Автор: Чупринова Светлана Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградская область
Наименование материала: Сочинение – описание по авторскому рисунку Евгения Ивановича Чарушина
Тема: Очень жалко лысушонка
Раздел: начальное образование
Сочинение – описание по авторскому рисунку
Евгения Ивановича Чарушина «Очень жалко лысушонка».
Образовательные цели:
1) формирование умения строить текст-описание животного;
2) развитие умения употреблять слова, обозначающие признаки
предметов;
3) формирование умения передавать своё отношение в описании;
Развивающие цели:
1) развитие внимания;
2) развитие воображения;
3) развитие речи;
Воспитательные цели:
1) воспитывать у детей любовь к животным, бережно к ним
относиться;
2) учить быть наблюдательными к животным;
Оборудование:
1) выставка книг Е.И.Чарушина;
2) рисунки с изображением детёнышей животных из рассказов
Чарушина;
3) на парте у каждого рисунок с изображением лысушонка с
опорными словами;
4) выставка рисунков животных по прочитанным рассказам;
5) компьютер, проектор;
Ход урока.
Подготовка к написанию сочинения.
I. Вступительная беседа.
Учитель: Сегодня тема нашего урока « Описание животного по авторскому рисунку».
(Слайд №1)
Ребята, мы много читали рассказов Е.И.Чарушина. Вот портрет замечательного
писателя-художника. (Слайд №2) Таких пушистых, милых и немного смешных зверят
умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими».
Также вы видите перед собой выставку знакомых вами книг Чарушина.
О ком писал Е.Чарушин?
Дети: Е.И.Чарушин писал про животных, их детёнышей.
Учитель: При описании животных, на что он обращал внимание?
Дети: Писатель обращал внимание на внешний вид, настроение, повадки, характер
животного. (Слайд №3)
Учитель: Чарушин не только писал рассказы, но ещё он очень любил рисовать
детёнышей животных. Сам писатель называл их «мохнатыми ребятами».
Вот они «мохнатые ребята» Е.И.Чарушина. (Слайд №4.)
Почему художник назвал их «ребятами»?
Дети: Это маленькие, забавные детёныши.
Учитель: Из каких рассказов эти животные? Вспомните. (Слайд №4-5)
II. Беседа об истории создания рисунка к рассказу «Птичье озеро».
Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня мы будем составлять сочинение-описание по рисунку Чарушина
«Птичье озеро».
У вас на парте рисунок, рассмотрите его. (Слайд №6)
Чем этот рисунок отличается от тех, которые представлены на выставке?
Дети: Этот рисунок чёрно-белого цвета, не раскрашен красками, есть надписи.
Учитель: Как появился этот рисунок и зачем автор сделал эти надписи, вы сейчас
узнаете.
1ученик. Однажды Е.И.Чарушин наблюдал в зоопарке за птицами и вдруг заметил
птенца в воде. Вот как писатель сам об этом рассказывает: «Смотрю я, а по воде, будто
маленький чёрный шарик в разные стороны перекатывается. Задержится на одном
месте и опять по наклону покатится. От гуся – к утке, от утки – к лысухе – ко всем
пристаёт. Все его клюнуть стараются, толкают бедного малыша.
2 ученик. Потом Е.И.Чарушин увидел, как служитель зоопарка поймал птенца. «Кто
же это?» - поинтересовался писатель. «А лысушонок это. Первого птенца у нас лысуха
вывела. (Слайд №7).Лысуха сплошь чёрная, а на голове у неё белое пятно. Поэтому и
создаётся впечатление, что она лысая. Отсюда и название птицы. Вот сидит, другие
яйца досиживает. А этот беспризорником пока болтается».
Очень захотелось Е.И.Чарушину нарисовать лысушонка, да красок не оказалось…
Учитель: Художник нарисовал карандашом, а мы дорисуем словами.
Чему будем учиться на уроке?
Дети: Составлять текст-описание птенца. (Слайд №8)
III. Рассматривание рисунка. Обсуждение содержания и структуры
описания.
Учитель: Текст-описание стоится по определённому плану. Давайте повторим.
Рассмотрите внимательно рисунок.
С чего нужно начать описание?
Дети: С предмета описания. (Слайд №8)
Учитель: Что описываем потом?
Дети: Признаки предмета. (Слайд №8)
Учитель: Чем закончим описание?
Дети: Отношением к предмету описания. (Слайд №8)
Мы будем описывать признаки лысушонка.
Давайте подберём самые красивые, точные, эмоциональные слова для описания
внутреннего состояния птенчика.
Сначала, на что похож лысушонок?
Дети: На маленький шарик, комочек. (Слайд №9)
Учитель: Изобразите в виде комочка лысушонка красками.
Какие цвета использовали?
Дети: Серый, коричневый.
Учитель: Почему?
Дети: Лысушонок боится. (Слайд №10)
Учитель: Состояние испуга Чарушин показывает через описание головки, крыльев,
перьев, глаз, ног. (Слайд №11).
Подберите эпитеты к этим словам.
Какая головка? Что вы увидели? Записать.
Какие крылышки?
Какие пёрышки?
Физминутка
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Этот птенчик – лысушонок!
Лысушонок в лужу сел
Испуганно на всех смотрел
Жалко очень лысушонка.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Учитель: В произведениях много и часто встречается описание глаз. Найдите и
подчеркните только те слова, которые подходят для глаз нашего лысушонка. Будьте
осторожны в выборе слов.
Как вы опишите глаза. Какие они?
Дети: Глазки маленькие, чёрненькие, лупоглазые, широко расставлены.
Учитель: Какие надписи сделал художник? Прочитайте. (Слайд №12).
Какие надписи доказывают, что лысушонок беззащитный младенец? Как ему без мамы
одиноко, он ведь такой ещё маленький.
Дети: Просвечивает розовая кожа).
Учитель: На что ещё обратим внимание на этом рисунке?
Дети: На внешнее описание лысушонка.
Учитель: Но мы должны помнить, нам нужно подготовить грамотное сочинение-
описание внутреннего состояния лысушонка.
IV.Обсуждение структуры текста сочинения.
Учитель: Давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение? (Слайд №13).
Какую часть мы сейчас подробно обсуждали?
Дети: Основную.
Учитель: Какие ещё части должны быть в тексте?
Дети: Вступление, заключение.
Учитель: Как можно начать вступление, если в нём говорится о предмете описания ?
Дети: О том, что лысуха в зоопарке вывела лысушонка.
Учитель: Выразите дальше основную мысль сочинения.
Какое чувство вызвал этот рисунок?
Дети: Жалко лысушонка, хочется его согреть.
Учитель: О чём скажем в основной части?
Как закончим своё сочинение?
Озаглавьте свой текст. Запишите заголовок, отразив в нём основную мысль этого
сочинения. (Слайд №14).
V. Составление текста-описания по авторскому рисунку Е.Чарушина
«Очень жалко лысушонка».
Учитель: Посмотрите ещё раз на рисунок. Закройте глаза, представьте себе
лысушонка.
Составьте текст-описание, используя свои записи, вспоминая, о чём говорили.
Кто хочет рассказать свой текст?
Удалось ли автору сочинения описать состояние лысушонка, выразить своё
отношение?
Понравилась ли вам работа?
Чему учились, работая над этим сочинением?
На следующем уроке будем работать над речью, орфографией, учиться писать
сочинение-описание.
.
СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИЦЫ
.
В зоопарке лысуха родила лысушонка. Он похож на маленький чёрный комочек.
Макушка у птички красная с чёрным пухом. Клюв розовый с белым кончиком. У
лысушонка глазки, как чёрненькие пуговки. Розовая кожица видна, когда приподняты
крылышки. Ноги птенца чёрные и длинные.
Он хотел найти маму. Но она была занята. Взлететь хочет, да никак! Очень жалко
лысушонка.