Автор: Солдатенкова Александра Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ №2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитательский час "Семейные традиции"
Раздел: начальное образование
«Семейные традиции»
Солдатенкова Александра Сергеевна
Воспитатель
Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы специальная
коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2
Материалы: текст беседы.
Название: Воспитательский час: «Семейные традиции»
Цель: передать детям знания о роли традиций в становлении крепкой и дружной
семьи, привлечь внимание родителей и детей к теме семейности и традиций.
Прививать уважение и интерес к традициям семьи.
Задачи:
1.
Ознакомление детей с понятиями «семья», «традиция», «обычай».
2.
Изучение ранее существовавших и ныне существующих семейных традиций.
3.
Развитие интереса к своей семье и ее истории.
4.
Формирование положительного отношения к семьям одноклассников.
5.
Формирование представлений об идеале семьи.
Область применения: классные часы, воспитательские часы в начальной школе.
Формы и методы реализации:
Рассказ с элементами беседы, презентация; форма - групповая, индивидуальная,
фронтальная.
Контингент: 1-2 класс.
Результаты: осведомленность учащихся на тему семьи и семейных традиций. Интерес
к истории своей семьи и ее традиций. Творческие работы на заданную тему.
Цель проекта – обратить внимание детей и родителей, на важность семейной
атмосферы и психологического климата в семье. Обсудить с детьми какие традицию
существуют в их семье. Предварительно проведя анкетирование родителей,
посредством общения родителей и ребенка на заданную тему – сформировать у
ребенка некоторые представления о ценностях их конкретной семьи.
Проект необходим, так как в рутине будней люди все меньше проводят время с
семьей, уделяют друг другу внимание. Время, посвящённое не только быту, урокам,
делам – но и другое приятное совместное времяпрепровождение. Уставшие родители
не всегда готовы выслушать ребенка или провести время, где внимание направлено
именно на него – на его личность, чаяния, его тревоги и радости. А это является
важной частью становления детской психики, когда ребенок чувствует, что он есть, он
значим, его слышат. Когда семья объединена какой-то совместной деятельностью – у
ребенка создается ощущение безопасности, общности, части целого и значимого. Если
традиции семьи регулярны, это рождает ощущение стабильности. Что тоже важно для
психики ребенка.
Проект направлен на развитие в детях чувства важности своей семьи. Реализуется в
форме рассказа, с элементами беседы. Используются
●
словесные методы и приемы - индивидуальные вопросы, пояснение, объяснение
●
наглядные – иллюстрации, фото, кроссворд
●
работа со словарем
●
предварительная работа с родителями и анкетами в удобной Гугл-форме
●
Оригинальность презентации в проекте – ее персонаж домовенок Кузя. Он
говорящий, за счет чего, презентация более яркая, занимательная и динамичная.
Вопросы и высказывания Кузя говорит при клике на него курсором. Это удобно
в управлении. Он был выбран, для налаживания диалога с детьми, вовлечения их
в тему беседы. Кузя выглядит ярко, добро и привлекательно, создавая хорошую
почву и настрой для открытого диалога.
В результате проекта дети знакомятся с традициями своей семьи, семейными
ценностями, обычаями. Это, также, влияет на сплочение коллектива, так как
ребята учатся не только говорить, но и слушать друг друга. Это мы наблюдаем
непосредственно при проведении данного классного часа. Также, у нас есть
результаты анкетирования родителей, исходя из которых мы можем развить
поднятую тему и использовать для дальнейших проектов с направленностью на
развитие семейных ценностей, на, например, уже индивидуальных – от каждого
ребенка.
Приложение: презентация, ссылки на анкеты
Текст беседы: (содержание со 2го слайда)
2.
Слайд:
Клик на Кузю: Привет, ребята Меня зовут домовенок Кузя. Я много лет
наблюдаю за жизнью разный людей.
Отгадайте ребус и тогда вы поймете, на какую тему будет наш сегодняшний
разговор.
Дети отгадывают и мы снова кликаем на Кузю:
Правильно, там было зашифровано слово семья. Все мы – часть семьи и дома
под названием планета Земля. Все человечество так же поделено на их
собственные семьи.
Из скольких человек состоит ваша семья?
3.
Слайд:
Клик мышью - проходит анимация из кружков, комментируем что семья –
несколько близких людей.
Послушайте стих:
«Дома»
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Семья бывает разная, у кого-то она многочисленная, кто-то живет только с
мамой – и это тоже семья.
Это слово произошло от слов «семь» и «я» - несколько близких людей,
которые живут вместе.
Семья – это важная часть нас, нашей жизни. Дружная семья - это остров
любви и безопасности.
Клик на Кузю: Знаете ли вы какие-нибудь поговорки о семье? (Дети
отвечают)
Клик, прилетает бабочка: Ой, смотрите какая красивая бабочка пролетела.
На своих крылышках она принесла нам первую поговорку о семье.
Клик: бабочка улетает.
4.
Слайд:
Клик, появляется кузя и картинка с домом.
Еще клик – прилетает бабочка и рассказывает вторую поговорку.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Задаем вопрос: А что значит эта поговорка? (ответы детей)
Вот еще одна на эту тему: Клик, прилетает бабочка. Нажимаем на нее:
За общим семейным столом еда вкуснее.
Продолжаем в том же духе.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семейное согласие всего дороже.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В дружной семье и в холод тепло.
Дружная семья не знает печали.
Родительское слово мимо не молвится.
Вот, сколько новых пословиц о семье мы узнали. Чему они учат? (ответы детей)
Быть дружными, уважать друг друга, стараться не ссориться – а если и
случилось, то мириться.
Клик на Кузю: Ребята, а как вы представляете счастливую семью?
5.
Слайд:
Семья, это пространство, в котором мы должны чувствовать себя безопасно.
Хорошо, когда между членами семьи отношения доверительные – когда можно
рассказать о каких-то переживаниях родителю, а они поймут и поддержат. Или
поделиться радостью и они порадуются вместе с тобой. Если ты заболел, тебя
будут лечить и заботиться. А нужно ли, что-то хорошее делать для своей семьи?
Да, можно помогать чем-то по дому, можно благодарить за любовь и заботу,
говорить теплые слова, обнимать, можно нарисовать и подарить рисунок или
выучить стих. Так мы показываем близким людям, что они нам дороги и что мы
их ценим.
Давайте послушаем песню про родной дом. Слушайте ее внимательно. О чем
поется в песне?
Когда вы вырастите, у вас будет своя семья. Есть вероятность, что она будет
похожа на вашу семью в детстве, если вы не будете стараться что-то изменить.
Когда люди вырастают, их родители стареют и наступает очередь заботиться
детей заботиться о своих взрослых родителях.
В семье, где люди уважают, ценят и любят друг друга интересная жизнь и теплая
атмосфера. Приятно дарить друг другу подарки, устраивать совместные
праздники. Люди собираются за столом, чтобы вместе отметить дни рождения,
именины, юбилеи. В каждом доме свои традиции приема гостей, обычаи
отмечать праздники, проводы ушедших близких. Все это индивидуально, но в
некоторой степени, основано на русских традициях прошлого.
6.
Слайд:
Смотрим в словаре слова: Род, родословная, древо генеалогическое,
династия, реликвия
Россия: современные и исторические традиции
В России существует много семейных традиций.
Одна из них — знание генеалогического древа (дерева) семьи. Из поколения в
поколение передавались знания о предках (то есть, ранее живущих), их жизни,
передавались даже вещи предков, которые со временем становились семейной
реликвией (семейной ценностью).
Знали не только бабушек и дедушек, но и других родственников знали как
минимум «до седьмого колена». Особенно за знанием родословной следили в
знатных дворянских семьях.
В современном мире генеалогическое дерево семьи нечасто известна потомкам
(вам, вашим родителям). Однако фотоальбомы с фотографиями предков
существуют почти в каждой семье.
Кроме того, в последние годы есть такая семейная традиция, как шествия с
портретами воевавших и работавших в тылу во время Великой Отечественной
войны предков в «Бессмертном полку».
Русская семейная традиция, пришедшая из глубины веков — почитание памяти
предков, уход и забота о пожилых родственниках, поминовение усопших .
Очень часто отцы и матери передают детям по наследству украшения, посуду,
предметы, несущие особое значение. Порой молодые девушки выходят замуж в
подвенечных платьях своих матерей. Другая популярная традиция – давать детям
имена в честь кого-то из членов семьи. По роду принято передавать и профессии.
На Руси существовали династии пекарей, кузнецов, священников, сапожников.
Отец с ранних лет приучал к делу своего сына, а после смерти родителя ребенок
наследовал ремесло.
Традиция называть родившегося ребенка в честь кого-то из старших предков
характеризует исконно русские семьи, этот семейный обычай сохранился до сих
пор — зачастую у семьи есть так называемое «семейное имя».
Имя новорожденному ребенку в русской семейной традиции зачастую выбирают
в честь святого, именины которого празднуются в день крещения ребенка.
Эта традиция сейчас соблюдается только среди верующих семей. А ранее
традиция крещения детей соблюдалась неукоснительно.
Однако обычай присвоения новорожденному ребенку отчества существует в
России до сих пор. Таким образом ребенок получает часть родового имени.
Семейные праздники отмечались традиционным русским застольем. И сейчас к
приему гостей в русских семьях готовятся тщательно: убирают в доме, готовят
самые вкусные угощения, украшают дом, встречают гостей «хлебом-солью».
7.
Слайд:
Клик, клик на Кузю, он предлагает сделать разминку.
Клик на кнопку «разминка», ведет на видео-разминку на Ютуб.
8.
Слайд:
Что же такое традиции?
Клик на Кузю: Давайте заглянем в толковый словарь, что там будет
написано?
В словаре Ожегова: ТРАДИЦИЯ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к
другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды,
вкусы, образ действий, обычаи).
«Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные
действия, обряды, ритуалы, обычаи передающиеся из поколения в поколение».
Традиции важны не только для взрослых, но и для детей – это сохраняет нить
поколений, сохраняет связь, тепло между детьми и родителями. Какие традиции
перешли к вашим родителям от бабушек и дедушек, а какие-то они создали сами.
Клик на Кузю: ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся исторически, на
протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате
многократного повторения.
Существуют общие семейные традиции
1.Например, совместное празднование семейных праздников, это объединяет
семью.
2.Совместное проведение общих праздников:
Например, в русской семейной традиции празднование Нового года означает
приготовление одного известного салата. Как он называется? «Оливье»,
правильно. Также дети пишут письмо Деду Морозу. А для других событий, у
народа другие обычаи.
К примеру, в готовят кулич и вместе красят яйца,, в майские праздники
выезжают на природу, на пикники, загород.
3.Есть семейные традиции, которые связаны именно с детьми, например - чтение
книги перед сном или пение колыбельных, совместные прогулки взрослых с
детьми, посещение театров, кино, совместные игры, проведение выходных и
отдыха, развлечения. Все это положительно влияет на психологическое
состояние ребенка
4. Вечерние беседы о прошедшем дне. Эта семейная традиция хорошо влияет на
семейные отношения.
5. Совместное принятие пищи. Эта семейная традиция берет начало из глубины
веков. В этот момент, происходят важные семейные процессы: воспитание детей,
духовное единение супругов, обсуждение семейных планов.
6. Совместное проведение горестных для семьи дней; помощь друг другу при
семейных несчастьях, совместное поминовение усопших. Эта семейная традиция
формирует чувство безопасности и стабильности у членов семьи.
7. Домашние обязанности, к примеру, уборка или приготовление пищи.
Привлекая детей к быту, дети учатся нести ответственность и чувствуют себя
важной частью семьи.
8. Уход и общение с домашними животными, например, выгул собаки или уход
за кошкой.
9. Слайд:
Послушайте вот такую притчу и скажите, как вы ее понимаете.
Притча "У них все виноваты, а у нас все правы"
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно
ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно
живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки.
Завидует.
Говорит мужу:
— Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает.
Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли
вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек
стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате.
Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Ох, что сейчас будет!», — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было
бы у нас большего несчастья. …
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— Просто у них все виноваты, а вот у нас все правы!
Как вы поняли притчу? Почему в одной семье был лад и понимание, а в другой
разлад?
Обсуждаем мнения детей.
10. Слайд:
Клик на Кузю: Есть такая поговорка мой дом – моя крепость. Как вы думаете, что она
значит?
Учитель: Правильно, это значит, что дом, наша семья – это как безопасный замок, в
котором вас защитят и поддержат.
Давайте попробуем изобразить как вы видите ваш дом-крепость. Дети рисуют рисунки
на заданную тему.
11. Слайд:
Клик на Кузю: предлагает отгадать кроссворд. Кликая по экрану или нажимая
стрелку, происходит анимация отгадок в нижеуказанном порядке:
3. Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
7. Рукопожатие, «сесть на дорожку», и другие правила поведения, сложившееся
исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в
результате многократного повторения.
9. Про традицию Это повторяющиеся, понятные окружающим совместные
действия, обряды, ритуалы, обычаи передающиеся из поколения в поколение?
8. Непоседа, озорник,
И на месте не сидит,
Мама в нём души не чает,
Хоть порой его ругает!
5. Самая любимая,
Самая родная,
Для родителей своих,
Очень дорогая!
4. Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он —
старший...
2. Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на…
1.
«Нам гулять идти пора», - Брату говорит…
10. Добрый бородатый Это папин папа.
6. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша
бабушка
11. Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой... Мамочки
12. Слайд:
Клик на Кузю, он хвалит и прощается.
Обсуждение: Что нового ты узнал сегодня на этом занятии?
Задаем ДЗ на поднятую тему. Заранее распечатать на листочках.
Д/З подготовить рассказ и рисунок о своей семье.
• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру
• Где работают родители
• Свой адрес
• Что такое традиции?
• Откуда берется отчество?
• Что означает мое имя?
• Кто самый главный в семье?
• Кем работали бабушка и дедушка?
• Зачем празднуют день рождения?
• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
Спасибо за внимание.