Автор: Куликова Анна Вадимовна
Должность: преподаватель истории, обществознания
Учебное заведение: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Дисциплина "История родного края"
Раздел: среднее профессиональное
Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация
"Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10
История родного края
профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Владимир 2017
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«История
родного
края»
разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее -
ФГОС) среднего общего образования (далее - СОО) и в соответствии с
учебным
планом
по
профилю
получаемого
образования
(социально-
экономический).
Организация-разработчик:
АН ПОО "Владимирский техникум
экономики и права Владкоопсоюза"
Разработчик: преподаватель АН ПОО "Владимирский техникум
экономики и права Владкоопсоюза" Куликова Анна Вадимовна
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
4
2. Общая характеристика учебной дисциплины
5
3. Место учебной дисциплины в учебном плане
6
4. Результаты освоения программы учебной дисциплины
7-10
5. Содержание учебной дисциплины
11-14
6. Тематическое планирование учебной дисциплины
15-19
7. Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне
учебных действий
20-21
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
22
программы учебной дисциплины
9. Рекомендуемая литература
23-25
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«История
родного
края»
предназначена для изучения истории родного края в учреждениях среднего
3
профессионального образования, реализующих образовательную программу
среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и
специалистов среднего звена.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование
у
молодого
поколения
исторических
ориентиров
самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности
личности;
формирование понимания истории родного края как процесса эволюции
общества, цивилизации и истории как науки;
усвоение интегративной системы знаний об истории родного края при
особом
внимании
к
месту
и
роли
родного
края
во
всемирно-
историческом процессе;
развитие
способности
у
обучающихся
осмысливать
важнейшие
исторические события, процессы и явления;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей
на
основе
осмысления
общественного
развития,
о сознания
уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в
обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории родного
края.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Система
исторического
образования
в
России
должна
продолжить
формирование
и
развитие
исторических
ориентиров
4
самоидентификации
молодых
людей
в
современном
мире,
их
гражданской
позиции,
патриотизма
как
нравственного
качества
личности.
Значимость
знания
об
истории
родного
края
в
образовании
обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами,
вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание
учебной
дисциплины
«История
родного
края»
ориентировано
на
осознание
студентами
базовых
национальных
ценностей
российского
общества,
формирование
российской
гражданской
идентичности,
воспитание
гражданина
России,
сознающего объективную необходимость выстраивания собственной
образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые
процессы,
явления,
факты
истории
родного
края
представлены в контексте исторического процесса, в его социально-
экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах.
Особое
внимание
уделено
историческим
реалиям,
оказавшим
существенное влияние на «облик современности» как во Владимирской
губернии, так и в России.
Принципиальные
оценки
ключевых
исторических
событий
опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в
котором сформулированы основные подходы к преподаванию истории
родного края, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем,
понятий и терминов, событий и персоналий.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Дисциплина «История родного края» относится к предметной области
ФГОС СОО – общественные науки.
5
Дисциплина
«История
родного
края»
относится
к
циклу
общеобразовательных
дисциплин
СОО
и
является
дополнительной
дисциплиной.
Содержание дисциплины рассчитано на 59 учебных часов, из которых
39 часов – это обязательная учебная нагрузка и
20 часов – это самостоятельная (внеаудиторная) работа.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
6
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом данный курс нацелен на обеспечение реализации трех групп
образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы должны отражать:
1)
российскую
гражданскую
идентичность,
патриотизм,
уважение
к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую
позицию
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные
права
и
обязанности,
уважающего
закон
и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5)
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и
способность
вести
диалог
с
другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
7
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8)
нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей;
9)
готовность
и
способность
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы
для
8
достижения
поставленных
целей
и
реализации
планов
деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4)
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
(далее
-
ИКТ)
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм информационной безопасности;
6)
умение
определять
назначение
и
функции
различных
социальных
институтов;
7)
умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых
действий
и
мыслительных
процессов,
их
результатов
и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
9
Предметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы должны отражать:
1.
сформированность
представлений
об
истории
родного
края,
ее
специфике;
2.
владение комплексом знаний об истории родного края и человечества в
целом,
представлениями
об
общем
и
особенном
в
историческом
процессе;
3.
сформированность
умений
применять
исторические
знания
в
профессиональной
и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении;
4.
владение
навыками
проектной
деятельности
и
исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
5.
сформированность
умений
вести
диалог,
обосновывать
свою
точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Из тематического планирования
10
Раздел 1. История Владимирского края с древнейших времен
до конца XVIII века.
Тема 1.1. Археологические памятники на территории
Владимирской области.
Древнейшие
стоянки
первобытных
людей
на
территории
края.
Сунгирь. Расселение древних людей на территории нашего края. Изменение
образа
жизни
и
основных
занятий
людей
в
различные
археологические
периоды.
Тема 1.2. Появление первых городов: Мурома,Суздаля, Владимира.
Ростово-Суздальская
земля.
Владимиро-Суздальское
княжество.
Культура
Северо-Восточной
Руси.
Соседи
славян
на
верхней
Волге.
Колонизация края славянами. Занятия славян. Из истории русского костюма.
От язычества к христианству. Возникновение городов.
Тема 1.3. Быт и нравы населения края.
Культура
Северо-Восточной
Руси.
Памятники
белокаменного
зодчества.
Вторжение
монгольских
завоевателей
во
Владимиро-
Суздальскую
Русь.
Героическая
оборона
Владимира.
Князь
Юрий
Всеволодович. Битва на реке Сити.
Практическое занятие:
Составление сравнительной таблицы (Александр Невский – великий
князь Владимирский, Князь Юрий Всеволодович).
Тема 1.4. Владимирская земля в Смутное время.
Д. Пожарский – князь Суздальский, участие Владимирцев в народном
ополчении.
Обращение
к
героическому
прошлому
и
личностям,
прославившим родной край, установление преемственности в истории.
Тема 1.5. Петр I и его сподвижники в крае.
Строительство
первых кораблей на Переяславском озере. Создание
оппозиционного центра для свержения Петра I.
Раздел 2. История Владимирского края XIX-XXI века.
11
Тема 2.1. Учреждение Владимирской губернии и губернская
администрация.
Образование Владимирской губернии. Первые губернаторы. Екатерина
Великая во Владимире. Роль Владимирского ополчения в Отечественной
войне 1812г.
Тема 2.2. Идеи декабристов и их распространение
в нашем крае.
Ссыльный А.И.Герцен во Владимире, его литературная и общественная
деятельность в крае. «Золотой век» русской культуры. Знаменитые люди в
нашем крае (А.Суворов, Е. Дашкова, Д. Виноградов, М.Лазарев, А.Радищев,
А. Пушкин, А.Грибоедов и др.).
Практическое занятие:
Составление кроссворда («Золотой век» русской культуры).
Тема 2.3. Социально-экономическое, политическое и культурное
развитие края в 20-40 –ые годы ХХ века.
Административно-территориальное устройство губернии.
Процессы
индустриализации
и
коллективизации. Экономическое развитие(кризис и
попытка выйти из тупика). НЭП в промышленности. Политические репрессии в
крае. Культурная жизнь в крае.
Практическое занятие:
Составление таблицы (Административно-территориальное устройство
губернии).
Тема 2.4. Владимирский край в годы
Великой Отечественной войны.
Владимирский край накануне войны. Участие жителей области в защите
Отечества. Земляки, Герои Советского Союза - фронтовики, уроженцы и
жители нашего
края.
Людское милосердие. Семейные архивы о вкладе
родных и близких в Победу.
Практическое занятие:
12
Сочинение «эссе» на тему «Людское милосердие во время ВОВ».
Тема 2.5. Состояние промышленности и сельского хозяйства области
в начале 50-х годов.
Восстановление
Владимирской
области
как
административно-
территориальной
единицы. Переход
промышленности на
мирные рельсы.
Сельское хозяйство в послевоенный период, укрупнение колхозов, появление
«неперспективных деревень в области». Участие Владимирцев в освоении
целины.
Тема 2.6. Перестройка как средство ускорения
социально-экономического развития Владимирской области.
Активизация политической жизни. Процессы демократизации.
Начало
перехода
к
рынку. Культурное
развитие в области.
Проблемы
в
развитии
промышленности и сельского хозяйства. Становление рыночных отношений
на территории области. Социальное расслоение населения края.
Практическое занятие:
Составление таблицы на тему: «Социальное расслоение населения
края».
Тема 2.7. Местное самоуправление.
Демографический портрет населения края. Многопартийная система на
территории области. Символика Владимирской области.
Практическое занятие:
Составление таблицы на тему: «Политические партии на территории
Владимирской области в 90-е года XX века».
Тема 2.8. Роль и место Владимирской области
в современной России.
Перспективы участия молодежи Владимирской области в становлении
гражданского
общества
и
будущей
России.
Приоритетные
национальные
проекты: их реализация во Владимирской области.
13
6.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
59
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
14
6.2.Тематический план учебной дисциплины «История родного края»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. История
Владимирского края с
древнейших времен до
конца XVIII века.
19
Тема 1.1.
Археологические
памятники на территории
Владимирской области.
Содержание учебного материала
2
2
Древнейшие стоянки первобытных людей на территории края. Сунгирь. Расселение древних людей на
территории нашего края. Изменение образа жизни и основных занятий людей в различные
археологические периоды
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по
теме.
1
Тема 1.2.
Появление
первых городов: Мурома,
Суздаля, Владимира.
Содержание учебного материала
2
2
Ростово-Суздальская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Культура Северо-Восточной Руси.
Соседи славян на верхней Волге. Колонизация края славянами. Занятия славян. Из истории русского
костюма. От язычества к христианству. Возникновение городов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
1
Тема 1.3. Быт и нравы
населения края.
Содержание учебного материала
2
2
Культура
Северо-Восточной
Руси.
Памятники
белокаменного
зодчества.
Вторжение
монгольских
завоевателей
во
Владимиро-Суздальскую
Русь. Героическая оборона Владимира. Князь
Юрий
Всеволодович. Битва на реке Сити.
Практические
занятия: составление сравнительной таблицы (
Александр Невский – великий
князь Владимирский, Князь Юрий Всеволодович.
2
15
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
1
Тема 1.4
.
Владимирская
земля в Смутное время.
Содержание учебного материала
2
2
Д. Пожарский – князь Суздальский, участие Владимирцев в народном ополчении. Обращение к
героическому прошлому и личностям, прославившим родной край, установление преемственности в
истории.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 1.5.
Петр I и его
сподвижники в крае.
Содержание учебного материала
2
2
Строительство первых кораблей на Переяславском озере. Создание оппозиционного центра для
свержения Петра I.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Раздел 2. История
Владимирского края
XIX-XXI века.
40
Тема 2.1.
Учреждение
Владимирской губернии и
губернская администрация.
Содержание учебного материала
2
2
Образование Владимирской губернии. Первые губернаторы. Екатерина Великая во Владимире.
Роль Владимирского ополчения в Отечественной войне 1812г.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по
теме.
2
Тема 2.2.
Идеи декабристов
и их распространение в
нашем крае.
Содержание учебного материала
2
2
Ссыльный А.И.Герцен во Владимире, его литературная и общественная деятельность в крае. «Золотой
век» русской культуры. Знаменитые люди в нашем крае (А.Суворов, Е. Дашкова, Д. Виноградов,
М.Лазарев, А.Радищев, А. Пушкин, А.Грибоедов и др.).
16
Практические занятия: составление кроссворда («
Золотой век» русской культуры).
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 2.3.
Социально-
экономическое,
политическое и культурное
развитие края в 20-40 –ые
годы ХХ века.
Содержание учебного материала
2
2
Административно-территориальное устройство губернии. Процессы индустриализации и
коллективизации. Экономическое развитие(кризис и попытка выйти из тупика). НЭП в промышленности.
Политические репрессии в крае. Культурная жизнь в крае.
Практические
занятия:
составление
таблицы
(Административно-территориальное
устройство
губернии).
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 2.4.
Владимирский
край в годы Великой
Отечественной
войны.
Содержание учебного материала
2
2
Владимирский край накануне войны. Участие жителей области в защите Отечества. Земляки, Герои
Советского Союза - фронтовики, уроженцы и жители нашего края. Людское милосердие. Семейные
архивы о вкладе родных и близких в Победу.
Практические занятия: сочинение-эссэ на тему «
Людское милосердие во время ВОВ».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 2.5.
Состояние
промышленности и
сельского хозяйства
области в начале 50-х годов.
Содержание учебного материала
2
2
Восстановление Владимирской области как административно-территориальной единицы. Переход
промышленности на мирные рельсы. Сельское хозяйство в после-военный период, укрупнение колхозов,
появление «неперспективных деревень в области». Участие Владимирцев в освоении целины.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 2.6.
Перестройка как
Содержание учебного материала
Активизация политической жизни. Процессы демократизации. Начало перехода к рынку. Культурное
17
средство ускорения
социально-экономического
развития Владимирской
области.
развитие в области.
Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства. Становление
рыночных отношений на территории области. Социальное расслоение населения края.
2
2
Практические занятия: составление таблицы на тему: «
Социальное расслоение населения края».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 2.7.
Местное
самоуправление.
Содержание учебного материала
2
2
Демографический портрет населения края. Многопартийная система на территории области. Символика
Владимирской области.
Практические занятия: составление таблицы на тему: «Политические партии на территории
Владимирской области в 90-е года XX века».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
2
Тема 2.8.
Роль и место
Владимирской области в
современной России.
Содержание учебного материала
1
2
Итоговая контрольная работа.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка по конспекту, творческие работы по теме,
составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме.
1
Итого:
59
18
7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Разделы содержания ОД
Характеристика основных видов
деятельности студентов
Раздел 1. История Владимирского края с
древнейших времен до конца XVIII века.
Овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей
и
жанров
в
соответствии
с
целями
и
задачами;
осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной
формах;
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
с л ед с т в е н н ы х
с вя з е й ,
п о с т р о е н и я
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
коммуникативные действия:
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать
свое
мнение
и
аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
определение
общей
цели
и
путей
ее
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
ф у н к ц и й
и
р о л е й
в
с о в м е с т н о й
деятельности;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих.
Раздел 2. История Владимирского края XIX-
XXI века
Умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
з а д ач е й
коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей,
потребностей;
планирования
и
регуляции своей деятельности;
владения
устной
и
письменной
речью,
монологической
контекстной
речью,
смысловое чтение;
формирование и развитие компетентности в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой
активного
пользования
словарями
и
19
другими поисковыми системами.
формирование
о снов
г р а ж д а н с ко й ,
э т н о н а ц и о н а л ь н о й ,
к у л ь т у р н о й
самоидентификации личности, осознающей и
п р и н и м а ю щ е й
п о л и к у л ь т у р н о с т ь
современного
многоэтничного
общества;
о с о з н а н и е
о б щ е ч е л о в е ч е с к о й
цивилизационной ценности культурного и
исторического наследия народов России и
мира; осмысления опыта истории и культуры
Владимирского края, как части российской и
мировой истории и культуры;
овладение элементами основ научного подхода
к
этнологическим
проблемам
истории
и
культуры народов;
знание
ряда
базовых
понятий,
терминов
этнологии и культурологи;
овладение
основами
научных
знаний
об
этногенезе
владимирского
народа,
об
истории
Владимирского
края
в
контексте
российской историй;
знакомства с культурами разных народов и
воспитания уважения к ним;
готовность применять знания о культуре и
истории российского и других народов для
взаимопонимания
и
бесконфликтного
общения
в
современном
поликультурном
обществе;
освоение
доступных
способов
изучения
культурных
явлений
с о в р е м е н н о го
общества
с
получением
и
анализом
информации,
в
том
числе
из
семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве;
готовность
применять
культурологические
и
исторические
знания
для
выявления
и
сохранения
культурных
и
исторических
памятников,
артефактов
Владимирского
края, России и мира.
20
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета «Истории, обществознания и основ философии».
Оборудование учебного кабинета
- комплект учебной мебели;
- рабочее место преподавателя;
-
комплексное
учебно-методическое
обеспечение
дисциплины
«История
родного края».
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран,
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
9. Рекомендуемая литература
Литература
21
1.
История Владимирского края: Учебное пособие для школ / Под ред.
проф. Д. И. Копылова. – Владимир: Дюна, 2012. – 391 с. : ил. – ISBN 5-
85624-120-7
2.
Фоминцева Л.А. «Земля Владимирская. Географический словарь»,
Владимир, 2015
Дополнительная литература
1.
Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области.
Ярославль,1975.
2.
Бейлекчи В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники
Отечества», № 54
3.
Владимирская область. Бизнес-путеводитель. Владимир, 2004.
4.
Владимирская энциклопедия биобиблиографический словарь,
Владимир, 2002
5.
Владимирское народное ополчение в Отечественной войне 1812 года:
Сб. док. Владимир: Книжное издательство, 1963.
6.
Воронин Н. Н., Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской, 3
изд., М., 1967
7.
Воронин Н.Н. «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков». т.1
М., 1961
8.
Георгиевский В. "Город Владимир на Клязьме и его
достопримечательности", 1896
9.
Дектярев А, Дубов Н. «Начало Отечества. Исторические очерки» М.,
1990
10.Днесь светло красуется: Владимир в старой открытке. Владимир, 1993
11.Записки владимирских краеведов. Вып.1. Владимир: Отдел культуры
администрации г. Владимира, 1998
12.Записки владимирских краеведов. Вып.6. Владимир: Отдел культуры
администрации г. Владимира, 2004
13. «Интересное о крае», Ярославль, 1973
14.История Владимирского края. Под ред. Д.И. Копылова Владимир, 2001
15.История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца
двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001
16.История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь-
справочник./ Под ред. Блохина В.Ф. Смоленск. «Русич».- 1999
22
17.Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В.
Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992
18.Кичигин М.И., Иванов А.Л. «Владимирское ополье», Владимир, 1993
19.Кучкин В.А. «Формирование государственной территории северо-
восточной Руси
в X-XIV вв.»
tuad.nsk~history/Author/Russ/K/KuchkinVA/index.html
a.
Минин С.Н. «Очерки по истории Владимирской епархии X – XX
вв. Владимир, 2012
20. Михайлова С. В., Ищенко В. М. История России с древнейших времен
до XX в. Хрестоматия школьника. Ч. 1. – Владимир, 2011
a.
Общественные деятели г. Владимира середины XIX - начала XX
веков. Сост. Хромушин П.Н. Владимир: Издательский дом
«Посад», 2011
b.
Почетные граждане города Владимира. Владимир: Фолиант, 2012
21.Предприниматели и меценаты Владимирской губернии. Владимир,
2012
22.Софронов Н.С. «Это интересно знать», Ярославль, 2011
23.Старая столица: краеведческий альманах. Вып.1, Управление культуры
администрации г. Владимира, Центральная городская библиотека.
Владимир, 2014
24.
Тимофеева Т. П. "Лежит в развалинах твой храм...". Вл., 1999
23