Напоминание

"Что умеет человек ". Окружающий мир, 2класс.


Автор: Курчёва Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Алексейковская СОШ
Населённый пункт: с. Сорогожское, Лесной район
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Что умеет человек ". Окружающий мир, 2класс.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира. 2 класс.

Тема: «Что умеет человек?»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с различными профессиями.

Задачи: Продолжить формирование понятия, заложенного в стандарте начального образования -

«Человек – член общества»;

развивать личность обучающегося на основе формирования умения учиться, развивать внимание,

логическое мышление, память, речь.

воспитывать толерантное отношение друг к другу при постановке и решении учебной проблемы,

воспитывать трудолюбие и ответственность.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: научиться определять профессии, исследуя инструменты, применяемые человеком в

трудовой деятельности.

Познавательные: узнавать профессии, проводить простейшую классификацию на основе их

существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознать необходимость труда человека, стремиться к выбору профессии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с

заданиями.

Ход урока:

1.

Организационный момент. Самоопределение к деятельности. (Слайд 1)

Сегодня, ранним утром, солнце заглянуло к нам в класс. Каждому из вас оно оставило тёплый лучик,

чтобы растопить неуверенность, разбудить желание работать, помогать друг другу, узнавать новое

Я желаю вам хорошего настроения и успехов.

2.

Проверка домашнего задания. (Работа в парах)

Давайте вспомним тему прошлого урока. Что общего у всех людей, чем люди отличаются

друг от друга?

- Задание 49, 50 стр. 35 (тетрадь)

- Сравни рисунок своего отпечатка большого пальца с рисунком отпечатка соседа по парте. (№49)

- У вас с соседом одинаковые или разные подписи к одному и тому же рисунку? (№50)

Какой сделаем вывод?

3.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

Рассмотрите картинку. Это объекты живой природы. Это всё создала природа.(Слайд 2.)

А это изделия человека. Все эти предметы созданы для того, чтобы человеку было комфортнее

жить в мире, для влияния на условия жизни.(слайд 3)

- Как можно назвать одним словом: неживая природа, живая природа, изделия человека?

(Окружающий мир).

- К какой части окружающего мира относится человек? (К живой природе) Почему? (Человек,

как часть живой природы, дышит, питается, развивается, приносит потомство, умирает).

- А знаете ли вы, чем человек отличается от других живых организмов. Человек – существо

разумное..(слайд 4)

Что умеет человек? (Слайд 5.)

- Откройте учебник на стр. 49, прочитайте тему.

- Что вы хотите узнать, исходя из темы нашего урока?

На этом уроке м ы с вами поговорим о том, что умеет человек, откуда он берёт свои знания и какими

профессиями может овладеть?

4.

Поиск решения. Совместное открытие.

-Какие условия необходимы для роста и развития человека? ( воздух, вода, пища, тепло, свет.)

1

Все это есть на нашей планете Земля.

Со сменой времени суток и сезонов многое меняется в неживой природе. А жизнь живой природы

тесно связана с такими изменениями.

-Рассмотрите рисунок на стр. 49.

- Кто в засуху сможет обеспечить себя водой и не будет страдать от жажды? (Человек)

Давайте посмотрим, правильный ли сделали вывод. Прочитайте материал учебника на стр. 50

Человек не будет страдать в засуху от жажды. Дождь, реки, озёра поят растения и животных. Если

воды нет, всё вокруг гибнет. Человек же роет колодцы, строит водохранилища, создаёт водопровод,

таким образом делая всё, чтобы у него вода всегда была в достатке.(Слайды 6-12)

А теперь давайте рассмотрим следующую ситуацию.

Паук плетет паутину, бобер строит хатку. Могут ли они создавать что-то другое.(Нет)

-А человек?

Он плетет кружева и рыбацкие сети, строит маленькие дома и огромные небоскребы. Он учится у

природы. Человек продумывает, как обеспечить необходимые условия в любом месте планеты, в

любой сезон, в любое время суток. Потому что человек – РАЗУМНОЕ существо.

Слайд 13-15.

- Рассмотрите предметы и разделите их на 2 группы. (слайд 16)

-Какие предметы вы выбрали в первую группу и почему?

- Какие предметы вы отнесли во вторую группу и почему?

- А какие еще предметы создал человек?

Человек не только изготовляет полезные изделия и сооружения, но и заботится о других людях, жи-

вотных и растениях. Человек поет, танцует, рисует прекрасные картины.

Рассмотрите картинки. Это ветеринар. Он заботится о животных, лечит их. Такой человек должен

очень их любить. А это детский доктор, педиатр. Это человек, который следит за здоровьем деток,

помогает им, если они заболевают. Это повар. Такой человек любит готовить и прекрасно знает своё

дело. Это маляр. Мастер ,который поможет сделать квартиру красивее. А это музыкант. Человек,

который радует наш слух и поднимает нам настроение.

(слайды 17-21)

Казалось бы эти люди ничего не создают, что мы могли бы подержать в руках, но мы не можем

обойтись без труда этих людей. Всё это делают люди разных профессий. Люди очень многое

освоили и изобрели. Например, с помощью компьютера они получают образование ,проектируют

дома, производят сложные вычисления. Тяжёлую работу выполняют роботы, хотя мастера своего

дела ценятся до сих пор. Например, говорят: великолепный учитель, врач, художник, или.. золотые

руки столяра, плотника. Давайте выясним, что же такое профессия?

(Работа со словарем)

-Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

-Труд формирует самого человека. У каждого человека есть какая-то профессия. Все профессии

важны и нужны. Но в любой работе требуется умение читать, считать, писать. Научиться этому тебе

помогут учителя, родители, книги. Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, нужно усердно

учиться в школе и дома. Кроме того, важно читать книги, они хорошо развивают и расширяют

кругозор. А ещё очень важно быть здоровым. Мы сейчас сделаем разминку для глаз.

Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем

взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», « мама», «дом»,

«трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик

2

носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят. Поморгать нам всем

велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы. К ним ладошки

приложили. ( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют

глазами тело от рук.) Раз, два. Три, четыре, пять Можно глазки открывать!

5. Закрепление знаний.

- Игра «Кто куда спешит на работу» (Слайд 22)

Знаете ли вы, где работают ваши родители? Давайте послушаем друг друга.

- А сейчас для вас следующее задание: найдите лишнюю профессию.

(На слайде 23 повар, строитель, портниха, комбайнёр, учитель)

-Почему вы так решили?

-Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным

в этой профессии. В первых четырех профессиях основным является физический труд, а в

профессии учителя основной труд – умственный.

Работа в группах

На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую

группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического

труда. (2 группы)

Две другие группы выберут предметы, которые принадлежат человеку разных профессий.(врач,

строитель) (Слайды 24-25 – проверка)

6.Физминутка музыкальная . (Слайды 26-31)

7.Загадки о профессиях (Слайды 32-36)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать?

(Учитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

(Врач)

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - …

(Ветеринар)

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

(Крановщик)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам!

(Маляр)

3

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

8. Часто бывает так, что для того, чтобы изготовить одно изделие, требуются люди разных профес-

сий. Вот, например, книга. Чтобы ее изготовить, нужны разные мастера. Книги рассказывают нам о

мире. На их страницах передается опыт из поколения в поколение о том, как беречь себя и свою пла-

нету.

В составлении одного учебника участвуют авторы, которые пишут тексты и задания. Но есть также

редактор, который отвечает за расположение материала на страницах. Еще есть художественный ре-

дактор, он проверяет, чтобы иллюстрации не содержали ошибок. Например, правильно ли изобрази-

ли ужа, сколько лап у лягушки, правильно ли одеты дети. Есть художники, которые эти самые иллю-

страции рисуют. Также есть корректор, который следит за тем, чтобы в учебнике не было ошибок и

опечаток. Компьютерный верстальщик - это человек, который набирает тексты, размещает фотогра-

фии, чтобы в учебнике не было логических ошибок. И это далеко не все профессии, которые нужны

для создания учебника.(слайды 37-41)

9. Авторы учебника приготовили нам задания в тетради на печатной основе. Работа в парах,

тетрадь, стр.36,№51

10.Подведение итога урока. Рефлексия деятельности. (Слайд 42)

- Давайте вспомним, какой вопрос мы задавали себе в начале урока.

-Удалось ли нам найти на него ответ?

- А как вы оцените свою работу на уроке.

11.Домашнее задание.(Слайд 43)

-Ребята, а вы уже решили. Кем хотите стать, когда вырастите?

Я предлагаю вам дома подумать над этим вопросом, нарисовать рисунок и составить рассказ о своей

будущей профессии.

№ 51, 52 ,стр. 36 (т), стр. 49-51 (у)

Приложение

йод

бинт

вата

4

шприц

термометр

фонендоскоп

пила

дрель

стамеска

гвозди

молоток

топор

актер

врач

учитель

5

писатель

бухгалтер

экскурсовод

библиотекарь

токарь

фермер

портной

водитель

сапожник

строитель

спасатель

6



В раздел образования