают?
Чем они отличаются?
Чем схожи?
Слайд №10
-
12
стержневая корневая система, мочковатая корневая система, виды корневых систем.
Динамическая пауза:
Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы (мочковатую и стержневую
на выбор)
Слайд 13
3.
Закрепление.
Пункт №4. Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).
Ответы запишите в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7
А
Б
Г
В
Д
Ж
Е
Основные понятия
Определение понятий
1.Корни
А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные
соли, удерживающие растение в почве
2.Корневая система-
Б)система всех корней растений
3.Главный корень
Г) корень, уходящий в почву глубже всех
4.Боковые корни
В)- корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней
5.Придаточные корни
Д) корни, отходящие по бокам от стебля
6.Стержневая корневая
система
Ж) система, состоящая из главного и боковых корней
7.Мочковата корневая
Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней
система
4.
Рефлексия:
Учитель подводит итоги урока:
Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
Ребята, мы выполнили задачу урока?
Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
Слайд№.15
5.
Домашнее задание: параграф №7,
ответить на вопросы 1-4 после параграфа письменно.
Творческое задание со свободным выбором:
составить кроссворд;
сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;
Пункт №5 Оценивание своей работы
Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.
1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.
2.Выберите понравившееся предложение и допишите его.
1.
На уроке я узнал….
2.
На уроке мне понравилось……
3.
Мне было трудно………….
4.
Теперь бы я хотел (а) еще узнать………
Похвалите себя!!!