Автор: Мухамадеева Зилида Гильмановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Башкирский лицей им.М.Бурангулова
Населённый пункт: село Раевский Альшеевский район Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект урока
Тема: Что такое предложение?
Раздел: начальное образование
Что такое предложение?
Цель: повторить признаки предложения, правила постановки знаков
препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся, различать предложения и группу
слов, оформлять предложение на письме; аргу-ментированно отвечать,
доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1, Орфографическая минутка
— Посмотрите на шифр и ключ к нему.
— Расшифруйте слова и узнаете, какую орфограмму мы сегодня повторим.
1
2 3 4 5
6
1
л и 3 к ж н
2 с
Ф о
Р У ь
Ключ:
1)1-1,2-3,2-1,2-6;
2)1-5,1-2,1-3,1-6,2-6.
— Кто догадался, что обозначают числа? (Первая показывает номер строки, а
вторая — номер столбца.)
— Какие слова зашифрованы? (Лось, жизнь.) ~ Какая орфограмма встречается в
обоих словах? (Мягкий знак на конце слова.)
— Запишите слова в тетрадь. Назовите еще слова на эту орфограмму. (Дети
называют слова с мягким знаком на конце слова.)
— Запишите пять любых слов с этой орфограммой в тетрадь. Мягкий знак, мягкий
знак — Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, десять, Девять,
пять.
Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки,
Уголками — угольки. Банька в банку превратится. Вот что может получиться, Если
будем забывать Мягкий знак в словах писать.
2. Игра «Топай — хлопай»
(Учитель читает слова. Если в слове есть мягкий знак, дети хлопают, если нет —
топают.)
Дань, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, внес, рыть, ныть, , ,. •.••-.-.-,... . •'"•
Кон, конь, шум, шить.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова в тетради. Составьте предложение с одним из слов.
(Заслушивается несколько ответов.)
— Правильно ли ребята выполнили задание? (Да. Слова связаны по смыслу,
можно сказать, о ком или о чем говорится в предложении.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник. Прочитайте тему урока.
— На какой вопрос мы должны дать ответ? (Что такое предложение ?) • Упр. 20
(с. 24).
— Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова.)
— Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим
смыслом.)
~ Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли
сказать, что это предложение? (Нет. Слова не связаны по смыслу.)
— Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение? (Да.
Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце
стоит точка.)
— Спишите предложение. Как вы понимаете смысл предложения? (Укаждого
человека естъместо, где онродился, живет.)
2. Словарная работа
(На доске запись.)
Р1 А
— Разгадайте ребус. Написание какого слова мы должны запомнить сегодня на
уроке? (Родина^)
— Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
— Объясните значение слова. (Отечество, место, где родился человек, а также
страна, в которой он родился и гражданином которой считается.)
— Какие пословицы о родине вы знаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Кто за Родину горой — Тот
истинный герой.
— Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. (Безударная гласная в словах
горой, герой, Родину.)
— Какую орфограмму можно проверить, а какую нужно запомнить? (Написание
буквы в словах герой, Родина нужно запомнить, проверяем орфограмму горой
— горы.)
— Можно ли сказать, что мы записали предложение? (Да. Слова связаны. Есть
смысл.)
— Как вы поняли, что такое предложение? (Дети отвечают своими словами.)
— Прочитайте правило. (Предложение — это слово или несколько слов, которые
выражают законченную мысль.)
— Чтобы вы дополнили к этому правилу? (...и связаны между собой.)
V. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки
вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.
VI. Закрепление изученного материала