Напоминание

Способы организации совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся


Автор: Сайманова Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Способы организации совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на педагогическом совете:

«Способы организации совместной деятельности классного руководителя,

родителей и учащихся»

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы

классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради

общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.

Набирая класс, я набрала не 30 детей, а 30 семей с мамами, папами, бабушками,

дедушками. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными

устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут

чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько мне как учителю удастся

убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений,

которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая

работа.

Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако

позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы

осуществлялось

сотрудничество

необходимо

стать

с

родителями

единомышленниками и союзниками.

- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и

способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

-Успешность

воспитательного

процесса

зависит

от

того,

как

складываются

отношения между учителем, учащимися и их родителями.

-Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять

коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно

живет, если организована совместная деятельность педагога, родителей, детей.

-В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс,

вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения

намеченных результатов.

-Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания.

Взаимоотношения учителя, родителей и учеников можно сравнить с

равносторонним треугольником. Учитель

Родители Ученики

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения

и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех

“сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам

допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка

становится беднее, а иногда даже невыносимее.

1

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное

отношение к действительности.

Семья

обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение

сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического

развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе, и она нужна семье. Учитель является

связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Учитывая все эти факторы, мне как кл. руководителю необходимо

выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями.

За последние годы пришлось пересмотреть способы организации работы с

родителями в связи с дистанционным обучением и отойти от традиционных.

Правильно понять нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они,

стало намного труднее.

Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:

- Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного

на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо,

комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливала контакт с

детьми, детей друг с другом, а затем с родителями.

В начале первого класса на первом собрании важно родителям познакомиться

между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Я

на первом собрании организовала круглый стол, где родители рассказывали о своих

детях. К концу собрания стало ясно, что все дети очень талантливы: и артисты, и

писатели, и спортсмены… Вывод. Необходимо развивать таланты каждого ребёнка. И

этому должно способствовать тесное сотрудничество учителя с родителем и

учащимися.

- Следующий этап: создание ситуации успеха и радости от собственных достижений

и достижений своих товарищей. И дальше началась кропотливая работа. Я в течении

всех лет моего преподавания организую для родителей праздники обязательно на День

матери, 8 марта и Новый год. Ученики рассказывают стихи, поют песни, танцуют,

показывают сценки.

Очень важно после выслушать родителей, узнать их мнение. Мамочки и папочки

пишут отзыв чаще всего в виде благодарственных писем, пожелании удачи, слёзное

спасибо, растроганного обещания быть внимательнее и терпимее.

В беседа с родителями я всегда начинаю разговор не с проблем детей, а с

общих приятных вопросов, не спешу решать проблемы; оказываю внимание

родителям, интересуюсь их работой, домом; не избегаю обсуждать эмоции,

возникающие из-за школы, учителей, детей;

-внимательно слушаю и принимаю то, что говорят родители, не критикую их

мнение, а стараюсь понять, что позволяет им так думать; очень важно помнить, что

нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;

-на родительских собраниях не критикую отдельных учеников, а прошу родителей

остаться и побеседовать индивидуально, информирую родителей лично, при помощи

писем или индивидуальных бесед,

-информацию, предназначенную для родителей, не передаю через детей или других

лиц, сохраняю конфиденциальность.

2

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

-Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут

похвалы.

-Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают

учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не

ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходят в школу

лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других

родителей. На эту группу родителей я обращаю особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители,

которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим

причинам:

-проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками;

-конфликты детей; недовольство дружбой детей.

-проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;

-проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,

-проблемы активности и внимательности детей на уроках.

Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.

-Почти все мои родители проверяют, как их дети учат уроки.

Повторюсь, что с дистантом стало труднее усваивать материал. Я отправляю видео

своих объяснений трудных тем, чтобы дома ещё раз родители закрепили вместе с

детьми.

-У большинства родителей, совместные с детьми увлечения и занятия.

Большинство семей содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой

досуг вместе с детьми, а именно ходят на прогулки по парку, посещают кинотеатры,

кукольные спектакли, редко музеи, летом совершают поездки к морю. На второе место

можно поставить совместные игры и чтение.

-Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту

дружбу сами, организуют детские праздники, например дни именинника.

-Детям очень важно, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной

жизни, были с ними во время детских праздников в школе. Это не всегда получается.

Но я стараюсь привлечь родителей, например на Новый год, выпуск из 1,2,3 классов.

Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации

исследовательского обучения. За три года мы с детьми и совместно с родителями

создали огромное количество краткосрочных проектов. Последний проект был о

родниках. Исследуя родники нашего края, ученики вместе с родителями посетили

святые места, узнали об их истории и даже организовали малые субботники по

очищению территории вокруг.

Работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без

разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Начиная с помощи в

выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей.

Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые

разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю,

что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим

подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.

3

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность

темы сотрудничества и пожелать классным руководителям успешной работы,

достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.

Я очень радуюсь, когда мои

родители говорят:

«Людмила Анатольевна,

спасибо большое за всестороннюю информацию об успеваемости и поведении моего

ребенка. Вы наш помощник и авторитет. Вас можно спросить обо всем, что

интересует, и вы всегда тактично ответите, посоветуете. Мы очень рады, что нашего

ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»

И не хочется быть голословной. Разрешите показать выступления моих детей на

день мам и 8 марта с танцами. У меня нет хореографического образования, но есть

огромное желание сделать детей душевными и разносторонне- развитыми.

Работа с родителями – это одна и самых трудных, хлопотных составляющих

работы классного руководителя.

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

(В.А. Сухомлинский)

Успехов и терпения всем нам в воспитании учащихся.

4



В раздел образования