Автор: Курчёва Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Алексейковская СОШ
Населённый пункт: с. Сорогожское, Лесной район
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Что умеет человек ". Окружающий мир, 2класс.
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира. 2 класс.
Тема: «Что умеет человек?»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с различными профессиями.
Задачи: Продолжить формирование понятия, заложенного в стандарте начального образования -
«Человек – член общества»;
развивать личность обучающегося на основе формирования умения учиться, развивать внимание,
логическое мышление, память, речь.
воспитывать толерантное отношение друг к другу при постановке и решении учебной проблемы,
воспитывать трудолюбие и ответственность.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: научиться определять профессии, исследуя инструменты, применяемые человеком в
трудовой деятельности.
Познавательные: узнавать профессии, проводить простейшую классификацию на основе их
существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознать необходимость труда человека, стремиться к выбору профессии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с
заданиями.
Ход урока:
1.
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. (Слайд 1)
Сегодня, ранним утром, солнце заглянуло к нам в класс. Каждому из вас оно оставило тёплый лучик,
чтобы растопить неуверенность, разбудить желание работать, помогать друг другу, узнавать новое
Я желаю вам хорошего настроения и успехов.
2.
Проверка домашнего задания. (Работа в парах)
Давайте вспомним тему прошлого урока. Что общего у всех людей, чем люди отличаются
друг от друга?
- Задание 49, 50 стр. 35 (тетрадь)
- Сравни рисунок своего отпечатка большого пальца с рисунком отпечатка соседа по парте. (№49)
- У вас с соседом одинаковые или разные подписи к одному и тому же рисунку? (№50)
Какой сделаем вывод?
3.
Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
Рассмотрите картинку. Это объекты живой природы. Это всё создала природа.(Слайд 2.)
А это изделия человека. Все эти предметы созданы для того, чтобы человеку было комфортнее
жить в мире, для влияния на условия жизни.(слайд 3)
- Как можно назвать одним словом: неживая природа, живая природа, изделия человека?
(Окружающий мир).
- К какой части окружающего мира относится человек? (К живой природе) Почему? (Человек,
как часть живой природы, дышит, питается, развивается, приносит потомство, умирает).
- А знаете ли вы, чем человек отличается от других живых организмов. Человек – существо
разумное..(слайд 4)
Что умеет человек? (Слайд 5.)
- Откройте учебник на стр. 49, прочитайте тему.
- Что вы хотите узнать, исходя из темы нашего урока?
На этом уроке м ы с вами поговорим о том, что умеет человек, откуда он берёт свои знания и какими
профессиями может овладеть?
4.
Поиск решения. Совместное открытие.
-Какие условия необходимы для роста и развития человека? ( воздух, вода, пища, тепло, свет.)
1
Все это есть на нашей планете Земля.
Со сменой времени суток и сезонов многое меняется в неживой природе. А жизнь живой природы
тесно связана с такими изменениями.
-Рассмотрите рисунок на стр. 49.
- Кто в засуху сможет обеспечить себя водой и не будет страдать от жажды? (Человек)
Давайте посмотрим, правильный ли сделали вывод. Прочитайте материал учебника на стр. 50
Человек не будет страдать в засуху от жажды. Дождь, реки, озёра поят растения и животных. Если
воды нет, всё вокруг гибнет. Человек же роет колодцы, строит водохранилища, создаёт водопровод,
таким образом делая всё, чтобы у него вода всегда была в достатке.(Слайды 6-12)
А теперь давайте рассмотрим следующую ситуацию.
Паук плетет паутину, бобер строит хатку. Могут ли они создавать что-то другое.(Нет)
-А человек?
Он плетет кружева и рыбацкие сети, строит маленькие дома и огромные небоскребы. Он учится у
природы. Человек продумывает, как обеспечить необходимые условия в любом месте планеты, в
любой сезон, в любое время суток. Потому что человек – РАЗУМНОЕ существо.
Слайд 13-15.
- Рассмотрите предметы и разделите их на 2 группы. (слайд 16)
-Какие предметы вы выбрали в первую группу и почему?
- Какие предметы вы отнесли во вторую группу и почему?
- А какие еще предметы создал человек?
Человек не только изготовляет полезные изделия и сооружения, но и заботится о других людях, жи-
вотных и растениях. Человек поет, танцует, рисует прекрасные картины.
Рассмотрите картинки. Это ветеринар. Он заботится о животных, лечит их. Такой человек должен
очень их любить. А это детский доктор, педиатр. Это человек, который следит за здоровьем деток,
помогает им, если они заболевают. Это повар. Такой человек любит готовить и прекрасно знает своё
дело. Это маляр. Мастер ,который поможет сделать квартиру красивее. А это музыкант. Человек,
который радует наш слух и поднимает нам настроение.
(слайды 17-21)
Казалось бы эти люди ничего не создают, что мы могли бы подержать в руках, но мы не можем
обойтись без труда этих людей. Всё это делают люди разных профессий. Люди очень многое
освоили и изобрели. Например, с помощью компьютера они получают образование ,проектируют
дома, производят сложные вычисления. Тяжёлую работу выполняют роботы, хотя мастера своего
дела ценятся до сих пор. Например, говорят: великолепный учитель, врач, художник, или.. золотые
руки столяра, плотника. Давайте выясним, что же такое профессия?
(Работа со словарем)
-Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
-Труд формирует самого человека. У каждого человека есть какая-то профессия. Все профессии
важны и нужны. Но в любой работе требуется умение читать, считать, писать. Научиться этому тебе
помогут учителя, родители, книги. Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, нужно усердно
учиться в школе и дома. Кроме того, важно читать книги, они хорошо развивают и расширяют
кругозор. А ещё очень важно быть здоровым. Мы сейчас сделаем разминку для глаз.
Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем
взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», « мама», «дом»,
«трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик
2
носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят. Поморгать нам всем
велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы. К ним ладошки
приложили. ( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют
глазами тело от рук.) Раз, два. Три, четыре, пять Можно глазки открывать!
5. Закрепление знаний.
- Игра «Кто куда спешит на работу» (Слайд 22)
Знаете ли вы, где работают ваши родители? Давайте послушаем друг друга.
- А сейчас для вас следующее задание: найдите лишнюю профессию.
(На слайде 23 повар, строитель, портниха, комбайнёр, учитель)
-Почему вы так решили?
-Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным
в этой профессии. В первых четырех профессиях основным является физический труд, а в
профессии учителя основной труд – умственный.
Работа в группах
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую
группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического
труда. (2 группы)
Две другие группы выберут предметы, которые принадлежат человеку разных профессий.(врач,
строитель) (Слайды 24-25 – проверка)
6.Физминутка музыкальная . (Слайды 26-31)
7.Загадки о профессиях (Слайды 32-36)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
(Учитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Врач)
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …
(Ветеринар)
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
(Крановщик)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
(Маляр)
3
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
8. Часто бывает так, что для того, чтобы изготовить одно изделие, требуются люди разных профес-
сий. Вот, например, книга. Чтобы ее изготовить, нужны разные мастера. Книги рассказывают нам о
мире. На их страницах передается опыт из поколения в поколение о том, как беречь себя и свою пла-
нету.
В составлении одного учебника участвуют авторы, которые пишут тексты и задания. Но есть также
редактор, который отвечает за расположение материала на страницах. Еще есть художественный ре-
дактор, он проверяет, чтобы иллюстрации не содержали ошибок. Например, правильно ли изобрази-
ли ужа, сколько лап у лягушки, правильно ли одеты дети. Есть художники, которые эти самые иллю-
страции рисуют. Также есть корректор, который следит за тем, чтобы в учебнике не было ошибок и
опечаток. Компьютерный верстальщик - это человек, который набирает тексты, размещает фотогра-
фии, чтобы в учебнике не было логических ошибок. И это далеко не все профессии, которые нужны
для создания учебника.(слайды 37-41)
9. Авторы учебника приготовили нам задания в тетради на печатной основе. Работа в парах,
тетрадь, стр.36,№51
10.Подведение итога урока. Рефлексия деятельности. (Слайд 42)
- Давайте вспомним, какой вопрос мы задавали себе в начале урока.
-Удалось ли нам найти на него ответ?
- А как вы оцените свою работу на уроке.
11.Домашнее задание.(Слайд 43)
-Ребята, а вы уже решили. Кем хотите стать, когда вырастите?
Я предлагаю вам дома подумать над этим вопросом, нарисовать рисунок и составить рассказ о своей
будущей профессии.
№ 51, 52 ,стр. 36 (т), стр. 49-51 (у)
Приложение
йод
бинт
вата
4
шприц
термометр
фонендоскоп
пила
дрель
стамеска
гвозди
молоток
топор
актер
врач
учитель
5
писатель
бухгалтер
экскурсовод
библиотекарь
токарь
фермер
портной
водитель
сапожник
строитель
спасатель
6