Автор: Полякова Ирина Максимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей
Раздел: дополнительное образование
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство
социальной адаптации и реализации индивидуальных
возможностей.
Для детей театр – это увлекательная игра, где они могут более свободно
проявить свои способности, чувства, эмоции, передавая своё отношение к
персонажам спектакля и которая даёт реальную возможность адаптироваться
в
социальной
среде.
Театрализованная
деятельность
–
это
самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,
глубоко лежит в его природе и находит свое проявление стихийно, потому
что связана с игрой. В процессе изучения литературы и практической работы
по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения
и воспитания детей с ОВЗ, а также, опираясь на знания о тенденциях
развития детей разного возраста, я пришла к определенным выводам в том,
что театрализованная деятельность является эффективным средством для
адаптации детей с ОВЗ, а также развития у них коммуникативных навыков.
У этих детей с ОВЗ наблюдается:
Трудности социальной адаптации.
Более позднее развитие восприятия, внимания, памяти и мышления.
Нарушение взаимосвязи движений со словом.
Эмоциональная незрелость.
Задержка речевого развития.
Задачи моей работы:
•
Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с
ограниченными возможностями здоровья.
•
Развитие эмоциональной сферы детей. Играя разные роли, где
эмоциональные
характеристики
каждого
героя
позволяют
детям
испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.),
мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задачи
очень
удачно
выполняются
на
занятиях
театрализованной
деятельностью,
и
умения,
полученные
на
них,
впоследствии,
используются на музыкальных праздниках и спектаклях.
•
Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно
сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои
возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая
посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных
играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность,
робость и страх.
У детей воспитывается эмоционально - положительное отношение к театру,
формируется
устойчивый
интерес
к
театрализованной
деятельности.
Обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь
ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический
строй, развивается эмоциональная выразительность речи. Стоит отметить,
что в процессе творческой деятельности формируется навык общения. Через
театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка,
значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в
обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт
со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Работа проходит в несколько этапов:
•
Подбор литературного материала.
•
Знакомство детей с выбранным произведением.
•
Разработка творческих и игровых заданий для детей.
•
Разучивание с детьми текста.
•
Показ театрализованного представления.
Результатом работы является:
•
Развитие речевой и познавательной деятельности.
•
Совершенствование артистических навыков детей: выразительность
жестов, мимики, речи и раскрепощение ребёнка.
•
Появляются умения у детей договариваться и принимать правильное
решение.
•
Дети начинают вместе переживать, и появляется желание помочь.
Реализация творческих возможностей каждого ребенка проявляется в любой
театрализованной
постановке,
независимо
от
выраженности
диагноза
(двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый
ребенок исполняет доступную для него роль. Играя роль какого-нибудь
героя, дети переживают и радуются, пытаются с помощью мимики и жестов
передать
своего
героя,
договаривают
слова
в
конце
строчки
в
стихотворениях. В процессе инсценировки сказок движения детей становятся
более
уверенными, речь
более
понятной,
расширяются
знания
и
представления об окружающем мире, появляется желание общаться и
взаимодействовать друг с другом.
Участие в театрализованной деятельности прививает детям устойчивый
интерес к литературе и театру, формирует у них артистические навыки,
побуждает к созданию новых образов. Кроме того, помогает нам, взрослым,
установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для
педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и
педагогического воздействия на него.
Педагог дополнительного образования
ГБУ ЦССВ «Маяк» (г.Москва)
И.М.Полякова