Автор: Сайманова Асия Ильдаровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №10"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии в преподавании английского языка
Раздел: среднее образование
Игровые технологии в преподавании английского языка
Мотивация учащихся на всех ступенях обучения напрямую связана с игрой. Игра
является основным видом деятельности и познания действительности у школьника.
Обобщение трудов психологов и педагогов показало, что целесообразное применение
игровых технологий на уроках иностранного языка необходимо. Их отсутствие способно
спровоцировать понижение интереса к учению. Рутинное выполнение упражнений не
способствует актуализации учебного материала на уроке английского языка.
Игра — одно из самых эффективных средств проведения урока. Современный учитель
получил возможность свободно преподавать английский язык, не просто используя
игровые технологии, но и объединить их с новейшими мультимедийными средствами, что
еще сильнее повышает эффективность обучения.
Использование игровых технологий способствует повышению мотивации на уроках
иностранного языка. Особый интерес у обучающихся вызывают новые игры, так
называемые онлайн флэш-игры. Современное поколение тесно связано с новейшими
интернет-технологиями и, поэтому учитель XXI века должен владеть ими в полной мере.
Каждый человек, выполняя то или иное действие, находится под влиянием мотивов. Мы
учимся, и нами движут мотивы. Одни дети изучают новый материал для успешной
реализации себя в обществе, другие — для достижения материального благополучия,
третьи, чтобы принести пользу обществу.
Учебный мотив — "направленность ученика на различные стороны учебной
деятельности" (А. К. Маркова).
Задача учителя — сформировать правильную мотивацию у обучающихся, организовать
урок таким образом, чтобы каждый ученик болел за успех всего коллектива. Игровая
мотивация должна занимать в обучении ту же нишу, что и коммуникативная, эстетическая
и познавательная мотивации.
Использование игровых технологий на уроках английского языка на начальном и
среднем этапах обучения оптимизирует учебный процесс: повышает мотивацию,
снижает утомляемость, увеличивает темп урока.
Игра — это:
деятельность
мотивированность
обучение и воспитание в коллективе, через коллектив
развитие психических функций и способностей
учение с увлечением.
Существует большое количество самых различных игр. Их можно найти в интернете,
благовыбор сейчас настолько богат, что учителям остается лишь отфильтровывать
ненужный материал, выбирая самое лучшее и продуктивное. В своей практике я
применяю эти игры большей частью не на уроках — размещаю ссылки на своем
персональном сайте, чтобы учащиеся могли дома воспользоваться ими, не теряясь в
поисках (хотя многие дети даже помогают учителям найти "горячую новинку", чтобы
поделиться с одноклассниками).
Фонетические игры
Short vowels
Обучающимся предлагается найти пары «рисунок-слово». Совпавшие пары озвучиваются,
что позволяет на уроке развивать навыки аудирования, внимание и реакцию.
Способствовует легкому усвоению материала за счет использования всех каналов
получения знаний: "вижу, слышу, пробую, проговариваю".
Name the picture": choose words with long vowels
Игроку предлагается выбрать слово с долгой гласной из трех вариантов. Удобство данной
игры заключается в том, что правильные и неправильные ответы сразу фиксируются.
"World West Phonics"
Игра обеспечит проверку знания учащимися чтения некоторых словосочетаний. Им
предлагается закончить слово. Можно выбрать разные уровни: средний, сложный и
повышенной сложности. Если окончание выбрано неверно, то в героиню бьет молния или
начинается дождь. В данном случае игроку предлагается исправить свою ошибку. Игра
озвучена.
"Spell-check"
Он-лайн флэш игра на проверку правописания. Хорошо применять данную игру во время
отработки изучаемого материала.
Грамматические игры
Can/can’t"
Для лучшей результативности следует посадить учащихся за компьютеры. Им
предлагается посмотреть на картинки и написать одно из слов CAN/CAN’T.
Удобство данной игры заключается в том, что перейти к следующей картинке можно
только после верного введения ответа. Если ответ дан неверно, то предлагается
возможность исправления. Лексические игры
"Post letter"
Данная он-лайн флэш игра может использоваться для активизации ранее изученных
количественных числительных. С целью повторения и подготовки к изучению
следующего раздела. Обучающиеся слушают диктора, который произносит числительное
и бросают письмо под нужную дверь.
"Good friend"
Данная игра проводится как конкурс между командами. Выбирается один из участников,
который выходит к интерактивной доске и выбирает варианты ответов. Тот, кто выполнит
задание быстрее, тот и победит. Участник противоположной команды на время ответа
другого покидает аудиторию. Все остальные учащиеся должны молчать, иначе балл не
засчитывается.
Эту игру можно проводить как часть соревнования. Надо заранее распечатать бланки-
грамоты из этой игры и внести туда имена всех участников. Победители получают
отметку «5», но всем участникам достаются грамоты за старания.
Что мешает использовать онлайн-игры на уроках английского языка?
Существует ряд препятствий, которые не позволяют применять на уроках английского
языка игровые технологии в полной мере. Главной проблемой является нежелание
педагогов меняться, пробовать использование инновационных технологий.
На уроках невозможно охватить весь спектр игровых итернет-технологий, поэтому я
провожу "рекламу" игровых заданий: знакомлю учащихся с сайтами с полезными
интернет-ресурсами. Таким образом, обучающиеся могут совершенствовать английский
язык с интересом не только на уроке, но и дома.
В. А. Сухомлинский справедливо отмечал, что, если нормальный ребенок ни в одном
предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит,
школа не выполнила своей задачи. Следовательно, задача состоит в том, чтобы добиться
положительной мотивации при изучении английского языка через развитие интереса к
нему.