Напоминание

Приёмы мотивации


Автор: Кожемякина Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ КСОШ №2, филиал Курская СОШ
Населённый пункт: село Курск Кулундинского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы мотивации
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс «Мотивация учебной

деятельности на уроках русского

языка», презентация

Русский язык

5 класс

Другие методич. материалы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная

общеобразовательная школа с. Южное»

Мастер-класс

«Мотивация учебной деятельности на уроках

русского языка»

учитель русского языка и литературы

Баранова Т.А.

Цель мастер-класса:

Цель мастер-класса: способствовать осознанному выбору учителем активных

и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке.

Задачи:

• Создание условий для профессионального общения, самореализации и

стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

• Распространение педагогического опыта.

• Создать условия для активного взаимодействия участников мастер -

класса между собой;

Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его

результативности.

Форма мастер-класса:

лекция-беседа с использованием компьютерной

презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным

описанием различных приёмов и методов);

материал для выполнения

практической работы участниками мастер-класса;

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение

участников в групповую работу, рефлексия.

Ход мастер – класса

1. Постановка проблемы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Меня зовут

Баранова Татьяна Александровна, я учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ с. Южное». Мне очень хочется , чтобы вы получили для себя

полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и

поделиться своим небольшим опытом работы.

Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к

соседу, находит общее между собой с тем человеком, к которому он

обращается,

заканчивая

следующее

предложение

«Нас

с

тобой

объединяет…»

Цель : снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического

и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Внимание на экран! (Слайд 2)

Вы,

конечно,

узнали

героя

комедии

Д.И.

Фонвизина

«Недоросль»

Митрофанушку. Среди Ваших учеников есть такие, которые похожи на него?

Он не хочет учиться, не видит смысла в образовании. Причина заключается

в том, что у ребёнка отсутствует мотивация к образовательной деятельности.

Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы

каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться

имеющимися знаниями и опытом?

Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного

мастер-класса: познакомить

с

элементами,

методами

и

приемами

мотивации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка.

Для того, чтобы мотивационный этап прошёл успешно, нужно, чтобы

приёмы мотивации базировались на трёх принципах. (Слайд 4.) 1. Учитель,

который готовится к уроку, напоминает сказителя. И у того, и у другого есть

свобода выбора: учитель может выбрать любые приёмы и методы, чтобы

заинтересовать ученика, сказитель может использовать различные сюжеты,

чтобы привлечь внимание слушателей. Ученик напоминает героя сказки: у

ученика тоже должен быть выбор, какое задание делать, на какую оценку

рассчитывать (под чутким руководством учителя, конечно) так же, как у

героя сказки есть выбор, по какому пути пойти. Первый принцип – ВЫБОР.

2. Продолжите мысль английского драматурга Б.Шоу: «Если у вас и у меня

есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то что будет у Вас? а что

у меня? (И у меня, и у вас останется по одному яблоку.) Если у Вас есть идея

и у меня есть идея и мы обменялись этими идеями, то….» (У каждого из нас

будет две идеи.) Урок будет эффективным, если и учитель, и ученик будут

сотрудничать,

вместе

находить

истину.

Второй

принцип

-

СОТРУДНИЧЕСТВО. 3. Есть замечательная легенда об успешном человеке.

— Сэр, в чем секрет вашего успеха? — спросил журналист успешного

человека. – Я понимаю, что это долгий разговор, но если кратко? — Можно и

кратко… Я могу ответить двумя словами. — Всего два слова? И какие? —

Правильные решения. — А как же вы принимаете правильные решения? —

Здесь хватит одного слова. — Да? И что это за слово? — Опыт! — А… как

вы получаете этот самый опыт? Уже совсем рассмеявшись, предприниматель

сказал: — Всего два слова. — И какие же? — Неправильные решения…

Ученики не всегда правильно выполняют задания, учитель должен помочь

разобраться в ошибках, поддержать, создать ситуацию успеха.

Третий

принцип – УСПЕХ.

«ВСЕ

НАШИ

ЗАМЫСЛЫ,

ВСЕ

ПОИСКИ

И

ПОСТРОЕНИЯ

ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ

УЧИТЬСЯ».

Так как мы ограничены во времени, то все формы обучения, которые я

применяю на уроках, я показать не смогу. Да и не вижу в этом смысла,

потому, что одну и ту же форму можно по-разному организовать и это

зависит от многих причин: от замысла, от цели, от класса, темы, времени,

профессионализма учителя и т.д.

Дальнейшую нашу работу я предлагаю провести в форме аукциона.

Предложенный аукцион можно проводить с любой категорией: с педагогами,

родителями, а также использовать предложенные в нём формы для любого

урока.

Используя свой опыт, попробуем показать на практике, как формировать

мотивацию на разных этапах урока.

Весь аукцион условно мы разбиваем на блоки – этапы урока.

Для начала как и полагается в начале каждого занятия предлагаю вам на

красных листочках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на

желтых.

( Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,

полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении

уроков

(внеклассных

мероприятий)

для

обеспечения

системно-

деятельностного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими

образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы

педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

А сейчас самое время познакомиться с правилами аукциона.

Вам будут предложены лоты, которые можно будет приобрести на торгах.

Из представленных лотов Каждый из вас должен выбрать себе самый

понравившийся, самый эффективный лот – прием, метод или форму

мотивации. И записать его на белом листочке.

I.

Аукцион

Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках,

напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было

для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам.

Как же создается эмоциональный настрой на уроках?

Перед вами первый лот. ЛОТ 1 этап мотивации урока.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

на слайде:

Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между

учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а

молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у

него сегодня настроение.

Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Стишок на каждый урок

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

Смайлики

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

Давайте нарисуем в тетради смайлики, соответствующие вашему

настроению. Смайлики покажите свои друг другу. Пусть они будут весь урок

лежать перед вами. С этим хорошим настроением мы и начинаем наш

сегодняшний

урок.

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону

ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить

на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности. Очень

важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей

эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание

личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

Перед вами лот № 2

ЛОТ 2 - этап создания проблемной ситуации, подведения к теме

На слайде

Привлекательная цель

1. Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют

корня, например, глагол вынуть)

2. Эврика

Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок,

выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу,

раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.

3. Профи

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

4. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

5 Выбрать цель из предложенных

6 Игра «Знаете ли вы, что…?»

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы

в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных

учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного

разрешения.

В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся

является стремление решить поставленную задачу.

Неизменно

воодушевляет

школьников

введение

в

учебный

процесс

элементов групповой самостоятельной работы, если, конечно, они обладают

необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В

данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания

правильно и лучше, чем у соседа.

Перед вами ЛОТ №3

Здесь представлены используемые приемы деления учащихся на группы

На слайде

1. Игра «Пошли на охоту». Необходимо «поймать» не менее 3 человек,

ответивших на поставленные вопросы.

2. Деление на группы по временам года. (Кто когда родился)

3. Деление на группы по сферам деятельности.

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому

ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость

достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. мотив

достижения успеха.

Чтобы организовать ситуацию успеха можно использовать различные

методы, способы и приемы.

Некоторые из них это ЛОТ 4

На слайде

1. Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов

нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех

остальных. Участник должен пояснить ответ.

2. Прием

«Закончи

предложения».

Цель:

формирование

умения

оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и

отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

3. Игры-тренинги.

- Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались

ошибки - найдите их и исправьте.

- Представьте, что вы автор учебника. Как бы вы разъяснили эту тему

ученикам.

4. Грамматической задачи:

1. Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з»,

потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?

2. Петя Ошибкин в слове «здесь» букву «эс» и рассуждал он при этом так:

«Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли

объяснил Петя Ошибкин?

Запишите один из этих приемов на белом листке.

На

каждом

из

этапов

урока

необходимо

использовать

проблемные

мотивации, задания.

В конце каждого занятия проводится рефлексия.

Перед вами ЛОТ№ 5.

На слайде

1.

ПОПС – формула – интерактивный прием позволяет кратко и

всесторонне выразить собственную позицию по прошедшему уроку.

2. Использование фраз из рефлексивного экрана на доске

3. Пятерочка . вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура

руки

4. Творческая форма рефлексии – синквейн – стихотворение из пяти строк,

в котором автор выражает свое отношение к уроку, проблеме.

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Каждый из нас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную

деятельность, в сущности, занимается творчеством.

Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество

композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде”

Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А

вот из живого, сделать ещё более живое!....”

Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами:

будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие

условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать

новый опыт.

Вы, наверное, поняли, что я для себя выбрала. Конечно это активные и

интерактивные формы обучения. Они активизируют деятельность учащихся

на уроке, позволяют разнообразить деятельность на уроке, включить в неё

всех учащихся, что повышают мотивацию и создают условия для более

качественного обучения.

В заключении я хочу высказать свое мнение о мастер-классе, свидетелем,

которого вы стали сейчас в форме синквейна

На слайде

1. Название предмета Мастер-класс

2.

Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективный,

творческий

3. Описание действий (три глагола) стимулирует, направляет, обучает

4.

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль свой стиль

педагогической деятельности

5. Синоним первого слова, который раскрывает его суть умение и

опыт

Приложение 1.

Характеристика некоторых приемов постановки цели урока

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учитель называет

тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью

опорных глаголов. (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить,

доказать,

сравнить,

проанализировать,

сделать

вывод,

разобраться,

систематизировать и др.).

2. Работа над понятием. Учитель учащимся предлагает для зрительного

восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова

или найти в «Толковом словаре». От значения слова определяется цель

урока.

3. Домысливание. С помощью слов помощников учащиеся формулируют

цель урока:

- Вспомним…

- Повторим…

- Изучим…

- Узнаем…

- Проверим…

- Научимся…

4. Кластер. Учитель совместно с учениками составляют кластер по новой

теме урока. Гроздья кластера это то, что необходимо знать, пути решения

поставленной проблемы и др. На основе этого выявляется тема, цель и задачи

урока.

5. «Отсроченная догадка». Предлагается интересный эпизод, содержащий

интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. Например,

урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи», на

доске

записывается

известное

предложение

Л.В.

Щербы:

Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокренка. В конце урока

ученики должны назвать в предложении самостоятельные части речи.

6.

Приложение 2.

Методические приемы, используемые для организации деятельности

учащихся на различных этапах урока

«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА» Преподаватель дополняет реальную

ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на

фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во

времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения,

например глазами инопланетянина или древнего грека…

ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА» Преподаватель начинает урок с пословицы

или поговорки, относящейся к теме урока.

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ» Преподаватель начинает урок с

высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

«ЭПИГРАФ» Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» Используя работу над изучением этимологии

слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного

из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на

этот вопрос.

«ЛОВИ ОШИБКУ!» Объясняя материал, преподаватель намеренно

допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом.

Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или

жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком

или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность

вмешаться! Учащийся получает текст со специально допущенными

ошибками – пусть «поработает учителем».

«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК)

Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются

умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных

ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной

дома «шпаргалке»,если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги

форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена

отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками,

стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3)

количество слов и других единиц информации соответствует принятым

условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных

знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их

использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы

подводятся итоги, происходит награждение победителей.

«КРОССВОРД» Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление

знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в

занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и

кроссворд.

«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ» Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей».

Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима

даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта –

необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по

аудитории, это требует определённой сформированности культуры

поведения.

ПОПС-формула Учитель актуализирует необходимость использования

учениками формы работы, когда нужно выработать аргументы,

сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Схема

работы: П–позиция (в чем заключается точка зрения) –я считаю, что… О–

обоснование (доводы в поддержку позиции) -… потому, что… П –пример

(факты, иллюстрирующие довод) -…например… С –следствие (вывод,

призыв к принятию позиции) -…поэтому можно сделать вывод…. Учитель

побуждает учеников рассказать о результатах выполнения задания,

актуализирует и развивает монологическую и диалогическую речь.

Подводит к выполнению алгоритма ответа: «А как будете отвечать? По какой

схеме? Давайте определим эту схему».

Алгоритм подготовки учеником ответа:

1. Осмыслить задание. Определить цель своего ответа.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти

закономерность, вывести правило,сформулировать понятие и др.).

4. Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать устный развёрнутый ответ: «Я считаю что…, потому что во-

первых…, вовторых…, таким образом делаем вывод…»

«КЛАСТЕР»

Кластер

(гроздь)

фиксация

системного

понятия

с

взаимосвязями в виде:

«ТРОЙКА» К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый,

второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

«ТАБЛИЧКА» Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может

быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

«РЮКЗАК» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после

изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе,

а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного

учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит

конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать

"пропускаю ход". Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в

такой-то теме; я наконец-то запомнил

Просмотрено: 76%



В раздел образования