Напоминание

Особенности организации проектной деятельности младших школьников, ее развивающие возможности


Автор: Набиева Тарина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г.Абакана
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации проектной деятельности младших школьников, ее развивающие возможности
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности организации проектной деятельности

младших школьников, ее развивающие возможности

Изучив учебно-методические комплексы (УМК) начальной школы, мы

выяснили, что технология проектной деятельности достаточно активно

применяется в работе с младшими школьниками.

Перейдем к рассмотрению УМК «Планета знаний». Здесь с проектной

деятельность ребята начинают знакомится с первого класса, выполняя

задания

только

творческого

характера.

К

примеру,

первоклассники

занимаются созданием фруктовой азбуки или театра живых букв. Подобные

проекты помогают ребятам раскрепоститься и проявить свои творческие

способности

[1].

Будучи четвероклассниками, учащиеся работают над более трудными

проектами, решая научные и практические задачи. Здесь встречаются

исследовательские и практико-ориентированные проекты. Например, проект

на тему «Сохраним чистоту рек и озер своего края»

[23].

Проекты в УМК «Планета знаний» располагаются на отдельных

красочных разворотах, которые есть во всех учебных предметах. На

страницах учебников 1-2 классов содержится информация о теме проекта и

подсказки по его реализации. А на разворотах описания проекта в 3-4 классах

ребятам предлагается тема проектной деятельности и приблизительный план

работы.

УМК «Планета знаний» предполагает широкую свободу действий

учащихся, которая позволяет младшим школьникам выбрать тему будущего

проекта из предложенного автором тематического списка или придумать

собственную тему, выбрать работу в паре, в группе, самостоятельно работать

над предложенным планом действий или разработать собственный план.

Учебно-методический комплекс «Школа России» богат разнообразием

проектов

в

начальной

школе,

которые

располагаются

на

страницах

учебников с 1-го по 4-й класс и имеют заголовок «Наши проекты».

На

страницах

проекта

авторы

стараются

погрузить

младших

школьников в проектную деятельность, включая в текст не только само

задание, но и описание предстоящего проекта, его характеристику, план

действий, наводящие вопросы, загадки, иллюстрации, рефлексию. Подобный

материал, безусловно облегчает работу не только учащимся, но и педагогу,

помогая организовать все этапы проектной деятельности.

В первом классе ребята работают над информационными проектами.

Они знакомятся с различными источниками информации и занимаются

сбором определённых данных [35]. Далее начинают выполнять творческие

проекты. В 3-4 классах проектная работа усложняется, авторы внедряют

исследовательские и практико-ориентированные проекты [36].

УМК «Начальная школа 21 века» так же предполагает работу над

проектами в рамках всех учебных дисциплин. Работа над проектом

начинается

с

первого

класса.

Авторы

УМК

предлагают

младшим

школьником разнообразную тематику проектных заданий, которые можно

найти в учениках после прохождения определённой темы.

Таким

образом,

анализ

разнообразной

учебно-методической

литературы показал, что чаще всего внедрение проектной технологии

начинается уже на начальной ступени обучения. Сначала дети выполняют

более простые краткосрочные проекты, как правило, информационного или

творческого вида. Затем познакомившись с сущностью данной технологии,

получив первоначальные необходимые навыки проектной деятельности

ребята в 3-4 классах знакомятся с проектами средней продолжительности и

долговременными

проектами.

Стоит

заметить,

что

здесь

происходит

постепенное увеличение количество участников проекта. Это обусловлено

присвоением учащимися коммуникативных навыков и умений [44].

Проанализировав передовой педагогический опыт, мы пришли к

выводу о том, что тематикой проектов, предложенных авторами различных

УМК, учителя начальных классов не ограничиваются. Так проектная

технология используется не только в учебной, но и во внеурочной

деятельности.

К примеру, внеурочный проект «Мы — добрые волшебники природы»

Е.В. Поповой. В данном проекте учащиеся находятся в роли волшебников,

которые выполняют добрые дела. Например, участники проекта занимаются

уходом за комнатными растениями и домашними животными, изготовлением

кормушек для птиц. Е.В. Попова утверждает, что этот проект воспитывает

экологическую культуру и развивает эмоционально-чувственную сферу в

процессе взаимодействия с природой [40].

В начальной школе ребята работают над разнообразными видами

проектов. Такие проекты применяются на разных учебных дисциплинах.

Например, информационный проект «Пятый океан» О.В. Фокиной,

разработанный с целью развития у второклассников навыков работы с

различными источниками информации. При изучении свойств воздуха на

уроке окружающего мира педагог предложил учащимся поработать над этим

проектом. Проектная деятельность ребят заключалась в сборе информации о

объекте-воздух. Конечный продукт проекта выглядел в виде компьютерной

презентации о интересных свойствах воздуха, которая предназначалась

учащимся параллельного класса [46].

Так

же

хочется

обратить

внимание

на

творческий

проект

с

патриотичным названием «Моя малая Родина» Н.Г. Кузьминой. В начале

проектной работы учащиеся разделились на микро-группы, где выполняли

небольшие практические задания: «историки» изучали историю образования

города, «художники» рассматривали городские символы, «экскурсоводы»

знакомились с архитектурными памятниками и достопримечательностями,

«библиотекари» подбирали литературные источники о городе, а «поэты»

сочиняли небольшое стихотворение о Родине. На завершающем этапе

проекта дети обменялись результатами проделанной работы и рассказали

любимые стихотворения поэтов-земляков. Н.Г. Кузьмина утверждает, что

данный

проект

направлен

на

развитие

творческих

способностей,

исследовательских

навыков

и

умения

находить

информацию

в

разнообразных источниках [30].

Проблема плохой осведомлённости учащихся об известном русском

писателе и поэте А.С. Пушкине послужила внедрением долгосрочного

творческого проекта «Мой Пушкин». Изначально проведение данного

проекта предполагалось только на уроках литературного чтения в 3 классе,

однако в процессе его реализации он стал междисциплинарным. Участники

проекта занимались подробным изучением биографии писателя (от рождения

до последних лет жизни), посетили литературный музей, познакомились с

его произведениями, приняли участие в конкурсе чтецов и рисунков, провели

театральный фестиваль и оформили уголок сказок. Проект направлен на

развитие творческих способностей, познавательных и коммуникативных

универсальных учебных действий [32].

Примером исследовательского проекта в начальной школе может

послужить межпредметный (уроки окружающего мира и русского языка),

долгосрочный проект «Как предсказывают погоду народные приметы»,

разработанный Т.Н. Демидко. В ходе проекта дети изучали теоретические

источники, осуществляли наблюдения за погодой и фиксировали результаты

в дневнике наблюдений, проводили интервью старожилов села и занимались

сбором примет о погоде. Продукт проекта – «Дневник наблюдений» за

погодой и сборник народных примет. Т.Н. Демидко утверждает о том, что

подобный проект способствует формированию познавательной активности у

младших школьников [12].

В качестве ещё одного примера рассмотрим исследовательский проект

«Математика вокруг нас» Коломицкой Т.В. Участники проекта находятся в

роли исследователей сказочной страны под названием математика. Они

изучают математическую историю, занимаются поиском загадок, сказок,

пословиц, ребусов, считалок, скороговорок о числах и обмениваются своими

находками. Такой проект позволяет не только научить ребят работать с

информацией, но и показать учащимся значение математики в нашей жизни,

мотивирует

на

изучение

данного

учебного

предмета,

развивает

познавательные и коммуникативные УУД [26].

Приведём пример практико-ориентированного проекта О.Н. Егоровой

«Юные книголюбы». Главная цель, которого воспитание интереса младших

школьников к чтению. Данный проект включает в себя целый комплекс

мероприятий, рассчитанный на 4 года обучения в начальной школе. В него

входят: тестирование родителей, проведение конкурсов и игр на уроках

литературного

чтения,

проведение

родительских

собраний

на

тему

«Семейное чтение и его роль», ведение читательских дневников, создание

книги рекордов по чтению, написание сборника сказок и стихотворений [14].

В качестве примера социального проекта, обратим внимание на проект

Е.В. Поповой «Первоцветы — ключи весны», проведённый на уроках

технологии в начальной школе. Это экологический проект участники

которого организовали десант по экологии «Помоги зеленым друзьям!». В

ходе

проекта

дети

занимались

посадкой

первоцветов

на

клумбах

прилегающей к территории школы. Е.В. Попова полагает, что данный проект

способствует

рассмотрению

экологической

проблемы

первоцветов

и

возможные пути их решения, учит детей работать с информацией и развивает

навыки самостоятельной работы [40].

Рассмотрим

игровой

проект

средней

продолжительности

Е.А.

Аникиной «Читающий экспресс», созданный с целью формирования у

младших школьников читательской компетентности. В рамках реализации

учебного проекта каждый учащийся собирает читательский экспресс,

который состоит из отдельных вагончиков. Каждый вагончик экспресса

обозначает определённую прочитанную книгу с помощью обложки, которую

создаёт ребёнок. На завершающем этапе проектной деятельности учитель

создаёт книжную палату, которая считает количество прочитанных книг

каждым учащимся. Далее подводятся итоги и награждаются лучшие

читатели класса. Предложенная игровая форма, безусловно, прививает

любовь к чтению [2].

Приведём в пример смешенный проект «Деревья нашего края» С.Г.

Гусаровой, который сочетает в себе признаки исследовательского и

творческого проекта. Данный проект ориентирован на учащихся второго

класса. Проектная работа состояла из нескольких этапов. Сначала дети,

разделившись на группы, осуществляли сбор информации о конкретном

дереве. Например, Алена, Женя и Марина выбрали символ нашей страны –

березу, а Виталик и Витя – дуб. На подготовительном этапе проектной

работы дети осуществляли сбор информации о выбранных ими деревьях.

Второй

этап

был

исследовательским,

младшие

школьники

провели

наблюдения кроны, листьев, коры, ствола, плодов, семян; животных и

растений, связанных с деревом, и провели анкетирование среди своих

родителей и учащихся школы. На заключительном этапе учащиеся написали

сочинение «Моё дерево» и выполнили зарисовку изучаемых деревьев. По

мнению С.Г. Гусаровой, данный проект способствует развитию навыков

исследовательской работы и воспитанию бережного отношения к природе и

её обитателям [10].

Смешанный проект Е.Б. Кучкуды «Персонажи-животные в русских

народных сказках». В ходе исследовательской проектной деятельность

младшие школьники занимались сбором информации об особенностях сказок

о животных

и истории

их возникновения,

выясняли

отличительные

особенности таких сказок от обычных и изучали возможные варианты

действующих сказочных персонажей. Творческая деятельность учащихся

заключалась в создании рисунков понравившегося героя и сочинении

собственной сказки о животных [31].

Педагоги,

работающие

с

младшими

школьниками,

выделяют

разнообразные приёмы запуска проекта. Перейдём к их рассмотрению.

Для

введения

социального

проекта

можно

использовать

приём

«Устраивает ли вас». Его идея заключается в том, что ребята фотографируют

проблемы, которые они наблюдают в школе или городе. Затем данные

фотографии дети развешивают на стенд в классе и обсуждают какие места на

фото им знакомы, какие проблемы были замечены. Учитель выступает в роли

координатора, который постелено направляет детей к идее изменить

проблемную ситуацию с помощью проектной деятельности.

Приём «Лото» предполагает написание на карточке каждым учащимся

вопроса из любой сферы деятельности, который интересует его больше

всего. Далее ребята зачитывают свои вопросы, обсуждают их и совместно

определяют направление, к которому каждый из них относится. Затем

обучающиеся

из

возможных

вариантов

выбирают

понравившееся

направление и вопрос (даже если его написал другой ученик). Так

происходит выход на проект.

Раскроем сущность приёма «Фабрика идей». Ребята делятся на группы

по 7-8 человек. Каждый участник команды записывает идеи предстоящего

проекта на отдельном листе бумаги. Далее учащиеся обсуждают записанные

идеи по часовой стрелке и выделяют образовавшиеся направления (спорт,

здоровье, отдых, мода). На групповое обсуждение отводится 15 минут. Затем

учащиеся делятся на направления, которые их интересуют больше и

начинают организовывать проект.

Идея приём «ЗХУ» заключается в использовании таблицы, которая

состоит из трёх колонок: знаю, хочу узнать, узнал. Колонка таблицы «хочу

узнать» является выходом на проект. Данный приём лучше использовать при

изучении конкретной темы урока, где ребятам нужно записать что они знают

о данной теме, а что хотят узнать. В процессе обсуждения всех вариантов

ответов педагог предлагает учащимся поучаствовать в проекте. Колонка

таблицы «узнал» заполняется на этапе рефлексии проектной деятельности

[45].

Приём «Запрос от заказчика» предполагает приглашение на урок

человека, который делится с ребятами своей проблемой и просит помощи у

младших школьников в её разрешении. Заказчиком может быть учитель

другого

класса,

директор

школы,

работник

столовой,

библиотекарь,

родитель, специалист какого-нибудь производства и так далее. Здесь важно

проявить фантазию учителю [22].

Выделим

распространённые

ошибки,

которые,

к

сожалению,

встречаются при организации проектной деятельности.

Игнорируются отдельные этапы проектной технологии;

Педагог превышает свои полномочия, пренебрегает роль консультанта,

партнёра в реализации проектной деятельности и берёт на себя больше

функций, чем необходимо;

Акцентируется

внимание

на

внешний

продукт

(материальный

результат), а не на внутренний (личностные результаты);

Бессистемная организация проектной деятельности учащихся.

Таким образом, правильная организация проектной деятельности –

залог успешного развития и воспитания младших школьников. В начальной

школе проектная деятельность раздвигает границы урока в классе. Работа

над проектами расширяет образовательное пространство обучающихся: они

начинают больше читать, причем не только учебные книги, но и научно -

популярную литературу; учатся планировать свою деятельность и тесно

общаться со сверстниками, расширяют творческие способности, формируют

познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные

действия. Учитель при этом становится не только организатором, но и

помощником, партнёром.



В раздел образования