Напоминание

Применение результатов исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии.


Автор: Алтынбаева Файруза Фоатовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ ООШ №8
Населённый пункт: г.Бугульма, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Применение результатов исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии.
Раздел: среднее образование





Назад




Алтынбаева Ф.Ф. учитель химии ООШ№8

1 квалификационной категории

Тема

Применение результатов исследовательской деятельности обучающихся

на уроках химии.

Анализ новых подходов к преподаванию химии, которые предлагают

ученые и педагоги-практики, свидетельствуют, что снижение интереса

подростков к естествознанию вообще и к химии в частности - общая

проблема школьного образования.

В современной школе приоритетными следует считать следующие

направления и способы организации преподавания химии:

Гуманизация развивающего обучения;

Деятельностный подход в обучении;

Разноуровневая дифференциация обучения;

Модульное обучение;

Интегрированные уроки;

Проектная деятельность обучающихся.

Наряду с этим человеку сегодня нужны осознание общей картины

мира, ощущение сопричастности к культурному наследию, прямого участия

в жизненных процессах. Таким образом, инновации в обучении химии идут

в ногу с современными подходами в остальных областях образования, но

предметный потенциал метода проектов еще до конца не раскрыт. В школах

придают

большое

значение

теоретической

части

программы,

а

рекомендованные для проведения практические работы либо используют

для подтверждения теории, либо выполняют по определенному алгоритму,

не имеющему ничего общего с реальными жизненными явлениями. Для

того чтобы моделирование химических процессов стало на самом деле

познавательным, оно должно быть развернуто и направлено в первую

очередь на практическую взаимосвязь с окружающим миром.

Выше изложенное обусловило меня выбрать проектную технологию,

как способ реализации самых неизменных и приоритетных задач педагогики,

как всестороннее развитие личности всеми доступными средствами обучения

воспитания, создание таких условий при которых возможны развитие и

реализация творческих способностей обучающихся. Тематика проектно-

исследовательской деятельности должна быть социально или жизненно

значимой, а деятельность учащихся может включать главным образом

работу с различными источниками информации.

Последние годы проектная деятельность стала частью учебного

процесса в моей практике. Накоплен определённый опыт в создании

творческих проектов по химической и экологической тематике. Чаще всего я

предлагаю исследовательские проекты. Этот проект подразумевает

деятельность учащихся направленную на решение исследовательской

проблемы. Я отдаю предпочтение межпредметным проектам, основанным на

привлечении знаний по химии, физике, биологии, основам безопасности

жизнедеятельности. Подобные проекты помогают преодолеть традиционную

дробность и обрывочность знаний об окружающем мире.

Вот некоторые темы последних лет:

«Имитация экологических катастроф»

«Влияние кислотных дождей на памятники города Бугульма»

«Изготовление природных индикаторов и применение их на уроках

химии»

«Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Кодировка пищевых

добавок»

«Определение показателей качества воды»

«Экспериментальные задачи прикладного характера»

«Мы чистим мир»

«Экологическая тропа»

«Влияние климатических условий района на урожайность огурцов»

«Удивительные свойства воды»

«Влияние климатических условий района на урожайность огурцов»

Приведу примеры, как я используются результаты исследовательских

методов проектов на уроках в МБОУ ООШ №8.

При изучении темы «Кислоты» в 8 классе демонстрирую опыт

«Изменение окраски природных индикаторов на примере вытяжек свеклы,

вишни и черёмухи в кислотах».

Обучающиеся на уроке знают, что на ряду с теми привычными

индикаторами, как лакмус, метилоранж, рН индикаторы можно получить из

природного материала, растущих в своей же местности. Обучающиеся

успешно применяют результаты данного метод проекта практической части

обучения химии. В рыночных условиях – это один из путей оснащения

кабинета химии химическими реактивами.

п/п

Название

растений

Часть

растения

Соотно-

шения

Природный

цвет

Изменение

окраски

1

Свекла

Корнеплод

1:1

Тёмно

красный

Ярко красная

окраска

2

Вишня

Плоды

1:4

Тёмно

красный

Розовый

3

Черёмуха

Плоды

1:4

Фиолетовый

Красный

Результаты проектов «Экспериментальные задачи прикладного

характера», таких как: «Как приготовить семенной материал для посева?»,

«Как помочь растениям в период роста?» успешно реализуются при изучении

тем «Минеральные удобрения», «Приготовление растворов с заданной

концентрацией».

Как приготовить семенной материал для посева?

В середине марта, то есть за месяц до посева, начинают готовить

семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей.

Затем помещают на 10 минут в раствор поваренной соли с массовой

долей 0,05 или 5%. Обработка раствором соли помогает не только

отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности

возбудителей заболеваний. Приготовьте 100 гр. такого раствора.

Севок лука перед посадкой в течение 2 недель прогревают над

батареей, затем замачивают на сутки в растворе поваренной соли с

массовой долей 0,01 или 1%. После этого отбирают здоровые

луковицы, промывают в растворе марганцовки и высаживают.

Приготовьте 80 гр. такого раствора.

Как помочь растениям в период роста?

Для подкормки капусты применяют раствор хлорида калия с массовой

долей 4%. Приготовьте 150 гр. такого раствора.

Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата

калия с массовой долей 0,2%. Приготовьте 70 гр. такого раствора.

Как сохранить выращенный урожай?

Существует такой способ хранения яблок: перед укладкой на зимнее

хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида

кальция с массовой долей 0,2%. Приготовьте 70 гр. такого раствора.

Для лучшей сохранности свеклы её опрыскивают раствором хлорида

бария с массовой долей 2%. Приготовьте 50 гр. такого раствора.

Изучение темы в 9 классе «Водородный показатель» становится

более интересным при применении результатов методов проекта «Влияние

кислотных дождей на памятники города Бугульма».

Подводя итоги, хочется сказать, что проектный подход сложен и

труден для преподавателя, но зато он живее и веселее чем инструкционный.

Проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения

личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся

стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания,

отстаивать свою точку зрения. Даёт возможности приобрести

коммуникативные навыки и умения, учит применять полученные знания в

реальных ситуациях повседневной жизни, интегрировать естественно-

научные знания для объяснения природных явлений и биохимических

процессов, протекающих в организме человека, углубляет знания в вопросах

экологии.



В раздел образования