Авторы: Калелева Любовь Анатольевна, Зайцева Ольга Сергеевна
Должность: учителя
Учебное заведение: ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9"
Населённый пункт: города Екатеринбурга
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Организация методического сопровождения воспитательной функции урока
Раздел: среднее образование
Калелева Любовь Анатольевна
Зайцева Ольга Сергеевна
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 9»
Организация методического сопровождения
воспитательной функции урока в рамках реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ
основного общего образования
В
целевом
разделе
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы основного общего образования (далее - АООП ООО) обучающихся
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) прописаны планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
ООО
система
планируемых
результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и
описывает совокупности учебно-познавательных и учебно-практических задач,
которые осваивают обучающиеся с ЗПР.
В
структуре
планируемых
результатов
выделяются
личностные
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы основного общего образования, согласно ФГОС ООО, отражают:
воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящему
многонационального
народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ
культурного
наследия
народов
России
и
человечества;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений
с
учетом
устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие
в
школьном
самоуправлении
и
общественной
жизни
в
пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил
индивидуального
и
коллективного
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни
и
здоровью
людей,
правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической
деятельности
в
жизненных ситуациях;
осознание
значения
семьи
в
жизни
человека
и
общества,
принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
народов
России
и
мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера.
Значимым личностным результатом освоения АООП ООО обучающихся с
ЗПР, отражающим результаты освоения коррекционных курсов и Программы
воспитания, является сформированность социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих
становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, в
том числе:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых они могут действовать
самостоятельно,
и
ситуации,
где
следует
воспользоваться
справочной
информацией или другими вспомогательными средствами;
в умении принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса
полученных в ходе обучения знаний в данную ситуацию, восполнять дефицит
информации;
в
умении
находить,
отбирать
и
использовать
нужную
информацию
в
соответствии с контекстом жизненной ситуации;
в умении связаться удобным способом и запросить помощь, корректно и точно
сформулировав возникшую проблему;
в умении оценивать собственные возможности, склонности и интересы для
самореализации.
Овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной
жизни, проявляющееся:
в готовности брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и брать
на себя ответственность за результат своей работы;
в умении адекватно оценивать свои возможности относительно выполняемой
деятельности;
в принятии на себя обязанностей при участии в повседневной жизни класса и
школы;
в
умении
ориентироваться
в
требованиях
и
правилах
проведения
промежуточной и итоговой аттестации;
в применении в повседневной жизни правил личной безопасности.
Овладение
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия, проявляющееся:
в
обогащении
опыта
коммуникации
подростка,
расширении
коммуникативного
репертуара
и
гибкости
общения
в
соответствии
с
контекстом социально-коммуникативной ситуации;
в умении использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении критически оценивать полученную от собеседника информацию;
в освоении культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком.
Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющейся:
в
умении
использовать
полученные
знания
и
опыт
для
безопасного
взаимодействия с окружающей средой;
в
адекватности
поведения
подростка
с
точки
зрения
опасности
или
безопасности для себя или для окружающих;
в
углублении
представлений
о
целостной
и
подробной
картине
мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватной возрасту подростка;
в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни
в семье и в школе, в умении придерживаться этого порядка;
в
развитии
активной
личностной
позиции
во
взаимодействии
с
миром,
понимании собственной результативности и умении адекватно оценить свои
достижения;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей, исключая асоциальные проявления;
в овладении основами финансовой грамотности.
Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
в умении регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса;
в освоении необходимых социальных ритуалов в ситуациях необходимости
корректно
привлечь
к
себе
внимание,
отстраниться
от
нежелательного
контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, сочувствие, намерение,
опасение и др.;
в соблюдении адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных
ситуациях;
в умении корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от
социальной ситуации;
в
умении
распознавать
и
противостоять
психологической
манипуляции,
социально неблагоприятному воздействию.
Далее целевом разделе прописаны требования к личностным результатам по
каждому учебному предмету.
К личностным результатам освоения учебного предмета «Русский язык»
относятся:
понимание
русского
языка
как
одной
из
основных
национально-
культурных ценностей русского народа;
понимание
определяющей
роли
родного
языка
в
развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность
сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств
для
свободного
выражения
мыслей
и
чувств
в
процессе
речевого
общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
К
личностным
результатам
освоения
учебного
предмета
«История
России. Всеобщая история» относятся:
формирование
основ
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта
российской
истории
как
части
мировой
истории,
усвоение
базовых
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур;
овладение
базовыми
историческими
знаниями,
а
также
представлениями
о
закономерностях
развития
человеческого
общества
в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода
к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование
умений
применения
исторических
знаний
для
осмысления
сущности
современных
общественных
явлений,
жизни
в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование
важнейших
культурно-исторических
ориентиров
для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
личности,
миропонимания
и
познания
современного
общества
на
основе
изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся в
различных
источниках
информацию
о
событиях
и
явлениях
прошлого
и
настоящего, способностей определять свое отношение к ней;
воспитание
уважения
к
историческому
наследию
народов
России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
К
личностным
результатам
освоения
учебного
предмета
«Обществознание» относятся:
•
формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным
в
Конституции
Российской
Федерации;
•
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни,
для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных
возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между
людьми
различных
национальностей
и
вероисповеданий,
возрастов
и
социальных групп;
•
формирование
основ
правосознания
для
соотнесения
собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения,
установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами
и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах
своей дееспособности;
•
развитие
социального
кругозора
и
формирование
познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
Таким образом, учитель на каждом уроке по всем учебным предметам
формирует
личностные
результаты
обучающихся
с
ЗПР,
используя
разные формы, методы, средства и технологии.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех
компонентов
образовательного
процесса,
включая
внеурочную
деятельность.
Программа
воспитания
ОО
разработана
на
основе
примерной
программы
воспитания,
одобренной
решением
Федерального
учебно-
методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020
г. №2/20).
Одним из направлений воспитательной работы школы является модуль
«Школьный урок».
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
установление
доверительных
отношений
между
педагогическим
работником
и
его
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на
уроках
явлений,
организация
их
работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
творческих
проектов,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
дискуссий,
которые
дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию
с другими обучающимися;
включение
в
урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
проведение
специально
разработанных
уроков
–
экскурсий,
которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь
к прекрасному, к природе, к родному городу;
проведение учебных и учебно-развлекательных мероприятий (олимпиады,
викторины, турниры, занимательный урок, урок – путешествие, урок –
исследование,
урок
–
мастер
класс)
которые
помогают
поддерживать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во
время
урока
(сотрудничество,
поощрение, доверие, получение важного дела, эмпатия, создание ситуации
успеха);
организация
предметных
образовательных
событий
(проведения
предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и
творческой активности, инициативности в различных сферах предметной
деятельности,
раскрытие
творческих
способностей
обучающихся
с
разными
образовательными
потребностями
и
индивидуальными
возможностями;
использование
технологии
«Портфолио»
с
целью
развития
самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности,
видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей;
использование
ИКТ
и
дистанционных
образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих
современные
активности
обучающихся
(программы – тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно – популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и т.
д.);
организация
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально
значимый
опыт
сотрудничества
и
взаимной
помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся
с
ЗПР
в
рамках
реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов,
что
даст
обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Программа
коррекционной
работы
является
обязательной
частью
содержательного
раздела
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы основного общего образования. Для успешного освоения АООП
ООО, коррекции нарушений и развития имеющихся ресурсов обучающихся с
ЗПР предполагается система комплексной помощи, которая реализуется через
программу коррекционной работы. Программа коррекционной работы (далее -
ПКР)
предусматривает
индивидуализацию
психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание ПКР определяется с учетом
особых образовательных потребностей школьников с ЗПР на уровне основного
общего
образования
в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-
педагогической комиссии (далее ПМПК) и/или индивидуальной программой
развития и абилитации (далее ИПРА).
Важная роль в ПКР отводится развитию осознанного отношения к учебной
и
познавательной
деятельности
как
основы
выстраивания
образовательной
перспективы с учетом профессиональных предпочтений обучающихся с ЗПР.
Особое
внимание
в
программе
уделяется
вопросам
формирования
жизненных компетенций у обучающихся с ЗПР, способствующих освоению
социального
опыта
и
возможности
его
переноса
в
реальные
жизненные
ситуации.
Программа
коррекционной
работы
основывается
на
индивидуально-
личностном
подходе,
необходимость
которого
обусловлена
широким
диапазоном различий внутри данной нозологической группы и предусматривает
дифференциацию
помощи
в
соответствии
с
особыми
образовательными
потребностями обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Система оценки личностных результатов
Основным
объектом
оценки
личностных
результатов
служит
сформированность
универсальных
учебных
действий
обучающихся
с
ЗПР,
включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность
индивидуальной
учебной
самостоятельности,
включая
умение
строить
жизненные
профессиональные
планы
с
учетом
конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность
социальных
компетенций,
включая
ценностно-
смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание.
В соответствии
с
требованиями
ФГОС
ООО достижение
личностных
результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся с ЗПР, а является
предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности
и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов
образовательной
деятельности
осуществляется
в
ходе
внешних
неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для
них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне
и
основывается
на
профессиональных
методиках
психолого-педагогической
диагностики.
Во
внутришкольном
мониторинге
в
целях
оптимизации
личностного
развития обучающихся с ЗПР возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в ОО;
участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего
социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
ответственности за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории, в том числе выбор профессии;
ценностно-смысловых
установках
обучающихся
с
ЗПР,
формируемых
средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Внутришкольный мониторинг организуется администрацией школы и
осуществляется
классным
руководителем,
воспитателем,
педагогом-
психологом, социальным педагогом преимущественно на основе ежедневных
наблюдений
в
ходе
учебных
занятий
и
внеурочной
деятельности,
которые
обобщаются в конце учебного года в карте личностного развития обучающегося.