Автор: Евлашева Светлана Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Апрелевка Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Шоковая терапия"
Раздел: среднее образование
«Шоковая терапия»
Как уйти от традиционного урока? Как мотивировать детей на работу, на
получение знаний?
В современных реалиях школы это сделать затруднительно. Большинство
обучающихся не настроены на работу, так как считают, что запоминать ту или иную
информацию совсем не обязательно, ведь все сведения находятся в свободном
доступе на Интернет-ресурсах. Выросло так называемое поколение «NEET» («ни в
сфере трудоустройства, ни образования, ни профессиональной подготовки»).
Следовательно, перед современным учителем возникает проблема – превратить
традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в
процесс развития личности ребёнка.
В целях развития творческого начала, разнообразия уроков мной применяется, как
я в шутку называю, «шоковая терапия». Но «в каждой шутке есть доля шутки», как
говорил мудрый Зигмунд Фрейд.
В чём же заключается методика, применяемая мной? Частично объединяются
технология проблемного обучения, проектная технология. Технология проблемного
обучения предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по
решению
проблемных
ситуаций,
в
результате
чего
происходит
развитие
мыслительных способностей. Присутствие элементов проектной технологии в
методике тоже можно увидеть, так как учитель предлагает учащимся творческие
задания, требующие знания определённой части учебного материала. Причём
проектная методика предполагает выражение учащимися собственного мнения,
чувств, а также активное включение в реальную деятельность.
Методисты для повышения мотивации к обучению предлагают кейс-технологии,
которые объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и проектный метод, и
ситуативный
анализ.
Данная
технология
высокопродуктивна,
так
как
противопоставлена устаревшим видам работы: фронтальному опросу, ответам на
вопросы учителя, пересказу текста и т.п.
Итак, каковы приёмы моей методики? В качестве примера возьму урок
литературы по теме «Любовь в рассказах И.А. Бунина» в 11 классе.
Учащиеся должны были в качестве домашнего задания подготовить презентацию
по одному из бунинских рассказов из сборника «Тёмные аллеи». В презентации
следовало передать краткое содержание, проанализировать поступки героев,
сформулировать основную мысль и тему.
В начале урока было объявлено, что требования к домашнему заданию
изменились (это и есть суть методики). Во-первых, необходимо выступить с
презентацией на камеру (для школьной медиа-газеты); во-вторых, необходимо
творчески (=оригинально) сделать вывод из представленного рассказа: «А нужна ли
такая любовь?»
Мыслительная деятельность тут же активизировалась. Кульминацией стал куплет
для песни, написанный и исполненный одним из ребят, где был дан ответ на
поставленный вопрос.
В качестве примера применения методики на уроках русского языка расскажу об
уроке в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия». На дом
было задано упражнение, в котором требовалось отыскать и подчеркнуть причастия
как члены предложения.
При проверке домашнего задания мной было предложено совершить виртуальную
прогулку по школьному саду. Для классной коллекции нужно собрать вместо
опавших осенних листьев причастия, действительные и страдательные, а также
выделить в этих причастиях суффиксы: «шипящие» и «храпящие» (содержащие
«ш», «Щ» у действительных причастий, сонорные «М», «Н и «Т» у страдательных
причастий).
Подобным образом (изменение требований к домашнему заданию) стараюсь
вовлечь учащихся в работу, заинтересовать, привлечь к творчеству.
Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется
отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В таких
условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со
всеми его негативными последствиями. Традиционная технология представляет
собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо
связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и
потребностями,
отсутствуют
условия
для
проявления
индивидуальных
способностей, творческих проявлений личности.
Изменить подход к организации проверки домашнего задания, сделать этот этап
работы на уроке особенным – одно из средств заинтересовать учащихся изучаемым
предметом.
Список использованной литературы:
1)
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002
2)
Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология
творчества.// БШ № 12, 2001
3)
Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой
лаборатории «Современные педагогические технологии». – Киров: 1999-2002
Автор статьи: Евлашева Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов
г.Апрелевки Наро-Фоминского г.о. Московской области