Напоминание

Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление


Авторы: Зайцева Кристина Евгеньевна, Кристина Евгеньевна Зайцева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Чикская СОШ№6 имени Героя Советского Союза Д.К.Потапова
Населённый пункт: с. Прокудское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ Чикская СОШ№ 6 имени Героя Советского Союза

Д.К.Потапова

Система заданий, формирующая алгоритмическое

мышление

Разработчик:

Зайцева Кристина Евгеньевна

учитель начальных классов

Новосибирск 2022

Оглавление

Предисловие..............................................................................3

Задания.......................................................................................6

3

Предисловие

Мы даже не замечаем, как в повседневной жизни

используем алгоритмы. Завести машину, приготовить еду -

все это выполняется в определенной последовательности.

Каждый из нас ежедневно использует сотни различных

алгоритмов.

Например,

правила

сложения,

вычитания,

деления,

умножения

чисел;

грамматические

правила

правописания слов и предложений, а также различные

инструкции и правила - все это алгоритмы. Из приведенных

примеров ясно, что алгоритмы, алгоритмические процессы

неотделимы от нас и являются составной частью нашей

жизни.

Почти

все

сферы

жизнедеятельности

человека

связаны с алгоритмами. Поэтому важно

формировать

алгоритмическое мышление, которое является одной из

важнейших задач преподавателя и учителя, и становится

частью его культуры и поведения.

Формируемые универсальные учебные действия из ФГОС

НОО, которыми учащиеся овладеют, при формировании

алгоритмического мышления:

регулятивные:

4

- планировать своё действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации;

-

осуществлять

итоговый

и

пошаговый

контроль

по

результату;

-

формирование

саморегуляции,

как

способности

к

мобилизации

сил

и

энергии,

к

волевому

усилию

и

преодолению препятствия;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня

усвоения знаний, его временных характеристик;

- учиться рассуждать, переносить общие суждения на

частные.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применении

методов информационного поиска;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

процесса и результатов деятельности;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

-

проверять

информацию,

находить

дополнительную

информацию;

5

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при

решении проблем творческого и поискового характера;

Система заданий предусмотрена для учителей начальных

классов.

Задания

При введении понятия алгоритм и формулировании новой

темы были предложены такие задания:

6

Задание 1. Составь алгоритм по рисунку.

Задание 2.

Лена любит вареную картошку со сметаной.

Расставь по порядку действия ее мамы по приготовлению

этого блюда. Какие операции в этом алгоритме можно

переставить?

1. Посолила картошку.

2. Бросила картошку в кипяток.

3. Купила в магазине картофель и сметану.

4. Погасила огонь и слила кипяток.

5. Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь.

7

6. Полила картофель сметаной.

7. Положила картофель на тарелку.

8. Зажгла газовую плиту.

9. Почистила картофель.

К словесным алгоритмам относятся почти все алгоритмы

работы с геометрическим материалом.

Задание

3.

Построй

алгоритм

и

сравни

его

с

уже

составленным.

а) Опиши подробно каждый шаг, который ты будешь для

этого выполнять.

б)

Сравни

его

с

алгоритмом,

который

составила

третьеклассница Оля:

1) надо поставить точку и провести от нее вправо луч;

2) у начальной точки луча надо поставить число 0;

3

8

3) выбрать мерку и отложить ее от начальной точки

луча вправо;

4) поставить у конца отложенной мерки число 1.

5) отметить заданные числа.

в) Сравни свой способ с предложенным.

После того как дети научились работать с линейными и

словесными алгоритмами и выучили свойства алгоритмов,

им можно предложить ряд заданий на проверку их знаний.

Задание 1. Гори, гори, моя звезда.

Учитель: конечно, я могу дать такое задание тысячам звёзд

на небе, но разве они загорятся?

Дети: нет.

Учитель: какого свойства здесь нет?

Дети: результативности.

Учитель: значит это не алгоритм.

Задание 2.

Учитель: часто в помещении висит табличка «Не курить!»

Вроде бы все свойства есть, кроме одного, какого?

Дети: дискретность.

Учитель: действий должно быть несколько, ну хотя бы два.

Как стоит переделать эту фразу?

9

Дети: не курить, не мусорить!

Учитель: верно! И она сразу же превращается в алгоритм.

Задание3.

Учитель: алгоритм приготовления чая «Беру чайник, ставлю

его на огонь. Когда вода закипит, снимаю с огня и

ополаскиваю заварной чайник, чтобы он был теплым,

насыпаю нужное количество сухого чая и даю настояться

несколько минут». Это алгоритм или нет?

Предположения детей.

Вот здесь дети должны увидеть ошибку. «Беру чайник и

ставлю его на огонь…» А если в чайнике нет воды?

Учитель: да, это не алгоритм. Сделаем из него алгоритм:

«Беру чайник и проверяю – есть ли в нём вода, если нет -

наливаю воду и ставлю на огонь, а если да (вода есть)- сразу

ставлю его на огонь. Когда вода закипит, снимаю с огня и

ополаскиваю заварной чайник, чтобы он был теплым,

насыпаю нужное количество сухого чая и даю настояться

несколько минут».

Задание 4.

Учитель: в книге о вкусной и здоровой пище записаны

алгоритмы приготовления борща. Но если дать по данному

10

алгоритму выполнить эти рецепты трём разным людям, то

вкус у каждого борща получится разный. Почему? Ведь

вроде бы все действия выполнены.

Предположения детей.

Учитель: оказывается, результат зависит от различных

исходных данных. Кто-то брал свежие продукты прямо с

грядки, а кто-то продукты, залежавшиеся на прилавке. Вот и

результаты получились разными.

На дом детям следует задать самим попробовать составить

алгоритм

приготовления

борща,

поискать

нужную

информацию в книгах, интернете или спросить у родителей,

красиво оформить записанный алгоритм.

На следующих этапах формирования у детей умения

работать с алгоритмами и предписаниями алгоритмического

типа нужно предложить детям не только линейные и

словесные алгоритмы, но и таблицы, блок – схемы. На

начальных этапах стоит применять более простые задания,

которые

помогут

ребенку

понять

принцип

работы

с

алгоритмами

разных

видов,

постепенно

усложняя

их.

Например, вначале детям можно предложить задания с

использованием таблиц и блок – схемами, задающими

11

линейный или разветвленный алгоритм, а затем уже при

сформированности умения у учащихся работы с ними,

предложить работу с блок – схемами, описывающими более

сложные, циклические алгоритмы.

Например, можно предложить такие упражнения:

Задание1. Вычисли:

Задание2.Найти значение переменной х, используя блок-

схему. Результаты запишите в таблицу:

Начало

Прочитай

: 15

∙14

+235

Запиши

результат

Конец

а

7

14

33

х

а

7

14

33

х

12

Задание 3. Пользуясь заданным алгоритмом, найди значение

x, составь их соответствующим буквам, расшифруй имя и

фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты

его книги?

x

а

0

5

7

9

10

12

14

1

6

20

38

х

Е

Л

И

Н

А

Р

Д

М С

К

13

а

Да

Нет

:3

-27

<60 ?

∙6

х

3

10

3

18

3

10

0

171

63

3

18

27

15

39

14

10

18



В раздел образования