Напоминание

Особенности социальной адаптации детей с нарушением зрения


Авторы: Макарова Вероника Викторовна, Вероника Викторовна Макарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социальной адаптации детей с нарушением зрения
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности социальной адаптации у детей с нарушениями зрения

Социально - психологическая адаптация людей с нарушениями зрения

в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии.

Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще

всего таковым является специальная школа или интернат), слабовидящие

дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в

социальную жизнь.

Цели

и

задачи

специальных

школ

зачастую

сужаются

до

интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и

представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в

другие учебные заведения. По свидетельству специалистов выпускники

средних специальных учебных учреждений закрытого типа испытывают

большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их

интеграцией

в

общество

здоровых

людей.

Понятие

интеграции

в

тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями

зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми.

Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего

мира

ограничивает

социальный

опыт

детей-инвалидов,

затрудняет

формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не

только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании

дефекта

зрения,

налаживании

коммуникативных

связей

выпускников

специальных

школ-интернатов,

но

и

неосведомленность

общества

о

реальных

возможностях

и

психологических

особенностях

детей

с

нарушениями зрения.

Для большинства слабовидящих детей первым опытом вхождения в

социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов

от того, насколько успешно будет проходить становлений личности

слабовидящего ребенка в школьной группе, зависят его возможности

интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность

организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих

и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого

психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению

трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития

личности ребенка.

А.В. Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся

социальной среде,

пишет: «В том случае,

если индивид входит в

относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит

три фазы своего становления в ней как личности».

Первая фаза становления личности, в соответствии с концепцией А.В.

Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и

овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и

обозначается как фаза адаптации.

Вторая

фаза,

обозначающаяся

как

фаза

индивидуализации,

обусловлена

обостряющимся

противоречием

между

достигнутым

результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе, - и

неудовлетворенной на первом этапе потребностью индивида в максимальной

персонализации.

Третья фаза обозначается А.В. Петровским как фаза интеграции. В

рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются

новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у

других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям

группового развития и собственной потребности индивида осуществлять

значимые «вклады» в жизнь группы.

В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает

как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах.

Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности первого,

адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее

всего,

будут

формироваться

качества

конформности,

зависимости,

безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих

возможностях.

Успешное

преодоление

трудностей

социально-психологической

адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с

нарушениями развития в общество.

Многие

отечественные

ученые

отмечают

негативные

моменты

обучения

слабовидящего

ребенка

в

условиях

специализированных

учреждений. Изолированность данных учреждений приводит к исключению

ребенка с нарушениями зрения из многих социальных связей, а тепличная

атмосфера специально-организованного социума - к искажению личностного

развития ребенка. Поэтому приоритетным направлением в специальных

учреждениях является адаптация и интеграция слабовидящих детей в

социум.

Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от вопросов

практики

социальной

и

социально—психологической

реабилитации

инвалидов по зрению. В теории и практике социальной реабилитации

сформулирован принцип: реабилитация слепого, прежде всего, реабилитация

его как личности.

Однако исследований, в которых непосредственно изучались бы

вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих,

чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на

анализ различных аспектов реабилитации взрослых инвалидов по зрению и

исследование

их

личностных

особенностей

в

связи

с

проблемой

реабилитации.

Социально-психологическая

реабилитация

рассматривается

как

восстановление психических функций, процессов целостного адекватного

поведения и личности врожденноослепшего и ослепшего, нарушенных в

результате потери зрения осуществляемое психологическими средствами и

методами. Реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему

окружению и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями

личности незрячего.

Выделяются три аспекта: 1) адаптация личности к предметному миру;

2) адаптация личности к социальной среде; 3) адаптация личности к

собственному «Я».

В

первом

случае

речь

идет

о

достижении

мобильности,

самостоятельности,

уверенности,

т.е.

выделяется

операционально-

деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием или

восстановлением

умений

и

навыков,

необходимых

незрячему

для

самостоятельной жизни.

Второй аспект связан со взаимодействием незрячего со своим

социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его

в

коллективную

в

трудовую

жизнь,

т.е.

в

первую

очередь

со

взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др.

Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в

обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего «Я». В

целом же реабилитация инвалида по зрению в личностном плане выступает

как проблема становления внутренней саморегуляции личности.

Можно выделить две группы лиц с разной степенью психологической

адаптации: 1) те, кто обладают хорошей психологической адаптацией; 2) те,

кто обладает плохой психологической адаптацией.

Обе

группы

различаются

определенными

личностными

характеристиками,

во

многом

определяющим

успех

психологической

адаптации.

К первой группе относятся лица, имеющие следующие характерные

качества:

приподнятое

настроение,

повышенную

словоохотливость,

разговорчивость.

Обычно

им

свойственна

переоценка

своих

сил

и

возможностей, что отражается часто в завышенной самооценке. Это тот тип

личности,

в

структуре

которого

выделяется

фактор

эмоциональной

подвижности. Такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в

социальной сфере и отношение к ним окружающих. Они общительны,

готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности

присутствует такой компонент, как ригидность. Это выражается и в

определенной стойкости аффекта. В поведении этих лиц можно отметить

черты обидчивости, повышенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или мало

адаптированная. Это лица, не достигшие психологической реабилитации.

Они живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не

поддающегося разрешению собственными силами. У них на первый план

выступают факторы тревожности и неуправляемости поведением. Основное

для

таких

людей

чувство

страха,

порождаемого

внешними

обстоятельствами. Эти люди часто застенчивы, скованны, закомплексованы.

У них обычно отмечаются признаки неуверенности в себе, в своих силах и

возможностях.

Вопросы взаимоотношений незрячего с социальным окружением,

которое в основном состоит из зрячих людей, являются довольно острыми и

не получившими еще своего разрешения.

Некоторые авторы рассматривают отношение зрячих к слепому как

основную проблему социальной реабилитации. В массе зрячих бытует

мнение, что незрячий это обездоленный судьбой, беспомощный человек.

Такое восприятие незрячих связано с их изолированностью в обществе.

Взрослые слепые объединены сетью УПП общества слепых, дети находятся в

системе

специализированных

учебно-воспитательных

учреждений.

Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, в силу

отсутствия информации о жизни слепых) у зрячих нет адекватного

представления о возможностях слепых и нет элементарных знаний и навыков

оказания конкретной помощи слепому человеку.

Установки зрячих и слепых различны. Так, у зрячих можно выделить

три группы социальных установок:

1) социальная установка игнорирования слепых, избегания контактов с

ними. Многие зрячие исходят при этом из суждения, что им неприятен

контакт со зрячими;

2) псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что

зрячие снисходительны в своем отношении к слепым. Исходя из этого,

зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению

активности последних. Это часто отмечается в родительских установках.

Другим проявлением псевдоположительной установки является нетактичное

отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть,

расспрашивают его о дефекте и пр.;

3)

адекватная

социальная

установка,

которая включает в

себя

правильную оценку реальных возможностей слепого, создание для него

благоприятных условий развития его способностей и достижения жизненных

целей.

Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть

разделены на три типа:

1) социальная установка зависимости, т.е. с точки зрения слепых

зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него;

2) установка избегания зрячих, предпочтение общения с себе равными;

3) адекватная социальная установка, когда общение с другими людьми

строится не на основе наличия или отсутствия у них зрительного дефекта.

Указанные выше факторы несовпадения социальных установок зрячих

и слепых, особенности самооценки слепых ставят особую проблему —

положение незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как

мы уже видели, это, в первую очередь, положение незрячего в среде зрячих и

характер их взаимоотношений, а также вопросы формирования адекватного

образа слепого у зрячих, содержания социальной роли «инвалида по

зрению», значения коммуникации. Нарушение общения, вызванное слепотой,

является наиболее стрессогенным фактором, вызывающим наибольшие

отрицательные переживания. Особенно затруднено общение слепого со

зрячими вследствие недостаточной психологической компетенции слепых и

отсутствия у них необходимых навыков общения.

Приведенные

выше

факты

особенностей

личностного

развития

незрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят

проблему предельно ранней реабилитации и проведения необходимой

работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда

происходит активное формирование их личности. В этой связи речь скорее

должна идти не о реабилитации как таковой, а о предупреждении возможных

негативных

изменений

и

последовательной

подготовке

детей

к

самостоятельной жизни.

Завершая рассмотрение разных аспектов социально-психологической

реабилитации и адаптации незрячих, отметим, что почти все исследователи

большое

внимание

уделяют

личностным

изменениям,

личностному

формированию

инвалидов

по

зрению.

Действительно,

успешность

социальной реабилитации (или абилитации, если вести речь о раннем

процессе реабилитации) во многом зависит и от того, какие личностные

качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения

зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.



В раздел образования