Напоминание

Воспитательский час "Семейные традиции"


Автор: Солдатенкова Александра Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ №2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитательский час "Семейные традиции"
Раздел: начальное образование





Назад




«Семейные традиции»

Солдатенкова Александра Сергеевна

Воспитатель

Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы специальная

коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2

Материалы: текст беседы.

Название: Воспитательский час: «Семейные традиции»

Цель: передать детям знания о роли традиций в становлении крепкой и дружной

семьи, привлечь внимание родителей и детей к теме семейности и традиций.

Прививать уважение и интерес к традициям семьи.

Задачи:

1.

Ознакомление детей с понятиями «семья», «традиция», «обычай».

2.

Изучение ранее существовавших и ныне существующих семейных традиций.

3.

Развитие интереса к своей семье и ее истории.

4.

Формирование положительного отношения к семьям одноклассников.

5.

Формирование представлений об идеале семьи.

Область применения: классные часы, воспитательские часы в начальной школе.

Формы и методы реализации:

Рассказ с элементами беседы, презентация; форма - групповая, индивидуальная,

фронтальная.

Контингент: 1-2 класс.

Результаты: осведомленность учащихся на тему семьи и семейных традиций. Интерес

к истории своей семьи и ее традиций. Творческие работы на заданную тему.

Цель проекта – обратить внимание детей и родителей, на важность семейной

атмосферы и психологического климата в семье. Обсудить с детьми какие традицию

существуют в их семье. Предварительно проведя анкетирование родителей,

посредством общения родителей и ребенка на заданную тему – сформировать у

ребенка некоторые представления о ценностях их конкретной семьи.

Проект необходим, так как в рутине будней люди все меньше проводят время с

семьей, уделяют друг другу внимание. Время, посвящённое не только быту, урокам,

делам – но и другое приятное совместное времяпрепровождение. Уставшие родители

не всегда готовы выслушать ребенка или провести время, где внимание направлено

именно на него – на его личность, чаяния, его тревоги и радости. А это является

важной частью становления детской психики, когда ребенок чувствует, что он есть, он

значим, его слышат. Когда семья объединена какой-то совместной деятельностью – у

ребенка создается ощущение безопасности, общности, части целого и значимого. Если

традиции семьи регулярны, это рождает ощущение стабильности. Что тоже важно для

психики ребенка.

Проект направлен на развитие в детях чувства важности своей семьи. Реализуется в

форме рассказа, с элементами беседы. Используются

словесные методы и приемы - индивидуальные вопросы, пояснение, объяснение

наглядные – иллюстрации, фото, кроссворд

работа со словарем

предварительная работа с родителями и анкетами в удобной Гугл-форме

Оригинальность презентации в проекте – ее персонаж домовенок Кузя. Он

говорящий, за счет чего, презентация более яркая, занимательная и динамичная.

Вопросы и высказывания Кузя говорит при клике на него курсором. Это удобно

в управлении. Он был выбран, для налаживания диалога с детьми, вовлечения их

в тему беседы. Кузя выглядит ярко, добро и привлекательно, создавая хорошую

почву и настрой для открытого диалога.

В результате проекта дети знакомятся с традициями своей семьи, семейными

ценностями, обычаями. Это, также, влияет на сплочение коллектива, так как

ребята учатся не только говорить, но и слушать друг друга. Это мы наблюдаем

непосредственно при проведении данного классного часа. Также, у нас есть

результаты анкетирования родителей, исходя из которых мы можем развить

поднятую тему и использовать для дальнейших проектов с направленностью на

развитие семейных ценностей, на, например, уже индивидуальных – от каждого

ребенка.

Приложение: презентация, ссылки на анкеты

Текст беседы: (содержание со 2го слайда)

2.

Слайд:

Клик на Кузю: Привет, ребята Меня зовут домовенок Кузя. Я много лет

наблюдаю за жизнью разный людей.

Отгадайте ребус и тогда вы поймете, на какую тему будет наш сегодняшний

разговор.

Дети отгадывают и мы снова кликаем на Кузю:

Правильно, там было зашифровано слово семья. Все мы – часть семьи и дома

под названием планета Земля. Все человечество так же поделено на их

собственные семьи.

Из скольких человек состоит ваша семья?

3.

Слайд:

Клик мышью - проходит анимация из кружков, комментируем что семья –

несколько близких людей.

Послушайте стих:

«Дома»

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Семья бывает разная, у кого-то она многочисленная, кто-то живет только с

мамой – и это тоже семья.

Это слово произошло от слов «семь» и «я» - несколько близких людей,

которые живут вместе.

Семья – это важная часть нас, нашей жизни. Дружная семья - это остров

любви и безопасности.

Клик на Кузю: Знаете ли вы какие-нибудь поговорки о семье? (Дети

отвечают)

Клик, прилетает бабочка: Ой, смотрите какая красивая бабочка пролетела.

На своих крылышках она принесла нам первую поговорку о семье.

Клик: бабочка улетает.

4.

Слайд:

Клик, появляется кузя и картинка с домом.

Еще клик – прилетает бабочка и рассказывает вторую поговорку.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Задаем вопрос: А что значит эта поговорка? (ответы детей)

Вот еще одна на эту тему: Клик, прилетает бабочка. Нажимаем на нее:

За общим семейным столом еда вкуснее.

Продолжаем в том же духе.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семейное согласие всего дороже.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В дружной семье и в холод тепло.

Дружная семья не знает печали.

Родительское слово мимо не молвится.

Вот, сколько новых пословиц о семье мы узнали. Чему они учат? (ответы детей)

Быть дружными, уважать друг друга, стараться не ссориться – а если и

случилось, то мириться.

Клик на Кузю: Ребята, а как вы представляете счастливую семью?

5.

Слайд:

Семья, это пространство, в котором мы должны чувствовать себя безопасно.

Хорошо, когда между членами семьи отношения доверительные – когда можно

рассказать о каких-то переживаниях родителю, а они поймут и поддержат. Или

поделиться радостью и они порадуются вместе с тобой. Если ты заболел, тебя

будут лечить и заботиться. А нужно ли, что-то хорошее делать для своей семьи?

Да, можно помогать чем-то по дому, можно благодарить за любовь и заботу,

говорить теплые слова, обнимать, можно нарисовать и подарить рисунок или

выучить стих. Так мы показываем близким людям, что они нам дороги и что мы

их ценим.

Давайте послушаем песню про родной дом. Слушайте ее внимательно. О чем

поется в песне?

Когда вы вырастите, у вас будет своя семья. Есть вероятность, что она будет

похожа на вашу семью в детстве, если вы не будете стараться что-то изменить.

Когда люди вырастают, их родители стареют и наступает очередь заботиться

детей заботиться о своих взрослых родителях.

В семье, где люди уважают, ценят и любят друг друга интересная жизнь и теплая

атмосфера. Приятно дарить друг другу подарки, устраивать совместные

праздники. Люди собираются за столом, чтобы вместе отметить дни рождения,

именины, юбилеи. В каждом доме свои традиции приема гостей, обычаи

отмечать праздники, проводы ушедших близких. Все это индивидуально, но в

некоторой степени, основано на русских традициях прошлого.

6.

Слайд:

Смотрим в словаре слова: Род, родословная, древо генеалогическое,

династия, реликвия

Россия: современные и исторические традиции

В России существует много семейных традиций.

Одна из них — знание генеалогического древа (дерева) семьи. Из поколения в

поколение передавались знания о предках (то есть, ранее живущих), их жизни,

передавались даже вещи предков, которые со временем становились семейной

реликвией (семейной ценностью).

Знали не только бабушек и дедушек, но и других родственников знали как

минимум «до седьмого колена». Особенно за знанием родословной следили в

знатных дворянских семьях.

В современном мире генеалогическое дерево семьи нечасто известна потомкам

(вам, вашим родителям). Однако фотоальбомы с фотографиями предков

существуют почти в каждой семье.

Кроме того, в последние годы есть такая семейная традиция, как шествия с

портретами воевавших и работавших в тылу во время Великой Отечественной

войны предков в «Бессмертном полку».

Русская семейная традиция, пришедшая из глубины веков — почитание памяти

предков, уход и забота о пожилых родственниках, поминовение усопших .

Очень часто отцы и матери передают детям по наследству украшения, посуду,

предметы, несущие особое значение. Порой молодые девушки выходят замуж в

подвенечных платьях своих матерей. Другая популярная традиция – давать детям

имена в честь кого-то из членов семьи. По роду принято передавать и профессии.

На Руси существовали династии пекарей, кузнецов, священников, сапожников.

Отец с ранних лет приучал к делу своего сына, а после смерти родителя ребенок

наследовал ремесло.

Традиция называть родившегося ребенка в честь кого-то из старших предков

характеризует исконно русские семьи, этот семейный обычай сохранился до сих

пор — зачастую у семьи есть так называемое «семейное имя».

Имя новорожденному ребенку в русской семейной традиции зачастую выбирают

в честь святого, именины которого празднуются в день крещения ребенка.

Эта традиция сейчас соблюдается только среди верующих семей. А ранее

традиция крещения детей соблюдалась неукоснительно.

Однако обычай присвоения новорожденному ребенку отчества существует в

России до сих пор. Таким образом ребенок получает часть родового имени.

Семейные праздники отмечались традиционным русским застольем. И сейчас к

приему гостей в русских семьях готовятся тщательно: убирают в доме, готовят

самые вкусные угощения, украшают дом, встречают гостей «хлебом-солью».

7.

Слайд:

Клик, клик на Кузю, он предлагает сделать разминку.

Клик на кнопку «разминка», ведет на видео-разминку на Ютуб.

8.

Слайд:

Что же такое традиции?

Клик на Кузю: Давайте заглянем в толковый словарь, что там будет

написано?

В словаре Ожегова: ТРАДИЦИЯ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к

другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды,

вкусы, образ действий, обычаи).

«Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные

действия, обряды, ритуалы, обычаи передающиеся из поколения в поколение».

Традиции важны не только для взрослых, но и для детей – это сохраняет нить

поколений, сохраняет связь, тепло между детьми и родителями. Какие традиции

перешли к вашим родителям от бабушек и дедушек, а какие-то они создали сами.

Клик на Кузю: ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся исторически, на

протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате

многократного повторения.

Существуют общие семейные традиции

1.Например, совместное празднование семейных праздников, это объединяет

семью.

2.Совместное проведение общих праздников:

Например, в русской семейной традиции празднование Нового года означает

приготовление одного известного салата. Как он называется? «Оливье»,

правильно. Также дети пишут письмо Деду Морозу. А для других событий, у

народа другие обычаи.

К примеру, в готовят кулич и вместе красят яйца,, в майские праздники

выезжают на природу, на пикники, загород.

3.Есть семейные традиции, которые связаны именно с детьми, например - чтение

книги перед сном или пение колыбельных, совместные прогулки взрослых с

детьми, посещение театров, кино, совместные игры, проведение выходных и

отдыха, развлечения. Все это положительно влияет на психологическое

состояние ребенка

4. Вечерние беседы о прошедшем дне. Эта семейная традиция хорошо влияет на

семейные отношения.

5. Совместное принятие пищи. Эта семейная традиция берет начало из глубины

веков. В этот момент, происходят важные семейные процессы: воспитание детей,

духовное единение супругов, обсуждение семейных планов.

6. Совместное проведение горестных для семьи дней; помощь друг другу при

семейных несчастьях, совместное поминовение усопших. Эта семейная традиция

формирует чувство безопасности и стабильности у членов семьи.

7. Домашние обязанности, к примеру, уборка или приготовление пищи.

Привлекая детей к быту, дети учатся нести ответственность и чувствуют себя

важной частью семьи.

8. Уход и общение с домашними животными, например, выгул собаки или уход

за кошкой.

9. Слайд:

Послушайте вот такую притчу и скажите, как вы ее понимаете.

Притча "У них все виноваты, а у нас все правы"

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно

ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно

живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки.

Завидует.

Говорит мужу:

— Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает.

Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли

вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек

стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате.

Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Ох, что сейчас будет!», — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

— Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было

бы у нас большего несчастья. …

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?

— Да!

— Ну и как там у них?

— Просто у них все виноваты, а вот у нас все правы!

Как вы поняли притчу? Почему в одной семье был лад и понимание, а в другой

разлад?

Обсуждаем мнения детей.

10. Слайд:

Клик на Кузю: Есть такая поговорка мой дом – моя крепость. Как вы думаете, что она

значит?

Учитель: Правильно, это значит, что дом, наша семья – это как безопасный замок, в

котором вас защитят и поддержат.

Давайте попробуем изобразить как вы видите ваш дом-крепость. Дети рисуют рисунки

на заданную тему.

11. Слайд:

Клик на Кузю: предлагает отгадать кроссворд. Кликая по экрану или нажимая

стрелку, происходит анимация отгадок в нижеуказанном порядке:

3. Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?

7. Рукопожатие, «сесть на дорожку», и другие правила поведения, сложившееся

исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в

результате многократного повторения.

9. Про традицию Это повторяющиеся, понятные окружающим совместные

действия, обряды, ритуалы, обычаи передающиеся из поколения в поколение?

8. Непоседа, озорник,

И на месте не сидит,

Мама в нём души не чает,

Хоть порой его ругает!

5. Самая любимая,

Самая родная,

Для родителей своих,

Очень дорогая!

4. Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он —

старший...

2. Я надел большую шляпу,

Чтоб похожим стать на…

1.

«Нам гулять идти пора», - Брату говорит…

10. Добрый бородатый Это папин папа.

6. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша

бабушка

11. Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... Мамочки

12. Слайд:

Клик на Кузю, он хвалит и прощается.

Обсуждение: Что нового ты узнал сегодня на этом занятии?

Задаем ДЗ на поднятую тему. Заранее распечатать на листочках.

Д/З подготовить рассказ и рисунок о своей семье.

• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру

• Где работают родители

• Свой адрес

• Что такое традиции?

• Откуда берется отчество?

• Что означает мое имя?

• Кто самый главный в семье?

• Кем работали бабушка и дедушка?

• Зачем празднуют день рождения?

• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?

Спасибо за внимание.



В раздел образования