Авторы: Бредихина Ольга Васильевна, Шнайдер Анастасия Владимировна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание в процессе исследовательской деятельности младших школьников»
Раздел: начальное образование
«Гражданско-патриотическое воспитание в процессе
исследовательской деятельности
младших школьников»
В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных
задач в области образования является воспитание человека – гражданина и
патриота.
Актуальность
формирования
чувства
патриотизма в
младшем
школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной
школы включает в себя такие личностные характеристики:
любовь к своему народу, краю и Родине;
уважение и принятие ценности семьи и общества;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и
т. д.
Дети
младшего
школьного
возраста очень
восприимчивы,
любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы,
искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит
формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций,
мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается
процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в
нем.
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая
гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное
отношение к ее истории.
Работая учителем начальных классов мы
пришли к выводу, что
именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной
деятельности
в
начальной
школе.
Вот
какое
пространство
для
воспитательной работы с младшими школьниками я определила.
П – права и обязанности граждан
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
Таким образом, цель работы по воспитанию патриота – это
развитие
в
личности
высокой
социальной
активности,
гражданской
ответственности,
духовности,
становление
личности,
обладающей
позитивными
ценностями
и
качествами,
способной
проявить
их
в
созидательном процессе в интересах Отечества.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в
себя четыре основных компонента:
Патриотическое воспитание в системе уроков - урочная деятельность.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Участие в мероприятиях различного уровня.
Новое время требует от школы и новых технологий, форм, методов
работы
по
реализации
гражданско-патриотического
воспитания
подрастающего поколения. В своей работе мы используем различные
технологии,
но
самыми
действенными,
на
наш
взгляд,
являются
исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.
Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных
и действенных в формировании активной позиции учащихся. В процессе
проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то
есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в
практической деятельности. В патриотическом воспитании применение
проектов нацелено на главный результат – приобретение обучающимися
патриотических убеждений и опыта практической деятельности.
Так,
например, учащиеся начальных классов
под руководством классных
руководителей выполняли коллективный проект «След войны в судьбе моей
семьи». Со своими работами они выступали на классных часах. Совместно с
родителями в школе было проведено внеклассное мероприятие «Я помню, я
горжусь!», где учащиеся также представили свои работы.
Очень интересно и незабываемо прошло внеклассное мероприятие
«Шумит берёзами Россия». Ученики начальной школы не только пели,
танцевали и читали стихи, но и представили свои проекты «Берёза – дерево
чудес», «Берёза – целительница», «Образ берёзы в русском фольклоре».
Большой
блок
воспитательной
работы
в
школе
занимает
исследовательская деятельность. Для организации исследовательской работы
необходимы следующие компоненты: формулировка темы, выявление
проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели и задач,
определение методов проведения исследования, в том числе подбор и
изучение
литературы
и
источников.
В
основе
исследовательской
деятельности лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на
приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта
творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
Если рассказывать об опыте работы, то первые проекты, которые
выполняли наши ученики,
были индивидуальными и небольшими по
объему. В конце 1 класса была заявлена тема «Мой первый год в школе».
Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после
корректировки написали мини-сочинения на отдельных листах. К каждому
сочинению приложили фотографии. Так у каждого ученика класса появилась
своя страничка общего классного журнала под названием «Первый раз в
первый класс».
После первых летних каникул решили продолжить и выпустили в
продолжение предыдущего альбома журнал под названием «Мои первые
каникулы». Это были первые уроки мастерства.
Во втором классе ребята разрабатывали индивидуальные проекты по
темам «История моей семьи», «Наши семейные традиции», «Игрушки в
бабушкином сундучке» и др. Школьники с удовольствием приобщаются к
генеалогическому поиску, посредством которого происходят осмысление
судеб родственников во взаимосвязи с отечественной историей, понимание
преемственности поколений, осознания своего места в цепи поколений,
ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитие логического
мышления и творческих задатков подростков.
Материалы своих исследовательских работ учащиеся в дальнейшем
используют и в различных школьных, муниципальных, всероссийских
конкурсах.
Так, поэтапно, начиная с истории своей семьи, изучения школы, в
которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем и истории
России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации,
который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее
патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины,
преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный,
требующий настойчивости, последовательности и большого терпения.
Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё
долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве,
и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном
чувстве».