Автор: Евгения Вячеславовна Никенина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ликино-Дулёвская гимназия
Населённый пункт: город Ликино-Дулёво, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности и психологический портрет ребёнка младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
1.1 Возрастные особенности и психологический портрет ребенка младшего школьного возраста
Период жизни ребенка с 6-7 до 10-11 лет принято относить к младшему школьному возрасту. В 6
или 7 лет ребенок поступает в первый класс и начинает свое обучение в школе, что само по себе
является переломным моментом в его жизни [6, с. 112]. В период младшего школьного возраста
наблюдается активное развитие ребенка, как физическое, так и психическое.
В младшем школьном возрасте наблюдается изменение всех систем детского организма, это этап
активного развития и роста. В первую очередь это объясняется происходящими в эндокринной
системе ребенка изменения, когда начинают функционировать «новые» железы, замещая работу
«старых». Соответственно, этот возрастной период характеризуется резкими преображениями и
положительными переменами ребенка.
В этом возрасте ребенок должен не только поверить в собственные силы, но и иметь развитые
коммуникативные навыки, быть готовым к школьному обучению, характеризоваться наличием
познавательного интереса. В противном случае, формирование всего вышеперечисленного в
более взрослом возрасте будет более энергозатратным, потребует приложения существенных
душевных и физических усилий.
Период младшего школьного возраста по С.Ю. Лебедевой – это «период впитывания, накопления
знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции
благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение
авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко
многому из того, с чем они сталкиваются» [19, с. 135].
По достижении шестилетнего возраста ребенок вполне подготовлен и адаптирован к школьному
обучению. Он уже сформирован как личность, способен давать оценку происходящим вокруг
событиям, постоянно проводит сравнения своего и чужого поведения.
К этому периоду жизни, ребенок должен характеризоваться следующими психическими
навыками [27]:
-
способность и готовность к ведению социально значимой деятельности;
-
способность управлять собственным поведением;
-
способность делать умозаключения и собственные небольшие выводы;
-
владение речью;
-
коммуникативная готовность, способность к взаимодействию с другими людьми.
Период младшего школьного возраста ребенка характеризуется замедлением его ростом,
окостенением скелета и набором веса. Наблюдается быстрое развитие мышечной системы
детского организма, развивается мелкая моторика, что позволяет ребенку делать более тонкие и
аккуратные движения. Как результат, навыки письма усваиваются ребенком гораздо быстрее, чем
раньше. Фаза роста характерна для всего детского организма [8, с. 143].
Все резервы детского организма активируются в следствие перестройки последнего.
Соответственно, наблюдается подвижность и в протекающих в нервной системе процессах. Для
этого возрастного периода характерны высокая эмоциональная возбудимость и быстрая
утомляемость, крайне развитая чувствительность и беспокойство, ранимость ребенка [10].
Психические изменения детского организма опосредованы изменениями в физиологии ребенка.
К 6-7 годам наблюдается процесс созревания лобных долей больших полушарий головного мозга,
большая согласованность процессов возбуждения и торможения. Все вышеперечисленное
способствует освоению этических и моральных норм, развитию у ребенка целенаправленного
произвольного поведения. Это период становления ребенка как сознательной личности. По
достижении младшего школьного возраста ребенок должен понимать и уметь применять
общепринятые поведенческие и моральные правила и нормы, понимать и принимать мнение
окружающих его взрослых о допустимом и недопустимом поведении [27].
Младший школьный возраст характеризуется не только совершенствованием функций детской
психики, но и возникновением личностных новообразований. По мнению Л.С. Выготского, среди
этих новообразований центральное место занимает «переход от низших функций внимания и
памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [8, с. 143].
Разграничение труда и игровой деятельности происходит в период обучения ребенка в начальной
школе. Таким образом, в младшем школьном возрасте дети должны быть способны разделять
направленную на получение социально значимого результата деятельности, и ту, в процессе
осуществления которой он получит определенное благо.
Дети младшего школьного возраста как внутри своей семьи, так и в школьной среде становятся
полноправными членами трудового коллектива, а, значит, ключевой особенностью этого периода,
и базовым условием для личностного развития ребенка, является способность к разграничению
труда (в том числе и учебного) и игровой деятельности. Как следствие, деятельность ребенка
приобретает новую направленность. Пребывание в коллективе школьной среды развивает у
младших школьников новое для него социальное чувство, за счет которого активизируется
процесс практического закрепления допустимых в обществе поведенческих норм. Учебная, или
познавательная деятельность преобладает у детей этого возраста. Ключевые изменения в
психическом развитии младшего школьника опосредованы именно этим видом деятельности.
Возникновение психических образований происходит постепенно в процессе учебной
деятельности ребенка. Достижение ребенком значительных результатов, определяющих его
становление и развитие в будущем, определяется именно этими образованиями психики. В
первую очередь здесь стоит отметить совершенствование когнитивных процессов (развитие
восприятия и внимания, памяти ребенка), процесс произвольности (контроль за исполнение
программы деятельности, планирование), развитие умственных способностей (речевые
способности, письмо). За счет выше перечисленных процессов младшие школьники (по
сравнению с детьми дошкольного возраста) способны к решению более сложных задач и
операций, требующих мыслительной деятельности [38, с. 29].
Реорганизация эмоциональных и когнитивных процессов ребенка, формирование его личности в
первую очередь происходят вследствие начала его учебной деятельности. В системе развития
взаимоотношений с окружающими младший школьник, в течение своей познавательной
деятельности и учебы, начинает занимать новое место, и в первую очередь это определяется
именно его поступлением в школу.
Развитие ответственности ребенка, его сознательного поведения происходит в процессе решения
им социальных задач, поставленных перед ним школой. Меняется и положение ребенка внутри
семьи, где к нему перестают относиться как к несмышленышу, ставят перед ним новые задачи и
обязанности [10]. Младший школьный возраст – это период активного противостояния
кардинально отличных друг от друга мотивов: инициированное взрослыми людьми «надо,
необходимо, нужно» и инициированное самим ребенком «хочу». Бесспорно, поступление в
школу и учебный процесс способствует нормализации отношений младшего школьника с
окружающими его взрослыми и сверстниками. В тоже время, к ребенку предъявляется и ряд
новых требований: хорошие оценки, ответственность, собранность, дисциплина.
В младшем школьном возрасте дети начинают лучше понимать социальные мотивы и морально-
нравственные оценки поведения, важность коммуникации и взаимоотношений с окружающими.
Это период формирования детской личности. Младшие школьники (и в первую очередь это
справедливо для первоклассников) эмоционально чувствительны к происходящему, склонны к
эмоциональной и бурной реакции на те события, которые наиболее значимы для них.
Восприятие младшего школьника больше всего реагирует на осязаемое и яркое. Развитие
способности контроля речи, произвольности происходит параллельно эмоциональному развитию
ребенка. в этот период дети способны не только контролировать, но и понимать возникающие у
них эмоции. Кроме того, параллельно протекают процессы мышечного развития и освоения
способов управления мышцами.
Стоит также отметить, что несмотря на повышение работоспособности ребенка в младшем
школьном возрасте, его физической выносливости, дети этого возраста все еще характеризуются
эмоциональной чувствительностью, ранимостью и быстрой утомляемостью. После 25-30 минут
урока, и по окончании второго урока наблюдается резкое снижение детской трудоспособности.
Эмоционально насыщенные уроки и мероприятия, группы продленного дня – все это приводит к
быстрой усталости младших школьников.
Результаты многочисленных педагогических исследований показали, что проблемы с учебой в
средней школе являются следствием того, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел
соответствующими его возрасту мыслительными операциями, иными словами, не научился
учиться. Умственное развитие ребенка тесно связано с развитием его творческой
самостоятельности, мыслительных навыков и устойчивых интересов. В начальной школе, где
подавляющая масса педагогов в своей практике использует прием обучения учащихся «по
образцу», условия для умственного развития ребенка и связанных с ним процессов недостаточны
[27].
Достаточно часто выдаваемые детям задания не предусматривают проявление творческой
инициативы иди самостоятельности. В основе этих упражнений заложено подражание и
многократное повторение [27]. Такие тренировочные задания лишь незначительно способствуют
развитию определяющих самостоятельность ребенка мыслительных операций (глубина
мышления, гибкость, скорость). Между тем, в начальной школе главной образовательной задачей
является развитие у школьников исследовательского мышления, самостоятельной инициативы к
поиску.
Насыщенные выдаваемым учебным материалом уроки не являются идеальными условиями для
развития у младших школьников когнитивных процессов. С этой целью должны проводиться
внеклассные мероприятия, в ходе которых в игровой форме дети будут решать оригинальные,
нестандартные задачи. Таким образом, игровая деятельность младших школьников будет иметь
огромную значимость для их развития.
Возрастные потребности детей, их интересы наиболее всего находят свое отражение в их играх.
Включение в игровую деятельность необходимых компонентов будет способствовать развитию у
младших школьников определенных навыков и умений.
Резюмируя все вышесказанное в этом параграфе отметим следующее. с момента поступления
ребенка в школу начинается период его младшего школьного возраста. В отечественной практике
относительно недавно нижняя граница периода младшего школьного возраста опустилась до 6
лет, что является следствием перехода к 4-летнему этапу начального образования, допускающего
поступление в школу по достижении шестилетнего возраста. В целом, младший школьный возраст
длится в течение всего времени обучения в начальных классах: с 6–7 до 9–10 лет.
В период младшего школьного возраста происходит изменение познавательных процессов
ребенка, быстрое развитие и рост последнего. Процессы познания становятся произвольными,
осознанными и опосредованными. Происходит постепенное освоение детьми своей памятью и
вниманием, протекающими умственными процессами. Важным этапом в жизни ребенка,
определяющим развитие его эмоциональной сферы и процессов познания, личности является
поступление в школу.
Постепенное преобразование присущих ребенку потребностей происходит вследствие
закрепления у него принятых в обществе поведенческих правил и норм. Обучение младших
школьников в первую очередь должно быть направлено на развитие их индивидуальных
способностей и творческого потенциала.
Итак, периодом жизни ребенка, характеризующийся началом ведения оцениваемой обществом
учебной деятельности, имеющей социально значимое для него самого значения, является
младший школьный возраст. На этом этапе развития ребенка происходят значительные
трансформации в его коммуникации с окружающими взрослыми и сверстниками, видах
деятельности. Вносятся коррективы и в образ жизни ребенка, он начинает строить новые
отношения с окружающими, приобретает новые для него обязанности.