Автор: Сазанова Татьяна Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия
Населённый пункт: с. Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока по технологии
Тема: "Изготовление игрушки в технике сухого валяния"
Раздел: среднее образование
Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что
руками мастера создано».
План занятия
1.
Вводная часть.
Организация рабочего места.
2.
Основная часть.
Выступления обучающихся
Рассказ поэтапного выполнения.
Самостоятельная работа.
Декорирование зайца.
3.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Оценка работ учениками и педагогом.
Мини-выставка.
4. Уборка рабочих мест.
:
Открытый урок на тему
«
» 8
.
Изготовление игрушки в технике сухого валяния
класс
Способствовать развитию ключевых компетенций (см. таблицу1)
Цели урока:
научить технологии выполнения игрушек в технике фильцевание (сухое валяние
шерсти).
формирование умения выполнения игрушек в технике фильцеваания (сухое
валяние)
обеспечить развитие творческих способностей детей
воспитывать интерес к художественному творчеству и эстетической деятельности.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность освоить технику сухого валяния
Запомнить: технологию изготовления игрушки способом сухого валяния
Высказать: предположения о практическом применении изделия.
Работать в группе: осваивать алгоритм выполнения работы, работать с
терминами.
Результаты обучения:
Предметные:
1) оценивание своей способности и готовности к труду в
конкретной предметной деятельности.
2) планирование технологического процесса и процесса труда;
3) развитие моторики и координации движения;
4) рациональная эстетическая организация работы.
Метапредметные: соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологичной культурой производства
Личностные:
развитие
трудолюбия
и
ответственности
за
качество
своей
деятельности
Формирование УУД
Познавательные: давать определения понятиям.
Регулятивные: целеполагание; самостоятельно анализировать достижения цели на основе
учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные:
работать в группах- установить рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
уважение
к
истории
и
культурным
ценностям,
эмоционально
положительное принятие своей этнической принадлежности.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших
предков
Оборудование: ИКТ
Инструменты и приспособления: ножницы, иглы для фелтинга, поролон, губка.
Материалы: непряденая шерсть, фурнитура для украшения
Дидактические
пособия:
история
валяния,
кластер
«Инструменты
и
приспособления для фелтинга», таблица «Техника безопасности при сухом валянии»,
образцы игрушек.
Ход занятия
1.Организационный момент
Здравствуйте!
-проверка готовности к уроку;
-проверка присутствующих;
-мои помощники на уроке.
(1мин):
Здравствуйте, я рада приветствовать всех на уроке.
Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее,
потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость вашего
творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.
-Что мы начинали творить на прошлом уроке, как этот вид творчества называется?
(Ответы обучающихся: валяние)
-Верно. Мы сегодня углубим свои знания по этой теме. Запишем в тетрадях
Тему урока:
«
».
2.
Изготовление игрушки в технике сухого валяния
слайд
2.Изучение нового материала (дети приготовили сообщения)
Ученик 1.
История валяния
Из истории валяния нам расскажут Кристина и Лиза. слайд3.
Валяние - процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной
массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. В ручном
валянии применяется шерсть в мотках, изготовленная в фабричных условиях путем
камвольного прядения шерсти мериносовой овцы и шелка, а также пряжа из ангоры и
кашемира.
В магазинах для рукоделия широко представлен ассортимент различных
сортов мериносовой шерсти(слайд4.)
Ученик 2
Войлок - от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в
немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же
все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом
ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков,
падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули
ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют
появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных,
собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду,
и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок
вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета,
Памира,
Алтая,
Кавказа.
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась
благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же,
валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных
нужд,
валяные
шапки,
кисеты
для
хранения
табака..
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь
обретает актуальность. (Слайд 5).
Что для вас было новым, интересным? (ответы учеников-
Валяние
–процесс
получения
из
непряденых
шерстяных
волокон
спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок
и фетр. Первые валяные изделия датируются VI-V веком до н.э. Войлок изобретение
кочевников)
Ученик3. Слайд 6. О видах валяния нам расскажет Айгуль
Существуют
два
способа
валяния:
сухое
и
мокрое.
Сухое валяние. (слайд7). При сухом валянии(фильцевание) используют
специальные иглы и паралон. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они
подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти Все насечки на игле расположены
в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу
можно
легко
вынуть
из
шерсти.
Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы Материалом для
валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная ) и вязальная шерсть.( Слайд 8)
Мокрое валяние (фелтинг)- это классический способ (слайд9). Основная
хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения
волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение
между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски
располагаются в толще материал так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое
войлока в сухом состоянии. Помимо этого, в горячей воде волоски шерсти значительно
удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно
тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются
принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния,
смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко
держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать
изделия надо не менее 40 раз. Таким способом изготавливаются и плоские войлочные
изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), а при изготовлении полу объёмных
войлочных изделий, применения плоских форм-макетов (сумки, обувь).
Какие виды валяния вы узнали? (На доске)
Сухое фильцевание, мокрое фелтинг
Материал
шерсть шерсть
Интументы
Игла
Поролон мыльный раствор
Ножницы сетка москитная
полиэтиленовая плёнка
Сегодня я к нам пришла мастер своего дела в искусстве декоративно-
прикладного
творчества
хозяйка
центра
развития
творческих
способностей
«Хорошая компания» Лариса Патрисовна
Гайнетдинова
она приоткроет нам
таинства своей профессии (Слад10).
Выступление 4 мин………………
Ознакомление учащихся с выставкой
Изделия в технике валяния (слайды11-14).
Просмотр слайдов
Перед нами кроссворд давайте его отгадаем(слайд15)
Кроссворд «Валяние из шерсти»
1.
2.
п
в
1.
в
о
й
л
о
к
а
р
л
3.
о
е
о
2.
ф
е
л
т
и
н
г
в
о
к
ц
н
3.
и
г
л
а
По горизонтали отгадывает 1ый вариант
1.
Как называется этот универсальный материал, используемый с древних времен
кочевыми народами (войлок)
2.
Сваливание волокон шерсти, под воздействием сжимающих и давящих движений
ладоней рук с использованием мыльного раствора называется… (фелтинг)
3.
Фильцевание – это сваливание шерсти с использованием специальной …(игла)
По вертикали отгадывает 2-ой вариант
1.
Какая губка используется в качестве приспособления для удобства процесса
валяния? (поролон)
2.
Как называется теплая, зимняя обувь? (валенки)
3.Шерсть каких животных используют чаще всего в валянии? (овец)
Молодцы!
3.Практическая работа
Что у меня в руках? Правильно –игрушка –«Зайчик».
Тема: нашей практической работы? Игрушка –«Зайчик» (Слайд16)
Цель (какую поставим, ответы детей): Изготовить игрушку в технике валяния.
Задачи: изготовить основные детали туловище, уши, ножки- привалять их , хотелось бы
чтобы кто-нибудь успел закончить работу над зайцем.
Расскажите какие правила ТБ мы должны соблюдать при валянии(слайд17).
На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами
от себя, передавать друг другу ручками вперед.
Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Пальцы держать на безопасном расстоянии от иглы.
Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния. так как они очень
острые.
Использовать специальные силиконовые наперстки.
Сломанные иглы отдавать учителю.
В случае укола иглой обратиться к учителю.
Иглу всегда при работе нужно держать перпендикулярно к изделию.
При валянии держать в руках комок шерсти неудобно и опасно - можно
уколоться, поэтому удобнее работать на коврике из поролона толщиной примерно
10 см.
Попробуйте составить технологический процесс изготовления изделия (обучающиеся
предлагают последовательность выполнения работы) (слайд18)
1.Подготовить шерсть к валянию.
2.Разделить на 5 частей соответственно –туловище, лапки, ушки,
3. Валяние частей зайца.
4.Уточнение формы игрушки.
5.Выявление и устранение ошибок в процессе валяния.
6.Проработка мелких деталей.
7.Приваливание основных деталей игрушки.
8.Приваливание мелких деталей.
9.
Шлифовка и окончательная отделка фурнитурой
Физкультминутка.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко не ленись.
Глаза мы открываем, наконец.
Зарядка окончилась и
Каждый из нас молодец!
Проверяем рабочее место всё ли у вас имеется для работы –Хорошо
Инструкционные карты посмотрите вопросы есть -нет
Технологическую последовательность рассказать по слайдам с 19по 42.
- А теперь соблюдая правила ТБ, в соответствии с инструкционной картой приступаем к
работе основную часть выполните на уроке, а что не успеете дома.
Инструкционная карта. Приложение 1
Физкультминутка
Обучающиеся работают над игрушкой, шлифуют и украшают.
Единственным отличием шлифовки от обычного валяния иглой заключается в том, что вы
работаете на поверхности игрушки, не глубоко прокалывая очень частыми и легкими
движениями.
Афиширование (2мин)
Обучающиеся демонстрируют готовые игрушки, рассматривают их.
Как вы думаете -Чем полезно валяние? (Слайд43.)
Разрыв (2мин)
- На сегодняшнем уроке вы выполнили первые свои игрушки, кто то из вас уже пробовал
технику валяния, но игрушка, сделанная в такой технике у вас впервые. Я думаю, что и
вы еще создадите не одну игрушку и порадуете своих близких, детей.
Рефлексия. (3 мин)
- Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте проанализируем, что нового мы узнали?
- Чему научились?
- И где сможем применять все это?
- Какие характерные ошибки вы допускали при изготовлении игрушкии их причины?
-Оценки за урок.
На интерактивной доске стоит ряд незаконченных предложений, с помощью которых
учащиеся должны составить свои впечатления об уроке:
- Сегодня на уроке новым для меня было…(слайд44)
- Я научилась…
- Я узнала много нового о …
Урок окончен, всем спасибо за работу(слайд45)
Таблица 1
Формирование ключевых компетенций обучающихся
Урок технологии
Тема: «Игрушка в технике «фелтинг»»
Компетенция
Характеристика
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
Познавательные
Умение учиться;
самостоятельное
выполнение задания
решать
проблемы,
принимать
решения
в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях, нести за них
ответственность;
- умение осуществлять
самостоятельную работу
по
самообразованию
и
Мотивирует
к
началу
деятельности
на
занятии
Включает в ход
занятия
самостоятельную
работу
Проводит
рефлексию
Концентрируются
на теме занятия,
включаются
в
деятельность
Осуществляют
самостоятельную
работу
(изготовление
изделия )
Ищут
пути
решения
поставленных
самосовершенствованию;
- видеть разные способы
решения задач;
задач
(выбирают
оптимальный для
себя
вариант
оформления
игрушки)
Участвуют
в
рефлексии
Коммуникативные
Знание
способов
взаимодействия
с
окружающими людьми и
событиями,
навыки
работы
в
группе,
владение
различными
социальными ролями в
коллективе.
Умение
представить себя, задать
вопрос, вести дискуссию
и др.
Побуждает,
высказывает свои
мысли,
создает
проблемные
ситуации,
предлагает
защиту
своего
образовательного
продукта (готовое
изделие)
Высказывают
свои
мысли,
представляют
свой
образовательный
продукт,
прислушиваются к
замечаниям
и
пожеланиям.
Работают
в
группе.
Общекультурные
Особенности
национальной
и
общечеловеческой
культуры,
духовнонравственные
основы жизни человека и
человечества,
культурологические
основы
семейных
социальных
явлений
традиций.
Дает информацию
из
истории
возникновения
техники валяния,
ее
роли
в
социальной среде
разных
исторических
периодов.
Сопоставляют
вновь
услышанную
информацию
о
месте игрушки в
современном
мире.
Информационные
Навыки деятельности по
отношению
к
информации,
содержащейся в учебных
предметах
и
образовательных
областях,
а
также
в
окружающем мире
Использует
на
занятии
видеоролики,
компьютер,
мультимедиа
проектор
Анализируют
и
отбирают
необходимую
информацию
из
представленных
информационных
средств