Автор: Зрюмова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения
Населённый пункт: с.Лермонтовка
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности.
Формирование чувства единства природы и человека является одним из усло-
вий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мой опыт показывает, что дети младшего школьного возраста без особых
усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в
доступной увлекательной форме и, если учитывается интерес ребенка к природным
явлениям.
В своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым
экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с
природой. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.
Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу - значит творить добро, и
заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала
краше, зеленей, богаче.
На занятиях кружка «Эколенок» воспитываю у детей любовь к родному краю,
охране растений и животных. Программа рассчитана на четыре года. На занятиях
читают рассказы и стихотворения о природе, заучивают и придумывают загадки,
пословицы, стихи, составляют и записывают предложения природоведческого
содержания о листопаде, снегопаде, о красоте природы родного края. Особый
интерес у ребят вызывают беседы по репродукциям картин замечательных русских
пейзажистов.
Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников
является игра. Экологические игры на занятиях кружка «Эколенок» способствуют
организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание,
память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки,
шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей,
способностей, своих пределов. В процессе игры мои дети учатся устанавливать
существующие в природе взаимосвязи; уточняют, закрепляют и обобщают
полученные ранее знания; расширяют кругозор. Природная любознательность,
повышенная эмоциональная чуткость, интерес к игровой деятельности младших
школьников
способствуют
успешному
выполнению
задач
экологического
воспитания.
Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой России» и «Красной книгой
Хабаровского края».
На занятиях кружка я использую следующие формы работы:
наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой рабо-
ты с обучающимися начальных классов); экскурсии в природу; беседы, доклад, со-
общения; выпуски стенгазет; экологические игры; праздники; исследовательские
проекты.
Провожу много классных мероприятий, на которых рассказываю о поведении в
лесу, о бережном отношении к природе. При этом использую материалы журналов
«Начальная школа», «Юный натуралист» и другую литературу.
В своей работе я развиваю творческие способности обучающихся через их уча-
стие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ.
Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное
влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельно-
сти, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения.
Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится
соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неуди-
вительно. Не секрет, что участие в конкурсах и конференциях помогает ребёнку
расширить свой кругозор,
углубить знания по предмету.
Мои ребята активно принимают участие во Всероссийском творческом конкурсе
«Экология и мы» и занимают достойные места (Татьяна Л.- 2место, Алина З.-
2место, Наталья Г.-1место,);
в Международном конкурсе «Законы экологии»: Алина
З. -1место, Арина Р.-1место, Георгий К.-1место, Маргарита Ш.-1место, Татьяна Л.-
1место, Ситора А.-1место.
Не первый год ученики участвуют в краевых акциях «Елка Эколят и молодых
защитников Природы»-групповая работа (2место).
Многие ученики стали победителями и призерами районного этапа краевой
природоохранной акции «Помоги зимующим птицам» в различных номинациях:
«Лучший рисунок «Покормите птиц» - Эдуард Б. -1место, Ирина К.-1место,
Алина З.-1место, Татьяна Л.-1место,
«Зимняя столовая» - Эдуард Б. -1место,
Наталья Г.-3место; районной природоохранной акции «Помоги зимующим птицам»
- Настя К.-1место, Никита О.-1место, Полина Р-грамота.
Обучающиеся с удовольствием выступают на районных научно-практических
конференциях
с
исследовательскими
работами:
«Янтарь-волшебные
слезы
деревьев» (Зоя Г.-2место), «Береза –символ Родины» - (Екатерина М.-2место),
«Птицы-наши друзья» -(Наталья Р. 1место).
Ребята нашего кружка стали инициаторами экологических акций «Я весь мусор
уберу и природе помогу!», «Посади свое дерево».
В весенний и осенний периоды выпускают листовки о запрете палов, в поддержку
птиц зимой, необходимости чистоты улиц родного села, в защиту лесов.
В наши дни люди совсем не задумываются о благосостоянии нашего дома- о
нашей планете Земля. Повсюду можно увидеть бросовый материал. Однако, если
приложить умение и фантазию, можно с умом использовать такой материал, при
этом не захламляя Планету, а украшая её. Вот и мы в школе проводим такие
выставки.
Родители обучающихся – активные мои помощники. Вместе с детьми мастерят
кормушки и гнездовья, подкармливают птиц, выращивают для школы и класса
комнатные цветы, сажают деревья, кустарники и ухаживают за ними; заботятся о
содержащихся дома животных. На родительских собраниях обсуждаем вопросы
экологического воспитании в семье, о здоровье детей, о здоровом образе жизни.
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует
формированию знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной
экологическим
содержанием;
интереса
к
исследовательской
деятельности,
стремления к здоровому образу жизни.
Продолжать работу в этом направлении
просто необходимо, так как её перспективы очевидны.
Автор статьи : Зрюмова Светлана Владимировна,
учитель начальной школы МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения