Автор: Набиева Тарина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г.Абакана
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации проектной деятельности младших школьников, ее развивающие возможности
Раздел: начальное образование
Особенности организации проектной деятельности
младших школьников, ее развивающие возможности
Изучив учебно-методические комплексы (УМК) начальной школы, мы
выяснили, что технология проектной деятельности достаточно активно
применяется в работе с младшими школьниками.
Перейдем к рассмотрению УМК «Планета знаний». Здесь с проектной
деятельность ребята начинают знакомится с первого класса, выполняя
задания
только
творческого
характера.
К
примеру,
первоклассники
занимаются созданием фруктовой азбуки или театра живых букв. Подобные
проекты помогают ребятам раскрепоститься и проявить свои творческие
способности
[1].
Будучи четвероклассниками, учащиеся работают над более трудными
проектами, решая научные и практические задачи. Здесь встречаются
исследовательские и практико-ориентированные проекты. Например, проект
на тему «Сохраним чистоту рек и озер своего края»
[23].
Проекты в УМК «Планета знаний» располагаются на отдельных
красочных разворотах, которые есть во всех учебных предметах. На
страницах учебников 1-2 классов содержится информация о теме проекта и
подсказки по его реализации. А на разворотах описания проекта в 3-4 классах
ребятам предлагается тема проектной деятельности и приблизительный план
работы.
УМК «Планета знаний» предполагает широкую свободу действий
учащихся, которая позволяет младшим школьникам выбрать тему будущего
проекта из предложенного автором тематического списка или придумать
собственную тему, выбрать работу в паре, в группе, самостоятельно работать
над предложенным планом действий или разработать собственный план.
Учебно-методический комплекс «Школа России» богат разнообразием
проектов
в
начальной
школе,
которые
располагаются
на
страницах
учебников с 1-го по 4-й класс и имеют заголовок «Наши проекты».
На
страницах
проекта
авторы
стараются
погрузить
младших
школьников в проектную деятельность, включая в текст не только само
задание, но и описание предстоящего проекта, его характеристику, план
действий, наводящие вопросы, загадки, иллюстрации, рефлексию. Подобный
материал, безусловно облегчает работу не только учащимся, но и педагогу,
помогая организовать все этапы проектной деятельности.
В первом классе ребята работают над информационными проектами.
Они знакомятся с различными источниками информации и занимаются
сбором определённых данных [35]. Далее начинают выполнять творческие
проекты. В 3-4 классах проектная работа усложняется, авторы внедряют
исследовательские и практико-ориентированные проекты [36].
УМК «Начальная школа 21 века» так же предполагает работу над
проектами в рамках всех учебных дисциплин. Работа над проектом
начинается
с
первого
класса.
Авторы
УМК
предлагают
младшим
школьником разнообразную тематику проектных заданий, которые можно
найти в учениках после прохождения определённой темы.
Таким
образом,
анализ
разнообразной
учебно-методической
литературы показал, что чаще всего внедрение проектной технологии
начинается уже на начальной ступени обучения. Сначала дети выполняют
более простые краткосрочные проекты, как правило, информационного или
творческого вида. Затем познакомившись с сущностью данной технологии,
получив первоначальные необходимые навыки проектной деятельности
ребята в 3-4 классах знакомятся с проектами средней продолжительности и
долговременными
проектами.
Стоит
заметить,
что
здесь
происходит
постепенное увеличение количество участников проекта. Это обусловлено
присвоением учащимися коммуникативных навыков и умений [44].
Проанализировав передовой педагогический опыт, мы пришли к
выводу о том, что тематикой проектов, предложенных авторами различных
УМК, учителя начальных классов не ограничиваются. Так проектная
технология используется не только в учебной, но и во внеурочной
деятельности.
К примеру, внеурочный проект «Мы — добрые волшебники природы»
Е.В. Поповой. В данном проекте учащиеся находятся в роли волшебников,
которые выполняют добрые дела. Например, участники проекта занимаются
уходом за комнатными растениями и домашними животными, изготовлением
кормушек для птиц. Е.В. Попова утверждает, что этот проект воспитывает
экологическую культуру и развивает эмоционально-чувственную сферу в
процессе взаимодействия с природой [40].
В начальной школе ребята работают над разнообразными видами
проектов. Такие проекты применяются на разных учебных дисциплинах.
Например, информационный проект «Пятый океан» О.В. Фокиной,
разработанный с целью развития у второклассников навыков работы с
различными источниками информации. При изучении свойств воздуха на
уроке окружающего мира педагог предложил учащимся поработать над этим
проектом. Проектная деятельность ребят заключалась в сборе информации о
объекте-воздух. Конечный продукт проекта выглядел в виде компьютерной
презентации о интересных свойствах воздуха, которая предназначалась
учащимся параллельного класса [46].
Так
же
хочется
обратить
внимание
на
творческий
проект
с
патриотичным названием «Моя малая Родина» Н.Г. Кузьминой. В начале
проектной работы учащиеся разделились на микро-группы, где выполняли
небольшие практические задания: «историки» изучали историю образования
города, «художники» рассматривали городские символы, «экскурсоводы»
знакомились с архитектурными памятниками и достопримечательностями,
«библиотекари» подбирали литературные источники о городе, а «поэты»
сочиняли небольшое стихотворение о Родине. На завершающем этапе
проекта дети обменялись результатами проделанной работы и рассказали
любимые стихотворения поэтов-земляков. Н.Г. Кузьмина утверждает, что
данный
проект
направлен
на
развитие
творческих
способностей,
исследовательских
навыков
и
умения
находить
информацию
в
разнообразных источниках [30].
Проблема плохой осведомлённости учащихся об известном русском
писателе и поэте А.С. Пушкине послужила внедрением долгосрочного
творческого проекта «Мой Пушкин». Изначально проведение данного
проекта предполагалось только на уроках литературного чтения в 3 классе,
однако в процессе его реализации он стал междисциплинарным. Участники
проекта занимались подробным изучением биографии писателя (от рождения
до последних лет жизни), посетили литературный музей, познакомились с
его произведениями, приняли участие в конкурсе чтецов и рисунков, провели
театральный фестиваль и оформили уголок сказок. Проект направлен на
развитие творческих способностей, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий [32].
Примером исследовательского проекта в начальной школе может
послужить межпредметный (уроки окружающего мира и русского языка),
долгосрочный проект «Как предсказывают погоду народные приметы»,
разработанный Т.Н. Демидко. В ходе проекта дети изучали теоретические
источники, осуществляли наблюдения за погодой и фиксировали результаты
в дневнике наблюдений, проводили интервью старожилов села и занимались
сбором примет о погоде. Продукт проекта – «Дневник наблюдений» за
погодой и сборник народных примет. Т.Н. Демидко утверждает о том, что
подобный проект способствует формированию познавательной активности у
младших школьников [12].
В качестве ещё одного примера рассмотрим исследовательский проект
«Математика вокруг нас» Коломицкой Т.В. Участники проекта находятся в
роли исследователей сказочной страны под названием математика. Они
изучают математическую историю, занимаются поиском загадок, сказок,
пословиц, ребусов, считалок, скороговорок о числах и обмениваются своими
находками. Такой проект позволяет не только научить ребят работать с
информацией, но и показать учащимся значение математики в нашей жизни,
мотивирует
на
изучение
данного
учебного
предмета,
развивает
познавательные и коммуникативные УУД [26].
Приведём пример практико-ориентированного проекта О.Н. Егоровой
«Юные книголюбы». Главная цель, которого воспитание интереса младших
школьников к чтению. Данный проект включает в себя целый комплекс
мероприятий, рассчитанный на 4 года обучения в начальной школе. В него
входят: тестирование родителей, проведение конкурсов и игр на уроках
литературного
чтения,
проведение
родительских
собраний
на
тему
«Семейное чтение и его роль», ведение читательских дневников, создание
книги рекордов по чтению, написание сборника сказок и стихотворений [14].
В качестве примера социального проекта, обратим внимание на проект
Е.В. Поповой «Первоцветы — ключи весны», проведённый на уроках
технологии в начальной школе. Это экологический проект участники
которого организовали десант по экологии «Помоги зеленым друзьям!». В
ходе
проекта
дети
занимались
посадкой
первоцветов
на
клумбах
прилегающей к территории школы. Е.В. Попова полагает, что данный проект
способствует
рассмотрению
экологической
проблемы
первоцветов
и
возможные пути их решения, учит детей работать с информацией и развивает
навыки самостоятельной работы [40].
Рассмотрим
игровой
проект
средней
продолжительности
Е.А.
Аникиной «Читающий экспресс», созданный с целью формирования у
младших школьников читательской компетентности. В рамках реализации
учебного проекта каждый учащийся собирает читательский экспресс,
который состоит из отдельных вагончиков. Каждый вагончик экспресса
обозначает определённую прочитанную книгу с помощью обложки, которую
создаёт ребёнок. На завершающем этапе проектной деятельности учитель
создаёт книжную палату, которая считает количество прочитанных книг
каждым учащимся. Далее подводятся итоги и награждаются лучшие
читатели класса. Предложенная игровая форма, безусловно, прививает
любовь к чтению [2].
Приведём в пример смешенный проект «Деревья нашего края» С.Г.
Гусаровой, который сочетает в себе признаки исследовательского и
творческого проекта. Данный проект ориентирован на учащихся второго
класса. Проектная работа состояла из нескольких этапов. Сначала дети,
разделившись на группы, осуществляли сбор информации о конкретном
дереве. Например, Алена, Женя и Марина выбрали символ нашей страны –
березу, а Виталик и Витя – дуб. На подготовительном этапе проектной
работы дети осуществляли сбор информации о выбранных ими деревьях.
Второй
этап
был
исследовательским,
младшие
школьники
провели
наблюдения кроны, листьев, коры, ствола, плодов, семян; животных и
растений, связанных с деревом, и провели анкетирование среди своих
родителей и учащихся школы. На заключительном этапе учащиеся написали
сочинение «Моё дерево» и выполнили зарисовку изучаемых деревьев. По
мнению С.Г. Гусаровой, данный проект способствует развитию навыков
исследовательской работы и воспитанию бережного отношения к природе и
её обитателям [10].
Смешанный проект Е.Б. Кучкуды «Персонажи-животные в русских
народных сказках». В ходе исследовательской проектной деятельность
младшие школьники занимались сбором информации об особенностях сказок
о животных
и истории
их возникновения,
выясняли
отличительные
особенности таких сказок от обычных и изучали возможные варианты
действующих сказочных персонажей. Творческая деятельность учащихся
заключалась в создании рисунков понравившегося героя и сочинении
собственной сказки о животных [31].
Педагоги,
работающие
с
младшими
школьниками,
выделяют
разнообразные приёмы запуска проекта. Перейдём к их рассмотрению.
Для
введения
социального
проекта
можно
использовать
приём
«Устраивает ли вас». Его идея заключается в том, что ребята фотографируют
проблемы, которые они наблюдают в школе или городе. Затем данные
фотографии дети развешивают на стенд в классе и обсуждают какие места на
фото им знакомы, какие проблемы были замечены. Учитель выступает в роли
координатора, который постелено направляет детей к идее изменить
проблемную ситуацию с помощью проектной деятельности.
Приём «Лото» предполагает написание на карточке каждым учащимся
вопроса из любой сферы деятельности, который интересует его больше
всего. Далее ребята зачитывают свои вопросы, обсуждают их и совместно
определяют направление, к которому каждый из них относится. Затем
обучающиеся
из
возможных
вариантов
выбирают
понравившееся
направление и вопрос (даже если его написал другой ученик). Так
происходит выход на проект.
Раскроем сущность приёма «Фабрика идей». Ребята делятся на группы
по 7-8 человек. Каждый участник команды записывает идеи предстоящего
проекта на отдельном листе бумаги. Далее учащиеся обсуждают записанные
идеи по часовой стрелке и выделяют образовавшиеся направления (спорт,
здоровье, отдых, мода). На групповое обсуждение отводится 15 минут. Затем
учащиеся делятся на направления, которые их интересуют больше и
начинают организовывать проект.
Идея приём «ЗХУ» заключается в использовании таблицы, которая
состоит из трёх колонок: знаю, хочу узнать, узнал. Колонка таблицы «хочу
узнать» является выходом на проект. Данный приём лучше использовать при
изучении конкретной темы урока, где ребятам нужно записать что они знают
о данной теме, а что хотят узнать. В процессе обсуждения всех вариантов
ответов педагог предлагает учащимся поучаствовать в проекте. Колонка
таблицы «узнал» заполняется на этапе рефлексии проектной деятельности
[45].
Приём «Запрос от заказчика» предполагает приглашение на урок
человека, который делится с ребятами своей проблемой и просит помощи у
младших школьников в её разрешении. Заказчиком может быть учитель
другого
класса,
директор
школы,
работник
столовой,
библиотекарь,
родитель, специалист какого-нибудь производства и так далее. Здесь важно
проявить фантазию учителю [22].
Выделим
распространённые
ошибки,
которые,
к
сожалению,
встречаются при организации проектной деятельности.
Игнорируются отдельные этапы проектной технологии;
Педагог превышает свои полномочия, пренебрегает роль консультанта,
партнёра в реализации проектной деятельности и берёт на себя больше
функций, чем необходимо;
Акцентируется
внимание
на
внешний
продукт
(материальный
результат), а не на внутренний (личностные результаты);
Бессистемная организация проектной деятельности учащихся.
Таким образом, правильная организация проектной деятельности –
залог успешного развития и воспитания младших школьников. В начальной
школе проектная деятельность раздвигает границы урока в классе. Работа
над проектами расширяет образовательное пространство обучающихся: они
начинают больше читать, причем не только учебные книги, но и научно -
популярную литературу; учатся планировать свою деятельность и тесно
общаться со сверстниками, расширяют творческие способности, формируют
познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные
действия. Учитель при этом становится не только организатором, но и
помощником, партнёром.