Напоминание

Взаимодействие семьи и школы в процессе внеурочной деятельности по ИЗО и ДПИ


Автор: Любимкина Ольга Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и школы в процессе внеурочной деятельности по ИЗО и ДПИ
Раздел: среднее образование





Назад




Любимкина Ольга Борисовна

учитель ИЗО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗО И ДПИ

Вопрос плодотворного взаимодействия семьи и школы

никогда

не

потеряет

своей

актуальности.

Взаимодействие

с

родителями всегда было неотъемлемой и одной из важных

составляющих деятельности школы. Федеральный государственный

образовательный стандарт добавил этому направлению работы

принципиально новую значимость, потому что ключевая идея нового

стандарта – это общественный договор между личностью, семьей,

обществом и государством. Вовлечение родителей в процесс

педагогической деятельности важно для полноценного развития их

собственного ребенка. Довольно ярко эта необходимость проявляется

во взаимодействии семьи и школы в процессе эстетического

воспитания школьника, чему способствует организация внеурочной

деятельности в области ИЗО и ДПИ.

Для эффективного результата сотрудничества родительская

общественность должна чувствовать себя соратником педагогического

коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных

задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента

данного образовательного учреждения. Основа любого взаимодействия

-

реализация

потребностей

его

участников.

Очевидно,

что

производство,

общественно-политические

институты

весьма

поверхностно относятся к проблеме свободного развития личности

человека, тогда как основные интересы семьи и образовательных

учреждений

по

развитию

личности

и

социализации

ребенка

объективно

совпадают.

Реальные

жизненные

сложности

и

противоречия, а также сложившиеся традиции, обычно разводят эти

важнейшие для становления личности ребенка социальные институты

по разные стороны от него. Именно поэтому непосредственно

актуальным оказывается дальнейшее глубокое взаимодействие семьи

и образовательных учреждений во всех областях и интересах

развития личности ребенка.

Правильно организованная система

внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях

которой

можно

максимально

развить

или

сформировать

познавательные потребности и способности каждого учащегося,

которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей

происходит в любой момент их деятельности, но по наблюдениям

наиболее полноценный эффект это воспитание осуществляется в

свободное от обучения время.

Под

внеурочной

деятельностью

рассматривается

только

такая

деятельность, у которой цели и задачи приспособлены к организации

общеобразовательной деятельности

и

которая

ориентирована

на

достижение

метапредметных

и

личностных

результатов,

регламентированных

образовательной

программой

школы.

Отличительными особенностями внеурочной деятельности необходимо

считать:

построение содержания

внеурочной

деятельности должно

происходить на изучении и анализе интересов и потребностей детей

разных возрастных групп, в которых имеется возможность учитывать

потребности и интересы детей и членов их семей; внеурочная

деятельность

строится

на

условиях исключительно

добровольного

участия, активности самих детей; психологическая атмосфера на

занятиях

внеурочной

деятельности обязана носить

неформальный

характер без жесткой регламентации, которая способствует формированию

равноправных отношений детей с педагогами на основе общих

интересов и ценностей.

Исходя

из

этого,

внеурочная

деятельность выступает как

целенаправленная образовательная деятельность, организуемая чаще всего

в свободное от уроков время (многие педагоги эту фразу понимают-как

вторая

половина

дня)

для

социализации

детей

и

подростков

определенной возрастной группы, формирования у них потребности к

участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания

условий для появления значимых для общества качеств личности,

проявляющихся в реализации их творческой и познавательной активности

в различных видах деятельности, включающей участие в полноценном

содержательном досуге.

Направление внеурочных занятий, связанное с общекультурной

направленностью,

чаще всего

представлено

самыми используемыми

видами:

игровая

деятельность,

познавательная

деятельность,

художественное

творчество,

социальное

творчество

(социально

добровольческая

преобразующая

деятельность),

трудовая

(производственная)

деятельность

и

др.

зависящие от

ресурсов,

имеющихся в распоряжении, специфики образовательного учреждения и

желаемых результатов. Общекультурное направление школьников должно

учить детей самостоятельности в создании собственной индивидуальной,

коллективной и групповой деятельности уже в начальной школе.

Содержание внеурочной деятельности строится на изучении

потребностей и интересов детей разных возрастных групп, учитываются

не только интересы и потребности детей, но и членов их семей.

Внеурочная

деятельность

должна строиться

на

условиях

только

добровольного

участия,

самодеятельности

и

активности

детей, их

стремления познать и овладеть новыми возможностями своей растущей

личности.

Психологическая

атмосфера

на

занятиях

внеурочной

деятельности с ее неформальным характером дает каждому участнику

возможность свободно проявить любую черту своих способностей.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-

воспитательного процесса и одной из форм полноценной организации

свободного

времени

учащихся.

Внеурочная

деятельность

имеет

существенные

отличия,

и

направлена

на

образовательную

и

воспитательную деятельность. Содержание внеурочной деятельности в

любой

образовательной

организации

направлено

на

реализацию

потребностей и интересов детей разных возрастных групп. Формы

организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется на

допустимых

возможностях

общеобразовательных

школ.

Внеурочная

деятельность в характере организации в разных учебных заведениях имеет

различные формы и методы модели, которые имеют свои достоинства и

недостатки.

Главная цель

внеурочной

деятельность

способствовать

самовоспитанию и самообразованию школьников, формированию их

творческих способностей. Она имеет важное значение в организации

культурного отдыха школьников и их досуга. Внеурочная деятельность

проводится

по

всем

школьным

предметам,

обязательно

включая

предметы

художественно-эстетического

направления.

Внеурочная

деятельность по изобразительному искусству с начальных классов

способствует формированию творческой личности, развитию интереса к

искусству и способствует углублению и расширению знаний школьников

на протяжении всего обучения в общеобразовательном учреждении.

Специфика

организации

внеурочной

деятельности

по

изобразительному искусству заключается в формировании условий для

реализации

творческих

способностей

школьников

с

учётом

их

заинтересованности данным предметом. Важными аспектами в данной

деятельности

являются

заинтересованность

самого

учителя,

использование в организации педагогических методов, дидактических

принципов и форм проведения внеурочной деятельности. Немаловажным

фактором в специфике организации внеурочной деятельности является

эмоциональное

воспитание

и

формирование

эстетического

вкуса

школьников. Организация внеурочной деятельности по изобразительному

искусству несёт в себе ряд воспитательных функций, воздействующих

на необходимое в нужном направлении формирование

и

становление

личности школьника.

Главная задача учителя во внеурочной деятельности заключается в

руководстве работой школьников, при необходимости в оказании помощи,

даче советов, тем самым он создает направление на творческую работу.

С. А. Смирнов в своём учебнике по педагогике указывает на то, что

учитель обязан держаться не только общедидактических принципов, но

и

отдельных

принципов

внеурочной

деятельности.

Принцип

добровольности заключается в наличии у школьников определённого

круга интересов с желанием углубить и расширить свои знания.

Принцип равного права предполагает право всех учащихся заниматься

внеурочной деятельностью, где не учитываются результаты урочной

деятельности. Принцип самостоятельности включает ответственность

школьника за взятые на себя поручение и нахождение решений

конкретных задач. Принцип занимательности участвует в поддержке и

развитии школьников и осуществляется при помощи использования

различных средств, приёмов, методов и форм.

Вышеупомянутые принципы обязательно учитываются и в ходе

организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству в

общеобразовательной школе, характеризующаяся свободой в выборе

школьниками материалов и тем рисования, в выборе оборудования

(школьники часто рисуют на свободные темы, имея выбор в средствах

рисования). На внеурочных занятиях по изобразительному искусству

учащиеся могут работать с разнообразными материалами (цветные

карандаши, мелки, уголь, тушь, пастель, сангина, гуашь, акварель,

монотопия, линогравюра; в создании скульптур используют пластилин и

глину; работают с керамикой и папье-маше). Внеурочные занятия могут

посещать учащиеся, интересующиеся только теоретическими знаниями в

сфере искусства (школьники с возникшими трудностями в рисовании

посещают экскурсии, кружки, участвуют в беседах, в просмотре

кинофильмов по изобразительному искусству).

Для осуществления принципа занимательности, учителю следует

применять

различные

формы

внеурочной

деятельности

по

изобразительному

искусству

в

общеобразовательной

школе:

факультативные занятия, кружок, организация изостудий, беседы, музеев,

домашнее рисование, конкурсы рисунков. Изокружок дает возможности

легко выявить интересы и художественно-творческие способности

школьников, этому способствует небольшое количество учащихся в группе,

что позволяет учителю уделять больше времени индивидуальной работе.

Факультативное занятие является внеурочной деятельностью школьников,

которая несёт в себе ярко выраженный проблемный характер и

рассчитано на самостоятельность и высокую активность обучения в

восприятии материала и в выполнении творческих заданий. Экскурсии

по изобразительному искусству осуществляются на выставках (для

увеличения кругозора и знакомствами с выдающимися произведениями

искусства), в музеях и на природе (для наблюдений и зарисовок).

Изостудия

является

помещением

для

занятий

изобразительной

деятельностью, она может располагаться не только в школе, но и за её

пределами.

Достоинством

изостудии

можно считать благоприятные

условия

для

создания

атмосферы

художественной

школы, когда

проведение занятий занимает относительно длительное время (около

трёх часов).

Организация детских рисунков осуществляется в конце учебного

года как творческий отчёт по деятельности кружка, т.к. является

общешкольным. Выставки могут оформляться в различных рекриациях: в

библиотеках,

в

коридорах,

в

актовых

залах

и

в

кабинетах.

Выставленные детские работы должны быть подписаны. Проведение

конкурсов рисунков по изобразительному искусству эффективнее по

результативности

осуществляется

на

определённую

тематическое

содержание. Домашнее рисование должно выполняться школьниками

только по собственному интересу и желанию. Эти рисунки учитель

просматривает для того, чтобы оказать помощь в исправлениях ошибок,

для наблюдения за развитием школьников в технике реалистического

или модернистского изображения. В период организации внеурочной

деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной

школе

преподаватель иногда может сталкиваться

с

трудностями,

мешающими

осуществить

задуманное.

Для

составления

сценариев

мероприятий, на выбор методики проведения и форм организации

уходит

много

времени.

Соответственно,

желательно

выделять

педагогические

условия,

позволяющие

эффективно

организовать

внеурочную деятельность по данному предмету

Педагогические условия - это формы и методы работы кружков, которые

обязательно

должны

отличаться

от

классных

уроков, в идеале

приближаясь к художественным школам. Первое условие - воспитание в

учащихся веры в себя, в свои силы, в свой потенциал и в свои

творческие

способности;

второе -

беседы

и

рассказы

по

искусствоведению

целенаправленно

систематизируются,

осуществляя

активизацию

внимания

школьников,

их

работоспособность

и

мыслительную деятельность, их эстетическую и 17 эмоциональную

отзывчивость; третье - на внеурочных занятиях необходимо знакомить и

учить использовать применение разнообразных материалов и техник

работы с ними; четвертое - в организации внеурочной деятельности по

изобразительному искусству в помощь к участию очень эффективно

привлекаются родители.

В воспитании у учащихся веры в себя, в свои силы, в свой

потенциал

и

в

свои

творческие

способности

важно,

чтобы

в

преодолении школьниками трудностей в изобразительной деятельности

осуществлялось удовлетворение эмоциональных и эстетических чувств,

вера в себя, в свои силы и в свои творческие способности. Главные и

основные затруднения у учащихся возникают в процессе поисков

композиционных

решений,

где

требуется

передача

образной

выразительности

объёма,

формы,

колорита,

цвета,

пропорций

и

пространства в рисунке. С целью преодоления данных трудностей

нужны условия, которые предоставляет внеурочная форма занятия. Для

каждого внеклассного мероприятия следует выделять основную задачу и

предусмотреть поэтапное усложнение данных задач в последующих

занятиях. Внеклассная работа предлагает многообразие в применениях

художественных материалов и техник. Школьники в ходе выполнения

рисунков активно используют самые разные материалы: цветные мелки,

карандаши, холст, альбомный лист, картон, уголь, чёрную тушь и др.

учащиеся сами выбирают материал, учитель лишь помогает и советует

как их лучше использовать.. С каждым рисунком накопленный опыт и

сформировавшийся навык изобразительной грамоты, дает возможность

школьникам самим выбирать подходящий художественный материал для

воплощения

идеи.

В

организации

внеурочной

деятельности

по

изобразительному искусству очень удачно с хорошей результативностью к

помощи и участию привлекаются родители с целью повышения

эффективности деятельности школьников по изобразительному искусству.

В ходе выполнения домашней работы родители могут советовать и даже

в чем-то помогать ребёнку. Школьники приглашают родителей на

тематические вечера искусства и выставки, это формирует у учащихся

интерес к изучению искусства.

Внеурочная деятельность активно развивает любовь и интерес к

изобразительному

искусству,

знакомит

учащихся

с

выдающимися

художественными

произведениями,

способствует

эстетическому

воспитанию. Поэтому материал для внеурочной деятельности отбирается

с

учётом

возрастных

особенностей,

предпочтений

и

интересов

школьников.

Таким образом, специфика организации внеурочной деятельности

по изобразительному искусству в общеобразовательной школе должна

основываться

на

обогащении

содержания занятий для

увлечения

школьников и разнообразия их деятельности. Успешность в работе во

многом зависит от хорошей организации занятий, обеспеченности

необходимым материалом и оборудованием, увлечённости учителя, от

чёткого планирования и регулярности занятий. В ходе планирования

работы

следует

учитывать

количество

участников,

тематическое

планирование и сложность заданий, количество часов, организацию

итоговых выставок и методику проведения занятий. Перед началом

каждого занятия учитель обязан тщательно подготовить всё необходимое,

чтобы не отвлекаться от непосредственного участия в деятельности

школьников. Следует добиваться того, чтобы внеклассные мероприятия

по изобразительному искусству осуществлялись в обстановке как можно

более приближенной к условиям художественной школы по оснащению

кабинета техническими средствами, необходимой мебелью и материалами

для

творчества.

Это

будет

способствовать

непосредственному

формированию

повышенного

интереса

участников

занятия

к

изобразительному искусству и активному стремлению развить собственные

творческие

способности

для

получения

необходимого

навыка

с

положительными результатами.



В раздел образования