Напоминание

Организация методического сопровождения воспитательной функции урока


Авторы: Калелева Любовь Анатольевна, Зайцева Ольга Сергеевна
Должность: учителя
Учебное заведение: ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9"
Населённый пункт: города Екатеринбурга
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Организация методического сопровождения воспитательной функции урока
Раздел: среднее образование





Назад




Калелева Любовь Анатольевна

Зайцева Ольга Сергеевна

ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 9»

Организация методического сопровождения

воспитательной функции урока в рамках реализации

адаптированных основных общеобразовательных программ

основного общего образования

В

целевом

разделе

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы основного общего образования (далее - АООП ООО) обучающихся

с задержкой психического развития (далее – ЗПР) прописаны планируемые

результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

ООО

система

планируемых

результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и

описывает совокупности учебно-познавательных и учебно-практических задач,

которые осваивают обучающиеся с ЗПР.

В

структуре

планируемых

результатов

выделяются

личностные

результаты

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы основного общего образования, согласно ФГОС ООО, отражают:

воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской идентичности:

патриотизма,

уважения

к

Отечеству,

прошлому

и

настоящему

многонационального

народа

России;

осознание

своей

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,

основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание

чувства

ответственности и долга перед Родиной;

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию

на

основе

мотивации

к

обучению

и

познанию,

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире

профессий

и

профессиональных

предпочтений

с

учетом

устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего

социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести

диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие

в

школьном

самоуправлении

и

общественной

жизни

в

пределах

возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных

и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным поступкам;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных

ситуациях,

угрожающих

жизни

и

здоровью

людей,

правил

поведения на транспорте и на дорогах;

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности

в

жизненных ситуациях;

осознание

значения

семьи

в

жизни

человека

и

общества,

принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

развитие

эстетического

сознания

через

освоение

художественного

наследия

народов

России

и

мира,

творческой

деятельности

эстетического

характера.

Значимым личностным результатом освоения АООП ООО обучающихся с

ЗПР, отражающим результаты освоения коррекционных курсов и Программы

воспитания, является сформированность социальных (жизненных) компетенций,

необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих

становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, в

том числе:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых они могут действовать

самостоятельно,

и

ситуации,

где

следует

воспользоваться

справочной

информацией или другими вспомогательными средствами;

в умении принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса

полученных в ходе обучения знаний в данную ситуацию, восполнять дефицит

информации;

в

умении

находить,

отбирать

и

использовать

нужную

информацию

в

соответствии с контекстом жизненной ситуации;

в умении связаться удобным способом и запросить помощь, корректно и точно

сформулировав возникшую проблему;

в умении оценивать собственные возможности, склонности и интересы для

самореализации.

Овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной

жизни, проявляющееся:

в готовности брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и брать

на себя ответственность за результат своей работы;

в умении адекватно оценивать свои возможности относительно выполняемой

деятельности;

в принятии на себя обязанностей при участии в повседневной жизни класса и

школы;

в

умении

ориентироваться

в

требованиях

и

правилах

проведения

промежуточной и итоговой аттестации;

в применении в повседневной жизни правил личной безопасности.

Овладение

навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального

взаимодействия, проявляющееся:

в

обогащении

опыта

коммуникации

подростка,

расширении

коммуникативного

репертуара

и

гибкости

общения

в

соответствии

с

контекстом социально-коммуникативной ситуации;

в умении использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении критически оценивать полученную от собеседника информацию;

в освоении культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы

быть понятым другим человеком.

Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее

пространственно-временной организации, проявляющейся:

в

умении

использовать

полученные

знания

и

опыт

для

безопасного

взаимодействия с окружающей средой;

в

адекватности

поведения

подростка

с

точки

зрения

опасности

или

безопасности для себя или для окружающих;

в

углублении

представлений

о

целостной

и

подробной

картине

мира,

упорядоченной в пространстве и времени, адекватной возрасту подростка;

в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни

в семье и в школе, в умении придерживаться этого порядка;

в

развитии

активной

личностной

позиции

во

взаимодействии

с

миром,

понимании собственной результативности и умении адекватно оценить свои

достижения;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других

людей, исключая асоциальные проявления;

в овладении основами финансовой грамотности.

Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,

проявляющаяся:

в умении регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных

социальных ситуациях с людьми разного статуса;

в освоении необходимых социальных ритуалов в ситуациях необходимости

корректно

привлечь

к

себе

внимание,

отстраниться

от

нежелательного

контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, сочувствие, намерение,

опасение и др.;

в соблюдении адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных

ситуациях;

в умении корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от

социальной ситуации;

в

умении

распознавать

и

противостоять

психологической

манипуляции,

социально неблагоприятному воздействию.

Далее целевом разделе прописаны требования к личностным результатам по

каждому учебному предмету.

К личностным результатам освоения учебного предмета «Русский язык»

относятся:

понимание

русского

языка

как

одной

из

основных

национально-

культурных ценностей русского народа;

понимание

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его

значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность

сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических

средств

для

свободного

выражения

мыслей

и

чувств

в

процессе

речевого

общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

К

личностным

результатам

освоения

учебного

предмета

«История

России. Всеобщая история» относятся:

формирование

основ

гражданской,

этнонациональной,

социальной,

культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта

российской

истории

как

части

мировой

истории,

усвоение

базовых

национальных ценностей современного российского общества: гуманистических

и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,

людьми разных культур;

овладение

базовыми

историческими

знаниями,

а

также

представлениями

о

закономерностях

развития

человеческого

общества

в

социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода

к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

формирование

умений

применения

исторических

знаний

для

осмысления

сущности

современных

общественных

явлений,

жизни

в

современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

формирование

важнейших

культурно-исторических

ориентиров

для

гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

личности,

миропонимания

и

познания

современного

общества

на

основе

изучения исторического опыта России и человечества;

развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся в

различных

источниках

информацию

о

событиях

и

явлениях

прошлого

и

настоящего, способностей определять свое отношение к ней;

воспитание

уважения

к

историческому

наследию

народов

России;

восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,

полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

К

личностным

результатам

освоения

учебного

предмета

«Обществознание» относятся:

формирование у обучающихся личностных представлений об основах

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма,

гражданственности,

социальной

ответственности,

правового

самосознания,

толерантности,

приверженности

ценностям,

закрепленным

в

Конституции

Российской

Федерации;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных

знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни,

для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных

возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между

людьми

различных

национальностей

и

вероисповеданий,

возрастов

и

социальных групп;

формирование

основ

правосознания

для

соотнесения

собственного

поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами

поведения,

установленными

законодательством

Российской

Федерации,

убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами

и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах

своей дееспособности;

развитие

социального

кругозора

и

формирование

познавательного

интереса к изучению общественных дисциплин.

Таким образом, учитель на каждом уроке по всем учебным предметам

формирует

личностные

результаты

обучающихся

с

ЗПР,

используя

разные формы, методы, средства и технологии.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации

всех

компонентов

образовательного

процесса,

включая

внеурочную

деятельность.

Программа

воспитания

ОО

разработана

на

основе

примерной

программы

воспитания,

одобренной

решением

Федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020

г. №2/20).

Одним из направлений воспитательной работы школы является модуль

«Школьный урок».

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала

урока предполагает следующее:

установление

доверительных

отношений

между

педагогическим

работником

и

его

обучающимися,

способствующих

позитивному

восприятию

обучающимися

требований

и

просьб

педагогического

работника,

привлечению

их

внимания

к

обсуждаемой

на

уроке

информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение

обучающихся

соблюдать

на

уроке

общепринятые

нормы

поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)

и

сверстниками

(обучающимися),

принципы

учебной

дисциплины

и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых

на

уроках

явлений,

организация

их

работы

с

получаемой

на

уроке

социально

значимой

информацией

инициирование

ее

обсуждения,

высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения;

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного

предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,

гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,

проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение

на

уроке

интерактивных

форм

работы

с

обучающимися:

интеллектуальных

игр,

творческих

проектов,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

обучающихся;

дискуссий,

которые

дают

обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного

диалога;

групповой

работы

или

работы

в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию

с другими обучающимися;

включение

в

урок

игровых

процедур,

которые

помогают

поддержать

мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных

отношений

в

классе,

помогают

установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;

проведение

специально

разработанных

уроков

экскурсий,

которые

расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь

к прекрасному, к природе, к родному городу;

проведение учебных и учебно-развлекательных мероприятий (олимпиады,

викторины, турниры, занимательный урок, урок – путешествие, урок –

исследование,

урок

мастер

класс)

которые

помогают

поддерживать

мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных

отношений

в

классе,

помогают

установлению

доброжелательной

атмосферы

во

время

урока

(сотрудничество,

поощрение, доверие, получение важного дела, эмпатия, создание ситуации

успеха);

организация

предметных

образовательных

событий

(проведения

предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и

творческой активности, инициативности в различных сферах предметной

деятельности,

раскрытие

творческих

способностей

обучающихся

с

разными

образовательными

потребностями

и

индивидуальными

возможностями;

использование

технологии

«Портфолио»

с

целью

развития

самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности,

видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей;

использование

ИКТ

и

дистанционных

образовательных

технологий

обучения,

обеспечивающих

современные

активности

обучающихся

(программы – тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,

мультимедийные презентации, научно – популярные передачи, фильмы,

обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и т.

д.);

организация

наставничества

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся

над

их

неуспевающими

одноклассниками,

дающего

обучающимся

социально

значимый

опыт

сотрудничества

и

взаимной

помощи;

инициирование

и

поддержка

исследовательской

деятельности

обучающихся

с

ЗПР

в

рамках

реализации

ими

индивидуальных

и

групповых

исследовательских

проектов,

что

даст

обучающимся

возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической

проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык

уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других

исследователей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией,

аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Программа

коррекционной

работы

является

обязательной

частью

содержательного

раздела

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы основного общего образования. Для успешного освоения АООП

ООО, коррекции нарушений и развития имеющихся ресурсов обучающихся с

ЗПР предполагается система комплексной помощи, которая реализуется через

программу коррекционной работы. Программа коррекционной работы (далее -

ПКР)

предусматривает

индивидуализацию

психолого-педагогического

сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание ПКР определяется с учетом

особых образовательных потребностей школьников с ЗПР на уровне основного

общего

образования

в

соответствии

с

рекомендациями

психолого-медико-

педагогической комиссии (далее ПМПК) и/или индивидуальной программой

развития и абилитации (далее ИПРА).

Важная роль в ПКР отводится развитию осознанного отношения к учебной

и

познавательной

деятельности

как

основы

выстраивания

образовательной

перспективы с учетом профессиональных предпочтений обучающихся с ЗПР.

Особое

внимание

в

программе

уделяется

вопросам

формирования

жизненных компетенций у обучающихся с ЗПР, способствующих освоению

социального

опыта

и

возможности

его

переноса

в

реальные

жизненные

ситуации.

Программа

коррекционной

работы

основывается

на

индивидуально-

личностном

подходе,

необходимость

которого

обусловлена

широким

диапазоном различий внутри данной нозологической группы и предусматривает

дифференциацию

помощи

в

соответствии

с

особыми

образовательными

потребностями обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.

Система оценки личностных результатов

Основным

объектом

оценки

личностных

результатов

служит

сформированность

универсальных

учебных

действий

обучающихся

с

ЗПР,

включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность

индивидуальной

учебной

самостоятельности,

включая

умение

строить

жизненные

профессиональные

планы

с

учетом

конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность

социальных

компетенций,

включая

ценностно-

смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных

отношений, правосознание.

В соответствии

с

требованиями

ФГОС

ООО достижение

личностных

результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся с ЗПР, а является

предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности

и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов

образовательной

деятельности

осуществляется

в

ходе

внешних

неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для

них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне

и

основывается

на

профессиональных

методиках

психолого-педагогической

диагностики.

Во

внутришкольном

мониторинге

в

целях

оптимизации

личностного

развития обучающихся с ЗПР возможна оценка сформированности отдельных

личностных результатов, проявляющихся в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в ОО;

участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего

социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;

ответственности за результаты обучения;

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной

траектории, в том числе выбор профессии;

ценностно-смысловых

установках

обучающихся

с

ЗПР,

формируемых

средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Внутришкольный мониторинг организуется администрацией школы и

осуществляется

классным

руководителем,

воспитателем,

педагогом-

психологом, социальным педагогом преимущественно на основе ежедневных

наблюдений

в

ходе

учебных

занятий

и

внеурочной

деятельности,

которые

обобщаются в конце учебного года в карте личностного развития обучающегося.



В раздел образования