Напоминание

«Гражданско-патриотическое воспитание в процессе исследовательской деятельности младших школьников»


Авторы: Бредихина Ольга Васильевна, Шнайдер Анастасия Владимировна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание в процессе исследовательской деятельности младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Гражданско-патриотическое воспитание в процессе

исследовательской деятельности

младших школьников»

В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных

задач в области образования является воспитание человека – гражданина и

патриота.

Актуальность

формирования

чувства

патриотизма в

младшем

школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной

школы включает в себя такие личностные характеристики:

любовь к своему народу, краю и Родине;

уважение и принятие ценности семьи и общества;

любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и

т. д.

Дети

младшего

школьного

возраста очень

восприимчивы,

любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы,

искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит

формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций,

мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается

процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в

нем.

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая

гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное

отношение к ее истории.

Работая учителем начальных классов мы

пришли к выводу, что

именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной

деятельности

в

начальной

школе.

Вот

какое

пространство

для

воспитательной работы с младшими школьниками я определила.

П – права и обязанности граждан

А – активный образ жизни

Т – толерантность

Р – радость открытий и познаний

И – изучение истории своего народа

О – ответственность

Т – трудолюбие

И – искренность

З – здоровый образ жизни

М – мужество, милосердие

Таким образом, цель работы по воспитанию патриота – это

развитие

в

личности

высокой

социальной

активности,

гражданской

ответственности,

духовности,

становление

личности,

обладающей

позитивными

ценностями

и

качествами,

способной

проявить

их

в

созидательном процессе в интересах Отечества.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в

себя четыре основных компонента:

Патриотическое воспитание в системе уроков - урочная деятельность.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Участие в мероприятиях различного уровня.

Новое время требует от школы и новых технологий, форм, методов

работы

по

реализации

гражданско-патриотического

воспитания

подрастающего поколения. В своей работе мы используем различные

технологии,

но

самыми

действенными,

на

наш

взгляд,

являются

исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных

и действенных в формировании активной позиции учащихся. В процессе

проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то

есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в

практической деятельности. В патриотическом воспитании применение

проектов нацелено на главный результат – приобретение обучающимися

патриотических убеждений и опыта практической деятельности.

Так,

например, учащиеся начальных классов

под руководством классных

руководителей выполняли коллективный проект «След войны в судьбе моей

семьи». Со своими работами они выступали на классных часах. Совместно с

родителями в школе было проведено внеклассное мероприятие «Я помню, я

горжусь!», где учащиеся также представили свои работы.

Очень интересно и незабываемо прошло внеклассное мероприятие

«Шумит берёзами Россия». Ученики начальной школы не только пели,

танцевали и читали стихи, но и представили свои проекты «Берёза – дерево

чудес», «Берёза – целительница», «Образ берёзы в русском фольклоре».

Большой

блок

воспитательной

работы

в

школе

занимает

исследовательская деятельность. Для организации исследовательской работы

необходимы следующие компоненты: формулировка темы, выявление

проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели и задач,

определение методов проведения исследования, в том числе подбор и

изучение

литературы

и

источников.

В

основе

исследовательской

деятельности лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на

приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта

творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Если рассказывать об опыте работы, то первые проекты, которые

выполняли наши ученики,

были индивидуальными и небольшими по

объему. В конце 1 класса была заявлена тема «Мой первый год в школе».

Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после

корректировки написали мини-сочинения на отдельных листах. К каждому

сочинению приложили фотографии. Так у каждого ученика класса появилась

своя страничка общего классного журнала под названием «Первый раз в

первый класс».

После первых летних каникул решили продолжить и выпустили в

продолжение предыдущего альбома журнал под названием «Мои первые

каникулы». Это были первые уроки мастерства.

Во втором классе ребята разрабатывали индивидуальные проекты по

темам «История моей семьи», «Наши семейные традиции», «Игрушки в

бабушкином сундучке» и др. Школьники с удовольствием приобщаются к

генеалогическому поиску, посредством которого происходят осмысление

судеб родственников во взаимосвязи с отечественной историей, понимание

преемственности поколений, осознания своего места в цепи поколений,

ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитие логического

мышления и творческих задатков подростков.

Материалы своих исследовательских работ учащиеся в дальнейшем

используют и в различных школьных, муниципальных, всероссийских

конкурсах.

Так, поэтапно, начиная с истории своей семьи, изучения школы, в

которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем и истории

России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации,

который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее

патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины,

преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный,

требующий настойчивости, последовательности и большого терпения.

Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё

долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве,

и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном

чувстве».



В раздел образования