Напоминание

"Воспитание патриотизма и гражданственности современных российских подростков"


Автор: Родионова Вилена Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ "Лениногорский детский дом"
Населённый пункт: Лениногорск
Наименование материала: Проект
Тема: "Воспитание патриотизма и гражданственности современных российских подростков"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №6 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан.

ПРОЕКТ

Воспитание патриотизма и гражданственности современных

российских подростков

Работу выполнила: воспитатель ГБУ "Лениногорский детский дом"

Родионова Вилена Олеговна

Лениногорск

2022

1

Паспорт проекта

Тема проекта: «Воспитание патриотизма и гражданственности современных

российских подростков»

Учебный год: 2021-2022

База: МБОУ СОШ №6

Класс: 9В, 9А

Автор проекта: Родионова Вилена Олеговна

График работы над проектом: 15.09.21-07.05.22

Материально-техническое обеспечение проекта: ноутбук, Интернет,

бумага, принтер

Оценка содержания проекта:

Оценка оформления проекта:

Оценка презентации проекта:

2

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

ГЛАВА

I.

Теоретические

основы

гражданско-патриотического

воспитания современных подростков в школе………………………………….9

1.1Понятие «патриотизма и гражданственности»………………............9

1.2Сущность, функции и система гражданского воспитания…………12

1.3Патриотическое

и

интернациональное

воспитание,

формы

воспитания патриотизма и гражданственности……………………………..…15

ГЛАВА II.Опытно-экспериментальная

работа

по

формированию

гражданско-патриотического

сознания

современных

подростков,

проживающих в детском домепо средствам внеурочной деятельности…….17

2.1Диагностика

сформированности

гражданско-патриотического

сознания современных подростков, проживающих в детском доме………....17

2.2

Описание

обучающего

эксперимента,

направленного

на

формирование гражданско-патриотического сознания подростков…………27

2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной

работы…………………………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..………….37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...38

3

План выполнения проекта:

Этапы

Сроки

Результаты

1.Выбор темы

15.09.21

Выбор темы

2.Встреча с

руководителем проекта

17.09.21

Рекомендации по целям

проекта

3.Составление плана

17.09.21

План работы

4.Поиск и работа над

информацией

20.09.21-20.11.21

Информация

5.Работа над папкой

01.01.22-21.02.22

Папка проекта

6.Работа над

презентацией

22.02.22-15.03.22

Презентация проекта

7.Работа над продуктом

21.02.22-28.02.22

Продукт - презентация

8. Работа по устранению

замечаний

29.02.22

Устранение ошибок

9.Защита проекта

08.05.22

Защита

Введение

4

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось

одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая

благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под

патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у

учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и

самобытной

культуре.

Патриотическое

воспитание

-

это

основа

формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача

воспитания

патриотических

чувств

очень

сложна.

Чтобы

достигнуть

определенного

результата,

необходим

поиск

современных

форм

в

гражданско-нравственном направлении.». [7, с. 26].

Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России,

способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо

патриотическое воспитание, как целостный процесс, заложенный в основу

учебно - воспитательной работы в школе.

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества,

диалога,

педагогической

поддержки,

самоопределения

личности,

динамичности,

толерантности.

Следовательно,

встает

задача

создания

ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на

основе

освоения

общечеловеческих

ценностей.

Необходимо,

чтобы

воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором

формирования и развития

личности.

В

патриотизме

народа

– сила

государства.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального

возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий

Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое

человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и

реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе

самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и

5

педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а

не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего,

должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки

зрения

это

самобытная

индивидуальность,

личность,

обладающая

единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотизм и гражданственность формируются благодаря нравственному,

духовному воспитанию. Зарождается патриот, гражданин в своей семье с

формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам,

братьям, сестрам. Далее его формирование идёт через воспитание любви к

малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает

ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его

предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая

ступень - Отечество, страна, народ.

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это

целенаправленная

и

систематическая

деятельность

школ,

училищ,

техникумов

и

вузов

по

формированию

у

молодежи

высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по

защите

интересов

Родины.

Оно

направленно

на

развитие

личности,

обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно

выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Внутренний

мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере

подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных

наставников.

Цель проекта:

6

Актуальность темы: Проблема гражданственности и патриотизма не

нова. За 100 последних лет Россия пережила всплески и анти-патриотизма

(Первая

Мировая

и

Гражданская

войны),

и

патриотизма

(Великая

Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания

патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых

условиях мы должны стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы

обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание

России, любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время. В

условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с

историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа;

героическую

борьбу,

подвиги,

талант

лучших

сынов

Отечества;

воспитывающими нравственные качества государственных, политических и

общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к

атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Гражданское

патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений

государственной

политики

в

образовании.

Очевидна

необходимость

разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и

основополагающих принципов гражданского воспитания.

Гипотеза основывается на том, что в современной России не уделяется

должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет

к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации

Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к

гибели Отечества.

Гипотеза –целенаправленная работа с комплексным и систематическим

применением воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности,

будет способствовать формированию патриотизма и гражданственности

современных российских подростков

Цель работы –формирование у подростков чувства патриотизма и любви к

Родине, к Малой Родине, к истории и культуре своего народа

Задачи:

7

1.

найти

и

проанализировать

литературу

по

гражданско-

патриотическому воспитанию;

2. подобрать диагностические методики по основным направлениям

проекта;

3.

разработать

методические

рекомендации

по

патриотическому

воспитанию;

4.провести

цикл

мероприятий

направленных

на

развитие

патриотических чувств и формирование гражданской ответственности;

5. формирование правовых основ поведения и правовой культуры;

6.

воспитание

толерантного

отношения

к

людям

другой

национальности

и

вероисповедания,

формирование

умения

противодействовать асоциальным проявлениям;

7. с помощью практических занятий способствовать формированию у

подростков

культуры

правовых

отношений,

стремления

соблюдать

законодательные нормы;

8. обобщить полученную информацию.

ГЛАВА I. Основы гражданско-патриотического воспитания

современных подростков в школе

8

1.1Понятие «патриотизма и гражданственности»

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции

1789- 1793гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело,

защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из

лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова

трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его,

отчизнолюб». Более четко определено моральное содержание этого понятия

в

философском

словаре.

«Патриотизм

(греч.

Patris

-

отечество)

-

нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием

которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его

прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого

человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания

как своей Родины, уважение местных традиций, преданность до конца своей

жизни данной территориальной области.

2. уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им,

отучать от всего дурного.

3. делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей

родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих

земляков и соотечественников. [10, с. 17].

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень

любви

к

своим

землякам

и

соотечественникам,

а

также

перечень

каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии

и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это

определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием

уровня его истинно патриотического сознания.

9

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает

его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или

иной

ущерб.

Настоящий

патриот

уважает

патриотов

любой

другой

территории и не будет вредить там.

Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным,

групповым и массовым. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо

его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко

в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.

Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым

другие, но прежде всего его соотечественники. Если патриотизм выражает

отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и

настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к

тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» многозначно:

1. антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела

политического сообщества;

2. психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом

политического сообщества;

3. способность и готовность выступать в роли гражданина;

4.

высшая

добродетель

свободного

и

полноправного

участника

политического сообщества;

5. приверженность интересам политического сообщества, чаще всего

государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность

низводится

до

уровня

лояльности,

которая

и

является

важнейшей

добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в

отличие

от

гражданственности

значительно

сужает

возможность

политического выбора. [1, с. 15].

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению

добродетелей

гражданственности

и

патриотизма,

которые

нередко

10

противопоставляются лояльности. Патриотизм – эмоциональное отношение к

родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную

совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине,

лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение

традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и

обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам;

стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение

защищать

ее;

воинская

храбрость,

мужество

и

самоотверженность;

нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев

культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [1, с.

191].

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как

«общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы

при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли,

продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней

войны, конфликты, умирают женщины и дети. Все это во многом по-новому

ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в

школе.

1.2 Сущность, функции и система гражданского воспитания

11

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение

коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области

внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое

сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления

общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых

взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные

отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к

другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на

обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей.

Политическое

сознание

это

целостное,

устойчивое

социально-

психологическое образование, включающие в себя ряд психологических

процессов и состояний человека. Его органической частью является

политическая

сознательность,

которая

показывает,

насколько

овладел

человек

мировоззренческим

политическими

установками,

проявляет

стойкость в их проведении в жизнь.

В нашем обществе стоит задача формирования у современных подростков

политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического

гражданского

сознания

во

всей

его

совокупности:

политической

сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Политическая

культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности,

ответственности

и

организованности,

честности

и

сознательной

дисциплинированности. Главный «механизм» формирования политического

сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом

созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в

свободном политическом диалоге. Гражданское политическое воспитание

представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к

глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их

деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-

функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения

12

общегражданских

и

общечеловеческих

политических

идей

детьми;

содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и

общественных организациях, средств массовой информации, трудовых

коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения,

обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на

образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-

функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие

и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и

обновления общества, вооружить подростков умениями политического

диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского

искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с подростками

проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную

общественно-гражданскую

деятельность.

Именно

в

ней

происходит

формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и

интернационализм,

а

также

высоких

морально-политических

качеств:

порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с

людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности,

ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить

свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с

подростками вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-

политическое

познание

и

деятельность

формируют

способность

политического мышления, умения каждый общественно важный факт,

событие

осмыслить

с

позицией

нового

политического

мышления.

Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической

информации,

давать

ей

оценку,

противостоять

манипулированию

их

сознанием. [5, с. 144].

Цели-функции

гражданского

воспитания

реализуются

в

целостном

педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей

13

детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни

людей

насыщена

политической

информацией,

противоречивыми

установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста,

живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний

и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под

влиянием

взрослых.

Это

требует

от

педагогов

и

родителей

быть

вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической

информации, сознания и осмысления фактов и событий. Школьники

среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и

яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к

политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего

отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой,

стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти

особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного

характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки

проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно

полезной деятельности.

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных

идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в

жизни,

выбрать

профессию

и

реализовать

себя

как

личность

и

индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек

способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических

демократических

ценностей,

отстаиванию

своих

убеждений,

к

самостоятельной оценке политической информации.

1.3Патриотическое и интернациональное воспитание, формы

воспитания патриотизма и гражданственности

14

Стержнем

всего

гражданского

воспитания

являются

патриотизм

и

интернационализм. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь

к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения

народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством

общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в

интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств

единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России,

культуры

межнационального

общения;

нетерпимости

к

проявлениям

национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом

процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры,

верной

правде

жизни.

Ведущее

место

в

процессе

становления

патриотического и интернационального сознания школьников занимает

содержание образования. [1, с. 171].

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и

гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей

учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие

представления о Родине как о стране, где они родились и растут.

Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и

гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно,

что

чем

богаче

представление

школьников

о

патриотизме

и

гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения

(взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет

осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих

качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Основным средством в

решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм

внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно

способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности,

она должна иметь определенную внутреннюю логику.

15

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых

морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими

специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания

учащихся является усвоение ими фактического материала о героической

борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной

вере в силу и могущество Родины. Патриотизм включает в себя осознание

прогрессивной

роли

передовых

деятелей

нашей

страны

в

развитии

общественной мысли и революционном преобразовании общества их горячей

любви к родине.

16

ГЛАВА II.Опытно-экспериментальная работа по формированию

гражданско-патриотического сознания современных подростков,

проживающих в детском доме по средствам внеурочной деятельности

2.1 Диагностика сформированности гражданско-патриотического

сознания современных подростков, проживающих в детском доме

Диагностика

сформированности

уровня

гражданско-патриотического

сознания

современных

подростков

осуществлялась

в

рамках

констатирующего этапа эксперимента. Целью данного этапа являлась оценка

уровня

сформированностигражданско-патриотического

сознания

у

подростков, проживающих в детском доме от 12 до 17 лет.

Исследование проводилось на базеГБУ «Лениногорский детский дом».

В исследовании приняли участие подросткиот 12 до 17 лет в количестве 18

человек.

Таблица 2.1.1

Характеристика выборки исследования

Характеристика

Экспериментальная

группа

мальчики

12

девочки

6

возраст

12-17

всего

18

Список испытуемых дан в приложении А.

Изучение детей экспериментальной группы проводилось в октябре

2020 года и в марте 2021 года.

Для подтверждения гипотезы была

организована опытно-экспериментальная работа, которая включала этап

подбора диагностических методик.

17

Методики, применяемые на этапе констатирующего эксперимента:

1. Методики направленные на выявление полноты и системности знаний об

истории,

культуре

разных

народов

России

(анкетирование,

система

диагностических вопросов и заданий);

2.

Методики

диагностического

комплекса

(обсуждение

вопросов

о

патриотизме,

чувстве

Родины,

национальных

традициях,

героическом

прошлом, мини-сочинения);

3. Методики направленные на определение уровневых характеристик

подростков по параметрам сформированности патриотических качеств

личности (ситуационные задания). (Приложение В)

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы

изучили уровень сформированностигражданско-патриотического сознания у

подростков по выбранным методикам.

Первой проведенной диагностикой была анкета «С чего начинается

Родина?»

(автор:

В.М.

Хлыстова).

(Приложение

Б).

Испытуемым

предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов. Ответы на эти в опросы

показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе

сформированы у подростков.

Оценивание

гражданско-патриотических

качеств

подростков

по

результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о

патриотизме.

Поскольку

полнота

определяется

показателем

объема

фактического знания, на основе проведенного анализа ответов испытуемых

были выделены следующие уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

Результаты диагностики по

анкете «С чего начинается Родина?»

экспериментальной

группы

на

констатирующем

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.1.1

18

33,3%

55,6 %

11,1%

Анкета "С чего начинается Родина?"

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Рис. 2.1.1 Результаты диагностики экспериментальной группы на

констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам диагностики мы можем сделать вывод о

том, что:

- 6 (33,3%) испытуемых показали низкий результат, их баллы были в

пределах 2,5 – 4;

- 10 (55,6%) подростков набрали 5,5 – 7 баллов, что соответствует

среднему уровню сформированности знаний о своей Родине;

- 2 (11,1%) подростка набрали 8 – 9 баллов, что соответствует

высокому результату по данной методике.

Следующей проведенной диагностикой была методика «Неоконченные

предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова) (Приложение В).

Она предполагала выявление объёма патриотических знаний подростков.

Методика состоит из 13 незаконченных предложений, которые испытуемые

должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика

проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Вопросы задавались

устно, а ответы записывались.

За правильный ответ испытуемый получал 1 балл, за неправильный – 0

баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным баллам

19

определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному

компоненту:

11-13 баллов – подросток обладает высоким уровнем знаний об

Отечестве и малой Родине;

7-10 баллов – подросток показал средний уровень знаний об Отечестве

и малой Родине;

5-6 баллов – уровень патриотических знаний подростков ниже

среднего;

0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний подростка.

Результаты диагностики пометодике «Неоконченные предложения»

экспериментальной

группы

на

констатирующем

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.1.2

16,7%

27,8 %

38,8%

16,7%

Методика "Неоконченные предложения"

низкий уровень

средний уровень

ниже среднего

Рис. 2.1.2 Результаты диагностики экспериментальной группы на

констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам данной диагностики, мы видим, что:

- 3 (16,7%) подростка показали низкий уровень сформированности

патриотических знаний, их баллы были в пределах 3 – 4 баллов;

20

- 7 (38,8%) испытуемых набрали по 5 – 6 баллов, что соответствует

уровню ниже среднего;

- 5 (27,8%) подростков показали средний уровень знаний и набрали 7 –

8,5 баллов;

- у 3 (16,7%) испытуемых выявлен высокий уровень патриотической

воспитанности, данные испытуемые набрали 11 – 12,5 баллов.

Третьей

методикой

я

выбрала

методику

диагностики

уровня

сформированности толерантности. (Приложение Г).

За оценку каждого утверждения испытуемый получает определенный

балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2

балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если

«--», то -2 балла.

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При

этом в ответах на вопросы:

3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не

меняется;

1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32,

33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги. Баллы:

от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;

от -45 до 0 - отражают невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 - отражают невысокий уровень толерантности;

от 45 до 90 - отражают высокий уровень толерантности.

Результаты диагностики уровня сформированности толерантности

экспериментальной

группы

на

констатирующем

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.3

21

77,8%

11,1%

Методика "Толерантность"

высокий уровень интолерантности

невысокий уровень интолерантности

невысокий уровень толерантности

Рис. 2.1.3 Результаты диагностики экспериментальной группы на

констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам мы видим, что:

- высокий уровень развития интолерантности в экспериментальной

группе не выявлен;

- 2 (11,1%) подростка набрали – -2 – 0 баллов, что соответствует

показателю невысокого уровня интолерантности;

- 14 (77,8%) испытуемых набрали 7 – 44 балла, что соответствует

невысокому уровню толерантности;

- 2 (11,1%) испытуемых показали высокий уровень толерантности,

набрав 45 – 52 баллов;

Так же мной было проведено тестирование по правовой грамотности

подростков. (Приложение Д).

Цель тестирования: повышение уровня

правовой грамотности и снижения количества правонарушений среди

несовершеннолетних.

22

За правильный ответ испытуемый получал 1 балл, за неправильный – 0

баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным баллам

определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному

компоненту:

17 - 23 баллов – подросток обладает высоким уровнем правовой

грамотности;

10 - 17 баллов – подросток показал средний уровень правовой

грамотности;

0 - 10 баллов – низкий уровень правовой грамотности подростка.

Результаты тестирования

по

правовой

грамотности

подростков

экспериментальной

группы

на

констатирующем

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.4

22,2%

66,7 %

11,1%

Тестирование "Правовая грамотность

подростка"

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Рис. 2.1.4 Результаты диагностики экспериментальной группы на

констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам мы можем сделать вывод о том, что:

-

высокий

уровень

правовой

грамотности

показали

2

(11,1%)

подростка, набрав 17 – 22 балла;

- 12 (66,7%)испытуемых набрали – 11 – 16 баллов, что соответствует

показателю среднего уровня правовой грамотности;

23

- 4 (22,2%) испытуемых набрали 7 – 10баллов, что соответствует

невысокому уровню правовой грамотности.

Последней

проведенной

диагностикой

для

выявления

уровня

формирующихся гражданско-патриотических качеств была методика «Я –

патриот» (автор: Н. Бирюкова). (Приложение Е). С ее помощью я определила

уровень патриотической воспитанности подростков по деятельностному

компоненту.

Методика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа испытуемым

предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не

знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для

чистоты эксперимента опрос испытуемые проходил индивидуально.

Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:

За ответ «Да» начислялось 2 балла;

За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;

За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.

Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы

каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое

можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по

которым определяется уровень патриотической воспитанности подростка по

деятельностному критерию:

- 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье,

дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко

проявляет

стремление

к

патриотической

деятельности;

интересуется

историей «малой родины» и Отечества;

- 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности

проявляются

только

под

контролем

общества;

испытывает

чувства

привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает

желание заботиться о других людях;

- 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях

незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая;

24

историей страны и родного края интересуется только по заданию; чувства

привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет

слабо;

- 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не

показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей

Отечества

и

родного

края

не

интересуется;

чувства

уважительного

отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.

Результаты диагностики для выявления уровня формирующихся

гражданско-патриотических качеств методики «Я – патриот» подростков

экспериментальной

группы

на

констатирующем

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.1.5

50%

38,9%

Методика "Я - патриот"

низкий уровень

уровень ниже среднего

средний уровень

высокий уровень

высокий

Рис. 2.1.5 Результаты диагностики экспериментальной группы на

констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что:

25

- низкого уровня патриотической воспитанности подростков выявлено

не было;

- 2 (11,1%) испытуемых набрали 15 – 20 баллов, что соответствует

уровню ниже среднего. У данных испытуемых присутствует незначительное

желание заботиться о других людях, активность при патриотической

деятельности невысокая, историей страны и родного края интересуется

только по заданию;

- 9 (50%) испытуемых показали средний уровень сформированности

гражданско-патриотических качеств, набрав 25 – 33 балла;

- высокий уровень показали 7 (38,9%) испытуемых, набрав 35 – 38

баллов.

Проанализировав результаты всех диагностики сформированности

гражданско-патриотического сознания можно сделать вывод о том, что в

экспериментальной

группе

преобладает

средний

уровень

гражданско-

патриотической и правовой воспитанности подростков. Но так же нами были

выявлены проблемы:

- не желание подростков заботиться о других людях;

- низкая активность, инертностьпри патриотической деятельности;

- не заинтересованность историей страны и родного края;

-

слабое

проявление

чувства

привязанности

и

уважительного

отношения к семье, дому и школе.

26

2.2 Описание обучающего эксперимента, направленного на

формирование гражданско-патриотического сознания подростков

Теоретический

анализ

проблемы

исследования

показал

необходимостьформированиягражданско-патриотического

сознания

современных

подростков.Так

же

актуальность

данной

работы

подтверждается

результатами

практического

исследования,

которое

показало, что у большинства подростков недостаточно сформированы

общественные, гражданские и патриотические ценности.

Целью

формирующего

этапа

эксперимента

было

формирование

гражданско-патриотического

сознания

современных

подростков,

проживающих в детском домепо средствам внеурочной деятельности.

Экспериментальная работа осуществлялась на протяжении четырех

месяцев,

с

ноября2020

года

по

март

2021

года.

Содержание

экспериментальной работы строилось на основе подбора воспитательных

мероприятий.

Нами было составлено тематическое планирование мероприятий по

гражданско-патриотическому воспитанию подростков. Планирование данной

работы строилось по трем направлениям:

1. Направление «Моя малая Родина» (Приложение Ж)

Цель: осознание подростками причастности к судьбе своего родного края, его

прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

- изучать историю родного края;

- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

- формировать ответственность за развитие и судьбу своего края.

2. Направление «Я – гражданин»(Приложение З)

Цель:формирование гражданской и правовой направленности личности,

активной жизненной позиции подростков.

Задачи:

27

- воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав

другого человека;

- формировать культуру проявления гражданской позиции;

- формировать у подростков систему знаний, уважения и интереса к

государственным символам России.

3. Направление «Я – патриот своей страны»(Приложение И)

Цель:

формирование патриотических чувств и сознания подростков на

основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

Задачи:

- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

- изучение истории и культуры Отечества;

- воспитание чувства гордости за свою страну, ее выдающиеся достижения в

области политики, экономики, науки, культуры и спорта.

При подборе воспитательных мероприятий, основной акцент мы ставили на

том, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности подростков.

Наше тематическое планирование дает возможность объединить различные

виды деятельности подростков: познавательную, трудовую, краеведческую и

поисковую,

направленные

на

усвоение

подростками

патриотических,

гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение

умений и навыков.

Формами и методами воспитательной работы стали: тематические часы,

встречи с представителями правовых структур, посещение музеев, встречи с

ветеранами

войны

и

труда,

интерактивные

игры,

дискуссии

по

патриотическо-правовой тематике, конкурсы, викторины, уроки мужества,

военно-спортивная игра «Зарница», концерты к знаменательным датам, показ

и обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-

исторические темы.

28

2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной

работы

Результаты диагностики по

анкете «С чего начинается Родина?»

экспериментальной

группы

на

контрольном

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.1

77,8 %

22,2%

Анкета "С чего начинается Родина?"

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Рис. 2.3.1 Результаты диагностики экспериментальной группы на

контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам диагностики мы видим, что 6 (33,3%)

подростков улучшили свои результаты и перешли на средний уровень

выполнения задания. В итоге, 14 (77,8%) подростков экспериментального

класса справились с заданием на среднем уровне. Высокий уровень

выполнения задания показали 4 (22,2%) подростка экспериментальной

группы.

Результаты диагностики по методике «Неоконченные предложения»

экспериментальной

группы

на

контрольном

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.2

29

55,6 %

11,1%

33,3%

Методика "Неоконченные предложения"

низкий уровень

средний уровень

ниже среднего

высокий уровень

Рис. 2.3.2 Результаты диагностики экспериментальной группы на

контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам данной диагностики, мы видим, что:

- низкий уровень сформированности патриотических знаний на

контрольном этапе выявлен не был;

- 2 (11,1%) испытуемых набрали 6 баллов и показали уровень ниже

среднего;

- 10 (55,6%) подростков показали средний уровень знаний и набрали 9

– 10 баллов;

- у 6 (33,3%) испытуемых выявлен высокий уровень патриотической

воспитанности, данные испытуемые набрали 11,5 – 13 баллов.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что 2 (11,1%)

подростка с низкого уровня перешли на уровень ниже среднего, а 5 (27,8%)

подростков с уровня ниже среднего перешли на средний и высший

уровеньсформированности патриотических знаний.

30

Результаты диагностики уровня сформированности толерантности

экспериментальной

группы

на

контрольном

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.3

61,1%

38,9%

Методика "Толерантность"

высокий уровень интолерантности

невысокий уровень интолерантности

невысокий уровень толерантности

Рис. 2.3.3 Результаты диагностики экспериментальной группы на

контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам данной диагностики, мы видим, что:

- высокий уровень развития интолерантности в экспериментальной

группе на контрольном этапе по прежнему не выявлен;

- невысокий уровень интолерантности в экспериментальной группе на

контрольном этапе так же не выявлен;

- 11 (61,1%) испытуемых набрали 38 – 45 баллов, что соответствует

невысокому уровню толерантности;

- 7 (38,9%) испытуемых показали высокий уровень толерантности,

набрав 55 – 83 баллов;

31

Результаты тестирования

по

правовой

грамотности

подростков

экспериментальной

группы

на

контрольном

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.4

5,6%

66,7 %

27,7%

Тестирование "Правовая грамотность

подростка"

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Рис. 2.3.4 Результаты диагностики экспериментальной группы на

контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам мы можем сделать вывод о том, что:

-

высокий

уровень

правовой

грамотности

показали

5

(27,7%)

подростка, набрав 20 – 23 балла;

- 12 (66,7%) испытуемых набрали – 14 – 17 баллов, что соответствует

показателю среднего уровня правовой грамотности;

- 1 (5,6%) испытуемых набрали 9 – 10 баллов, что соответствует

невысокому уровню правовой грамотности.

Результаты диагностики для выявления уровня формирующихся

гражданско-патриотических качеств методики «Я – патриот» подростков

экспериментальной

группы

на

контрольном

этапе

опытно-

экспериментальной работы наглядно представлены на рисунке 2.3.5

32

55,5 %

45,5%

Тестирование "Я - патриот"

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Рис. 2.3.5 Результаты диагностики экспериментальной группы на

контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что:

-

низкого

уровня

сформированности

гражданско-патриотических

качеств подростков на контрольном этапе выявлено не было;

- уровень ниже среднего на контрольном этапе среди испытуемых так

же не выявлен;

- 10 (55,5%) испытуемых показали средний уровень сформированности

гражданско-патриотических качеств, набрав 30 – 33 балла;

- высокий уровень показали 8 (44,5%) испытуемых, набрав 38 – 40

баллов.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что число подростков

с низким уровнем сократилось за счет перехода на средний и высший

уровни.

После

педагогического

воздействия

(включения

воспитательных

мероприятий

во

внеурочную

деятельность)

на

воспитанников

экспериментальной группы, проживающих в условиях детского дома,

33

количество подростков, имеющих средний уровень сформированности

гражданско-патриотических качеств увеличилось в среднем на 16,7%.

Сравнив

результаты

констатирующего

и

контрольного

этапов

педагогического исследования, мы можем сделать вывод о том, что

целенаправленное использование воспитательных бесед, тематических часов,

посещение музеев, встреч с ветеранами войны и труда, интерактивных игр,

дискуссий по патриотическо-правовой тематике, конкурсов, викторин,

уроков мужества, концертов к знаменательным датам, показа и обсуждение

документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы

способствовало

повышению

уровня

сформированностигражданско-

патриотического сознания современных подростков.

Таким

образом,

во

второй

главе

была

проведена

опытно-

экспериментальная работа по формированию гражданско-патриотического

сознания

современных

подростков,

подобраны

методики

диагностики

сформированности

уровня

гражданско-патриотического

и

правового

сознания

подростков.

Было

составлено

тематическое

планирование

воспитательных мероприятий.

Повторная диагностика после проведения опытно-экспериментальной

работы подтвердила выдвинутую нами гипотезу, чтоцеленаправленная

работа с комплексным и систематическим применением воспитательных

мероприятий

во

внеурочной

деятельности,

будет

способствовать

формированию патриотизма и гражданственности современных российских

подростков.

34

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся

нравственным

и

политическим

принципом,

социальным

чувством,

содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности

ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его

защитить.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного

процесса

переоценки

ценностей,

возрождение

гражданских,

а

также

патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального

самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в

человеке семьей и школой.

Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в

рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура,

незнание

основных

положений

Конституции

РФ,

подмена

понятий

"Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию

отечественной

личности,

подлинного

патриота

страны.

Эстетического

воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно

быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами

воспитания. В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести

слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на

сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое

кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –

значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и

по мере сил своих споспешествовать этому».

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование гражданско-

патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально

организуемый процесс. Гражданско- патриотические качества – это качества

личности, характеризующие ее способность к активному проявлению

гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение

подростка в специфическую гражданскую деятельность:

35

1. Одним из направлений воспитательной работы является развитие

патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости

которого

становится

умение

определять

различные

эмоциональные

состояния.

2. Разработанные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию

подростков в процессе приобщения их к самостоятельной поисковой и

исследовательской деятельности, создаются эффективные педагогические

условия, развивающие интерес подростков к своей Родине.

3. Этот проект показал, что приобщение подростков к работе по гражданско-

патриотическому

воспитанию

пробуждает

и

воспитывает

у

них

мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и

убеждения, позволяет им правильно - осмыслить свое отношение к

окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.

В проекте рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и

содержание.

Определены

и

охарактеризованы

методы

формирования

гражданско-патриотических качеств личности, используемых авторами в

педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско-

патриотических качеств подростков, проживающих в детском доме

по

средствам внеурочной деятельности.

Вывод:

Используемый комплекс воспитательных мероприятий эффективен для

формирования в подростках качеств гражданина и патриота. Подростки

проявляют интерес к занятиям патриотического направления.Воспитательная

работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагогов и

школы в целом.

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова. – М.:

Айрис-пресс, 2012. – 224 с.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное

образование. – 2015. – № 4. – 25 с.

3. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания /

Ю.Ж. Азаров // Воспитание школьников. –2008.–№6. – 11 с.

4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического

воспитания / К.Ю. Белая // Серия «От сентября до сентября». – М.:

Республика.– 2018. – 184 с.

5. Беззубенкова В. С. Программа по духовно-нравственному воспитанию в

учреждении дополнительного образования детей / В. С. Беззубенкова, Л. Н.

Исакова, Н. В. Дикова // Методист. –2015. –№ 8.– 186 с.

6.

ВыгодскийЛ.С. Нравственное воспитание/ Л.С. Выгодский.– М.:

Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с.

7. Куликова Г.Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию

студентов: исследования, опыт, проблемы / Г. Г. Куликова //Инновации в

образовании. – 2008.– №8. –133 с.

8. Конституция Р.Ф. – М.: Айрис-Пресс, 2020. – 32 с.

9. Соколов Я. В. Мы - против экстремизма: книга для учащихся / Я. В.

Соколов. –М.: Гражданин, 2012. – 48 с.

10. Тонконогов А.В. Патриотизм как идеология современной России /А.

В. Тонконогов// Социально – гуманитар.знания. – 2019. –№5. –38 с.

11.

Об образовании: Закон РФ (с изм.внесен.ФЗ12.12.2012 №185-ФЗ) //

Справочно- правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]

/Компания «Консультант Плюс»

12. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Организация и

планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)

школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю.

Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.

37

Приложение А

Список испытуемых

1. Бабкин Кирилл

2. Бабкина Юлия

3. Габбасов Данил

4. Галимзянова Дарья

5. Галиуллина Регина

6. Гапкаиров Никита

7. Илендеев Никита

8. Крылова Валерия

9. Крылов Данил

10. Носов Дмитрий

11. Павлов Иван

12. Пашуткин Роман

13. Радаев Виталий

14. Самигуллина Екатерина

15. Самигуллин Данил

16. Сергеев Данил

17. Сидоров Илья

18. Соловьева Кристина

38

Приложение Б

Анкета«С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова).

Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов. Ответы на

эти в опросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье

и городе сформированы у подростков.

Оценивание

гражданско-патриотических

качеств

подростков

по

результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о

патриотизме.

Поскольку

полнота

определяется

показателем

объема

фактического знания, на основе проведенного анализа ответов испытуемых

были выделены следующие уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

Анкета «С чего начинается Родина?»

1.

Что такое Родина?

2.

Как называется твоя Родина?

3.

Как ты понимаешь выражение «малая родина»?

4.

Как называется твоя малая родина?

5.

Какие города России ты знаешь?

6.

Какие реки России ты знаешь?

7.

Какая птица изображена на гербе нашей страны?

8.

Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?

9.

Назови самые известные памятники своего города?

10. Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?

39

Приложение В

Методика «Неоконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова,

И.В. Скворцова).

Методика предполагает выявление объёма патриотических знаний

подростков.

За правильный ответ испытуемый получал 1 балл, за неправильный – 0

баллов. Максимальное количество баллов – 13.

11-13 баллов – подросток обладает высоким уровнем знаний об

Отечестве и малой Родине;

7-10 баллов – подросток показал средний уровень знаний об Отечестве и

малой Родине;

5-6 баллов – уровень патриотических знаний подростков ниже среднего;

0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний подростка.

Методика «Неоконченныепредложения»

1.

Патриот – это …

2.

Настоящий патриот обладает качествами …

3.

Гражданин – это …

4.

Гимн – это …

5.

Флаг – это …

6.

9 мая Россия отмечает …

7.

Президент Российской Федерации – …

8.

Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я

хотел бы побывать …

9.

Любить свою Родину значит …

10.Защищать свою Родину значит …

11.Марки отечественных машин …

12.Русские народные сказки …

13.Русские писатели и поэты …

40

Приложение Г

Методика диагностики уровня сформированности толерантности

Опросный лист

Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и

определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить

степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

++ сильное согласие (конечно, да)

+ слабое согласие (скорее да, чем нет)

О ни да, ни нет

- слабое несогласие (скорее нет, чем да)

-- сильное несогласие (конечно, нет)

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать

напротив порядкового номера утверждения анкеты.

1.

Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго

существовать.

2.

Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать

народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3.

Хорошо,

что

меньшинство

может

свободно

критиковать

решения

большинства.

4.

Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых

школах, даже за свои собственные деньги.

5.

Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в

специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы

ограничить их контакты с остальными людьми.

6.

Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7.

Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без

ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы,

связанные с их обычаями и традициями.

8.

Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к

работе.

41

9.

Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над

белыми людьми.

11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но

отклонением от нормы.

12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

13.

Улучшать

районы

проживания

бедноты

-

это

бесполезная

трата

государственных денег.

14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители

любой другой национальности.

15.

Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и

интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я

уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в

умственных способностях.

17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей,

необходимо наказывать.

18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других

народов.

19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже

если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или

занять высокую государственную должность наравне с другими.

20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21.

Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между

представителями различных рас существуют различия в способностях и

талантах.

22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться

- это их личное дело.

23.

Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо

относились.

42

24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25.

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда

противоположных взглядов, - благо для России.

26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а

не по его национальности.

28. Истинной религией может быть только одна религия.

29.

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к

лучшему.

30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.

31.

Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня

раздражение.

32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие

также должны это понять.

33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или

настораживает окружающих.

37.

Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть

объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на

других взгляды и поведение.

39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и

согласия в обществе готов пойти на уступки.

40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и

взаимных уступок.

41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными

людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43

43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически

отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности

Обработка и интерпретация результатов

За оценку каждого утверждения испытуемый получает определенный

балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2

балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если

«--», то -2 балла.

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При

этом в ответах на вопросы:

3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не

меняется;

1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32,

33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги. Баллы:

от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;

от -45 до 0 - отражают невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 - отражают невысокий уровень толерантности;

от 45 до 90 - отражают высокий уровень толерантности.

44

Приложение Д

Методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова).

Методика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа испытуемым

предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не

знаю».

Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:

За ответ «Да» начислялось 2 балла;

За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;

За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.

Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за

ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов,

которое можно получить, равняется 40.

1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье,

дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко

проявляет

стремление

к

патриотической

деятельности;

интересуется

историей «малой родины» и Отечества;

2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности

проявляются

только

под

контролем

общества;

испытывает

чувства

привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает

желание заботиться о других людях;

3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях

незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая;

историей страны и родного края интересуется только по заданию; чувства

привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет

слабо;

4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не

показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей

Отечества

и

родного

края

не

интересуется;

чувства

уважительного

отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.

45

Методика «Я – патриот»

1.

Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?

2.

Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать

больше о своем родном городе и стране?

3.

Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?

4.

Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?

5.

Ходишь ли ты в музеи своего города?

6.

Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой

родины» и своей страны?

7.

Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история

родного города»?

8.

Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?

9.

Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?

10. Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего

города?

11. Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?

12. Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?

13.

Всегда

ли

ты

выбрасываешь

мусор

только

в

урны

или

в

предназначенные для этого места?

14. Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем

городе?

15. Участвуешь ли ты в них?

16. Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране,

чтобы в будущем страна тобой гордилась?

17. Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим

людям?

18. Любишь ли ты свою семью?

19. Заботишься ли ты о своих близких?

20.

Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в

трудную для них минуту?

46

Приложение Е

Тестирование по правовой грамотности подростков

Прочитай внимательно каждый вопрос и обведи кружочком букву ответа

(номера

ответов), наиболее

подходящего

для

тебя

или

ответь

на

поставленный вопрос.

Цель тестирования: повышение уровня правовой грамотности и снижения

количества правонарушений среди несовершеннолетних.

1. «Знаете ли Вы свои права?»

А.Да

Б.Затрудняюсь ответить

2. Как Вы оцениваете свой собственный уровень правовой грамотности?

А.Хороший

Б.Слабый

В.Недостаточный

3. Нарушали ли Вы чьи-либо права?»

А.Да

Б.нет

4. «Куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?»

А.К родителям

Б.В полицию

В.Соцпедагогу

Г.Затрудняюсь ответить

5. С какого возраста наступает административная ответственность у

несовершеннолетних?

А.14 лет

Б.15 лет

В.16 лет

6. Приходилось ли Вам оказываться в ситуациях, когда Вы ощущали

недостаток правовых знаний?

А.Да

47

Б.Иногда

В.Затрудняюсь ответить

7. «Какие обязанности имеет несовершеннолетний?»

А.Учиться

Б.Уважать старших

В.Соблюдать дисциплину

Г.Соблюдать закон

8. «Какие права Вы знаете?»

А.На образование

Б.На жизнь

В.На труд

Г.На свободу

Д.Затрудняюсь ответить

9.

С

какого

возраста

наступает

уголовная

ответственность

несовершеннолетних?

А.14 лет

Б.15 лет

В.16 лет

10. «Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности

и Вашей ответственности?»

А.часто

Б.никогда

В.иногда

11. «Возникало ли желание совершить правонарушение (например-

своровать)?»

А.да

Б.нет

12. С какого возраста наступает гражданско-правовая ответственность?

А.14 лет

Б.15 лет

48

В.16 лет

13. «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы

правонарушение?»

А.возможно

Б.никогда

В.затрудняюсь ответить

14. «Как в семье относятся к алкоголю и табаку?»

А.Безразлично

Б.Отрицательно

15. Как Вы считаете, какова роль законов в нашей жизни?

А.Большая роль

Б.Не знаю

В.Затрудняюсь ответить

49

Приложение Ж

1. Направление «Моя малая Родина»

Цель: осознание подростками причастности к судьбе своего родного края, его

прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

- изучать историю родного края;

- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

- формировать ответственность за развитие и судьбу своего края.

Список воспитательных мероприятий:

1. Воспитательный час «С чего начинается Родина»;

2. Конкурс рисунков «Защитники России», «Долг – Родину защищать»;

3. Презентация «Россия-Родина моя!»;

4. Игра – викторина, посвященная истории Татарстана «Что? Где? Когда?»;

5. Час народной мудрости «Конкурс знатоков пословиц и поговорок»;

6. День воинской славы «Три поля русской славы»;

7. Круглый стол «Экологическое и этно-культурное воспитание молодежи»;

8. Интерактивное путешествие по родным городам «Здесь живет моя семья»;

9. Интеллектуальная игра «Кто хочет стать знатоком истории и природы

родного края?»;

10. Экскурсии в городской краеведческий музей;

11. Круглый стол «Я – житель планеты Земля»;

12. Викторина «Мир вокруг нас»;

13. Конкурс чтецов «А.С. Пушкин о красоте природы»;

14. Викторина «Узнай этоместо»;

50

Приложение З

2. Направление «Я – гражданин»

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности,

активной жизненной позиции подростков.

Задачи:

- воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав

другого человека;

- формировать культуру проявления гражданской позиции;

- формировать у подростков систему знаний, уважения и интереса к

государственным символам России.

Список воспитательных мероприятий:

1. 8 сентября – Единый день голосования;

2.

День гражданской обороны МЧС Спортивная игра

«Гражданская

оборона»;

3.

День Конституции РФ (беседа, просмотр документального фильма,

интеллектуальная игра);

4. Государственные символы РФ (воспитательный час);

5. Информационно-воспитательный час «Великие люди России»;

6. Беседа – диалог «Право на имя и гражданство»;

7. Дискуссия «Человек среди людей»;

8.

Встреча

с

работником

прокуратуры

«Об

ответственности

несовершеннолетних»;

9. Оформление уголка «Правовые знания»;

10. Ролевая игра «Мои права и обязанности»,

11. Беседа «Что такое долгперед людьми»;

12. Практикум «В тебе взрослеет гражданин»;

13. «Свобода и долг», «Я имир».

51

Приложение И

3. Направление «Я – патриот своей страны»

Цель:

формирование патриотических чувств и сознания подростков на

основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

Задачи:

- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

- изучение истории и культуры Отечества;

- воспитание чувства гордости за свою страну, ее выдающиеся достижения в

области политики, экономики, науки, культуры и спорта.

Список воспитательных мероприятий:

1. Воспитательный час «День солидарности в борьбе с терроризмом»;

2. Исторический час «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». День

Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с

французской армией (1812 год);

3. Исторический час «День победы русских полков во главе с великим князем

Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской

битве»;

4. Час памяти (День памяти политических репрессий);

5. Информационный час с просмотром документального фильма и конкурсом

рисунков «День народного единства. День освобождения Москвы силами

народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского от

польских интервентов»;

6. Семейный час: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской

блокады», просмотр кинофильмов Вечер памяти жертв холокоста «Холокост

- путь к миру...»;

7. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами

Отечества;

8. Декада по патриотическому воспитанию, посвященная Дню защитников

Отечества;

52

9. Декада «Помним и скорбим» (чтение книг, стихов, встречи с ветеранами);

10. «Горячие слезы Афганистана» беседа о воинах афганцах;

11.

Вечер – встречи с сотрудниками ПДН, МЧС, участниками боевых

действий;

12. Цикл бесед, просмотр фильмов «Что такое патриотизм?»;

13. Цикл тематических бесед «Пусть всегда будет солнце»;

14. Конкурс сочинений «Не прервется связь поколений;

15. Уроки мужества по памятным датам ВОВ:

- Московская битва

- ПВО Москвы в 1941-1945 гг.

- Сталинградская битва

- Снятие блокады Ленинграда

- Маршалы Победы

- Дети и война

- Взятие Берлина. День победы;

16. Просмотр художественных фильмов о ВОВ: «А зори здесь тихие», «А

завтра была война», «Молодая гвардия», «В окопах Сталинграда», «Горячий

снег»;

17. Урок доброты в рамках международного Дня толерантности;

18. Праздничный концерт, ко Дню пожилого человека, Дню воспитателя и

Дню учителя;

19. «Старые песни о главном» (конкурс песен на военную тематику);

53



В раздел образования