Напоминание

"Шоковая терапия"


Автор: Евлашева Светлана Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Апрелевка Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Шоковая терапия"
Раздел: среднее образование





Назад




«Шоковая терапия»

Как уйти от традиционного урока? Как мотивировать детей на работу, на

получение знаний?

В современных реалиях школы это сделать затруднительно. Большинство

обучающихся не настроены на работу, так как считают, что запоминать ту или иную

информацию совсем не обязательно, ведь все сведения находятся в свободном

доступе на Интернет-ресурсах. Выросло так называемое поколение «NEET» («ни в

сфере трудоустройства, ни образования, ни профессиональной подготовки»).

Следовательно, перед современным учителем возникает проблема – превратить

традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в

процесс развития личности ребёнка.

В целях развития творческого начала, разнообразия уроков мной применяется, как

я в шутку называю, «шоковая терапия». Но «в каждой шутке есть доля шутки», как

говорил мудрый Зигмунд Фрейд.

В чём же заключается методика, применяемая мной? Частично объединяются

технология проблемного обучения, проектная технология. Технология проблемного

обучения предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по

решению

проблемных

ситуаций,

в

результате

чего

происходит

развитие

мыслительных способностей. Присутствие элементов проектной технологии в

методике тоже можно увидеть, так как учитель предлагает учащимся творческие

задания, требующие знания определённой части учебного материала. Причём

проектная методика предполагает выражение учащимися собственного мнения,

чувств, а также активное включение в реальную деятельность.

Методисты для повышения мотивации к обучению предлагают кейс-технологии,

которые объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и проектный метод, и

ситуативный

анализ.

Данная

технология

высокопродуктивна,

так

как

противопоставлена устаревшим видам работы: фронтальному опросу, ответам на

вопросы учителя, пересказу текста и т.п.

Итак, каковы приёмы моей методики? В качестве примера возьму урок

литературы по теме «Любовь в рассказах И.А. Бунина» в 11 классе.

Учащиеся должны были в качестве домашнего задания подготовить презентацию

по одному из бунинских рассказов из сборника «Тёмные аллеи». В презентации

следовало передать краткое содержание, проанализировать поступки героев,

сформулировать основную мысль и тему.

В начале урока было объявлено, что требования к домашнему заданию

изменились (это и есть суть методики). Во-первых, необходимо выступить с

презентацией на камеру (для школьной медиа-газеты); во-вторых, необходимо

творчески (=оригинально) сделать вывод из представленного рассказа: «А нужна ли

такая любовь?»

Мыслительная деятельность тут же активизировалась. Кульминацией стал куплет

для песни, написанный и исполненный одним из ребят, где был дан ответ на

поставленный вопрос.

В качестве примера применения методики на уроках русского языка расскажу об

уроке в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия». На дом

было задано упражнение, в котором требовалось отыскать и подчеркнуть причастия

как члены предложения.

При проверке домашнего задания мной было предложено совершить виртуальную

прогулку по школьному саду. Для классной коллекции нужно собрать вместо

опавших осенних листьев причастия, действительные и страдательные, а также

выделить в этих причастиях суффиксы: «шипящие» и «храпящие» (содержащие

«ш», «Щ» у действительных причастий, сонорные «М», «Н и «Т» у страдательных

причастий).

Подобным образом (изменение требований к домашнему заданию) стараюсь

вовлечь учащихся в работу, заинтересовать, привлечь к творчеству.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется

отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В таких

условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со

всеми его негативными последствиями. Традиционная технология представляет

собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо

связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и

потребностями,

отсутствуют

условия

для

проявления

индивидуальных

способностей, творческих проявлений личности.

Изменить подход к организации проверки домашнего задания, сделать этот этап

работы на уроке особенным – одно из средств заинтересовать учащихся изучаемым

предметом.

Список использованной литературы:

1)

Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002

2)

Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология

творчества.// БШ № 12, 2001

3)

Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой

лаборатории «Современные педагогические технологии». – Киров: 1999-2002

Автор статьи: Евлашева Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов

г.Апрелевки Наро-Фоминского г.о. Московской области



В раздел образования