Напоминание

ЛЕГО-технологии в современном обучении


Автор: Анна Андреевна Никитина
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школы-интерната для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Городского округа Шатура
Наименование материала: Доклад
Тема: ЛЕГО-технологии в современном обучении
Раздел: начальное образование





Назад




ЛЕГО - технологии в современном обучении

ЛЕГО - конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной

деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при

помощи

увлекательной

созидательной

игры,

в

которой

не

будет

проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться»

Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового

средства для детей с нормальным психофизиологическим развитием, а также

с речевой патологией и у детей с интеллектуальным недоразвитием

достаточно широк. Существует несколько направлений.

Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых

целей

Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. К

сожалению,

не всегда этот вид деятельности может самостоятельно

развиться даже у детей с нормальным психофизическим развитием. Для

развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы

ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел

моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из

окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их

впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут

постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что

очень способствует развитию ребенка.

Самостоятельная

конструктивная

игровая

деятельность

детей

с

отклонениями в развитии, как показывают практические наблюдения,

отличается несформированностью и требует не только определенного

руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-

развивающего воздействия на детей.

Естественно, что для детей с речевой патологией, а тем более для детей с

интеллектуальными нарушениями необходима также квалифицированная

помощь педагога. Необходимо активно использовать такие методы, как показ

образца, схем, оказание обучающей помощи, совместная деятельность с

ребенком,

словесная

инструкция.

В

результате

применения

ЛЕГО-

технологий а также применения вышеперечисленных методов работы дети с

речевой патологией и некоторые дети с интеллектуальными нарушениями

начинают самостоятельно создавать интересные постройки и декорации,

вкладывая в них свое отношение.

Использование ЛЕГО-элементов в дидактических играх и

упражнениях

На

основе

уже

описанных

в

общей

и

специальной

педагогике

дидактических игр педагог может разработать различные дидактические

пособия и использовать их для проведения дидактических упражнений с

целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития

интереса к обучению, формированию коммуникативной функции. По

аналогии можно разработать массу интересных игр и упражнений, в которых

будут использоваться яркие красивые детали ЛЕГО.

Применение

дидактических

упражнений

с

использованием

ЛЕГО-

элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по

подготовке к обучению счету, грамоте, коррекции звукопроизношения,

ознакомлению с окружающим миром и т. д.

На занятиях обучения счету можно совершенствовать и закреплять такие

понятия, как цвет, форма, величина, целое число, дроби, отрабатывать

навыки составления и решения примеров, наглядно представить состав числа

и т.д.

В

период

обучения

грамоте

ЛЕГО

также

сможет

стать

вашим

незаменимым помощником. Абстрактный термин «звук» весьма трудно

понять нормально развивающемуся ребенку, а детям с речевой патологией и

детям с интеллектуальным недоразвитием тем более. Для решения этой

задачи также можно использовать ЛЕГО. В наборах есть человечки в

разноцветных «костюмчиках». Человечки в красных платьицах могут

изображать гласные звуки. Твердые согласные - человечки в синих

костюмчиках. Мягкие согласные - человечки в зеленых костюмчиках.

Использование человечков и разноцветных кирпичиков упрощает работу

по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать ЛЕГО при

составлении схемы предложения, очень нравится детям составлять из ЛЕГО

букву и т.д.

Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению,

снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным

опытом, что позволяет говорить о некотором терапевтическом воздействии

ЛЕГО.

Перечислены только некоторые из возможных вариантов использования

данного

конструктора

в

процессе

коррекции

звукопроизношения

и

подготовки к обучению грамоте.

ЛЕГО можно использовать и в процессе занятий по теме «Ознакомление с

окружающим миром»; темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой

деятельности,

лучше

усваиваются

детьми.

Например,

проходя

тему

«Домашние животные», дети делают постройки: лошади и жеребенка, козы с

«Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В

этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы

впоследствии

использовать

их

в

творческой

конструктивно-игровой

деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения.

Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести

серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, так как велико желание

ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, и с речевыми

отклонениями, и имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти

кирпичики и просто поиграть.

Организуя игру с конструктором, педагог должен помнить и о своей

манере поведения на занятии: тактично вести беседу, активно пользоваться

вежливыми словами, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у

детей внести свои идеи в постройку. Подобное поведение педагога будет

направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к

другу и к педагогу.

Чтобы обучение конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО было в

подлинном смысле развивающим и в дальнейшем конструктор ЛЕГО мог

использоваться на занятиях (уроках), оно должно быть построено с учётом

особенностей мотивации деятельности ребенка, а также особенностей его

психического развития и имеющихся у него нарушений.

При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО

школьников педагогу необходимо учитывать следующее:

задания, которые педагог использует в процессе обучения, должны

быть особо конкретными, непродолжительными, с частой сменой

действий, вариантов заданий. Перед занятием необходимо четко

продумывать выбор раздаточного и наглядного материала;

речь педагога должна быть четкой, спокойной, эмоциональной,

опорные слова необходимо выделять голосом. При общении с детьми

стараться улыбаться им, тем самым вызывая ответную улыбку. На

занятиях следует использовать разные варианты педагогического

воздействия, так как уровень развития учеников не одинаков: прямое

указание, показ, словесная инструкция, объяснение, действия руками

ученика.

У детей возникает интерес к заданиям с использованием ЛЕГО-элементов.

Они

получают

удовольствие

от

выполненной

ими

ЛЕГО-постройки,

заинтересованы в получении хорошего результата, стремятся получить

похвалу. Успешное скрепление ЛЕГО-деталей позволяет детям поверить в

свои силы и возможности, так как они видят результат своей деятельности -

красивые детали соединились в нечто еще более красивое.

Ознакомление с цветом вызывает трудности у некоторых учеников: они

путают цвета, плохо соотносят цвет с предметами окружающего мира. Но в

процессе проведения занятий с ЛЕГО это легко преодолевается

В определенной степени дети овладевают навыками и умениями, которые

необходимы для успешной конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.

Конечно, в процессе работы будут определенные трудности: дети не сразу

начинают хорошо ориентироваться в цвете, величине и форме ЛЕГО-

деталей,

тяжело

воспринимают

пространственные

свойства

объектов,

расположения

элементов

и

т.д.

Поэтому

многие

задания,

которые

используются на коррекционных занятиях, целесообразно повторять как

элементы на уроках и во внеурочное время» Но положительные эмоции,

яркие впечатления от игр с самостоятельно произведенными постройками,

полученные

детьми

на

занятиях,

точно

помогут

сформировать

положительное отношения к учебной деятельности и сформировать у детей

мотивацию к дальнейшему совершенствованию полученных ранее умений и

навыков.



В раздел образования