Автор: Сайманова Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Способы организации совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся
Раздел: начальное образование
Выступление на педагогическом совете:
«Способы организации совместной деятельности классного руководителя,
родителей и учащихся»
“Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы
классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради
общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Набирая класс, я набрала не 30 детей, а 30 семей с мамами, папами, бабушками,
дедушками. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными
устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут
чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько мне как учителю удастся
убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений,
которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая
работа.
Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако
позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы
осуществлялось
сотрудничество
необходимо
стать
с
родителями
единомышленниками и союзниками.
- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и
способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
-Успешность
воспитательного
процесса
зависит
от
того,
как
складываются
отношения между учителем, учащимися и их родителями.
-Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять
коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно
живет, если организована совместная деятельность педагога, родителей, детей.
-В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс,
вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения
намеченных результатов.
-Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания.
Взаимоотношения учителя, родителей и учеников можно сравнить с
равносторонним треугольником. Учитель
Родители Ученики
И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения
и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех
“сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам
допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка
становится беднее, а иногда даже невыносимее.
1
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное
отношение к действительности.
Семья
обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение
сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического
развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе, и она нужна семье. Учитель является
связующим звеном между школой и семьями обучающихся.
Учитывая все эти факторы, мне как кл. руководителю необходимо
выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями.
За последние годы пришлось пересмотреть способы организации работы с
родителями в связи с дистанционным обучением и отойти от традиционных.
Правильно понять нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они,
стало намного труднее.
Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:
- Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного
на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо,
комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливала контакт с
детьми, детей друг с другом, а затем с родителями.
В начале первого класса на первом собрании важно родителям познакомиться
между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Я
на первом собрании организовала круглый стол, где родители рассказывали о своих
детях. К концу собрания стало ясно, что все дети очень талантливы: и артисты, и
писатели, и спортсмены… Вывод. Необходимо развивать таланты каждого ребёнка. И
этому должно способствовать тесное сотрудничество учителя с родителем и
учащимися.
- Следующий этап: создание ситуации успеха и радости от собственных достижений
и достижений своих товарищей. И дальше началась кропотливая работа. Я в течении
всех лет моего преподавания организую для родителей праздники обязательно на День
матери, 8 марта и Новый год. Ученики рассказывают стихи, поют песни, танцуют,
показывают сценки.
Очень важно после выслушать родителей, узнать их мнение. Мамочки и папочки
пишут отзыв чаще всего в виде благодарственных писем, пожелании удачи, слёзное
спасибо, растроганного обещания быть внимательнее и терпимее.
В беседа с родителями я всегда начинаю разговор не с проблем детей, а с
общих приятных вопросов, не спешу решать проблемы; оказываю внимание
родителям, интересуюсь их работой, домом; не избегаю обсуждать эмоции,
возникающие из-за школы, учителей, детей;
-внимательно слушаю и принимаю то, что говорят родители, не критикую их
мнение, а стараюсь понять, что позволяет им так думать; очень важно помнить, что
нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
-на родительских собраниях не критикую отдельных учеников, а прошу родителей
остаться и побеседовать индивидуально, информирую родителей лично, при помощи
писем или индивидуальных бесед,
-информацию, предназначенную для родителей, не передаю через детей или других
лиц, сохраняю конфиденциальность.
2
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
-Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут
похвалы.
-Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают
учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не
ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходят в школу
лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других
родителей. На эту группу родителей я обращаю особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители,
которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим
причинам:
-проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
-конфликты детей; недовольство дружбой детей.
-проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
-проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
-проблемы активности и внимательности детей на уроках.
Работая с классом третий год, могу с уверенностью сказать.
-Почти все мои родители проверяют, как их дети учат уроки.
Повторюсь, что с дистантом стало труднее усваивать материал. Я отправляю видео
своих объяснений трудных тем, чтобы дома ещё раз родители закрепили вместе с
детьми.
-У большинства родителей, совместные с детьми увлечения и занятия.
Большинство семей содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой
досуг вместе с детьми, а именно ходят на прогулки по парку, посещают кинотеатры,
кукольные спектакли, редко музеи, летом совершают поездки к морю. На второе место
можно поставить совместные игры и чтение.
-Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту
дружбу сами, организуют детские праздники, например дни именинника.
-Детям очень важно, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной
жизни, были с ними во время детских праздников в школе. Это не всегда получается.
Но я стараюсь привлечь родителей, например на Новый год, выпуск из 1,2,3 классов.
Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации
исследовательского обучения. За три года мы с детьми и совместно с родителями
создали огромное количество краткосрочных проектов. Последний проект был о
родниках. Исследуя родники нашего края, ученики вместе с родителями посетили
святые места, узнали об их истории и даже организовали малые субботники по
очищению территории вокруг.
Работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без
разнообразного сотрудничества на различных уровнях.
Начиная с помощи в
выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей.
Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые
разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Однако я считаю,
что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим
подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.
3
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность
темы сотрудничества и пожелать классным руководителям успешной работы,
достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.
Я очень радуюсь, когда мои
родители говорят:
«Людмила Анатольевна,
спасибо большое за всестороннюю информацию об успеваемости и поведении моего
ребенка. Вы наш помощник и авторитет. Вас можно спросить обо всем, что
интересует, и вы всегда тактично ответите, посоветуете. Мы очень рады, что нашего
ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»
И не хочется быть голословной. Разрешите показать выступления моих детей на
день мам и 8 марта с танцами. У меня нет хореографического образования, но есть
огромное желание сделать детей душевными и разносторонне- развитыми.
Работа с родителями – это одна и самых трудных, хлопотных составляющих
работы классного руководителя.
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А. Сухомлинский)
Успехов и терпения всем нам в воспитании учащихся.
4