Напоминание

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.


Автор: Зрюмова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения
Населённый пункт: с.Лермонтовка
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Экологическое воспитание младших школьников

во внеурочной деятельности.

Формирование чувства единства природы и человека является одним из усло-

вий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мой опыт показывает, что дети младшего школьного возраста без особых

усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в

доступной увлекательной форме и, если учитывается интерес ребенка к природным

явлениям.

В своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым

экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по

отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с

природой. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу - значит творить добро, и

заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала

краше, зеленей, богаче.

На занятиях кружка «Эколенок» воспитываю у детей любовь к родному краю,

охране растений и животных. Программа рассчитана на четыре года. На занятиях

читают рассказы и стихотворения о природе, заучивают и придумывают загадки,

пословицы, стихи, составляют и записывают предложения природоведческого

содержания о листопаде, снегопаде, о красоте природы родного края. Особый

интерес у ребят вызывают беседы по репродукциям картин замечательных русских

пейзажистов.

Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников

является игра. Экологические игры на занятиях кружка «Эколенок» способствуют

организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание,

память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки,

шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей,

способностей, своих пределов. В процессе игры мои дети учатся устанавливать

существующие в природе взаимосвязи; уточняют, закрепляют и обобщают

полученные ранее знания; расширяют кругозор. Природная любознательность,

повышенная эмоциональная чуткость, интерес к игровой деятельности младших

школьников

способствуют

успешному

выполнению

задач

экологического

воспитания.

Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой России» и «Красной книгой

Хабаровского края».

На занятиях кружка я использую следующие формы работы:

наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой рабо-

ты с обучающимися начальных классов); экскурсии в природу; беседы, доклад, со-

общения; выпуски стенгазет; экологические игры; праздники; исследовательские

проекты.

Провожу много классных мероприятий, на которых рассказываю о поведении в

лесу, о бережном отношении к природе. При этом использую материалы журналов

«Начальная школа», «Юный натуралист» и другую литературу.

В своей работе я развиваю творческие способности обучающихся через их уча-

стие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ.

Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное

влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельно-

сти, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения.

Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится

соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неуди-

вительно. Не секрет, что участие в конкурсах и конференциях помогает ребёнку

расширить свой кругозор,

углубить знания по предмету.

Мои ребята активно принимают участие во Всероссийском творческом конкурсе

«Экология и мы» и занимают достойные места (Татьяна Л.- 2место, Алина З.-

2место, Наталья Г.-1место,);

в Международном конкурсе «Законы экологии»: Алина

З. -1место, Арина Р.-1место, Георгий К.-1место, Маргарита Ш.-1место, Татьяна Л.-

1место, Ситора А.-1место.

Не первый год ученики участвуют в краевых акциях «Елка Эколят и молодых

защитников Природы»-групповая работа (2место).

Многие ученики стали победителями и призерами районного этапа краевой

природоохранной акции «Помоги зимующим птицам» в различных номинациях:

«Лучший рисунок «Покормите птиц» - Эдуард Б. -1место, Ирина К.-1место,

Алина З.-1место, Татьяна Л.-1место,

«Зимняя столовая» - Эдуард Б. -1место,

Наталья Г.-3место; районной природоохранной акции «Помоги зимующим птицам»

- Настя К.-1место, Никита О.-1место, Полина Р-грамота.

Обучающиеся с удовольствием выступают на районных научно-практических

конференциях

с

исследовательскими

работами:

«Янтарь-волшебные

слезы

деревьев» (Зоя Г.-2место), «Береза –символ Родины» - (Екатерина М.-2место),

«Птицы-наши друзья» -(Наталья Р. 1место).

Ребята нашего кружка стали инициаторами экологических акций «Я весь мусор

уберу и природе помогу!», «Посади свое дерево».

В весенний и осенний периоды выпускают листовки о запрете палов, в поддержку

птиц зимой, необходимости чистоты улиц родного села, в защиту лесов.

В наши дни люди совсем не задумываются о благосостоянии нашего дома- о

нашей планете Земля. Повсюду можно увидеть бросовый материал. Однако, если

приложить умение и фантазию, можно с умом использовать такой материал, при

этом не захламляя Планету, а украшая её. Вот и мы в школе проводим такие

выставки.

Родители обучающихся – активные мои помощники. Вместе с детьми мастерят

кормушки и гнездовья, подкармливают птиц, выращивают для школы и класса

комнатные цветы, сажают деревья, кустарники и ухаживают за ними; заботятся о

содержащихся дома животных. На родительских собраниях обсуждаем вопросы

экологического воспитании в семье, о здоровье детей, о здоровом образе жизни.

Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует

формированию знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной

экологическим

содержанием;

интереса

к

исследовательской

деятельности,

стремления к здоровому образу жизни.

Продолжать работу в этом направлении

просто необходимо, так как её перспективы очевидны.

Автор статьи : Зрюмова Светлана Владимировна,

учитель начальной школы МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения



В раздел образования