Напоминание

"Использование игровых технологий на занятии в дополнительном образовании"


Автор: Малышева Ирина Николаевна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом творчества "Измайловский" Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование игровых технологий на занятии в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование игровых технологий на занятии в дополнительном образовании

Образовательный

процесс

в

системе

дополнительного

образования

детей

представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся,

направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе

дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не

сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный

поиск знаний и общение. Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это инструмент

воспитания и развития личности, основной элемент организации, «живая клеточка»

образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, ступенька в

знаниях и развитии ребенка. Главное здесь – включение детей в сотрудничество, в активный

поиск знаний, живое неформальное общение.

Игровые технологии как нельзя лучше способствуют самореализации обучающихся в

учебном процессе, они часто используются и применяются в дополнительном образовании,

ведь в основу их заложена игра, как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта. Способность включаться в игру не связана с

возрастом, но при этом содержание и особенности методики проведения игр зависят от

возраста. Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного

возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используется при организации занятий

по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации,

подготовиться к принятию решения в жизни.

Роль и классификация игровых технологий в структуре

дополнительного образования детей

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенным признаком —

наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического

результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются

учебно-познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в

учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания

педагогом функций и классификации педагогических игр.

К целям игровых технологий можно отнести:

-дидактические: расширение кругозора, применение знаний, умений, навыков на практике;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к

классификации игр. Остановимся лишь на некоторых: игры творческие и их разновидности

(игры-драматизации, строительные игры, ролевые, режиссерские), подвижные

игры, дидактические игры, естественные и искусственные игры и др. В то же время, в своих

работах кандидат педагогических наук Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры

по следующим параметрам игровых технологий:

– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,

психологические;

– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие,

обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные,

продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические;

– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,

драматизации;

– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые,

технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;

– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные,

телевизионные, компьютерные и т.д.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

- этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление

плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих

лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);

- этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии,

отстаивание результатов, экспертиза);

- этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы,

обобщения, рекомендации).

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Технология

объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении,

эмоциональная выразительность, объяснение должно быть максимально показательным.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с

улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный

запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.

Педагог должен поощрять участников словесно или призами. Стоит добавить, что основные

требования к педагогу - доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и

коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.

Используя игровые элементы в образовательном процессе, важно рассматривать каждого

ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я». В игре ни в коем

случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо

унижать достоинство детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей,

используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны,

каждая игра должна создавать положительный эмоциональный настрой.

Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования,

следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание

работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и

формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут

раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные

действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает

ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы,

освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного

поведения и психического развития. Игра важна как школа морали, как переход на новый

период

развития.

И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра

обладает

существенным

признаком

четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,

выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.



В раздел образования