Напоминание

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей


Автор: Полякова Ирина Максимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство

социальной адаптации и реализации индивидуальных

возможностей.

Для детей театр – это увлекательная игра, где они могут более свободно

проявить свои способности, чувства, эмоции, передавая своё отношение к

персонажам спектакля и которая даёт реальную возможность адаптироваться

в

социальной

среде.

Театрализованная

деятельность

это

самый

распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,

глубоко лежит в его природе и находит свое проявление стихийно, потому

что связана с игрой. В процессе изучения литературы и практической работы

по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения

и воспитания детей с ОВЗ, а также, опираясь на знания о тенденциях

развития детей разного возраста, я пришла к определенным выводам в том,

что театрализованная деятельность является эффективным средством для

адаптации детей с ОВЗ, а также развития у них коммуникативных навыков.

У этих детей с ОВЗ наблюдается:

Трудности социальной адаптации.

Более позднее развитие восприятия, внимания, памяти и мышления.

Нарушение взаимосвязи движений со словом.

Эмоциональная незрелость.

Задержка речевого развития.

Задачи моей работы:

Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Развитие эмоциональной сферы детей. Играя разные роли, где

эмоциональные

характеристики

каждого

героя

позволяют

детям

испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.),

мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задачи

очень

удачно

выполняются

на

занятиях

театрализованной

деятельностью,

и

умения,

полученные

на

них,

впоследствии,

используются на музыкальных праздниках и спектаклях.

Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно

сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои

возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая

посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных

играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность,

робость и страх.

У детей воспитывается эмоционально - положительное отношение к театру,

формируется

устойчивый

интерес

к

театрализованной

деятельности.

Обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь

ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический

строй, развивается эмоциональная выразительность речи. Стоит отметить,

что в процессе творческой деятельности формируется навык общения. Через

театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка,

значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в

обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт

со здоровыми сверстниками и взрослыми.

Работа проходит в несколько этапов:

Подбор литературного материала.

Знакомство детей с выбранным произведением.

Разработка творческих и игровых заданий для детей.

Разучивание с детьми текста.

Показ театрализованного представления.

Результатом работы является:

Развитие речевой и познавательной деятельности.

Совершенствование артистических навыков детей: выразительность

жестов, мимики, речи и раскрепощение ребёнка.

Появляются умения у детей договариваться и принимать правильное

решение.

Дети начинают вместе переживать, и появляется желание помочь.

Реализация творческих возможностей каждого ребенка проявляется в любой

театрализованной

постановке,

независимо

от

выраженности

диагноза

(двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый

ребенок исполняет доступную для него роль. Играя роль какого-нибудь

героя, дети переживают и радуются, пытаются с помощью мимики и жестов

передать

своего

героя,

договаривают

слова

в

конце

строчки

в

стихотворениях. В процессе инсценировки сказок движения детей становятся

более

уверенными, речь

более

понятной,

расширяются

знания

и

представления об окружающем мире, появляется желание общаться и

взаимодействовать друг с другом.

Участие в театрализованной деятельности прививает детям устойчивый

интерес к литературе и театру, формирует у них артистические навыки,

побуждает к созданию новых образов. Кроме того, помогает нам, взрослым,

установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для

педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и

педагогического воздействия на него.

Педагог дополнительного образования

ГБУ ЦССВ «Маяк» (г.Москва)

И.М.Полякова



В раздел образования