Автор: Маклакова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Руднянская школа - интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Воронежская область. с Рудня.
Наименование материала: Разработка тематического занятия.
Тема: " По страницам Красной книги"
Раздел: среднее образование
КОУ ВО « Руднянская школа интернат для обучающихся с ОВЗ»
Провела: Маклакова Наталья Ивановна.
В группе 6 класс
Тематическое занятие
«Красная книга- сигнал опасности»
Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями,
животными. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная
природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения
экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать
на нашей планете.
Материал: Демонстрационные картинки с изображением крупных
животных средней полосы (лиса, волк, медведь, лось, олень)
крупных животных африканского материка (бегемот, жираф,
большая панда, горилла, лев);
Красная книга, принадлежности для рисования, фото-птиц и
цветов занесенных в красную книгу.
Ход занятия
- Показывает детям Красную книгу и рассказываем о ее предназначении,
рассматриваем с детьми иллюстрации, на которых изображены знакомые
детям животные и растения.
- Многие красивые растения стали сегодня редкостью, многим животным
грозит полное исчезновение с лица Земли, и поэтому эти растения и
животные занесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко
распространены в природе.
Активная,
необдуманная
деятельность
человека-
уничтожение
лесов,
осушение болот, сенокосы до созревания семян, техногенные катастрофы
привели к плаченному результату.
Из-за неумеренных сборов в Красной книге оказались многие лекарственные
растения например: валериана.
Редкими стали многие виды колокольчиков, ландышей, степных маков и др.
Многих животных тоже осталось мало в природе, поэтому они тоже
занесены в Красную книгу: сычик- воробей, черный аист, беркут, черный
гриф, болотная цапля и т.д.
- А ведь растения, животные- это наша природа. Красота, которую дарит
природа бесценна. (чтение стихотворения В.В. Зотова).
Если деньги накопить,
Можно многое купить-
Дам, одежду и завод.
Самолет и пароход.
- А есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?
(читаем следующее четверостишие, чтобы помочь детям правильно ответить
на вопрос).
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
- Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, дуб или ель,
его надо посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Как
редко мы задумываемся над этим.
- нужно не только самому бережно относится к природе и ее богатствам, но и
останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски не
бережет ее лес, животных, растений, птиц.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Вопросы детям
1.
Зачем человек создал (написал) «Красную книгу» и о чем она нам
может рассказать?
2.
Из-за чего на планете Земля стали исчезать некоторые виды животных,
птиц, растений?
3.
Почему человек должен бережно относится ко всему живому вокруг
(птицам, зверям, деревьям, растениям)?
4.
Как человек должен вести себя по отношению к живой природе?
Экологический тренинг
Ребята! Представьте себе деревьями (каждый выбирает свое любимое дерево
из уже знакомых детям, и каждую услышанную от педагога фразу пытается
продемонстрировать жестами.
- Мои корни глубоко вросли в землю
- Мой ствол, мои ветки тянуться к солнцу
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Человек должен быть другом всему живому… Это старая, вечно не
увядающая, но часто забытая истина. Природу — дерево, животное, цветок,
птичку — надо любить ее, беречь, защищать. Животное должно вызывать у
человека желание поласкать, обогреть его, а не мучить. Помните слова
Сергея Есенина: «И зверей, как братьев наших меньших, никогда не бил по
голове…». Не только афоризмы великих людей, но и некоторые русские
народные пословицы посвящены теме бережного отношения к природе и
любви к ней.
Любовь к природе и живым существам можно сравнить с лакмусовой
бумажкой: она безошибочно покажет, какое сердце у человека — живет в
нем добро или зло. Доброта — великая сила, без доброты нет человека. А
жестокость рождается очень легко. И особенно легко отравить ею душу
человека, когда он мал и еще не успел ничего испытать в жизни.
Вот почему так важно на уроках в школе изучать пословицы о любви к
природе и бережном отношении к ней, о защите окружающей среды.
Таких пословиц и поговорок в копилке народной мудрости не так много,
потому что в прежние времена быт людей был гораздо теснее связан с
природой, чем сейчас. Крестьяне, колхозники работали в поле, добывали
пропитание в лесу, в водоемах. Но во все времена важно одно: природу надо
ценить и беречь. Природа — наш дом.
Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Вся природа красуется весною.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро сеять — добро и пожинать.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
И к худу и к добру приучают смолоду.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Каков сад, таковы и яблоки.
Сад красен оградой, а лоза — виноградом.
У хорошего садовода хороший сад.
Хорош садовник — крупен крыжовник.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Иной живет — только хлеб жует, спит — небо коптит.
Живи смирнее, так всем будет милее.
Жесток нрав не будет прав.
Доброе дело без награды не останется.
Про доброе дело ласточка пела.
Доброе дело – и словно солнышко пригрело.
Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Доброе семя — добрый и всход.
Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бережёного Бог бережёт.
Бережливость – лучшее богатство.
Беречь, как зеницу ока.
Природную красоту мылом не смоешь.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Своя земля и в горсти мила.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Рощи да леса — всему краю краса.
Зелёная ограда — живая отрада.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться.
II часть занятия
На столах у детей картинки с изображением птиц и растений, которые
занесены в «Красную книгу».
Называю вместе с детьми называет птиц и растения изображенные на
картинках лежащих на столах у детей, а затем предлагает детям нарисовать
понравившуюся птицу или растение акцентируя внимание на том, что то, что
мы сейчас рисуем уже занесено человеком в «Красную книгу».
Подведение итога.