Авторы: Зайцева Кристина Евгеньевна, Кристина Евгеньевна Зайцева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Чикская СОШ№6 имени Героя Советского Союза Д.К.Потапова
Населённый пункт: с. Прокудское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление
Раздел: начальное образование
МКОУ Чикская СОШ№ 6 имени Героя Советского Союза
Д.К.Потапова
Система заданий, формирующая алгоритмическое
мышление
Разработчик:
Зайцева Кристина Евгеньевна
учитель начальных классов
Новосибирск 2022
Оглавление
Предисловие..............................................................................3
Задания.......................................................................................6
3
Предисловие
Мы даже не замечаем, как в повседневной жизни
используем алгоритмы. Завести машину, приготовить еду -
все это выполняется в определенной последовательности.
Каждый из нас ежедневно использует сотни различных
алгоритмов.
Например,
правила
сложения,
вычитания,
деления,
умножения
чисел;
грамматические
правила
правописания слов и предложений, а также различные
инструкции и правила - все это алгоритмы. Из приведенных
примеров ясно, что алгоритмы, алгоритмические процессы
неотделимы от нас и являются составной частью нашей
жизни.
Почти
все
сферы
жизнедеятельности
человека
связаны с алгоритмами. Поэтому важно
формировать
алгоритмическое мышление, которое является одной из
важнейших задач преподавателя и учителя, и становится
частью его культуры и поведения.
Формируемые универсальные учебные действия из ФГОС
НОО, которыми учащиеся овладеют, при формировании
алгоритмического мышления:
регулятивные:
4
- планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
-
осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль
по
результату;
-
формирование
саморегуляции,
как
способности
к
мобилизации
сил
и
энергии,
к
волевому
усилию
и
преодолению препятствия;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний, его временных характеристик;
- учиться рассуждать, переносить общие суждения на
частные.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применении
методов информационного поиска;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
-
проверять
информацию,
находить
дополнительную
информацию;
5
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и
вербальном виде;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
Система заданий предусмотрена для учителей начальных
классов.
Задания
При введении понятия алгоритм и формулировании новой
темы были предложены такие задания:
6
Задание 1. Составь алгоритм по рисунку.
Задание 2.
Лена любит вареную картошку со сметаной.
Расставь по порядку действия ее мамы по приготовлению
этого блюда. Какие операции в этом алгоритме можно
переставить?
1. Посолила картошку.
2. Бросила картошку в кипяток.
3. Купила в магазине картофель и сметану.
4. Погасила огонь и слила кипяток.
5. Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь.
7
6. Полила картофель сметаной.
7. Положила картофель на тарелку.
8. Зажгла газовую плиту.
9. Почистила картофель.
К словесным алгоритмам относятся почти все алгоритмы
работы с геометрическим материалом.
Задание
3.
Построй
алгоритм
и
сравни
его
с
уже
составленным.
а) Опиши подробно каждый шаг, который ты будешь для
этого выполнять.
б)
Сравни
его
с
алгоритмом,
который
составила
третьеклассница Оля:
1) надо поставить точку и провести от нее вправо луч;
2) у начальной точки луча надо поставить число 0;
3
8
3) выбрать мерку и отложить ее от начальной точки
луча вправо;
4) поставить у конца отложенной мерки число 1.
5) отметить заданные числа.
в) Сравни свой способ с предложенным.
После того как дети научились работать с линейными и
словесными алгоритмами и выучили свойства алгоритмов,
им можно предложить ряд заданий на проверку их знаний.
Задание 1. Гори, гори, моя звезда.
Учитель: конечно, я могу дать такое задание тысячам звёзд
на небе, но разве они загорятся?
Дети: нет.
Учитель: какого свойства здесь нет?
Дети: результативности.
Учитель: значит это не алгоритм.
Задание 2.
Учитель: часто в помещении висит табличка «Не курить!»
Вроде бы все свойства есть, кроме одного, какого?
Дети: дискретность.
Учитель: действий должно быть несколько, ну хотя бы два.
Как стоит переделать эту фразу?
9
Дети: не курить, не мусорить!
Учитель: верно! И она сразу же превращается в алгоритм.
Задание3.
Учитель: алгоритм приготовления чая «Беру чайник, ставлю
его на огонь. Когда вода закипит, снимаю с огня и
ополаскиваю заварной чайник, чтобы он был теплым,
насыпаю нужное количество сухого чая и даю настояться
несколько минут». Это алгоритм или нет?
Предположения детей.
Вот здесь дети должны увидеть ошибку. «Беру чайник и
ставлю его на огонь…» А если в чайнике нет воды?
Учитель: да, это не алгоритм. Сделаем из него алгоритм:
«Беру чайник и проверяю – есть ли в нём вода, если нет -
наливаю воду и ставлю на огонь, а если да (вода есть)- сразу
ставлю его на огонь. Когда вода закипит, снимаю с огня и
ополаскиваю заварной чайник, чтобы он был теплым,
насыпаю нужное количество сухого чая и даю настояться
несколько минут».
Задание 4.
Учитель: в книге о вкусной и здоровой пище записаны
алгоритмы приготовления борща. Но если дать по данному
10
алгоритму выполнить эти рецепты трём разным людям, то
вкус у каждого борща получится разный. Почему? Ведь
вроде бы все действия выполнены.
Предположения детей.
Учитель: оказывается, результат зависит от различных
исходных данных. Кто-то брал свежие продукты прямо с
грядки, а кто-то продукты, залежавшиеся на прилавке. Вот и
результаты получились разными.
На дом детям следует задать самим попробовать составить
алгоритм
приготовления
борща,
поискать
нужную
информацию в книгах, интернете или спросить у родителей,
красиво оформить записанный алгоритм.
На следующих этапах формирования у детей умения
работать с алгоритмами и предписаниями алгоритмического
типа нужно предложить детям не только линейные и
словесные алгоритмы, но и таблицы, блок – схемы. На
начальных этапах стоит применять более простые задания,
которые
помогут
ребенку
понять
принцип
работы
с
алгоритмами
разных
видов,
постепенно
усложняя
их.
Например, вначале детям можно предложить задания с
использованием таблиц и блок – схемами, задающими
11
линейный или разветвленный алгоритм, а затем уже при
сформированности умения у учащихся работы с ними,
предложить работу с блок – схемами, описывающими более
сложные, циклические алгоритмы.
Например, можно предложить такие упражнения:
Задание1. Вычисли:
Задание2.Найти значение переменной х, используя блок-
схему. Результаты запишите в таблицу:
Начало
Прочитай
: 15
∙14
+235
Запиши
результат
Конец
а
7
14
33
х
а
7
14
33
х
12
Задание 3. Пользуясь заданным алгоритмом, найди значение
x, составь их соответствующим буквам, расшифруй имя и
фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты
его книги?
x
а
0
5
7
9
10
12
14
1
6
20
38
х
Е
Л
И
Н
А
Р
Д
М С
К
13
а
Да
Нет
:3
-27
<60 ?
∙6
х
3
10
3
18
3
10
0
171
63
3
18
27
15
39
14
10
18