Автор: Соколова Татьяна Евгеньевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Рыбинский полиграфический колледж
Населённый пункт: Горол Рыбинск, ул Расплетина д.47
Наименование материала: Моделирование педагогических условий реализации индивидуально-творческого подхода в процессе овладения профессией "Дизайнер"
Тема: Реализации индивидуально-творческого подхода в обучении.
Раздел: среднее профессиональное
Моделирование педагогических условий реализации индивидуально-
творческого подхода в процессе овладения профессией «Дизайнер»
o
Внимание к проблеме индивидуального подхода в обучении студентов в
последнее время является распространенным явлением и остается одним из
наиболее актуальных вопросов педагогики.
Радикальные изменения в социальной жизни страны в последние годы не
могли не сказаться на ситуации в системе образования. Они затронули самые
разнообразные стороны учебного процесса – от уровня подготовки до
мотивации образования у каждого студента.
Первокурсники, имея различный уровень подготовки, начинают учиться
фактически на одинаковых условиях, хотя формально имеют различные
возможности для освоения дисциплин.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в
силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством
должен дать каждому ребенку возможность испытать радость творческого
труда. Достижение удовлетворения результатами своей деятельности
вызывает уверенность в собственной профессиональной пригодности.
При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-
психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной
деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения. В этом
случае неудачи в освоении одних дисциплин могут компенсироваться
успехами в творческой деятельности.
Особенно нуждаются в индивидуальном подходе студенты с недостаточной
познавательной активностью и мыслительной деятельностью.
Помочь студенту организовать свою учебную деятельность – это одна из
главных задач преподавателя, как специалиста в своей области. Проведение
различных мероприятий, творческих конкурсов, позволяющих выявить
способности студентов, помогает им лучше проявить себя в определенном
качестве.
Цель индивидуализации в колледже – подготовить каждого студента к
самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его
природными задатками и склонностями, а также физиологическими и
психическими особенностями личности.
Подход преподавателя, построенный на учете индивидуальных особенностей,
может стать хорошим средством активизации самостоятельной работы
студентов, повышения эффективности изучения дисциплин.
Индивидуализация
обучения
порождает
развитие
самостоятельности
учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию
красивых вещей. В этом заключается специфика будущей профессиональной
деятельности дизайнера.
Индивидуально – творческий подход в обучении обеспечивает повышение
уровня
овладения
специальностью,
становление
и
развитие
творческой
индивидуальности будущего специалиста, способствует его всестороннему
развитию.
Наличие творческой индивидуальности сегодня – это одно из необходимых
требований к личности молодого специалиста, особенно в области Дизайна.
Данную идею можно реализовать через разработку индивидуально –
образовательной траектории обучения для каждого студента. ИОТ –это
организация специальной поддержки и сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (инвалиды и т.п.) в тех видах
деятельности, в которых он может максимально себя реализовать или к
которым проявляет интерес, а также при освоении которых он испытывает
трудности.
Моделирование педагогических условий реализации индивидуально-
творческого подхода проходит в несколько этапов:
Выявление студентов с ограниченными возможностями здоровья
(инвалиды и т.п.);
Определение учебной мотивации студента (его целей);
Совместный выбор стратегии достижения цели;
Определение индивидуального темпа учебно-познавательной
деятельности
Организация поддержки и сопровождения студента в проблемных или
интересующих его видах деятельности
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию следует через
применение различных форм и методов проведения УВЗ, внеурочную,
проектную деятельность, кружковую работу и т.п.)
Выбор методов обучения в наибольшей степени зависит от самого
преподавателя, поскольку универсальных методов, которые можно было бы
использовать всегда и везде, не существует. Каждый преподаватель
самостоятельно определяет метод обучения и определяет область его
применения в зависимости от целей учебного процесса, специфики учебной
дисциплины, содержания учебного материала, возможностей
студентов и
других условий учебного процесса.
Но в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог
должен в первую очередь ориентироваться на совместное определение
методов достижения целей педагогического процесса.
Подход преподавателя, построенный на учете индивидуальных особенностей,
может стать хорошим средством активизации самостоятельной работы
студентов, повышения эффективности изучения дисциплин.
Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается
на
мастерстве,
которое
приобретается
на
протяжении
всего
обучения
посредством грамотного взаимодействия преподавателя и учащегося.