Автор: Анна Андреевна Никитина
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школы-интерната для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Городского округа Шатура
Наименование материала: Доклад
Тема: ЛЕГО-технологии в современном обучении
Раздел: начальное образование
ЛЕГО - технологии в современном обучении
ЛЕГО - конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной
деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при
помощи
увлекательной
созидательной
игры,
в
которой
не
будет
проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться»
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового
средства для детей с нормальным психофизиологическим развитием, а также
с речевой патологией и у детей с интеллектуальным недоразвитием
достаточно широк. Существует несколько направлений.
Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых
целей
Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. К
сожалению,
не всегда этот вид деятельности может самостоятельно
развиться даже у детей с нормальным психофизическим развитием. Для
развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы
ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел
моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из
окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их
впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут
постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что
очень способствует развитию ребенка.
Самостоятельная
конструктивная
игровая
деятельность
детей
с
отклонениями в развитии, как показывают практические наблюдения,
отличается несформированностью и требует не только определенного
руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-
развивающего воздействия на детей.
Естественно, что для детей с речевой патологией, а тем более для детей с
интеллектуальными нарушениями необходима также квалифицированная
помощь педагога. Необходимо активно использовать такие методы, как показ
образца, схем, оказание обучающей помощи, совместная деятельность с
ребенком,
словесная
инструкция.
В
результате
применения
ЛЕГО-
технологий а также применения вышеперечисленных методов работы дети с
речевой патологией и некоторые дети с интеллектуальными нарушениями
начинают самостоятельно создавать интересные постройки и декорации,
вкладывая в них свое отношение.
Использование ЛЕГО-элементов в дидактических играх и
упражнениях
На
основе
уже
описанных
в
общей
и
специальной
педагогике
дидактических игр педагог может разработать различные дидактические
пособия и использовать их для проведения дидактических упражнений с
целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития
интереса к обучению, формированию коммуникативной функции. По
аналогии можно разработать массу интересных игр и упражнений, в которых
будут использоваться яркие красивые детали ЛЕГО.
Применение
дидактических
упражнений
с
использованием
ЛЕГО-
элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по
подготовке к обучению счету, грамоте, коррекции звукопроизношения,
ознакомлению с окружающим миром и т. д.
На занятиях обучения счету можно совершенствовать и закреплять такие
понятия, как цвет, форма, величина, целое число, дроби, отрабатывать
навыки составления и решения примеров, наглядно представить состав числа
и т.д.
В
период
обучения
грамоте
ЛЕГО
также
сможет
стать
вашим
незаменимым помощником. Абстрактный термин «звук» весьма трудно
понять нормально развивающемуся ребенку, а детям с речевой патологией и
детям с интеллектуальным недоразвитием тем более. Для решения этой
задачи также можно использовать ЛЕГО. В наборах есть человечки в
разноцветных «костюмчиках». Человечки в красных платьицах могут
изображать гласные звуки. Твердые согласные - человечки в синих
костюмчиках. Мягкие согласные - человечки в зеленых костюмчиках.
Использование человечков и разноцветных кирпичиков упрощает работу
по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать ЛЕГО при
составлении схемы предложения, очень нравится детям составлять из ЛЕГО
букву и т.д.
Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению,
снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным
опытом, что позволяет говорить о некотором терапевтическом воздействии
ЛЕГО.
Перечислены только некоторые из возможных вариантов использования
данного
конструктора
в
процессе
коррекции
звукопроизношения
и
подготовки к обучению грамоте.
ЛЕГО можно использовать и в процессе занятий по теме «Ознакомление с
окружающим миром»; темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой
деятельности,
лучше
усваиваются
детьми.
Например,
проходя
тему
«Домашние животные», дети делают постройки: лошади и жеребенка, козы с
«Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В
этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы
впоследствии
использовать
их
в
творческой
конструктивно-игровой
деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения.
Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести
серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, так как велико желание
ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, и с речевыми
отклонениями, и имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти
кирпичики и просто поиграть.
Организуя игру с конструктором, педагог должен помнить и о своей
манере поведения на занятии: тактично вести беседу, активно пользоваться
вежливыми словами, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у
детей внести свои идеи в постройку. Подобное поведение педагога будет
направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к
другу и к педагогу.
Чтобы обучение конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО было в
подлинном смысле развивающим и в дальнейшем конструктор ЛЕГО мог
использоваться на занятиях (уроках), оно должно быть построено с учётом
особенностей мотивации деятельности ребенка, а также особенностей его
психического развития и имеющихся у него нарушений.
При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО
школьников педагогу необходимо учитывать следующее:
задания, которые педагог использует в процессе обучения, должны
быть особо конкретными, непродолжительными, с частой сменой
действий, вариантов заданий. Перед занятием необходимо четко
продумывать выбор раздаточного и наглядного материала;
речь педагога должна быть четкой, спокойной, эмоциональной,
опорные слова необходимо выделять голосом. При общении с детьми
стараться улыбаться им, тем самым вызывая ответную улыбку. На
занятиях следует использовать разные варианты педагогического
воздействия, так как уровень развития учеников не одинаков: прямое
указание, показ, словесная инструкция, объяснение, действия руками
ученика.
У детей возникает интерес к заданиям с использованием ЛЕГО-элементов.
Они
получают
удовольствие
от
выполненной
ими
ЛЕГО-постройки,
заинтересованы в получении хорошего результата, стремятся получить
похвалу. Успешное скрепление ЛЕГО-деталей позволяет детям поверить в
свои силы и возможности, так как они видят результат своей деятельности -
красивые детали соединились в нечто еще более красивое.
Ознакомление с цветом вызывает трудности у некоторых учеников: они
путают цвета, плохо соотносят цвет с предметами окружающего мира. Но в
процессе проведения занятий с ЛЕГО это легко преодолевается
В определенной степени дети овладевают навыками и умениями, которые
необходимы для успешной конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Конечно, в процессе работы будут определенные трудности: дети не сразу
начинают хорошо ориентироваться в цвете, величине и форме ЛЕГО-
деталей,
тяжело
воспринимают
пространственные
свойства
объектов,
расположения
элементов
и
т.д.
Поэтому
многие
задания,
которые
используются на коррекционных занятиях, целесообразно повторять как
элементы на уроках и во внеурочное время» Но положительные эмоции,
яркие впечатления от игр с самостоятельно произведенными постройками,
полученные
детьми
на
занятиях,
точно
помогут
сформировать
положительное отношения к учебной деятельности и сформировать у детей
мотивацию к дальнейшему совершенствованию полученных ранее умений и
навыков.