Напоминание

Я и моя семья


Автор: Смородинова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кугесьский лицей"
Населённый пункт: п. Кугеси Чебоксарский р, Чувашская Республика
Наименование материала: урок
Тема: Я и моя семья
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Я и моя семья.

Цели урока:

формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;

укрепить привязанность к членам своей семьи;

сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни

человека;

привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать

помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ

семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на

конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви,

уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу.

Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.

Да и мне улыбка ваша очень-очень как нужна.

Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

Разговор наш заведём...

2. Сообщение темы урока.

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое семья?

-А кто это?

-Сегодня на уроке мы дальше продолжим наш разговор о семье.

3. Беседа «Моя семья. Отношения в семье»

Давайте еще раз скажем, что такое СЕМЬЯ? ( Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки,

дедушки.) По мере называния членов семьи, на слайде появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

Какой лучик забыли? (Себя.) Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

Замечательно, лучиков много, значит она большая. Однако семья может быть и маленькая:

например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы,

то это хорошая, настоящая семья.

Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? ( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда

поймут, помогут, защитят. Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело. Я

люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело. Папа дома.)

Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда, ребята.

4. Основная часть.

Ребята, я принесла на урок несколько игрушек. Попробуйте догадаться, какая из них больше всего

подходит к теме нашего сегодняшнего урока — к теме дружной, веселой семьи. (После вариантов

ответа детей, выставляю на стол матрешку. Раскрываю и выставляю на стол всех кукол, дети

считают). Да, это совершенно особенная кукла. А почему особенная? Посмотрите, ребята, как они

друг на друга похожи и в то же время отличаются; у каждой из них есть свое место, и стоит убрать

одну, как сразу нарушается порядок.

Так и в семье, все чем-то похожи друг на друга.

-Чем же похожи?( лицом, голосом, взглядом, нравом и характером...) Могут быть общие

увлечения и любимые занятия. Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это

не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том,

что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

1. -Ребята, а знаете ли вы членов вашей семьи?

- София, ты кто для мамы? ( Дочь.)

- Никита, кто называет тебя сыном? ( Папа, мама.)

- Семен, ты кто для бабушки? ( Внук.)

- Максим, у папы есть брат. Кто он тебе? ( Дядя.)

- Яна, у папы есть мама. Кто она тебе? ( Бабушка.)

- Настя, у маминой сестры есть дети: 2 сына. Кто они тебе? (Двоюродные братья.)

2. -А сейчас давайте попробуем найти пары (показ на экране).

Бабушка

сестра

отец

племянница

брат

дочь

тётя

внучка

3. Работа с пословицами. Работают по рядам. Карточки со словами из пословиц. По цвету.Время

дается. Капитан читает пословицу. Выводится на экран. Затем объясняют значение пословиц.

Пословицы недаром молвятся

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы:

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют.

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

-А теперь давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц.

4. - Ребята, вы хорошо запомнили то, что изучали на прошлом уроке, чувствую, что дома

беседовали об этом со своими близкими. А сегодня мы будем говорить о «Родословной».

-А как вы понимаете, что такое родословная?

Читаю из СЛОВАРЯ.

-Дети, давайте рассмотрим изображение яблони с плодами. Назовите части дерева: корни, ствол,

ветви, плоды.

- Возможна ли жизнь дерева без этих частей?

-Что будет, если у дерева нет корня, ствола, лишить его листвы?

- Ребята, встаньте, пожалуйста, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день (хотя в

зимний день это представить трудно, но мы попробуем, ведь все так соскучились по летнему

солнышку), после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого

дерева. Вы прислоняетесь к дереву(дети встают спиной друг к другу, звучит музыка с птичками),

ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы.

Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку.(Дети рвут ябдоко ФИЗКУЛЬТ). Яблоко утолит

ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время?

Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. Может быть, придет мысль, что яблоня

заботится о вас, как в сказке «Гуси-лебеди» или «Крошечка-Хаврошечка».

-Что вы почувствовали?

-А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью

которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во

всем мире. Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево. Вот это

дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Род

о

слов

ное

древо.

— Что это значит? Как вы понимаете? О чем может рассказать это дерево?

Выставляется дерево.

-Какое оно?(большое, красивое).

-Посмотрите, какой ствол, какие листья.

Вывешивается родословная Дианы.

-Эту родословную выполнила моя ученица, которая сейчас учиться в 9 классе. Она участвовала на

районном конкурсе и заняла 1 место. Посмотрите, какая большая семья.

-Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье?

- Какая она, эта семья? (Дружная, добрая, где есть свои традиции, реликвии, делающие её ещё

крепче и дружнее). Вы тоже можете выполнить такую работу, принять участие в разных

конкурсах.

ФИЗКУЛЬТП.(Ветер дует....)

Дерево нуждается в защите и питании. Давайте скажем дереву добрые, волшебные слова и

пожелания, с которыми мы обращаемся к родным.

Я начну, а вы продолжаете…

Чтобы мои мама и папа были…

Чтобы моя бабушка…

Чтобы в нашей семье появился…(Дети высказывают свои пожелания)

Я очень рада, что ваши сердца, ребята, полны добра и великодушия по отношению к своим

близким, своей семье. Ведь семья - это самое дорогое, что есть у каждого из нас, семья - это

маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и

взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку,

объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

-А теперь давайте возьмем свои солнышки и, если вам сегодняшний урок понравился, поднимем

улыбающееся солнце, а если урок не понравился, то грустное.

Звучит тихо "Песенка Мамонтенка". На экране слайды со зверьми. Идут слова...

Нет ничего прекрасней на свете

Счастливой и дружной семьи,

Где мамы и папы, и внуки, и дети

Живут в мире, дружбе, любви!

Друг другу всегда и во всем помогают,

И радость, и боль - пополам,

Семейную крепость свою охраняют

И верят счастливым мечтам!

Учитель: Здесь каждый, верю, для себя решил вопрос: «Что есть семья?»

А если нет, ещё не вечер. Всё впереди. До новой встречи!



В раздел образования