Автор: Любимкина Ольга Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и школы в процессе внеурочной деятельности по ИЗО и ДПИ
Раздел: среднее образование
Любимкина Ольга Борисовна
учитель ИЗО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗО И ДПИ
Вопрос плодотворного взаимодействия семьи и школы
никогда
не
потеряет
своей
актуальности.
Взаимодействие
с
родителями всегда было неотъемлемой и одной из важных
составляющих деятельности школы. Федеральный государственный
образовательный стандарт добавил этому направлению работы
принципиально новую значимость, потому что ключевая идея нового
стандарта – это общественный договор между личностью, семьей,
обществом и государством. Вовлечение родителей в процесс
педагогической деятельности важно для полноценного развития их
собственного ребенка. Довольно ярко эта необходимость проявляется
во взаимодействии семьи и школы в процессе эстетического
воспитания школьника, чему способствует организация внеурочной
деятельности в области ИЗО и ДПИ.
Для эффективного результата сотрудничества родительская
общественность должна чувствовать себя соратником педагогического
коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных
задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента
данного образовательного учреждения. Основа любого взаимодействия
-
реализация
потребностей
его
участников.
Очевидно,
что
производство,
общественно-политические
институты
весьма
поверхностно относятся к проблеме свободного развития личности
человека, тогда как основные интересы семьи и образовательных
учреждений
по
развитию
личности
и
социализации
ребенка
объективно
совпадают.
Реальные
жизненные
сложности
и
противоречия, а также сложившиеся традиции, обычно разводят эти
важнейшие для становления личности ребенка социальные институты
по разные стороны от него. Именно поэтому непосредственно
актуальным оказывается дальнейшее глубокое взаимодействие семьи
и образовательных учреждений во всех областях и интересах
развития личности ребенка.
Правильно организованная система
внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося,
которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности, но по наблюдениям
наиболее полноценный эффект это воспитание осуществляется в
свободное от обучения время.
Под
внеурочной
деятельностью
рассматривается
только
такая
деятельность, у которой цели и задачи приспособлены к организации
общеобразовательной деятельности
и
которая
ориентирована
на
достижение
метапредметных
и
личностных
результатов,
регламентированных
образовательной
программой
школы.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности необходимо
считать:
построение содержания
внеурочной
деятельности должно
происходить на изучении и анализе интересов и потребностей детей
разных возрастных групп, в которых имеется возможность учитывать
потребности и интересы детей и членов их семей; внеурочная
деятельность
строится
на
условиях исключительно
добровольного
участия, активности самих детей; психологическая атмосфера на
занятиях
внеурочной
деятельности обязана носить
неформальный
характер без жесткой регламентации, которая способствует формированию
равноправных отношений детей с педагогами на основе общих
интересов и ценностей.
Исходя
из
этого,
внеурочная
деятельность выступает как
целенаправленная образовательная деятельность, организуемая чаще всего
в свободное от уроков время (многие педагоги эту фразу понимают-как
вторая
половина
дня)
для
социализации
детей
и
подростков
определенной возрастной группы, формирования у них потребности к
участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания
условий для появления значимых для общества качеств личности,
проявляющихся в реализации их творческой и познавательной активности
в различных видах деятельности, включающей участие в полноценном
содержательном досуге.
Направление внеурочных занятий, связанное с общекультурной
направленностью,
чаще всего
представлено
самыми используемыми
видами:
игровая
деятельность,
познавательная
деятельность,
художественное
творчество,
социальное
творчество
(социально
добровольческая
преобразующая
деятельность),
трудовая
(производственная)
деятельность
и
др.
зависящие от
ресурсов,
имеющихся в распоряжении, специфики образовательного учреждения и
желаемых результатов. Общекультурное направление школьников должно
учить детей самостоятельности в создании собственной индивидуальной,
коллективной и групповой деятельности уже в начальной школе.
Содержание внеурочной деятельности строится на изучении
потребностей и интересов детей разных возрастных групп, учитываются
не только интересы и потребности детей, но и членов их семей.
Внеурочная
деятельность
должна строиться
на
условиях
только
добровольного
участия,
самодеятельности
и
активности
детей, их
стремления познать и овладеть новыми возможностями своей растущей
личности.
Психологическая
атмосфера
на
занятиях
внеурочной
деятельности с ее неформальным характером дает каждому участнику
возможность свободно проявить любую черту своих способностей.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-
воспитательного процесса и одной из форм полноценной организации
свободного
времени
учащихся.
Внеурочная
деятельность
имеет
существенные
отличия,
и
направлена
на
образовательную
и
воспитательную деятельность. Содержание внеурочной деятельности в
любой
образовательной
организации
направлено
на
реализацию
потребностей и интересов детей разных возрастных групп. Формы
организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется на
допустимых
возможностях
общеобразовательных
школ.
Внеурочная
деятельность в характере организации в разных учебных заведениях имеет
различные формы и методы модели, которые имеют свои достоинства и
недостатки.
Главная цель
внеурочной
деятельность
способствовать
самовоспитанию и самообразованию школьников, формированию их
творческих способностей. Она имеет важное значение в организации
культурного отдыха школьников и их досуга. Внеурочная деятельность
проводится
по
всем
школьным
предметам,
обязательно
включая
предметы
художественно-эстетического
направления.
Внеурочная
деятельность по изобразительному искусству с начальных классов
способствует формированию творческой личности, развитию интереса к
искусству и способствует углублению и расширению знаний школьников
на протяжении всего обучения в общеобразовательном учреждении.
Специфика
организации
внеурочной
деятельности
по
изобразительному искусству заключается в формировании условий для
реализации
творческих
способностей
школьников
с
учётом
их
заинтересованности данным предметом. Важными аспектами в данной
деятельности
являются
заинтересованность
самого
учителя,
использование в организации педагогических методов, дидактических
принципов и форм проведения внеурочной деятельности. Немаловажным
фактором в специфике организации внеурочной деятельности является
эмоциональное
воспитание
и
формирование
эстетического
вкуса
школьников. Организация внеурочной деятельности по изобразительному
искусству несёт в себе ряд воспитательных функций, воздействующих
на необходимое в нужном направлении формирование
и
становление
личности школьника.
Главная задача учителя во внеурочной деятельности заключается в
руководстве работой школьников, при необходимости в оказании помощи,
даче советов, тем самым он создает направление на творческую работу.
С. А. Смирнов в своём учебнике по педагогике указывает на то, что
учитель обязан держаться не только общедидактических принципов, но
и
отдельных
принципов
внеурочной
деятельности.
Принцип
добровольности заключается в наличии у школьников определённого
круга интересов с желанием углубить и расширить свои знания.
Принцип равного права предполагает право всех учащихся заниматься
внеурочной деятельностью, где не учитываются результаты урочной
деятельности. Принцип самостоятельности включает ответственность
школьника за взятые на себя поручение и нахождение решений
конкретных задач. Принцип занимательности участвует в поддержке и
развитии школьников и осуществляется при помощи использования
различных средств, приёмов, методов и форм.
Вышеупомянутые принципы обязательно учитываются и в ходе
организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству в
общеобразовательной школе, характеризующаяся свободой в выборе
школьниками материалов и тем рисования, в выборе оборудования
(школьники часто рисуют на свободные темы, имея выбор в средствах
рисования). На внеурочных занятиях по изобразительному искусству
учащиеся могут работать с разнообразными материалами (цветные
карандаши, мелки, уголь, тушь, пастель, сангина, гуашь, акварель,
монотопия, линогравюра; в создании скульптур используют пластилин и
глину; работают с керамикой и папье-маше). Внеурочные занятия могут
посещать учащиеся, интересующиеся только теоретическими знаниями в
сфере искусства (школьники с возникшими трудностями в рисовании
посещают экскурсии, кружки, участвуют в беседах, в просмотре
кинофильмов по изобразительному искусству).
Для осуществления принципа занимательности, учителю следует
применять
различные
формы
внеурочной
деятельности
по
изобразительному
искусству
в
общеобразовательной
школе:
факультативные занятия, кружок, организация изостудий, беседы, музеев,
домашнее рисование, конкурсы рисунков. Изокружок дает возможности
легко выявить интересы и художественно-творческие способности
школьников, этому способствует небольшое количество учащихся в группе,
что позволяет учителю уделять больше времени индивидуальной работе.
Факультативное занятие является внеурочной деятельностью школьников,
которая несёт в себе ярко выраженный проблемный характер и
рассчитано на самостоятельность и высокую активность обучения в
восприятии материала и в выполнении творческих заданий. Экскурсии
по изобразительному искусству осуществляются на выставках (для
увеличения кругозора и знакомствами с выдающимися произведениями
искусства), в музеях и на природе (для наблюдений и зарисовок).
Изостудия
является
помещением
для
занятий
изобразительной
деятельностью, она может располагаться не только в школе, но и за её
пределами.
Достоинством
изостудии
можно считать благоприятные
условия
для
создания
атмосферы
художественной
школы, когда
проведение занятий занимает относительно длительное время (около
трёх часов).
Организация детских рисунков осуществляется в конце учебного
года как творческий отчёт по деятельности кружка, т.к. является
общешкольным. Выставки могут оформляться в различных рекриациях: в
библиотеках,
в
коридорах,
в
актовых
залах
и
в
кабинетах.
Выставленные детские работы должны быть подписаны. Проведение
конкурсов рисунков по изобразительному искусству эффективнее по
результативности
осуществляется
на
определённую
тематическое
содержание. Домашнее рисование должно выполняться школьниками
только по собственному интересу и желанию. Эти рисунки учитель
просматривает для того, чтобы оказать помощь в исправлениях ошибок,
для наблюдения за развитием школьников в технике реалистического
или модернистского изображения. В период организации внеурочной
деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной
школе
преподаватель иногда может сталкиваться
с
трудностями,
мешающими
осуществить
задуманное.
Для
составления
сценариев
мероприятий, на выбор методики проведения и форм организации
уходит
много
времени.
Соответственно,
желательно
выделять
педагогические
условия,
позволяющие
эффективно
организовать
внеурочную деятельность по данному предмету
Педагогические условия - это формы и методы работы кружков, которые
обязательно
должны
отличаться
от
классных
уроков, в идеале
приближаясь к художественным школам. Первое условие - воспитание в
учащихся веры в себя, в свои силы, в свой потенциал и в свои
творческие
способности;
второе -
беседы
и
рассказы
по
искусствоведению
целенаправленно
систематизируются,
осуществляя
активизацию
внимания
школьников,
их
работоспособность
и
мыслительную деятельность, их эстетическую и 17 эмоциональную
отзывчивость; третье - на внеурочных занятиях необходимо знакомить и
учить использовать применение разнообразных материалов и техник
работы с ними; четвертое - в организации внеурочной деятельности по
изобразительному искусству в помощь к участию очень эффективно
привлекаются родители.
В воспитании у учащихся веры в себя, в свои силы, в свой
потенциал
и
в
свои
творческие
способности
важно,
чтобы
в
преодолении школьниками трудностей в изобразительной деятельности
осуществлялось удовлетворение эмоциональных и эстетических чувств,
вера в себя, в свои силы и в свои творческие способности. Главные и
основные затруднения у учащихся возникают в процессе поисков
композиционных
решений,
где
требуется
передача
образной
выразительности
объёма,
формы,
колорита,
цвета,
пропорций
и
пространства в рисунке. С целью преодоления данных трудностей
нужны условия, которые предоставляет внеурочная форма занятия. Для
каждого внеклассного мероприятия следует выделять основную задачу и
предусмотреть поэтапное усложнение данных задач в последующих
занятиях. Внеклассная работа предлагает многообразие в применениях
художественных материалов и техник. Школьники в ходе выполнения
рисунков активно используют самые разные материалы: цветные мелки,
карандаши, холст, альбомный лист, картон, уголь, чёрную тушь и др.
учащиеся сами выбирают материал, учитель лишь помогает и советует
как их лучше использовать.. С каждым рисунком накопленный опыт и
сформировавшийся навык изобразительной грамоты, дает возможность
школьникам самим выбирать подходящий художественный материал для
воплощения
идеи.
В
организации
внеурочной
деятельности
по
изобразительному искусству очень удачно с хорошей результативностью к
помощи и участию привлекаются родители с целью повышения
эффективности деятельности школьников по изобразительному искусству.
В ходе выполнения домашней работы родители могут советовать и даже
в чем-то помогать ребёнку. Школьники приглашают родителей на
тематические вечера искусства и выставки, это формирует у учащихся
интерес к изучению искусства.
Внеурочная деятельность активно развивает любовь и интерес к
изобразительному
искусству,
знакомит
учащихся
с
выдающимися
художественными
произведениями,
способствует
эстетическому
воспитанию. Поэтому материал для внеурочной деятельности отбирается
с
учётом
возрастных
особенностей,
предпочтений
и
интересов
школьников.
Таким образом, специфика организации внеурочной деятельности
по изобразительному искусству в общеобразовательной школе должна
основываться
на
обогащении
содержания занятий для
увлечения
школьников и разнообразия их деятельности. Успешность в работе во
многом зависит от хорошей организации занятий, обеспеченности
необходимым материалом и оборудованием, увлечённости учителя, от
чёткого планирования и регулярности занятий. В ходе планирования
работы
следует
учитывать
количество
участников,
тематическое
планирование и сложность заданий, количество часов, организацию
итоговых выставок и методику проведения занятий. Перед началом
каждого занятия учитель обязан тщательно подготовить всё необходимое,
чтобы не отвлекаться от непосредственного участия в деятельности
школьников. Следует добиваться того, чтобы внеклассные мероприятия
по изобразительному искусству осуществлялись в обстановке как можно
более приближенной к условиям художественной школы по оснащению
кабинета техническими средствами, необходимой мебелью и материалами
для
творчества.
Это
будет
способствовать
непосредственному
формированию
повышенного
интереса
участников
занятия
к
изобразительному искусству и активному стремлению развить собственные
творческие
способности
для
получения
необходимого
навыка
с
положительными результатами.