Напоминание

Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях рыночной экономики


Автор: Биц Наталья Александровна
Должность: преподаватель истории, обществознания и права
Учебное заведение: ГБПОУ СО "ЕПТ"
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях рыночной экономики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях

рыночной экономики

Биц Н.А.

г.Екатеринбург, Россия

ГБПОУ СО «Екатеринбургский политехникум»

В статье рассматриваются вопросы компетентности и компетенции в подготовке будущего

специалиста в условиях рыночной экономики.

Модернизация общественных процессов и инновационные преобразования

во

всех

сферах

экономики

предъявляют

серьёзные

требования

к

подготовке

специалистов среднепрофессиональнного звена. Рынок труда также предъявляет

жёсткие требования

к

выпускникам

и требует новые подходы в обучении

студентов. Руководители предприятий хотят видеть компетентносного, во всех

отношениях,

молодого

специалиста

и

не

желают

тратить

время

на

его

переобучение.

Шишов С.Е. [4] понимает компетенцию как общую способность и готовность

личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены

благодаря обучению.

Хуторский А.В.[3,4]считает надо различать понятия

«компетенция»

и

«компетентность». Компетенция задаёт совокупность взаимосвязанных качеств

личности (знаний, умений, навыков и способов деятельности) для эффективной

продуктивной деятельности по отношению к определённому кругу предметов и

процессов,

а

компетентность-это

присвоенная

компетенция,

включающая

личностное отношение человека к ней и предмету деятельности. Если точнее, то

компетенция-это некоторое заданное требование к образовательной подготовке

обучаемого, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество.

Учебно-познавательная

ключевая

компетенция,

по

мнению

А.В.Хуторского,-это

совокупность

компетенций

обучаемого

в

сфере

самостоятельной

познавательной

деятельности,

включающей

элементы

логической,

методологической,

общеучебной

деятельности,

соотнесённой

с

реальными

познавательными

объектами.

Сюда

входят

знания

и

умения

организации

целепологания,

планирования,

анализа,

рефлексии,

самооценки

учебно-познавательной

деятельности.

По

отношению

к

изучаемым

объектам

овладевает

креативными

навыками

продуктивной

деятельности:

добыванием

знаний

непосредственно

из

реальности,

владение

приёмами

действий

в

нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках

данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной

грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными

навыками,

использование

вероятностных,

статистических

и

иных

методов

познания. Автор исследует современную информационную компетентность как

умение работать с информацией, предоставленной в разных формах и источниках,

используя

современные

средства

информационных

телекоммуникационных

технологий.

Приобретение

компетенций

зависит

от

осознанного,

мотивированного

отношения студентов к своему профессиональному обучению.

Выделяют следующие группы ключевых компетенций:

- политические и социальные;

- гражданские;

- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

- компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;

- компетенции, связанные с возникновением общества информации;

- компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь;

- профессиональные.

Зимняя

И.А.

[1]

определяет

группы

ключевых

компетенций,

которые

относятся к самому человеку как личности или субъекту деятельности, общения; к

социальному

взаимодействию

человека

и

социальной

сферы;

собственно

к

деятельности человека. В последнюю группу входит, прежде всего, компетенция

познавательной

деятельности:

постановка

и

решение

познавательных

задач;

нестандартные

решения,

проблемные

ситуации

их

создание

и

разрешение;

продуктивное

и

репродуктивное

познание,

исследование,

интеллектуальная

деятельность.

Обучение компетентного специалиста требует комплексного подхода. Нужно

формировать

не

только

профессиональные

знания,

умения

и

навыки,

но

и

воспитать

студента

инициативного,

эрудированного,

творчески

нацеленного,

владеющего иностранными языками, стрессоустойчивого и т.д.

Важно

понимать,

что

нацеленная

подготовка

будущего

специалиста,

способного быть востребованным на рынке труда, решающего актуальные задачи

производственного

процесса

важна

на

первоначальном

этапе

формирования

профессиональных навыков на уровне среднепрофессиональной подготовки.

Литература.

1.

Зимняя И.А.Ключевые компетенции как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании.-М.:Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов,2004., с.35.

2.

Хуторский А.В.

Ключевые

к о м п е т е н ц и и

к а к

к о м п о н е н т

личностноориентированного

образования//Народное образование,2003.-№2.,

с.58-64.

3.

Хуторский

А.В.Практикум

по

дидактике

современным

методам

обучения.-СПб.:Питер,2004., с.541.

4.

Шишов С.Е., Кальней В.А. - Мониторинг качества образования в школе

2-е изд.-М.:Педагогическое общество России,1999., с.354.



В раздел образования