Автор: Малышева Ирина Николаевна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом творчества "Измайловский" Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование игровых технологий на занятии в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование
Использование игровых технологий на занятии в дополнительном образовании
Образовательный
процесс
в
системе
дополнительного
образования
детей
представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся,
направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе
дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не
сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный
поиск знаний и общение. Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это инструмент
воспитания и развития личности, основной элемент организации, «живая клеточка»
образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, ступенька в
знаниях и развитии ребенка. Главное здесь – включение детей в сотрудничество, в активный
поиск знаний, живое неформальное общение.
Игровые технологии как нельзя лучше способствуют самореализации обучающихся в
учебном процессе, они часто используются и применяются в дополнительном образовании,
ведь в основу их заложена игра, как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта. Способность включаться в игру не связана с
возрастом, но при этом содержание и особенности методики проведения игр зависят от
возраста. Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного
возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используется при организации занятий
по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации,
подготовиться к принятию решения в жизни.
Роль и классификация игровых технологий в структуре
дополнительного образования детей
Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенным признаком —
наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического
результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в
учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания
педагогом функций и классификации педагогических игр.
К целям игровых технологий можно отнести:
-дидактические: расширение кругозора, применение знаний, умений, навыков на практике;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к
классификации игр. Остановимся лишь на некоторых: игры творческие и их разновидности
(игры-драматизации, строительные игры, ролевые, режиссерские), подвижные
игры, дидактические игры, естественные и искусственные игры и др. В то же время, в своих
работах кандидат педагогических наук Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры
по следующим параметрам игровых технологий:
– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,
психологические;
– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие,
обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные,
продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические;
– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,
драматизации;
– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые,
технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные,
телевизионные, компьютерные и т.д.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
- этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление
плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих
лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);
- этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии,
отстаивание результатов, экспертиза);
- этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы,
обобщения, рекомендации).
В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Технология
объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении,
эмоциональная выразительность, объяснение должно быть максимально показательным.
Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с
улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный
запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
Педагог должен поощрять участников словесно или призами. Стоит добавить, что основные
требования к педагогу - доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и
коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.
Используя игровые элементы в образовательном процессе, важно рассматривать каждого
ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я». В игре ни в коем
случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо
унижать достоинство детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей,
используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны,
каждая игра должна создавать положительный эмоциональный настрой.
Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования,
следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание
работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и
формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут
раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные
действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает
ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы,
освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного
поведения и психического развития. Игра важна как школа морали, как переход на новый
период
развития.
И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра
обладает
существенным
признаком
–
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.